Разработки уроков по музыке
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Намсараева Алима Цыбиковна

Разработки уроков по УМК Е.Д. Критской и Т.И.Науменко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_urokov_muzyki.docx30.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Песня, танец, марш – музыкальные жанры.

Цели и задачи: обобщение знаний по  пройденной  теме.

Оборудование: на планшете изображён лес: деревья, пенёк, на полянке теремок  приклеены все предметы только средней частью, это придаёт объём. На планшете – кармашки, которые располагаются там, где будут находиться герои сказки.

1.Музыкальная сказка.

Алёнка жила на краю села. Возле их дома был лес, белые берёзы стояли стройными  рядами, а за ними – большие дубы (проиллюстрировать на планшете).

Хорошо осенью в лесу!  («Утро»,  муз. Э.  Грига). Мама позволяла Алёнке гулять одной возле дома, но всегда наказывала:

      - Смотри, Алёнушка, никуда от дома не ходи, гуляй на полянке.

    Как-то раз, гуляя, увидела Алёнка, как побежал по берёзке какой-то рыженький зверёк.

     - Да ведь это белка! («Белочка», муз. Н. Римского – Корсакова).

Белочка прыгала с ветки на ветку, с дерева на дереву, а Алёнка бежала за ней вдогонку. Но белочка ускакала.

Остановилась девочка, огляделась – нет белки, и дома не видно.

     Долго ходила Алёнка по лесу. Уставшая, вышла она на поляну и увидела теремок. Вошла в него Алёнка, села на лавку и загрустила. Вдруг в дверь кто-то постучал. (Звучит мелодия песни «Во поле берёза стояла»)

   - Подскажите Алёнке, кто постучал?  (Исполнение песни).

        Стало девочке веселее. Задумалась она:

         - Кто же сделал балалаечку и стал на ней  играть?  Может, это он стучит в дверь?

Открыла Алёнка дверь, а на пороге стоит светлячок. Взяла Алёнка его на руки: «О чём грустишь, Светлячок?»

Начал он рассказывать, что случилось с ним.

  (Исполнение песни  «Светлячок», муз . Е. Зарицкой, сл. М. Пляцковского).

  -Всё ясно,- говорит Алёнка, - ты бы пошёл и попросил мышку отдать тебе фонарик.

  -Пошёл я, - отвечает светлячок, - встретил мальчишку, который меня совсем запутал.

2.Слушание музыки.

Появляется Незнайка, и звучит «Песня Незнайки», муз. Я. И. Дубравина,  сл. В. Суслова (см. нотное приложение к уроку №2)

- Что это за мальчишка?

-Что он перепутал? Поможем ему разобраться?

-А вот и наш дед  Мазай: «Осень наступила, хорошо в лесу, тихо, только лист сухой под ногами шуршит, много грибов. Вот зайки помогают мне их собирать. А  ты, Незнайка, иди домой и читай книжки, тогда не будешь всё путать».

     Но Незнайка остаётся, хочет послушать рассказы  деда Мазая. Все уселись поудобнее и запели песню «Осень», муз. Ц. Кюи, сл. А. Плещеева (см. нотн. прилож. к ур.  №6)

Понравилось Незнайке. Спрашивает  он у Алёнки, где так можно хорошо научиться петь? (Ответы учащихся)

    Исполнение песни.

«Чему учат в школе?» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского (см. нотное приложение к уроку №6).

- Но как же Алёнке  вернуться домой, в школу? И тут появляется Весёлый музыкант.

Исполнение песни.

«Весёлый музыкант, сл.Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко (1 куплет), (см.нотное приложение к уроку №6)

Музыкант:

  -Дорогу домой поможет найти дорожка, на которой нас ждут загадки:

1.Спойте со мной 2-ой куплет песни и покажите, как танцуют зайки (2 куплет).

2.Что сейчас звучит?  (Дети продолжают делать движения). («Вальс» из балета «Щелкунчик»). Чем эти движения отличаются от тех, которые вы делали раньше?

3. Можно пропеть мелодию вальса? Пропойте, и вы откроете Алёнке дорогу домой.

- Дорога свободна. И зашагала девочка, а вместе с ней и герои наших сказок. Но вот на дороге опять зайка, не пускает наших героев дальше. Выручай, музыкант, и  вы, ребята. Исполните 3 куплета песни  «Весёлый музыкант». Исполнение.

  Зайцы разбежались, дорога свободна. Звучит   «Итальянская полька» С. Рахманинова  (Хорошее  настроение  не даёт устоять на месте.  Дети могут  потанцевать,  подвигаться у своих парт).

   - Но почему  зайки разбежались?

  -  Давайте покажем Алёнке и нашим зайкам, что маршировать совсем не страшно («Марш» С. Прокофьева).  Дети маршируют.

-Вот и пришли мы  домой, а кто нам в этот помог? (Песня,  танец, марш).

    Алёнка благодарит  тех, кто помогал ей  попасть домой (можно отметить  работу  учащихся призами).

 Примечание: для подготовки заключительного урока можно заранее подготовить  учащихся, которые будут исполнять роли героев сказки с использованием  костюмов. Это  сделает урок более ярким, где дети будут не только зрителями, но и непосредственными участниками сказки.

 


Музыка и природа

Цели и задачи: расширение представлений о выразительности и изобразительности.

Оборудование: музыкальные карточки, иллюстрации к музыкальным произведениям.

                            Ход урока

1.Организационный момент.

1.Вход под музыку.

2. Музыкальное приветствие.

2. Повторение пройденного.

- Сколько нот вы знаете?

-Какие ноты пишутся на первой, второй линейке нотного стана?

-  Как на нотном стане записать ноту «фа»

3. Изучение нового материала.

Учитель предлагает игру, в которой участвуют «композитор»,  «поэт» и «музыкант».

«Поэт» придумывает  фразу, например:

                 Утро пришло,

                 В школу пора.

«Композитор» выкладывает  мелодию на наборном  полотне  (предварительно обговариваются возможные длительности, используемые ступени).

«Музыкант» учитель показывает на инструменте нужные клавиши, он исполняет.

        

Учащимся предлагается карточка, где записаны  первый, второй такты «Песенки для карнавала».

Знакомые ноты  (соль, ми, фа)  учащиеся называют  самостоятельно, прохлопывая ритм. Ноту  «ре» учитель помогает назвать.

Исполнение песни.

Сначала поётся мелодия, затем вся песня.

-Что выражает музыка этой песни?

- Какой характер?

- Что изображает?  (Танец)

Слушание музыки.

  1. «Утро в лесу», В. Салманов.  Дети подбирают карточку с соответствующей иллюстрацией.  Самостоятельно  учащиеся объясняет  свой выбор, и дают названия  услышанным  музыкальным произведениям. Затем  учитель  говорит истинное  название.
  2. «Вечер», В. Салманов.

Слушание песни.

Перед прослушиванием детям предлагается придумать картину природы, в которой живёт новый персонаж.  «Песенка Деда Мороз

муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

  После прослушивания прохлопать  ритм, определить, все ли длительности  одинаковые.

Обратить внимание на особенность этой песни – начинается со слабой доли.

Разучивание песни ведётся по фразам.

4.Итог.

Музыка выражает внутренний мир человека – чувства, мысли, настроения; изображает разновидности движения человека и окружающей действительности.

5. Домашнее задание: сделать иллюстрацию к песне.

Предисловие.

В  7 классе  мы   вплотную подходим к темам «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия». У Д. Кабалевского эти темы определены по полугодиям, что даёт возможность учителю творчески подходить к каждому занятию, выбирать тему, согласно поставленной цели. В планировании  уроки  выстроены  от простого  к  сложному, начиная с определения  музыкального образа  урока. ( «Музыкальный образ России») к образам огромного внутреннего  содержания («Образы войны», «Образы выдающихся личностей – И. Сусанина, М.Кутузова» и т.д) Подробно доказывается взаимосвязь содержания и формы в музыке для воплощения художественного замысла. Для того, чтобы помочь ребятам в освоении той или иной темы, в уроки включены проблемно- творческие задания. Например, выбрать из двух стихотворений  наиболее подходящее к прозвучавшим фрагментам. Предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению).

Так, наблюдая за жизнью одного самостоятельного образа, мы приходим к наблюдению за жизнью нескольких  музыкальных  образов в одном произведении, т.к. к музыкальной драматургии. Подчеркиваем то, что законы  развития музыки по существу близки законам развития жизни.


Тема: Музыкальный образ.

Песенно - хоровой образ России

      Цели: познакомить с понятием «музыкальный образ»; через звучание на уроке  музыки русских народных  песен  и танцев активизировать чувства сопереживания, любви к народной музыке своей страны.

   Музыкальный материал: «Милый мой хоровод» - русская народная песня, «Барыня», «Уголок России», сл. Е.Шевелевой , муз.В.Шаинского.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

- Известный советский  педагог В.А. Сухомлинский  писал: «В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков  жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотню и тысячи лет чудесную музыку жизни».

    Мы с вами говорили, что «музыка – это сама жизнь». В 1 полугодии мы сможем глубже познакомиться с понятием «музыкальный образ»

  На протяжении всех лет обучения, когда вы исполняли или слушали музыкальные  произведения, мы фактически знакомились с  разными музыкальными образами. Очень близко к понятию «музыкальный образ» мы  подошли в 6- м классе. Знакомясь с произведениями, мы убеждались, что музыка может сильно воздействовать на человека. Она влияет на его настроение и даже меняет его. Вспомните и назовите произведения, которые вам запомнились .( Симфония №6, П. Чайковского,  симфония №5 Л. Бетховена.

-Вы обратили внимание, что характер музыки зависит , прежде всего , от музыкального языка.

Вспомните, что мы относим к музыкальному языку?

- Характерные особенности « трёх китов», но музыка складывается не только из песен, маршей и танцев. Есть музыка и более сложная, которая своими корнями уходит в  три основные направления сферы музыки – песенность, танцевальность, маршевость.

  - Интонация, которая помогает понять музыку, выявляет оттенки внутреннего мира человека.

 - Форма, ритм, лад, темп, тембр, регистр, динамика и т.д.

-Мелодия – душа музыки. Именно с определения характера мелодии начинается понимание музыкального образа.

Будем внимательно вслушиваться в характер музыкальных образов. А чтобы  лучше их понять, мы должны определить смысл, содержание, жизненную основу музыкальных произведений, выявить, что и как в них отображается.

Итак, музыкальным образом мы называем те творческие замыслы, то жизненное содержание, которое  создаёт композитор, пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка

  1. Работа по теме урока

Сегодня на уроке мы обратимся к русской  народной музыке.

1.Слушание “Милый мой хоровод”.

- В чем особенность построения музыки?

- Что вы себе представили, слушая песню?

- Надо ли использовать инструментальное сопровождение?

 - Как развивается мелодия?

 (4 куплета, во втором изменен нижний голос, в третьем – небольшой канон, в четвертом – высокий подголосок.)

Т. е. форма вариации – тема и три вариации, в которых тема постепенно усложняется и развитие идет так непрерывно, что вся песня воспринимается как единое четырёх частное построение, как единое песенно-хороводный образ.

      2. Слушание песни “Барыня”.

        - Какие чувства выразили авторы в этой песне?

        -Что вы представили, слушая ее?

        -Какое построение музыки?

        -Образ чего?

        -Какой инструмент исполняет?

       Сегодня мы посвятим урок русским народным песням и танцам. Песня мы выучим тоже о России.

       3. Слушание песни “Уголок России”, муз. В. Шаинского.

       - Какие чувства выразили авторы в этой песне?

       - Определите музыкальный образ.

       - Что характерно для музыкального языка песни?

       - Найдите  кульминацию.

        - Подумайте, как изменить динамику при исполнении песни.

       4. Работа над песней.

        3. Итог урока.

        Можно предложить ребятам определить образ всего урока. Без труда они определят образ России с ее песнями и танцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Методическая разработка урока по музыке  в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории  высшей категории, Козлов...

Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской

Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...

разработка урока по музыке "Земная и неземная музыка"

«Земная и неземная музыка» Ход урока.1часть. «Музыка — это преломление любого явления через сферу чувств. Музыка начинается там, где кончается слово»...

Разработка урока по музыке в 1 классе по теме: "Рождение музыки"

Основные цели урока:-знакомство с тремя основными жанрами музыки;-воспитание уважения к композитору, слушателю;-помочь учащимся задуматься, почему человек запел,заиграл на иструментах, затанцевал, взя...

Разработка урока по музыке в 3 классе "Интонационная выразительность музыки".

quot;Интонационная выразительность музыки".Краткий конспект урока....

Разработка урока по музыке 4 Класс «Музыка народная и композиторская»

Разработка урока по музыке 4 Класс  «Музыка народная и композиторская»  Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...