Формирование эстетических потребностей
статья по музыке на тему

Доржиева Цыпилма Балдановна

Формирование эстетических потребностей у учащихся 9,10 лет в процессе художественной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchatelnyy_variant.docx29.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование эстетических потребностей

у учащихся 9,10 лет в процессе художественной деятельности»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

         Василий Александрович Сухомлинский        

В эпоху социально-экономических перемен всегда наблюдается «смещение иерархии ценностей» (Н.А.Бердяев), смена мировоззренческих установок личности. Именно поэтому в современных условиях особую значимость приобретает поиск новых подходов к процессу становления человека, способного к самоопределению в мире духовных ценностей, их присвоению и осуществлению культуросообразного образа жизни. Особая роль в этом вопросе принадлежит эстетическим ценностно-смысловым установкам личности, поскольку внутреннее осознание школьниками ценностей художественной культуры и проявление их в практической деятельности становятся наиболее сильными побудителями в выработке ими индивидуальной нравственной позиции, выбора цели и средств ее достижения. Одна из главных задач современной школы - поиск путей вхождения ученика в культуру, которые бы соответствовали его потребностям и возрасту [2, С. 19]. Что же такое потребности или нужда? Это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. А так же - вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации [3, С. 358]. У человека намного больше разнообразных потребностей, чем у всех других живых существ. Это следующие виды потребностей: органические, материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования. Основной потребностью в младшем школьном возрасте является потребность в учебной деятельности, потребность общения со сверстниками, потребность в высокой отметке. Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности. Поэтому является необходимостью начать формирование эстетических потребностей именно с младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте это наиболее эффективно и результативно [1, С. 325]. О проблеме формирования эстетических потребностей личности рассмотрены в философской, педагогической и психологической литературе. Анализ литературы по проблеме формирования эстетической потребности (Ю.Б. Борев, Л.И. Божович, В.В. Ванслов, Л.С. Выготский, А.В. Зосимовский, Н.И. Киященко, А.Н. Леонтьев, Л.Н. Столович, Р.П. Шульга, П.М. Якобсон и др.) показал, что эстетическая потребность как совокупность оценочных критериев и установок, сложившихся у человека в результате общения с прекрасным в жизни и искусстве, обусловлены сформированностью и функционированием компонентов эстетического сознания (интереса, чувства, отношения, художественно-эстетической деятельности, вкуса, идеала, переживаний) [2, С. 34]. Эстетическая потребность – потребность человека как биосоциального существа в оптимальной и гармонической деятельности, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе – в искусстве. Под воздействием эстетических потребностей в эстетическом сознании формируются представления о том, каким должен быть окружающий мир и каким должен быть социальный мир личности, происходит сопоставление этих миров [5]. Поэтому в эстетическом сознании имеет место чувственное отражение всеобщности и личностного смысла всех явлений действительности. Поскольку эстетическая направленность личности учащегося непосредственно связана с его мировоззренческой позицией, становится особенно важным формирование эстетической потребности у школьников в учебно-воспитательном процессе. Анализ теоретических положений (М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, Р.П. Шульга, П.М. Якобсон и др.) и педагогической практики показал, что освоение универсальных ценностей культуры является ведущим средством формирования эстетического отношения личности к миру и себе [2, C 25]. Активная деятельность на основе накопления и применения художественного опыта в каком-либо виде искусства могут способствовать становлению целостной личности учащегося. Таким образом, мы видим, что наиболее эффективным в формировании эстетической потребности является художественная деятельность. Художественная деятельность – это деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства [5] . Художественная деятельность включает в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в художественную деятельность благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту. Она и возникает из потребности вычленить эстетическое отношение из других человеческих отношений и видов деятельности. Центральное звено художественной деятельности – это произведение искусства. В искусстве осуществляется художественное познание и художественная оценка мира, создается новая художественная реальность. А самое главное формируется постоянная потребность в прекрасном. Действительно, высказывание Василия Сухомлинского здесь уместно, так как чувство прекрасного формируется с детства и сопровождает тебя на протяжении всей жизни. Мне было интересно узнать, насколько дети имеют представления о искусстве. Поэтому был проведён тест-опрос о знаниях и представлениях школьников в сфере искусства. Тест-опрос был проведён в Сужинской СОШ и ДМШ №3 г. Улан-Удэ; в тесте участвовало 85 детей. Детям предлагались следующие вопросы, например, любимый вид искусства; какую музыку вы предпочитаете. Результаты показали, что круг общехудожественных интересов современных учащихся слишком узок: в качестве любимого ими вида искусства 87% из числа опрошенных указали телевидение, кино; 18% - отдали предпочтение изобразительным видам искусства (живописи), и только 11% учащихся - художественной литературе (стихи). Классическая музыка и поэзия не относятся к наиболее популярным видам искусства современных школьников, что объясняется практическим отсутствием систематически спланированной работы в общеобразовательной школе по формированию музыкальных и поэтических интересов школьников. Как показал тест лишь 20% учащихся самостоятельно (или вместе с родителями) посещали музеи, театры. Всего 12,8% учащихся цитировали строки из стихотворений, лишь 18% могли назвать любимые музыкальные произведения, 10% смогли вспомнить название картины, запомнившейся с урока музыки или изобразительного искусства, более половины участников (62,2%) вообще не ответили на поставленные вопросы.

А так же можно использовать в своём исследовании тест на креативность Элис Полла Торренса (американского психолога).

Таким образом, наша работа показала, что ориентация на эстетические ценности искусства в наибольшей мере способствует формированию собственных представлений личности о нормах, правилах поведения, законах гармонии. Сформированность эстетических потребностей в определенной степени ограждает личность от неблагоприятных в нравственном отношении воздействий окружающей действительности, поскольку существенно повышается «иммунитет» школьника к стереотипам современных масс-медиа. Это отчетливо проявляется в деятельности учащегося в учебно-воспитательном процессе. Критериями сформированности эстетических потребностей учащихся выступают: общеэстетический кругозор (полнота знаний, способность школьника воспринимать произведения искусства в единстве эстетических и вне эсте-тических ценностей), избирательно-оценочные умения (способность устанавливать ценностный смысл в процессе эстетического выбора), готовность к эстетическому оцениванию произведений искусства и явлений действительности (навыки в творческом самовыражении).

Список использованной литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2010. – С. 325.
  2. Бабаян А.Г. Взаимосвязь литературы с различными видами искусства в эстетическом воспитании молодежи // Полесский регион и наука XXI века : Материалы II Респ. Конф. аспирантов и молодых ученых. - Мозырь, 2003. С. 19.
  3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3 – М., 1994.- С. 358.
  4. Педагогика. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. М., 1987. – С. 96.
  5. www.wikipedia.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

«Формирование ОУУНов у студентов нового набора» Формирование ОУУНов у студентов -первокурсников

Формирование  ОУУНов как одно из важнейших направлений в адаптации студентов к учебному процессу и в их профессиональной направленности.В презентации показаны приемы формирования таких навыков у ...

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»

Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...