Конспекты уроков
план-конспект урока по музыке на тему

ОЧИРОВА ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА

Конспекты уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.49 КБ
Файл urok_2.docx15.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки с учётом требований ФГОС в 1 классе

 по теме «Повсюду музыка слышна»

Технологическая карта урока

Тема урока: «Повсюду музыка слышна»
             Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цель: показать, что жизненные обстоятельства находят отклик в музыке.

К началу урока дети знакомы с особенностями звуков музыкальных и немузыкальных, имеют опыт эмоционального ощущения музыки различного характера.

Проблема урока: что помогает музыке быть такой разной?

Используемые методы и приемы: интонационно-содержательного постижения музыки: «сочинение – сочиненного», вокальные импровизации, вокализация, контрастных сопоставлений, невербальной коммуникаций.

К концу урока дети овладевают способами сочинения песенок. Важно, чтобы появился мотив к самостоятельному творчеству. Первое осознание, что голос – это музыкальный инструмент. Главное общение – чтобы услышать музыку надо быть наблюдательным, уметь видеть и запоминать.

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Вокальное приветствие

Настраиваются на восприятие

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Давайте вспомним, кого музыка называет музыкантами? Чем отличаются они друг от друга? (Композитор, исполнитель, слушатель).

  • Кем мы были прошлом уроке? (Исполнителями и слушателями).
  • Кого мы называем
  • композитором? (Человека, который пишет музыку).
  • Что нужно знать композитору, чтобы услышать и «рассказать» музыку?
  • А хотите стать композиторами?
  • Откроем страницу 12 нашего учебника-тетради.

Картинки на этих страницах подсказывают, что Муза приглашает нас самим найти музыку.

Музыка предложила свои подсказки (рисунки, тексты) где нам, как композиторам, можно услышать музыку. Что, показывает Муза, нам нужно сделать, чтобы, когда мы услышим музыку, она зазвучала?

(Петь, играть на музыкальных инструментах).

-        Но ведь мы не умеем играть на музыкальных инструментах! Как же быть? А вот как.

У каждого из вас есть свой, непохожий ни на какой другой; музыкальный инструмент -это голос. Им мы и воспользуемся.

Дети отвечают на вопросы

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками. Познавательные: осознать познавательную задачу, выделять и формулировать учебную цель

3.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)

Активизация знаний учащихся и создание проблемной

ситуации

Ролевая игра «Играем в композитора».

1) - Давайте познакомимся с первым четверостишием - «Солнышко». К нему есть иллюстрация.

Разбор содержания:

  • К кому обращаются дети?
  • Как его называют?

-        Чего больше в четверостишии - изображения солнышка или отношения к нему детей?

-        С какой интонацией необходимо выразить это обращение? Пробуя различные интонации, дети выбирают одну. Например,

интонацию просьбы.

Мелодия основывается на нисходящем движении, так как характерный жест - поклон.

Дети импровизируют исполнение песенки-заклички «Солнышко».

2)Второе четверостишие - «Дождик». Чтение текста. Разбор содержания:

  • К кому обращаются дети?
  • Что от него хотят?

-        С какой интонацией выражается это обращение?

Выясняют, что одной из разновидности интонации просьбы являются её строгие формы произношения.

Получилась песенка - закличка.

3)Третий стихотворный текст - «Гори, гори ясно».

  • Читаем текст. Вы заметили, что текст интонационно делится на три части?
  • А теперь постараемся прочитать так, чтобы каждое слово было похоже на то содержание, которое спрятано в словах. Например, чтобы слово «бегать» двигалось, а не стояло.

Идет работа со словом (слова соединяются в смысловые «цепочки» -«гори, гори, ясно».

Работа над ритмическим рисунком и длительностью произношения отдельных звуков.

Выбирается интонация призыва (выявляются признаки призывной интонации).

Вокальное исполнение

-        Как исполняется наша музыка? (Призывно).

Обобщаются интонационные признаки призывной интонации

Дети знакомятся с понятиями:  интонация, песенка - закличка, колыбельная, считалочка.

Сочиняют мелодии в соответствии с текстом четверостиший.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

4. Вокально-хоровая работа

  Текст - «Баю, баюшки,
баю».

Разбор содержания:

- Какой должна получиться наша музыка? (Нежной).

  • Можно ли голосом изобразить покачивание колыбели? Как она качается? (Вверх, вниз).
  • Значит, и звуков будет всего два: верхний и нижний.

Получилась колыбельная песенка.

Через совместную оценку рассуждения, выбирается лучший вариант.

При исполнении детьми, учитель помогает гармоническим сопровождением.

Разучивание слов,  

исполнение песни

Придумывают движения

Дети поют на двух звуках «баю-бай», изображая покачивание колыбели.

Познавательные: воплощать интонационно-мелодические особенности

5. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организация рефлексии

Задаёт вопросы от имени муз по материалам урока

Вывод:

  • Какими по настроению получились наши песенки? (Радостная, строгая, призывная, задорная, нежная).
  • Кто нам подсказал, как писать музыку? (Нам подсказали солнышко, дождик, считалка, марш, колыбельная).
  • Какие песенки вам больше всего понравились?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено

Познавательные : рефлексия;

Конспект урока

Раздел: «Музыка вокруг нас»

Урок: №3

Класс: 1

Тема: «Повсюду музыка слышна»

УМК: «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина

Цель урока: сформировать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель), показать. что жизненные обстоятельства находят отклик в музыке.

Задачи урока:

  • Развивать музыкальные творческие способности, чувство ритма и музыкальный слух;
  • Закрепить понятия – звук, композитор, исполнитель, слушатель;
  • Привить навыки эмоционального восприятия музыки и внимательного слушания
  • Воспитывать интерес к музыкальным занятиям, к музыкальному творчеству

Проблема: Что помогает музыке быть такой разной?

Используемые методы и приемы: интонационно – содержательного постижения музыки: «сочинение - сочиненного», вокальные импровизации, вокализация, контрастных сопоставлений, невербальной коммуникации.

Оборудование: музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, металлофон, ложки).

Ход урока

1й этап

Музыкальное приветствие.

Учитель: Начнем наше занятие с ритмической минутки – выполняем упражнение на развитие чувства ритма, памяти, включаемся в работу.

В повседневной жизни нас окружает множество разных звуков. Что же такое звук?

Ответы детей

Звук – это то, что слышат наши уши. На первом уроке вы узнали, что звуки бывают шумовые и музыкальные. Чем же отличаются эти звуки?

Вспомним игру «Шумит, поет, играет» - шумит – хлопаем, поет – поем звук А, играет – топаем.

Музыкальные звуки – это звуки, которые можно напеть, наиграть на музыкальном инструменте.

2й этап

Учитель: как вы думаете – о чем пойдет речь на уроке? Что нам предстоит узнать нового?

Предположительные ответы детей.

Учитель: Тема нашего урока «Повсюду музыка слышна». С кого начинается музыка? С того, кто ее сочиняет. А кто ее сочиняет?

Ответы детей.

Учитель: композитор. Он сочиняет и записывает ноты. Но разве этого достаточно, чтобы музыка звучала? Кто еще нужен, чтоб получилось воспринять музыку в полной мере?

Дети: высказывают свои предположения

Учитель: нужен тот, кто споет или исполнит на музыкальном инструменте (исполнитель)

Тот, кто песни не поет, а слушает (слушатель).

 

Учитель: Что нужно знать композитору, чтобы услышать и рассказать музыку?

Дети делают предположительные ответы.

Учитель: (Собирая высказывания детей, подводит их к тому, что без помощи музыки нам не обойтись). Откроем страницу 12 нашего учебника. Посмотрите, муза опять нас куда- то зовет. Картинки на этих страницах подсказывают, что она приглашает нас найти самим музыку. Помните песню, в которой девочка рассказывала, где она слышит музыку? (Исполняется песня «Музыка» Г. Струве)

Птичьи трели это музыка

И капели это музыка.

Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у зернышка

Тоже музыка своя

Музыка предложила свои подсказки (рисунки, тексты) где нам, как композиторам услышать музыку. Что показывает муза нам нужно делать, чтобы, когда мы услышим музыку, она зазвучала?

Дети: Петь, играть на музыкальных инструментах.

Учитель: Сколько в классе у нас музыкальных инструментов?

Дети дают предположительные ответы.

Учитель: А вот и не угадали. У каждого из вас есть свой, непохожий не на какой другой музыкальный инструмент – это голос. Музыка подарила его каждому человеку. А как он будет звучать, это зависит от каждого из вас. И еще один инструмент в нашем классе – фортепиано. Мы им тоже воспользуемся сегодня. С чего же нам начать?

Дети дают предположительные ответы – петь стихи и т.д. (учителю важно услышать хотя бы один приблизительно правильный ответ).

 3й этап

Учитель: Давайте познакомимся с первым четверостишием. К нему есть иллюстрация.

Делается разбор содержания:

-какие мысли спрятались в четверостишие, что хотят дети, к кому обращаются, как его называют;

-что больше – изображения солнышка или отношения к нему детей; как необходимо выразить это обращение (ищется соответствующая интонация). Через прием моделирования интонаций дети должны выбрать самую приемлемую.

Учитель: Что хотят дети подумать «хорошо, если будет солнышко», или приказать солнышку светить, или поиграть, или попросить.

Дети, пробуя различные интонации, выбирают одну. Например, интонацию просьбы. Через приемы контрастных сопоставлений, использования невербальных коммуникаций осваивается данная интонация. Интонационно – мелодическое движение напоминает страстное моление (1 2 строки) и галантную учтивость.(3 и 4 строки). В произнесении текста чувствуется уважительность, сердечная открытость. Мелодический контур основывается на спуске, нисходящем скольжении. Характерный жест – поклон, реверанс.

Когда все дети пропели, определяется, какая же интонация самая удачна. Учитель объясняет, что именно чувство радости, доброго ожидания создает у музыки радостное настроение. Через обратный процесс (метод переинтонирования) можно закрепить осознание радостного настроения в музыке.

Учитель: А чтобы музыка зазвучала надо вспомнить, что отличает звуки музыкальные от немузыкальных.

Дети, назвав эти признаки (высоту и долготу), импровизируют исполнения песенки – заклички.

По такому же алгоритму проходит работа с фрагментом «Дождик, дождик». К обобщению добавляется, что одной из разновидностей интонации просьбы является ее строгие формы произношения.

 

Используется метод «сочинение сочиненного», приемы – мелодекламация, пластическое интонирование, пение.

Учитель: Перейдем к третьему стихотворному тексту. (Читает текст, интонационно выделяя три части). А теперь постараемся прочитать так, чтобы каждое слово было похоже на то содержание, которое спрятано в словах. Например, слово «бегать» двигалось, а не стояло.

  • Начинается выразительная работа со словом. Прочитывается вначале одно слово «гори», выбирается необходимый темпоритм, интонация.
  • Слова соединяются в смысловые цепочки («гори, гори ясно»). Далее рассматриваются ритмические структуры и длительность произношения отдельных звуков. Выбирается, например, интонация призыва. Ее особенностью является побуждающая активность, побуждение к действию, стремление заразить своей энергией. Невербальным коммуникативным признаком являются: напряжение голосовых связок, телесно – мышечное напряжение, обращение рук к слушающему. На доске можно записывать эмоционально – выразительные партитуры.
  • Третий этап – выбор повторяемости или изменения звучания текстовых строчек.
  • Четвертый этап – вокальное исполнение.

Учитель: С каким настроением получилась наша музыка?

Дети: Призывно.

Учитель: Что ее сделало призывной? Обобщаются интонационные признаки призывной интонации.

4й этап

На основе вокальной импровизации.

Учитель: Текст «Баю, баюшки» мы попробуем не только спеть, но и помочь нашему голосу игрой на музыкальном инструменте. Начнем с сочинения мелодии. Муза нам подсказала, с каким настроением должна получится наша музыка. Нежно. Как будем сочинять мелодию как первую или как третью песенку?

Дети выбирают один из способов сочинения. Могут быть использованы два варианта в классе.

Интонация колыбельности характеризуется колебательностью, пространственностью образа движения. Моделируя обстановку интимного общения, создается ощущение уюта и защищенности от всего мешающего, лишнего. Отсутствие суеты создает состояние созерцательности, единения со Вселенной.

Учитель: (Через совместную оценку, рассуждения, выбирается лучший вариант. При исполнении детьми, учитель помогает гармоническим сопровождением).

Теперь украсим наше пение. Можно ли голосом изобразить покачивание колыбельки?

Дети: Предположительные ответы. Можно изобразить равномерное покачивание колыбельки, чтобы не помешать сну ребенка.

Учитель объясняет, как покачивается люлька: вверх – вниз. Значит, и звуков может быть всего два: верхний и нижний. Далее все дети изображают покачивание колыбельки и поют на двух звуках: баю-бай. Солист исполняет свою колыбельную. Следующий этап – учитель предлагает одному ребенку аккомпанировать пению на фортепиано или металлофоне, другому петь.

5й этап

Итоги урока.

Учитель: Какие по настроению получились сегодня наши песенки? От чего это зависело?

Дети: Оттого, что мы хотели сказать и делали это так, как подсказывали нам солнышко, дождик, считалка, колыбельная.

Учитель: Какая у нас сегодня получилась музыка: радостная, строгая, призывная, нежная?

Необходимо, чтобы дети воспроизвели характерные интонационные признаки каждого настроения.

Учитель: Какие песенки вам запомнились больше всего?

В учебниках этих детей появляется отличительный знак – подарок от музыки.

Дома можно придумать окончания к песенкам – закличкам из учебника.



Предварительный просмотр:

Урок 2. Что я знаю о песне?

(Разработка урока музыки 5 класса по программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева)

Цели: сформировать представление о песне как истине и вершине музыки; показать взаимосвязь музыки и речи;

Цель образовательная: Дать понять «вокальная музыка и её жанры».

Цель развивающая: развить образное мышление детей

Цель воспитательная: приобщение детей к «золотому фонду» народной и бурятской песне.

Музыкальный материал:  «Песня о России» Г.Струве, муз. М.Цыренова, сл. Д-Н.Халхарова «Наран»

Ход урока

…Сначала музыка…

Но речь вольна о музыке глаголить…

Б.Ахмадулина

1. Введение новой темы.

учитель начинать урок строками Е.П.Ростопчиной  «Слова и звуки».

какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся…Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

- О чем говорит нам поэтесса?

- В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (Должно прозвучать слово «песня».)

2. Работа по теме урока.

- Что такое «песня»?

1. Повторение песни Г.Струве «Песня о России».

Вспомните и спойте «Песню о России» Г.Струве.

Звучит песня.

- А теперь попробуйте спеть один куплет и припев без слов на слог «ля». Изменилось ли что-нибудь? (Стала мелодия легкомысленной, потеряла песня смысл.)

- Можете ли вы догадаться, что песня о России? Почему? (Мелодия напевная, плавная, похожая на песню.)

       Сейчас прозвучит другая песня.  Написали ее бурятский композитор М. Цыренов, сл. Д.-Н. Халхаров - «Наран».

2. Слушание песни.

Обсуждение по вопросам:

  1. Как вы думаете, где находится ее смысловая кульминация?

 2)   Какими музыкальными средствами она достигается?

  1. Чем отличаются интонации припева и куплета?
  2. Какими исполнительскими средствами необходимо подчеркнуть этот контраст?

Сейчас прозвучит эта песня еще раз.

  1. Творческое задание.

Определите изобразительные интонации инструментального вступления к песне и ее заключения. Какие образы создаются с их помощью? Озвучьте эти образы вокально и инструментально.

  • Слушание песни в исполнении учителя.
  • Разбор творческого задания.
  • Озвучивание вокально и при помощи металлофона и ксилофона.
  1. Объяснение понятий «песня», «вокальные жанры».
  • Так что же такое песня?

Песня - это исток и вершина музыки. Она – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня – выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передает разные чувства и придает словам разнообразный смысл. Кажется, что мелодия рождается из интонации слова, его ритма.

            Музыка и литература очень похожи: нота (звук) – интонация – фраза – предложение и т.д.

           Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусства. На заре истории человечества, когда искусство было единым, поэзия и музыка не существовали отдельно друг от друга, а были соединены в жанры песни. Народная музыка была значительной частью жизни и рождались в игре , обряде, шествии, труде, поэтому она была неотделима от танца, движения, жестов, закличек, мимики.

 Шли годы, столетия. Виды искусства приобрели самостоятельность, но родство их сохранилось.

  • Вокальная музыка – это синтез (взаимопроникновение)музыки и литературы. Основные ее жанры: песня, романс, кантата, оратория, опера.
  1. Разучивание песни «Наран».

Учитель обращает внимание учащихся на звуковедение, динамику.

3. Итог урока.

- Какое значение в жизни общества имеет песня?

- Для чего нужна вокальная музыка?

Домашнее задание: придумайте рассказ (сказку) о том, как сочиняли песни в народе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...