"Взаимодействие предметов "Музыка" в ОШ и "Музыкальная литература" в ДШИ"
методическая разработка по музыке на тему

Сейтасанова Ирина Николаевна
Целью данного доклада является раскрыть взаимосвязь между двумя смежными предметами основного и дополнительного образования.Говоря об основном и дополнительном образовании, мы рассматриваем их как равноправные сферы общего образования, обеспечивающие его целостность
                  Важной чертой современного образования является перераспределение нагрузки между так называемым "основным" и "дополнительным" образованием.В последние годы становится все более очевидно, что школьное образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно не обеспечивает и не может обеспечить учащегося гарантией того, что уровень полученного им образования, по традиции называемого "основным", достаточен для дальнейшего обучения и успешной творческой реализации в разнообразных сферах деятельности.

               Иначе говоря, обществом все яснее осознается мысль о том, что так называемый "основной учебный процесс" является необходимым, но далеко недостаточным условием дальнейшего успешного образования и реализации личности. Здесь и приходит на помощь так называемая "дополнительная система образования". Особенно это касается творческих направлений ,в частности в нашем случае -это музыкальное воспитание.В этих условиях особую значимость приобретают педагогические усилия родителей по собственному обучению своего ребенка и по выстраиванию "индивидуальной траектории развития". Основная школа гарантирует теперь лишь некий "стандартный минимум", который оказывается крайне недостаточным в реальной жизни. Если же он хочет стать высоким профессионалом, то ему уже с детских лет стоит задуматься о том, какое "дополнительное" образование ему необходимо.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Красногвардейская детская школа искусств»

Доклад

«Взаимодействие предметов «музыка» в ОШ  и

«музыкальная литература» » в ДШИ»

Выполнила

преподаватель  теоретических

дисциплин

Сейтасанова Ирина Николаевна

                                                                    Красногвардейск 2017

        Учебный курс «Музыка»в ОШ, относится  к предметам художественно – эстетического цикла. Изучается с 1-7 класс «Музыка»(1час в неделю), 8-9 – «Искусство» Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества.

   Целью  изучения предмета «Музыка» в ОШ школе является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:

•        формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

•        воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

•        развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

•        обогащение знаний  о музыкальном искусстве;

•        овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Для достижения поставленных целей и задач активно применяются следующие виды музыкально-практической деятельности  в ОШ

1.     Восприятие музыки (осознанное и эмоциональное) – пронизывает все виды музыкальной деятельности

2.     Размышления о музыке (устные и письменные), определение содержания музыкальных произведений (интонационные особенности, жанровые признаки, стиль, язык, приемы развития, форма), индивидуальная оценка, рефлексия. Формирование «эмоционального словаря», словаря музыкальных понятий и терминов.

3.     Музицирование

        Пение – хоровое, ансамблевое, сольное

        Музыкально-ритмические движения

        Пластическое интонирование

        Имитация игры на воображаемом инструменте

        Свободное дирижирование

        Драматизации, инсценировки песен, инструментальных пьес программного характера, «разыгрывание» фольклорных образцов, сцен из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных сказок

4.     Импровизации (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные – рисование на темы музыкальных сочинений.

5.     Работа с учебниками и рабочими тетрадями.

6.     Поиск ассоциаций (литературных, изобразительных) к музыкальным сочинениям.

7.     Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

8.     Выполнение диагностических заданий (тесты, самостоятельные работы, задания в рабочих тетрадях)

   

  Умение вести поиск и сохранение необходимой информации о музыке и музыкантах, разных видах искусства: справочники, энциклопедии, словари, книги, Интернет – совместно с родителями.

               Предмет "Музыкальная литература" в ДШИ вводится с 4 класса для обучающихся с 7-летним сроком обучения. Программа рассчитана на 4 года обучения.
В соответствии с учебным планом на предмет "Музыкальная литература" отводится 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю. 

     В детской музыкальной школе предмет музыкальной литературы является одним из наиболее важных в духовном и эстетическом воспитании детей.

Преподавание музыкальной литературы в ДМШ на каждой ступени обучения имеет свои определенные задачи: - это развитие творческих способностей детей, их эстетическое развитие, пополнение запасов художественных впечатлений, воспитание умения слушать, понимать, разбирать музыкальные произведения и главное - любить музыку. Об этом много говорил Асафьев: "Понимание красоты музыки и красоты искусства - вот главное, что мы должны развить в детях". Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства. 

Невозможно представить себе музыкальное искусство, оторванное от исторических событий эпохи, от  развития всех других видов искусства — от живописи до литературы. Поэтому музыкальная литература дает представление не только о музыкальных стилях и  жанрах, о творчестве композиторов, но и о развитии истории и философии, культуры и науки определенного  этапа.

Таким образом , задачи преподавания предметов «Музыка» и «Музыкальная литература» совпадают. Главное - впечатление, музыкальное восприятие, обогащение эстетического уровня, научить детей любить и понимать музыку , раскрыть их творческие способности для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, самообразования и самовоспитания.

             В последние годы обозначился переход личностно-ориентированное образование. «Что такое личностно-ориентированный подход?» Личностно-ориентированное образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учётом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. , в основе которого лежит понимание и взаимопонимание.

Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества.

Осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, то есть способности находить правильный, умелый подход к ученику. 

Как и любая другая учебная дисциплина, преподавание музыкальной литературы опирается на общие принципы и методы обучения. Основной формой работы является урок. Проблемы подачи нового материала, его закрепление, в целом должны соответствовать дидактическим правилам. 
Дидактика это часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения). Сюда входит также и воспитание в процессе обучения.

           

Остановимся на одном из дидактических  методах, очень популярном сегодня. Это использование межпредметных связей (т.е. связи временной, логической, тематической между учебными предметами). Другими словами- интегрированный урок.

Существуют два типа межпредметных связей:
1) Связи программные, т.е. по учебной программе и с музыкальной спецификой: музыкальная литература связана со специальностью, сольфеджио. Сольфеджио помогает нам лучше понимать музыку, ориентироваться в  музыкальных стилях. Целесообразно давать задания узнавать о композиторе, стиле той или иной музыки, эпохе. Таким образом, развивая профессионализм, заинтересованность учащихся. Ярким примером должна быть общая характеристика творчества композитора, иллюстрирование музыкальных фрагментов, и анализ  стиля композитора (лады, гармония, тональность). Одним словом, развивать профессионализм, заинтересованность учащихся.
2) Связи  общегуманитарного  цикла: русская и зарубежная музыкальная литература, и общая литература, проза, поэзия, история, зачатки философии и эстетики. А также живопись, скульптура, архитектура (в общих чертах). Практика показывает, что все это возможно и выполнимо. Например: А. Даргомыжский – П. Федотов, А. Бородин – В. Васнецов, М. Мусоргский – В. Суриков, И. Бах - готические соборы, Ф. Шопен – Э. Делакруа, П. Чайковский – Д. Байрон, М. Лермонтов и т.д.
         Как нельзя кстати ,подходят слова Казимира Малевича, о том, что «самым лучшим памятником какой-либо эпохе всё же является искусство». И в этом плане, как никакой другой предмет, музыкальная литература открывает начинающим музыкантам двери в мир прекрасного, погружая их в разные эпохи, позволяя какой-то период «прожить» в том или ином времени, ощутить, чем жили и как чувствовали его лучшие представители.

Но для того ,чтобы максимально полно охарактеризовать эпоху, представить творческую личность композитора,  используя только стандартные приемы :лекции, беседы, викторины, итоговые работы, к  сожалению уже не могут в полной мере помочь преподавателю в формировании активного познавательного интереса учащихся . Поэтому становится актуальным применение нетрадиционных форм обучения.

И здесь на помощь преподавателю приходят мультимедийные технологии как один из способов  преподнесения и использования разных типов информации, таких как аудио и видеоматериалы, текстовые работы, электронные лекции, проекты и т.д.

Благодаря заинтересованным педагогам, сегодня появляется все больше интернет-ресурсов с презентациями, блогами преподавателей, коллекциями ссылок, которые можно использовать на уроках музыкальной литературы в детских школах искусств и на уроках музыки.

Современный ребенок развивается по другому, непривычному нам, взрослым, пути. Изменилось сенсорное восприятие — дети не читают, а смотрят, воспринимают информацию визуально. Учителя и ученики принадлежат к двум разным поколениям. Сейчас перед преподавателем остро стоит проблема: как активизировать познавательную деятельность учащегося?

Необходимое умение современного педагога- сочетать старые проверенные методические наработки с достижениями технического прогресса, которое облегчает и обогащает процесс работы с детьми .

На мой взгляд, мультимедийный проект является одним из самых современных способов подачи информации. Он может быть представлен как в виде презентации, так и в виде видеоролика, может включать в себя репродукции картин, фотографии, текстовый материал, музыку, видеофрагменты.

В своей работе - на уроках музыки в школе,и на уроках музыкальной литературы я широко использую уроки с мультимедийным сопровождением. Поскольку ,применение мультимедийных приложений, электронных библиотек, презентаций, аудиозаписей классической музыки, видеозаписей опер, балетных постановок, биографических видеофильмов  создает заинтересованность на уроках, повышает интерес учеников к учебному материалу. Соответственно возрастает активность учащихся, они охотно включаются в процесс ,высказываются и размышляют.

             Приведу несколько примеров использования  ИКТ на уроках музыки в ОШ и музыкальной литературы в ДШИ.

Должна сказать, что программы этих  предметов очень пересекаются и перекликаются.

(Приложение р.п.ОШ). Разница в объеме отведенных часов на изучение той или иной темы. В ОШ на изучение новой темы отводится урок, а в ДШИ несколько уроков.

Вступительная тема «Легенды о музыке» включает в себя миф об Орфее, который проиллюстрирован как живописными произведениями, так и  фотографиями сцен из одноименной оперы, эскизами декораций и костюмов, видеофрагментами оперы.

(Урок музыки 1кл. «И муза вечная со мной»,урок в 3 классе «Музыкальный инструмент –флейта»,4 кл. «Мифы и легенды о музыке»ДМШ) (Приложение)

Презентация «Средства музыкальной выразительности» носит, в основном, информативный характер, в ней даются определения терминам и понятиям, связанным с этой темой. (Приложение)

Следующие темы — «Инструменты симфонического оркестра»,— иллюстрируют историю развития музыкальных инструментов, их характерные особенности – устройство, диапазон, знакомят с  выдающимися композиторами и музыкантами — исполнителями на данных инструментах. (Приложение)

В разделе «Русские народные инструменты и народные песни» автором подобраны иллюстрации, показывающие разные группы русских народных инструментов, как старинные, так и современные. Представлена кратко история возникновения и  развития оркестра русских народных инструментов, профессиональные музыканты-исполнители и дирижеры современных оркестров народных инструментов, показаны основные жанры народных песен. (Приложение)

Темы «Музыка в театре. Э. Григ «Пер Гюнт»,  «Балет. Из истории балета. П. Чайковский «Щелкунчик», «Опера. Из истории оперы. М. Глинка «Руслан и Людмила» проиллюстрированы материалами из истории жанров, показаны работы знаменитых художников-декораторов, работавших над постановкой изучаемых театральных спектаклей, а также видео оперы и балета.(«Пер Гюнт»3 кл. ОШ,4 кл.ДШИ, балет«Щелкунчик»2кл.,5кл.ОШ,4кл.ДШИ, «Руслан и Людмила»2кл.ОШ,4кл.ДШИ

Тема «Программная музыка» (П. Чайковский. «Времена года», А. Лядов «Кикимора», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках») представлена с использованием репродукций картин известных художников. При создании этих видеопроектов ,выбраны живописные произведения, наиболее отвечающие характеру и музыкальным образам. Живопись и музыка в  таком мультимедийном проекте взаимно дополняют друг друга, их объединение усиливает общее эмоциональное воздействие, создает особую атмосферу эпохи, помогает лучше прочувствовать и понять музыку.(«Программная музыка»4кл.ДШИ, «Фольклор в музыке»5кл.ОШ, «Картинки с выставки»2кл.ОШ).(Приложение)

В старших классах очень увлекает учеников интегрированный урок по теме: «С.Прокофьев кантата «Александр Невский».

              Знакомство с кантатно-ораториальным жанром у учащихся ДШИ происходит на четвертом году обучения .Календарно-тематический план ДШИ предполагает 5 часа на изучение творчества С.С.Прокофьева, из них 1час на изучение кантаты «Александр Невский» по программе четвертого года обучения. В общеобразовательной школе эта тема впервые изучается во 2 классе в теме «Святые земли русской»(1час), в  3 классе –«Кантата «Александр Невский(1 час),в 5 классе (1час)и в 8 классе (1час)по программе «Искусство».

Надо отметить, что в младших классах при знакомстве с произведением и жизненным и творческим путем композитора акцентируется  внимание детей на историческом прошлом русского народа, знакомстве с образом А.Невского и патриотической направленностью кантаты. Основная цель изучаемого материала в общеобразовательной школе- это воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Помимо уроков музыки ,исторические моменты ,на которых построен сюжет произведения детям старшего возраста знакомы с  уроков истории. Поэтому к этой теме они приходят достаточно подготовленными.

При изучении новой сложной, объемной темы ,как правило педагогами используется «объяснительно-иллюстративный» метод(«информационно-рецептивный») .Этот метод чаще всего используется при разборе характеристик эпохи, обзорах жизненного и творческого пути композиторов, знакомстве с новым жанром. 
Определение данного метода исходит от основного принципа - подача новой информации. Мы объясняем учащимся новый материал, отсюда и понятие: объяснительный, информационный метод.
Безусловно, мы иллюстрируем его наглядными пособиями, репродукциями, фотографиями, музыкальными примерами, следовательно, термин «иллюстративный» оправдывает себя. Педагог активизирует восприятие детей и делает акцент на запоминание новой информации.
Этот дидактический метод - один из традиционных, к нему обращаются наиболее часто. При его использовании наибольшая нагрузка ложится на преподавателя. Он должен не только хорошо изучить новую тему, подаваемую учащимся, но и продумать, отобрать необходимую информацию для подачи учащимся.

При изучением кантаты желательна демонстрация фильма, или самых ярких фрагментов кинофильма. Этот момент играет большую роль, т.к. после просмотра детям легче анализировать и сравнивать кантатно-ораториальный жанр в принципах сюжетной и музыкальной драматургии  с оперой, театром, симфонией. После знакомства с сюжетом и музыкальным материалом кантаты, акцентируется внимание учащихся на функциях частей и выразительных средствах (характер, настроение, использование яркой тембровой драматургии).

Обращается внимание на характеристику двух контрастных образных сфер: песенное начало, эпический распев, , ритмоинтонация  колокольного звона - в характеристике русского народа;

 инструментальное начало, речитативность, тембровая драматургия (медные духовые), -в характеристике крестоносцев.. Значительное место уделяется  разбору №5 «Ледовое побоище» - как центральной кульминации цикла.

На примере изучения этой темы четко прослеживается  использование межпредметных связей :историческое прошлое страны, изобразительное искусство (Корин триптих «Александр Невский», литература (древняя Новгородская летопись), архитектура(Свято-Троицкая Александро-Невская лавра) ,кино (Эйзенштейн фильм «Александр Невский»,иконопись (Нестеров «Святой князь»). (Приложение презентации)

В ходе таких уроков новый учебный материал запоминается детьми очень легко, крепко и надолго, а музыкальный материал активизирует эмоциональное восприятие.

             

 Одно из главных специальных умений, которым ученики должны овладеть при изучении музыкальной литературы, является не только умение слушать музыку, но и умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо сказать о музыке – значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять полученные знания, связывая их со слуховыми впечатлениями.
Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения и объяснить его «устройство» - и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве.

Предметы «Музыка» и "Музыкальная литература" дают возможность значительно обогатить содержание начального музыкального образования, способствуют росту общей культуры школьников, содействует их разностороннему развитию, подготавливают к самостоятельному общению с классической музыкой. В процессе изучения предметов учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус, учатся слушать музыку избирательно. Эти предметы  призваны формировать слушательский  интерес детей, направляя его в сторону большого искусства. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы взаимодействия искусств на уроках ИЗО, литературы, МХК, истории и культуры Санкт-Петербурга

Мой опыт  взаимодействия предметов гуманитарного цикла( (литература, ИЗО, история и культура Санкт- Петрбурга, МХК) Проект (ИЗО), реализованный совместно с Надеждой Владимировной Тихоновой (...

Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателя

Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателяАвтор: Гаврилова Н.Е., учитель русского языка и литературы ГБОУ ...

Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках русского языка и литературы как фактор развития коммуникативной компетенции

В статье описана система работы по воспитанию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время....

Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе как одно из средств взаимодействия педагогов и учащихся в контексте ФГОС общего образования.

В связи с новыми целями качественно меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы обучения. Стандарты второго поколения перен...

Модель взаимодействия с социальными партнерами учителя русского языка и литературы

Социальное партнерство в школьном образовании – это совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельн...