конспект урока во 2 классе по теме "Обряды и праздники русского народа"
план-конспект урока по музыке на тему
конспект урока во 2 классе по теме "Обряды и праздники русского народа". ФГОС ( по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obryady_i_prazdniki_russkogo_naroda.docx | 36.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока во 2 классе
Урок № 28
Учитель: Самсонова Наталья Владимировна.
Тема урока : Обряды и праздники русского народа.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
Планируемые результаты
Предметные: наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
умение оценивать произведения разных видов искусства;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)
Метапредметные: размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные : проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.
Музыкальный материал:
«Проводы зимы» ( р. н. п. Л.Зыкина)
р.н.п. «Как вставала я ранешенько»
р.н.п.«Блины»
Частушки…
https://www.youtube.com/watch?v=-mlZZTLpYME (Инфоурок)
https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck (А. Аникин «Масленица»)
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК( компьютер), экран и проектор.
Ход урока.
Организационный этап
(вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.)
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Можем мы урок начать
Актуализация знаний
-Какая музыка по настроению встретила вас в классе? (Р,Н,П,)
- Вам понравилась песня?
- А настроение у вас изменилось? Почему?
-Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ?
-Где чаще исполняют р.н. песни? ( на праздниках, посиделках, на гуляньях)
-Нас скоро ожидает праздник, а вот какой
-Отгадайте мою загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (Масленица)
Постановка цели и задач урока
-И тема нашего урока называется «Масленица» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла.
Слайд №2
-Подходит ли загадка к теме нашего урока?
-Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности
-А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица?
-Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)
-Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)
-Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.
-Кого ж надо было задобрить? ( зимушку)
-Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
А вы хотите узнать как на Руси отмечали проводы зимы?
Древние славяне называли Масленицу Комоедицей в честь Медвежьего бога.
https://www.youtube.com/watch?v=-mlZZTLpYME (инфоурок)
Слайд №3
-Давным- давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю,по всей России уже началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней
-А кто их придумывал? ( Народ). Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)
-Все дни масленой недели имеют свои названия:
Слайд №4
Дни узкой масленицы : понедельник, вторник и среда
Понедельник - наступает встреча , яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.
В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?
(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…
Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.
Давайте вместе встретим масленицу песней
«Как вставала я ранешенько» (исполняет учитель, дети поют припев)
Как здорово вы поете. Какая песня по настроению? Чем мы выразили понедельник? (песней)
Вторник--торой день Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.
Учитель: А в какие игры играют на Масленицу?
Слайд № 5-8
А еще на масленицу играли в такие игры, как:
-Катание с гор
-Бой мешками
-Ледяной столб
-Снежный тир
-Кулачные бои
-Перетягивание каната
-Жмурки
Приглашаю детвору на веселую игру –называется игра горелки.
р.н.игра «Горелки»
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
раз, два – не воронь
Беги как огонь!
Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на перемене.
Чем мы во вторник занимались? (играли)
Вот среда подходит «Лакомкой зовется»
Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
Какое главное угощение на празднике?
Дети: Блины
Слайд № 9
У: На что блины похожи? (на солнышко)
-Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок!
-А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины»
У: Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием настрой на вокально- хоровую работу: «Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь, ноги в пол упри смелей, спинку выпрями скорей, руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно»
Разучивание песни.
Слайд № 10
А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
-Дикцию (четкое произношение текста);
-Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);
У: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали? (кушали блины)
У : Давайте все вместе придумаем движения к песне. и исполним с движением.
Физ. Минутка на песню Блины
У: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?
Слайд№11
«Не житье - бытье, а масленица»,
У: Как вы понимаете смысл этой поговорки –«Не житье – бытье, а масленица» ( так говорят о привольной хорошей жизни)
«На горках покататься, в блинах поваляться»
«Не все коту масленица, а будет и Великий пост»
Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты.
И наступает время широкой масленицы.
-Наступает четверг широкий- середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои..Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.
Слайд № 12
- Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Докажите- Какие приметы праздника вы видите? ( Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)
- Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину?
Д:– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.
- А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент. Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента ? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь)
https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck (А. Аникин «Масленица»)
Слайд №13
- А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой …Баян
- Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть?, подскажите мне…частушка.
- Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).
-Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок -Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый
- Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? ( Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)
-Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах (раздаю муз. инструменты, вспоминая названия).
( трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки)
Частушки про Масленицу.
Вместе дружно мы живем
вам частушки пропоем
Нынче масленку встречаем
всех блинами угощаем
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке.
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
-А кто хочет сам исполнить частушки- выходите смелее! А теперь, мы все вместе споем частушки. Я начну –вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь – будет песенка звенеть!
Слайд№ 14
Частушки исполняем
Веселей играй, гармошка.
Масленица, не грусти!
Приходи весна скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Мы вам спели, что хотели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
-Как мы четверг выразили? Частушкой звонкой
пятница – Тещины Вечерки. В этот праздничный день теща идет на блины к зятю. Пригласите и вы родных, покажите свое уважение и любовь;
суббота – Золовкины Посиделки. К молодой невестке приходят все родственники. Невестка должна накрыть стол с хорошим угощением, и не забыть о подарке золовке.
Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? ( сжигали чучело в костре.)
Слайд 15
-Для чего сжигали? ( Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) В последний день праздника люди просили друг у друга прощения .А кто знает как называют в народе этот день?( Прощеное воскресенье.) А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение? Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!» .
-Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.
Рефлексия (подведение итогов урока)
-И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? где побывали? А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке.
-Давайте отгадаем мои загадки:
Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)!
-Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)
-Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)
-А блины на Масленице символ чего?
Дети: Символ солнца.
-Молодцы, все загадки отгадали. Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей работой? Почему ты доволен? А трудности вам встречались? Как вы их преодолели? А кого вы хотели бы поблагодарить за урок?
-И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.
Звучит песня «Масленица» -раздаю солнышки
-Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание.
Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!
Ребята, вы славно все здесь занимались!
Хочу сказать спасибо вам!
А также угостить баранками
И пожелать здоровья всем!
До свидания!.
Список используемой литературы
- УМК «Музыка» 2 класс. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва, Просвещение, 2004.
- Алпарова Н.Н., Николаев В.А. Музыкально- игровой материал для дошкольников и младших школьников «Весна идет»- М. Гуманит. изд. центр Владос, 2004 год
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=-mlZZTLpYME (Инфоурок)
https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck (А. Аникин «Масленица»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Светская этика 4 класс. Тема: "Традиции и обычаи русского народа. Масленица."
Раскрывается смысл каждого дня масленичной недели: понедельник - Встреча, вторник - Заигрыши, среда - Лакомка, четверг - Разгул, пятница - Тёщины вечеринки, суббота - Золовкины посиделки, воскресенье-...
Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"
Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....
Конспект урока по изобразительному искусству "Национальные традиции в культуре народа"
Урок изобразительного искусства в 7 классе "Национальные традиции в культуре народа" в малокомплектной сельской школе....
Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".
Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....
План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»
План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»...
Конспект урока 6 класс урока музыки по теме: Музыкальный фольклор народов России
Обряды и обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена ...
Технологическая карта урока «Орловский кулинарный словарь» как национальное наследие русского народа.
Интеграция урока технологии и программы "Разговор о правильном питании"...