Разработка урока по музыке
план-конспект урока по музыке по теме
Разработка урока по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki.docx | 40.06 КБ |
muzyka_7_klass_1.docx | 27.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные инструменты. Фортепиано (Технологическая карта урока)
Предмет: музыка
Класс: 2
Автор УМК: Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка».
Тема урока: Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Раздел: День полный событий, 1 четверть, 4 урок.
Тип урока: урок «открытия» нового знания, урок-путешествие.
Цель урока: | познакомить учащихся с историей возникновения фортепиано; дать сравнительную характеристику всем клавишным инструментам; объяснить значение терминов «форте», «пиано», «рояль». |
Задачи урока: | Развивающая: Образовательная: Закрепление жанровых признаков музыки; Дать учащимся представление о музыкальном инструменте «фортепиано», вспомнить, из каких итальянских обозначений силы звучания (динамики) складывается это слово – форте (громко) и пиано (тихо), что фортепиано имеет две разновидности – пианино и рояль. Воспитательная: |
Методы организации учебной деятельности | -метод идентификации - вживание в образы искусства; -метод организации художественно-эстетической среды; -поиск выразительных средств исполнения; -вокально-хоровая работа |
Форма организации работы | коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность; фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение. |
Используемые технологии | Технология деятельностного метода |
Ход урока
Предварительный просмотр:
МБОУ Чыргаландинской СОШ
Артына Азиана Андреевна
Разработка урока музыки в 7 классе
Тема: «Что такое музыкальное содержание»
Цель урока: Определить особенности музыкального содержания в отличие от литературного на примере фрагментов одноименных произведений Л. Н. Толстого и С.С. Прокофьева «Война и мир».
Задачи:
- Установить интонационно-образные связи музыки с литературой.
- Проанализировать своеобразие музыкального языка как языка чувств.
- Закрепить понятие арии.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к произведениям искусства.
- Развивать певческие навыки.
Методы: беседа, наглядно-слуховой анализ, сопоставление.
Оборудование: аудиозапись, магнитофон, компьютер,презентация.
Музыкальный материал:Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева; ария Кутузова, «Вальс» из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева; «Осенний бал» Л.Марченко
Дополнительный материал:
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», репродукция картины А.Кившенко «Военный совет в Филях».
Ход урока:
- Вводная часть.
Звучит хор из кантаты «Александр Невский»
(Слайд)
- Фрагмент какого известного вам произведения прозвучал? Кто композитор?
(Слайд)
-Что вы знаете об этом композиторе?
- Как вы думаете, какого содержания будем слушать сегодня музыку Прокофьева на уроке?(проблемный вопрос)
- Работа по теме урока.
- Прокофьев не раз в своем творчестве обращался к истории государства российского.Речь пойдет об Отечественной войне 1812 года.
(слайд)
- К истории этих военных событий Прокофьев обратился в 1942 году, когда шла Великая Отечественная война.
- Как вы думаете, почему ?
- Кто еще в искусстве обращался к теме войны 1812 года?
- Какие произведениявы можете назвать?
(слайд)
- В основу оперы «Война и мир» С.С. Прокофьев положил сцены из одноименного романа Л.Н. Толстого. Этот роман о том, как нашествие французской армии во главе с Наполеоном разрушило мирную жизнь в России, как война всколыхнула весь русский народ, как, отдав неприятелю Москву, великий русский полководец Кутузов спас русскую армию и она, преследуя наполеоновские войска, победительницей вошла в Париж. В романе и в опере сцены мира чередуются со сценами войны.
- Мы познакомимся сегодня с некоторыми фрагментами романа и оперы,разберемся в их содержании и выясним, чем будет отличаться музыкальное содержание от литературного.
- А теперь страницы романа.
(Слайд)
Читают выразительно учащиеся у доски.
«…Москва должна быть оставлена. Войско должно отступить, и надо отдать это приказание. Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же,что отказаться от командования армией…
В просторной избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети большой мужицкой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе.Малашаробко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входящих в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Малаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой…
Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать, но это продолжалось недолго.
_ Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенгасена и этим указывая на фальшивую ноту слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека...Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасение России и армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение…»
- Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и Отечеством, я–приказываю отступление…
Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же, наконец, решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»
Беседа
- Каково содержание этой части романа?
- Что описано здесь ? Какие подробности?(место, изба, где собрались Кутузов с генералами, девочка Малаша)
- Что увидела девочка?
- Какой приказ отдал главнокомандующий своим подчиненным?
- Что было потом? Опишите, о чем думал Кутузов? Что из этого следует, как вы думаете, какие чувства он испытывал?
А сейчас мы послушаем арию Кутузова из оперы Прокофьева
(слайд)
- Каким предстает перед вами Кутузов?
Слушание арии Кутозова из оперы: «Война и мир»
- Каково здесь музыкальное содержание?
- Сколько частей, как менялся характер, почему?
- В какой части появилась тревога, взволнованность?
- Дала ли нам здесь музыка конкретные описания, как литература?
- Что же мы здесь восприняли, почувствовали? (характер, переживания, оттенки чувств, которые эти события выражают).
- Дайте определение арии. (Ария - описание портрета героя, в котором передается его характер, душевное состояние)
- Дала ли нам ария полное представление о Кутузове? (Конечно, нет.)
- В арии воплощен один, но зато важнейший момент его жизни и переломный момент для хода войны, когда решалась судьба Москвы и вместе с тем ход всей битвы. Поэтому, арию Кутузова можно назвать «образом Кутузова».
В романе, как и в опере, сцены войны чередуются со сценами мира.
(Слайд)
-Еще мы познакомимся с одним эпизодом бала, куда впервые попала одна из героинь романа- Наташа Ростова.Юная, счастливая, нежная и чистая в своей любви к жизни, к своим мечтам о счастье.
Итак, слушаем отрывки из романа.
Читает другая группа учеников у доски
«…Вдруг все зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, имежду двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от той первой минуты встречи. Музыканты играли польский… мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары польского..»
«…Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись идти в польский. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в польский. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, сдерживая дыхание блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, - у ней была одна мысль: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А! это не она, так и нечего смотреть!»
«…Нет, это не может быть! – думала она,- Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».
«…Звуки польского, продолжавшегося довольно долго, уже начали звучать грустно –воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Соня и она стояли одни, как в лесу в той чуждой толпе, никому не интересные и не нужные.»
«…Наконец государь остановился подле своей последней дамы, музыка замолкла, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант-распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она, улыбаясь, подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант уверенно, крепко обняв свою даму, пустился с ней по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало, развеваясь, бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них, и готова была плакать, что не она танцует этот первый тур вальса.»
«..Князь Андрей в своем полковничьем, белом мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.
-Позвольте вас познакомить с моей дочерью,- сказала графиня, краснея. –Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, -сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе. Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой…»
Беседа
- Какой описывает автор Наташу Ростову?
- А теперь слушаем Вальс из оперы «Война и мир»
-Совпадет ли впечатление от музыкального образа с литературным?
Слушание «Вальса» из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева
(слайд)
- Что услышали? Какие чувства Наташи выразил композитор?(робость, волнение, радостная надежда, нерешительность)
-Что быстрее воздействует на человеческие чувства - литературное содержание или музыкальное?
Давайте подведем итог, чем отличается музыкальное содержание, в чем его особенность в отличие от литературного содержания?
(слайд)
Работа с таблицей
- Музыка живет только, пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть многое:захватить, увлечь, потрясти. Как ей это удается? Ей удается это быстрее, чем другим искусствам, потому что она воздействует на человеческие чувства, музыка-собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.
А сейчас мы обратимся еще к одному лирическому вальсу.
(слайд)
Звучит фрагмент песни «Осенний бал» Л. Марченко
-Конечно, эта песня-вальс «Осенний бал» Л. Марченко.
3. Исполнение песни «Осенний бал» Л. Марченко
-Каково содержание этого вальса? (школьная тема, легкая грусть по уходящему лету, радость от предстоящего школьного бала)
Добиваться легкого, напевного исполнения в темпе вальса, не затягивая.
4. Обобщение.
- Сегодня на уроке мы много говорили о содержании, как литературном, так и музыкальном. Подведем итоги.
-Уточните, чем музыкальное содержание отличается от литературного, назовите особенности музыкального содержания.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории высшей категории, Козлов...
Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской
Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...
разработка урока по музыке "Земная и неземная музыка"
«Земная и неземная музыка» Ход урока.1часть. «Музыка — это преломление любого явления через сферу чувств. Музыка начинается там, где кончается слово»...
Разработка урока по музыке в 1 классе по теме: "Рождение музыки"
Основные цели урока:-знакомство с тремя основными жанрами музыки;-воспитание уважения к композитору, слушателю;-помочь учащимся задуматься, почему человек запел,заиграл на иструментах, затанцевал, взя...
Разработка урока по музыке в 3 классе "Интонационная выразительность музыки".
quot;Интонационная выразительность музыки".Краткий конспект урока....
Разработка урока по музыке "Казахская инструментальная музыка"
Интегрированный урок....
Разработка урока по музыке 4 Класс «Музыка народная и композиторская»
Разработка урока по музыке 4 Класс «Музыка народная и композиторская» Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...