«Детский альбом» П.И. Чайковского.
план-конспект урока по музыке по теме

Козельцева Елизавета Евгеньевна

Конспект урока для второго класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_albom_1.docx29.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                             

Тема урока: «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель:  продолжить знакомство детей с биографией П.И. Чайковского, прослушать и проанализировать произведения «Камаринская» и «Полька» из цикла произведений «Детский альбом».

Метапредметные: активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;

Предметные: прослушать и проанализировать произведения «Камаринская», «Полька» из «Детского альбома» П.И. Чайковского, развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха.

Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, воспитывать музыкальный, эстетический вкус; воспитывать интерес и любовь к музыке;

 Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, ноты песни «Все мы просто дети» А. Ермолова, аудиозапись песни «Все мы просто дети» А. Ермолова

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент (1 минута)

- Здравствуйте, ребята. Поприветствуем друг друга.

- Присаживайтесь.

Дети заходят в класс и садятся на места.

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

 

На прошлом уроке вы начали изучать творчество великого русского композитора, кто назовет мне его имя?

- С каким сборником пьес вы начали знакомиться?

- Какие произведения из Детского альбома вы слушали?        

Мы продолжим изучать его творчество и биографию.

- П.И. Чайковский

- Детский альбом

- Называют произведения, которые слушали (Болезнь куклы, Новая кукла)

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (усвоение знания материала прошлого урока)

3. «Открытие нового знания».

(5 мин)

4. Организация слушательской деятельности (12 мин)

Хорошо, ребята, а помните ли вы как зовут композитора, портрет которого изображен на экране? (П.И. Чайковский). Сегодня на уроке, мы продолжим изучать один из самый известных сборников этого композитора, который называется «Детский альбом». 

П.И.Чайковский родился 25 апреля. в семье горного инженера, начальника Воткинского завода. Воткинск, где провел детство будущий композитор, был поселок при заводе, мало, чем отличавшийся от деревни. Воспитание, начальное образование Чайковский получил в семье. Семья была большая. Отец - Илья Петрович Чайковский- выдающийся русский инженер, директор Камско-Боткинских заводов. Мать - Александра Андреевна Чайковская.

В семье родителей любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.

В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а потом в Санкт-Петербург.

Родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения. Чайковский начал серьезно заниматься музыкой, которую в училище преподавали дополнительно. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции.

«Детский альбом» был написан Чайковским летом 1878 года, более ста лет тому назад. Этот сборник состоит из 24 небольших пьес – фортепианных миниатюр.

 Создание его напрямую связано с семьей сестры композитора. Сестра Чайковского, с удовольствием принимала брата в этом большом, уютном доме. Петр Ильич много времени уделял детям своей сестры. Он подолгу играл и гулял с ними. Умел рассказывать интересные истории о странах, в которых побывал. Со вниманием прислушивался к рассказам племянников о проведенном дне или разных событиях из их жизни. Семь детей Александры Ильиничны наполняли поместье задорным смехом, веселыми играми. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом». Он посвящен своему племяннику, Володе Давыдову.- Итак, сегодня мы с вами познакомимся с двумя произведениями этого цикла. Они называются: «Камаринская» и «Полька»

Вообще, «Детский альбом» поделен на небольшие циклы: утренний, дневной, песни и танцы, песни дальних стран и вечерний цикл. «Камаринская относится к песням и танцам. Сейчас я предлагаю вам ее прослушать, а потом вы мне скажете, почему она относится именно к циклу песен и танцев?

(прослушивание)

- Итак, почему же «Камаринская» относится к циклу песен и танцев?

- Правильно. Все сказали верно. Камаринская — это русская народная плясовая песня. В основе танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Этот элемент имеет различные названия: выкаблучивание, притоптывание (сбивание грязи с сапога). Руки ставятся на пояс («руки в боки»), затем разводятся в стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам. На слайде вы можете увидеть, как исполняется камаринская и в каких костюмах. (прослушивание)

- Сейчас вы услышали произведение из «Детского альбома», которое называется «Камаринская». Вы услышали, какая она подвижная и поняли, почему она относится к танцам и песням. А сейчас мы с вами прослушаем еще одну пьесу из «Детского альбома». Она называется «Полька».

Послушайте и скажите, какая была музыка, что мы в ней услышали?

 (прослушивание)

Полька - это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками - маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова pulka - «полшага». Полька была распространена и как бальный танец.

- Молодцы, ребята. А сейчас мы прослушаем еще раз эту пьесу, но не просто так. Первый ряд — скажет нам, в каком темпе она исполнялась. Второй — в какой динамике. Третий расскажет нам, мажор это был или минор. Четвертый — какой характер был у музыки: что она нам рассказала? Помогут вам слова, которые написаны на слайде(на слайде прилагательные, которые характеризуют пьесу).  

(прослушивание)

- Итак, первый ряд, пожалуйста.

- Хорошо. Второй ряд.

- Молодцы. Третий ряд что нам скажет?

- Все верно. И четвертый.

- Ребята, какой можно сделать вывод по слушанию?

Я думаю, можно сказать, что композитор писал свои пьесы  для детей. Но несмотря на это, его произведения имеют народную основу, как «Камаринская», которая является народной плясовой песней и «Полька», как чешский народный танец.

- П.И. Чайковский

- Потому что под нее хочется танцевать. Она веселая, задорная, живая, танцевальная, подвижная. Она народная, по нее можно исполнить народную песню и народный танец.

 -Весёлая, подпрыгивающая, красивая, заводная, быстрая, живая.

- Темп был умеренным, динамика в основном форте, было пиано, был мажор, музыка нам рассказала про бал, где люди танцуют парами.

 

П.И.Чайковский. «Детский альбом»: «Камаринская»

П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Полька»

К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем)

П (открытие новых знаний, нового материала)

Р( Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости)

П (новые знания об использовании церковных колоколов в музыке)

5. Организация певческой деятельности (15 мин)

6. Рефлексия (2 мин)

- Молодцы, ребята, садитесь на свои места. Как мы уже выяснили раньше, Петр Ильич написал свой альбом для детей. Мы продолжим с вами разучивать песню, с которой вы познакомились на прошлом уроке. Как она называется?

- Ребята, сегодня мы с вами продолжили знакомится с великим русским композитором. Кто мне скажет, с каким?

- Верно. А с кем связано создание «Детского альбома»? Кому он посвящен?

- А что такое камаринская?

- Правильно. Какие пьесы из него мы сегодня прослушали?

- Какую песню мы продолжили разучивать?

- Ребята, вы молодцы. До свидания!

- Песня «Все мы просто дети»

- Это П.И. Чайковский.

- Он связан с семьей сестры П.И. Чайковского. «Детский альбом» посвящен его племяннику — Володе.

- Камаринская — народная плясовая песня.

- «Камаринская», «Полька».

- «Все мы просто дети»

А.Ермолов «Все мы просто дети»

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостинная "Детский альбом" П.И. Чайковский

Сценарий мероприятия на котором дети знакомятся с циклом пьес П.И. Чайковского "Детский альбом"....

Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Сценарий предназначен для проведения  и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...

Презентация с иллюстрациями к "Детскому альбому" П.И. Чайковского.

Данная презентация содержит иллюситарции к пьесам из "Детского альбома" Чайковского. Этот материал будет полезен для внеклассных занятий по музыке. Он помогает учащимся лучше представить музыкальные о...

урок "Детский альбом П.И.Чайковского"

Урок содержит полный конспект и презентацию со звуковыми  фрагментами из произведений П.И.Чайковского из "Детского альбома". Урок можно использовать в начальной и средней школе, а ...

Творческий проект «Островок классики»: Детский альбом. П.И. Чайковский

Это первый этап большого проекта «Островок классической музыки», который знакомит детей с жизнью замечательных композиторов в яркой, театрализованной форме. Этот проект объединил не только музыкантов-...