конспект урока во 2 классе по теме "Обряды и праздники русского народа"
план-конспект урока по музыке на тему

Самсонова Наталья Владимировна

конспект урока во 2 классе по теме "Обряды и праздники  русского народа". ФГОС ( по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obryady_i_prazdniki_russkogo_naroda.docx36.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока во 2 классе

Урок  № 28

Учитель: Самсонова Наталья Владимировна.

Тема урока :  Обряды и праздники русского народа.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с  музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)

Планируемые результаты

Предметные: наблюдение за использованием   музыки в жизни человека;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

умение оценивать произведения разных видов искусства;

использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания  народной музыки в различных  видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)

Метапредметные: размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России;

овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов  решения проблем поискового характера;

применение знаково-символических и   речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные : проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности  в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения  к  обычаям и традициям русского народа.

Музыкальный материал:

«Проводы зимы» ( р. н. п. Л.Зыкина)

р.н.п. «Как вставала я ранешенько»

р.н.п.«Блины»

Частушки…

https://www.youtube.com/watch?v=-mlZZTLpYME (Инфоурок)

https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck (А. Аникин «Масленица»)

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК( компьютер), экран и проектор.

Ход урока.

Организационный этап

 (вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.)

Музыкальное приветствие:  «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать

 Актуализация знаний

 

-Какая музыка по настроению  встретила вас в классе? (Р,Н,П,)

- Вам понравилась песня?

- А настроение у вас изменилось? Почему?

-Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ?

-Где чаще исполняют р.н. песни? ( на праздниках, посиделках, на гуляньях)  

-Нас скоро ожидает праздник, а вот какой

-Отгадайте мою  загадку:

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают! (Масленица)

 Постановка цели и задач урока

-И тема нашего урока называется  «Масленица» - долгожданные  проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла.

Слайд  №2  

-Подходит ли загадка к теме нашего урока?  

-Цель нашего урока – познакомиться с историей  и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки  и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие  способности

-А кто из вас бывал на таком народном гулянье,  знает, что же это за праздник Масленица?

-Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)

-Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)

-Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.

-Кого ж надо было задобрить?  ( зимушку)

-Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

Зима недаром злиться, прошла ее пора,

Весна в окно стучится и гонит со двора.

А вы хотите узнать как на Руси отмечали проводы зимы? 

Древние славяне называли Масленицу Комоедицей в честь Медвежьего бога.

https://www.youtube.com/watch?v=-mlZZTLpYME (инфоурок)

Слайд №3

-Давным- давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю,по всей России уже началась масленая неделя.  Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней

-А кто их придумывал? ( Народ). Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)

-Все дни  масленой недели имеют свои названия:

Слайд №4

Дни узкой масленицы : понедельник, вторник и среда

Понедельник -  наступает встреча , яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье -  устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.

В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?

(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…

 Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.

 Давайте вместе встретим масленицу песней

«Как вставала я ранешенько» (исполняет учитель, дети поют припев)

Как здорово вы поете. Какая песня по настроению? Чем мы выразили понедельник? (песней)

Вторник--торой день Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.

Учитель: А в какие игры играют на Масленицу?

Слайд  № 5-8

А еще на масленицу играли в такие игры, как:

-Катание с гор

-Бой мешками

-Ледяной столб

-Снежный тир

-Кулачные бои

-Перетягивание каната

-Жмурки    

Приглашаю детвору на веселую игру –называется игра горелки.

р.н.игра «Горелки»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором.

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
раз, два – не воронь

Беги как огонь!

Вы запомните эту игру  и будете играть на улице или на перемене.

Чем мы во вторник занимались? (играли)

Вот среда подходит «Лакомкой зовется»

 Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

Какое главное угощение на празднике?

Дети: Блины

Слайд № 9

 У: На что блины похожи? (на солнышко)

-Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца,  Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок!  

-А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте    русскую народную песню  «Блины»                                       

У: Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием  настрой на вокально- хоровую работу: «Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь, ноги в пол упри  смелей, спинку выпрями скорей, руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно»

Разучивание песни.

Слайд № 10

А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

-Дикцию (четкое произношение текста);

-Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);

У: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали? (кушали блины)

У :  Давайте все вместе придумаем движения к песне. и исполним с движением.

Физ. Минутка на песню Блины

У: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц  А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?

Слайд№11

«Не житье - бытье, а масленица»,

У: Как вы понимаете смысл этой поговорки –«Не житье – бытье, а масленица» ( так говорят о привольной хорошей жизни)

«На горках покататься, в блинах поваляться»

«Не все коту масленица, а будет и Великий пост»

 Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты.

И наступает время широкой масленицы.

-Наступает четверг широкий- середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои..Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.

Слайд № 12

-  Посмотрите на картину русского художника  Бориса Кустодиева  Что вы видите, какой праздник  здесь изображен? Докажите- Какие приметы праздника вы  видите? ( Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)

- Внимательно приглядитесь, какую музыку можно  услышать вглядываясь в  эту картину?

Д:– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.

- А какой муз. инструмент  главный  на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент.  Ни один праздник на Руси не обходится без  этого музыкального инструмента ? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь)

https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck (А. Аникин «Масленица»)

Слайд №13

- А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?

У него рубашка в складку, 
 Любит он плясать вприсядку, 
 Он и пляшет, и поет —
 Если в руки попадет. 
 Сорок пуговиц на нем 
 С перламутровым огнем. 
 Весельчак, а не буян 

Голосистый мой …Баян

- Вот картина Кустодиева  ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть?, подскажите мне…частушка.

- Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).

-Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок  -Кто сочиняет частушки? исполняются они  в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый

- Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? ( Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)

-Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах  (раздаю муз. инструменты, вспоминая названия).

( трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки)

Частушки про Масленицу.

Вместе дружно мы живем

 вам частушки пропоем

Нынче масленку встречаем

 всех блинами угощаем

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке.

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

-А кто хочет сам исполнить частушки- выходите смелее! А теперь,  мы все вместе споем  частушки. Я начну –вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь – будет песенка звенеть!

Слайд№ 14

                        Частушки исполняем

Веселей играй, гармошка.

Масленица, не грусти!

Приходи весна скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Мы вам спели, что хотели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

-Как мы четверг  выразили? Частушкой звонкой

пятница – Тещины Вечерки. В этот праздничный день теща идет на блины к зятю. Пригласите и вы родных, покажите свое уважение и любовь;

суббота – Золовкины Посиделки. К молодой невестке приходят все родственники. Невестка должна накрыть стол с хорошим угощением, и не забыть о подарке золовке.

Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? ( сжигали  чучело в костре.)

Слайд 15

-Для чего сжигали? ( Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) В последний день  праздника люди просили друг у друга прощения .А кто знает как называют в народе этот день?( Прощеное воскресенье.) А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение?  Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!» .

-Шумный веселый праздник  заканчивался большой ярмаркой.

Рефлексия (подведение итогов урока)

-И наш  урок подошел  к концу, сядьте поудобнее Что мы сегодня узнали в результате нашего урока?  где побывали?  А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке.  

-Давайте отгадаем мои загадки:

Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)  

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-…
(блины)!

-Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)

-Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний?                                                   (Игры)

-А блины на Масленице символ чего?

Дети: Символ солнца.

-Молодцы, все загадки отгадали. Давайте сами оценим свою работу:  Кто доволен своей работой? Почему ты доволен?  А трудности вам встречались? Как вы их преодолели? А кого вы хотели бы поблагодарить за урок?

-И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.

Звучит песня «Масленица» -раздаю солнышки

-Ребята,  я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание.

Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы  все очень замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!

Ребята, вы славно все здесь занимались!

Хочу сказать спасибо вам!

А также угостить баранками  

И пожелать здоровья всем!

         До свидания!.

Список используемой литературы

  1. УМК «Музыка» 2 класс. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва, Просвещение, 2004.
  2. Алпарова Н.Н., Николаев В.А. Музыкально- игровой материал для  дошкольников и младших школьников «Весна идет»- М. Гуманит. изд. центр Владос, 2004 год

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=-mlZZTLpYME  (Инфоурок)

https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck (А. Аникин «Масленица»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Светская этика 4 класс. Тема: "Традиции и обычаи русского народа. Масленица."

Раскрывается смысл каждого дня масленичной недели: понедельник - Встреча, вторник - Заигрыши, среда - Лакомка, четверг - Разгул, пятница - Тёщины вечеринки, суббота - Золовкины посиделки, воскресенье-...

Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"

Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....

Конспект урока по изобразительному искусству "Национальные традиции в культуре народа"

Урок изобразительного искусства в 7 классе "Национальные традиции в культуре народа" в малокомплектной сельской школе....

Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".

Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....

План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»

План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»...

Конспект урока 6 класс урока музыки по теме: Музыкальный фольклор народов России

Обряды и  обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена ...

Технологическая карта урока «Орловский кулинарный словарь» как национальное наследие русского народа.

Интеграция урока технологии и программы "Разговор о правильном питании"...