Конспект урока: "Джаз- искусство 20 века"
методическая разработка по музыке по теме

Надежда Анатольевна Лис

Конспект урока:

"Джаз- искусство 20 века"

 

Цели и задачи урока:  - самостоятельное ,,постижение,, школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых;

                                           - развитие личностных качеств: самостоятельность, инициативность, способность к творчеству ;

                                           - рассказать о возникновении джаза, характерных чертах джазовой музыки;

                                           - актуализация знаний детей о джазовой музыке;

                                           - прививать любовь к музыке;

                                           - создание условий для ценностного переосмысления, диалога, применения и приобретения новых знаний и способов действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_dzhaz_-_iskusstvo_20_veka.docx27.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        "Джаз- искусство 20 века."         


Класс: 6

Предмет: музыка

УМК:

  1. Учебно-методический комплект Музыка 5-7 классы /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С./ на основе «Программы общеобразовательного учреждения. Музыка 1-7 классы» - М., Просвещение, 2012
  2. Уроки музыки 7 класс: поурочные разработки /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С./ - М., Просвещение, 2012

Тип урока: комбинированный с использованием проектной технологии.

Цели и задачи урока:

- самостоятельное ,,постижение,, школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых;

- развитие личностных качеств: самостоятельность, инициативность, способность к          творчеству ;

- рассказать о возникновении джаза, характерных чертах джазовой музыки;

- актуализация знаний детей о джазовой музыке;

- прививать любовь к музыке;

- создание условий для ценностного переосмысления, диалога, применения и приобретения новых знаний и способов действия

Оборудование: компьютер, Интернет-ресурсы, цифровое пианино.

ЦОР:

  1. Диск: джазовая музыка.
  2. Диск: Комплекс уроков по музыке.

Литература:

  1. Необычные уроки музыки 1-4 классы /составитель Л.В. Масленникова-Золина. –Изд.2-е./ - Волгоград: Учитель, 2014
  2. Поль Робсон. «История джаза».

Описание элементов образовательной технологии: научить самостоятельно принимать развернутое решение проблемы; сочетать научную /познавательную/ сторону решения с эмоционально-ценностной /личностной/ и творческой стороной.

Описание универсальных учебных действий: умение создавать условия для ценностного переосмысления, диалога, применения и приобретения новых знаний и способов действия; способность  демонстрировать понимание важности совместного труда и размышлений.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2.  Проектная деятельность.
  3. Разучивание песни «Джаз» Я. Дубравина.
  4. Итог урока.

 Ход урока

1. Организационный момент

Вход учащихся под песню Луи Армстронга “Hello ,Dolly”

Учитель: Ребята, мы вошли в класс сегодня под несколько необычную для вас музыку, какую?

Ученики. Это джаз.

Учитель. Да, это джаз. Джаз многолик, история джаза - часть истории ХХ века. Когда начинаешь говорить о каком-то явлении, то всегда на что-то опираешься. Что же лежит в основе джаза? Каковы его корни, прежде всего, национальные?

Послушаем сообщение о джазе. (Сообщение делает ученик.)

2.Проектная деятельность

Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?

Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.

В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,
ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг – музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни спирячуэлс. Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые "спиричуэлс", возникли в США уже во 2-й половине 18-го века, вследствие обращения негров в христианство.

Как правило, это коллективная молитва с разделением функций проповедника и прихожан. Европейские жанры, послужившие основой спиричуэл, это в первую очередь гимны, светский и духовный англо-кельтский фольклор, псалмы с текстами, относящимися, главным образом, к содержанию Ветхого Завета. Ранние спиричуэл исполнялись без музыкального сопровождения, они существовали, как вокальное произведение для солиста и хора. Позже, во второй половине XIX века возникают концертные образцы культовой музыки, написанные композиторами и перенесенные на ноты.

Спиричуэлс и сейчас звучат с эстрады в исполнении классических и джазовых певцов, а лучшей исполнительницей их признана замечательная негритянская певица Махелия Джексон.

Учитель (выписывает на доске имя): Одним из исполнителей спиричуэлс был великий негритянский певец Поль Робсон.

“Hammer Song” – в исполнении Поля Робсона – слушание.

Учитель: Ребята, ваше впечатление?

Ученики: Красота, поэтичность и богатство этой музыки – представление о необычайной музыкальной одаренности негров.

Учитель: Можно ли молитву отнести к легкой по содержанию музыке?

Ученики: Конечно, нет.

Учитель. Музыкальная одаренность негритянского народа сказалась в удивительном многообразии, свободе и вместе с тем четкости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной долей на слабую (“синкопами”), в талантливой импровизации исполнителей.

Учитель: Я хочу предложить вам сообщение об изумительном исполнителе, композиторе, подлинном гении джаза, Луи Армстронге.

Учитель: Выписывает на доске имя.

1-й ученик. Родился в бедности, в Новом Орлеане 1900 г. Дед был рабом, мать – прачкой Мэри Энн. Родители разошлись. Воспитывала бабушка по отцовской линии. 1913 год . Новый Орлеан шумно отмечал праздник торжеством и фейерверками. Раздобыв пистолет, выстрелил в воздух. Отправлен в колонию для малолетних цветных “Уэйорс Хоум”. Там был создан медный духовой оркестр, его привлекли к творческой работе. Руководитель – Питер Девис, он сделал Луи горнистом колонии, затем научил играть на корнете. “Эта колония для меня была скорее школой – пансионатом, нежели тюрьмой”. (Армстронг хорошо овладел игрой на корнете). Через 3 года отец забрал его для нянчания (нянчил сводного брата от второго брака отца), В 16 лет – разносил и продавал угль. Организовал маленький оркестрик, который играл в дешевых барах и на вечеринках.

2 ученик 

  • 18 лет – ведущий корнетист.
  • 24 года – женился на Лиллиан Харден, пианистке из оркестра Оливера.
  • 25 лет – первые грамзаписи.
  • 1929 год – переехал в Нью-йорк. 17 лет был солистом большого оркестра. Ведущий представитель нового вида искусства, известного во всем мире. Много гастролировал. Челюсти стали железными. Длительная гастрольная поездка по Европе.
  • 1946 год – эпоха свинга внезапно оборвалась, стал петь после 1950 года. “Хелло, Долли”, “Мэки Найф”. (Л.Армстронг “Wonderful world ”)

Учитель: Ребята, спасибо за исчерпывающее сообщение, садитесь. Для многих загадка: в чем же неповторимость игры Луи Армстронга?

Ученики: Виртуозное владение инструментом. Именно он привнес в джаз игру в высоком регистре, обогатил палитру джаза уникальными звуками. Чувствовал форму музыкального произведения. Мог быть прекрасным архитектором или драматургом. Его лучшие работы – драматические миниатюры. Заслуга: превратил джаз из коллективной музыки в искусство сольной игры.

Учитель: На протяжении всей истории своего развития джаз породил множество разных школ, направлений, стилей.

Из всех форм негритянского вокального искусства самое существенное влияние на формирование и развитие джаза оказал блюз. Блюзы исполнялись соло в сопровождении гитары или губной гармошки. В них поется о потерянной любви и утраченном человеческом достоинстве, о горькой неволе и непосильном труде.

 

Рэгтайм, наряду с блюзом, является важнейшим источником, из которого возник джаз. Как популярная народная музыкальная форма, он получил известность в США примерно с 1870-х. Именно тогда уже менестрели исполняли афроамериканский танец кейкуон под аккомпанемент банджо, гитары или мандалины с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками: синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта. Фотография Д.Гершвина.

Джаз оказал влияние на другие формы музыкального искусства. Самый известный пример- творчество известного американского композитора Джорджа Гершвина. Сперва Гершвин стал известен своими джазовыми лирическими песнями, в которых уже ясно слышались связи с европейской музыкой. Но на этом он не остановился. Он поехал в негритянскую рыбацкую деревню в одном из штатов Америки, где изучил обряды, танцы, песни негров. Затем он сочинил оперу “Порги и Бесс”, в основу которой положил мысль, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Это была первая опера в стиле симфоджаза.

Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.

Так возник стиль музыки, получивший название “симфоджаз”.

Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?

Ученики. Это слияние симфонической музыки и джаза.

Учитель - Послушайте фрагмент из “Рапсодии в блюзовых тонах”

Учитель. В импровизационном джазе нет точной записи исполняемой музыки, есть лишь основа в виде какой – либо известной мелодии. Музыканты импровизируют свою партию, свободно варьируя эту мелодию, это требует от музыкантов не только исполнительского мастерства , но и творческого дара.

Примером вышесказанного может служить исполнение джазовой композиции русским музыкантом Даниилом Крамером.

Просмотр презентации по теме урока.

3. Разучивание песни “Джаз” Я. Дубравина

– Ритм прохлопать по фразам.

– Можно ли отнести джаз к легкой музыке?

4. Итог урока

– С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.

“Рок”, “фанк”, “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.

Под музыку “Into Each Life Some Rain Must” учащиеся уходят с урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

план - конспект урока по искусству в 9-м классе "Эстетическое формирование искусством окружающей среды"

Цель урока:- Показать наглядно вополощение общественных идей в художественных образах на примере архитектурных комплексов разных эпохтисторических и культурных эпох.- Дать определение:- архитектура;- ...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Презентация к уроку "Джаз"

Презентация к уроку "Джаз" в 6-7 классах...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...