Главные вкладки

    Эти разные марши.
    план-конспект урока по музыке на тему

    Захарова Фарида Баграмовна

     Данная работа является разработкой конспекта урока Музыки во 2 классе по теме: "Эти разные марши".  Рассматриваются различные виды маршей - военные и походные, спортивные, сказочные , церемониальные и т.д. На уроке звучатизвестные марши композиторов - П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, М.Блантера. С.Сайдашева и др.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

       Захарова Ф.Б., учитель музыки МБОУ «Набережно – Морквашская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района РТ

    Конспект урока

    Предмет: музыка

    Дата проведения: 02.10.2018 г.

    Тема урока: Эти разные марши

    Тип урока: урок «открытия» нового знания

    Цель урока: Формировать представление о марше как жанре музыки, научиться различать разные виды маршей.

    Планируемые результаты:

    Личностные

    - чувство гордости за свою Родину, историю России, осознание своей национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов марша;

    - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства, их понимание и оценка;

    - уважительное отношение к культуре других народов, сформированность эстетических ценностей;

    - овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

    - развитие музыкально – эстетического чувства, понимание функций жанра «марш» в жизни человека.

    Метапредметные

    - освоение способов решения  проблем творческого характера в процессе восприятия, исполнения различных видов маршей;

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

    - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о характере, особенностях музыкального языка различных видов маршей.

    Предметные

    - формирование представления о роли различных видов маршей в жизни человека;

    - знание основных закономерностей жанра «марш» на примере различных образцов;

    - формирование интереса к маршевой музыке;

    - умение воплощать музыкальные маршевые образы при создании музыкально – пластических композиций, исполнении песен маршевого характера.

    Средства обучения:

    - Учебник «Музыка 2 класс»

    - «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс»

    - «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 2 класс» (МР3)

    - Дидактический раздаточный материал

    - Карточки с признаками характера звучания

    - Музыкальные инструменты: фортепиано и синтезатор, барабаны

    - Компьютер, медиа проектор

    Музыкальный материал:

    В.И.Агапкин «Прощание славянки»

    П.И.Чайковский  «Марш деревянных солдатиков»  из «Детского альбома»

    П.И.Чайковский Марш из балета «Щелкунчик»

    С.С..Прокофьев  Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

    М.И.Глинка  Полька

    М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

    М. Блантер  Футбольный марш

    С. Сайдашев «Марш Советской Армии»

    Песня – марш «Солдатушки, бравы ребятушки»

    Презентация  «Эти разные марши»

    Видео фрагмент с Парада Победы на Красной Площади в Москве.

    Ход урока

    1.Организационный этап

    2. Мотивация (эмоциональный настрой)

      Звучит фрагмент марша В.И.Агапкина «Прощание славянки».  Ученики, маршируя, входят в класс.   С  окончанием музыки занимают свои места.

    Учитель: Ребята, под какую музыку вы вошли в класс?

    Дети: Марш

    Учитель: Что мы сейчас с вами делали?

     Дети: Маршировали.

    Учитель: А какой характер у этой музыки?

    Дети: Характер у марша бодрый, мужественный, активный, решительный. 

    Учитель: Молодцы, вы очень точно охарактеризовали эту музыку. А знаете ли вы кто автор этого замечательного произведения? Его сочинил трубач тамбовского духового оркестра, будущий военный дирижер Василий Иванович Агапкин.

    Ученик: А я много раз слышал эту музыку по телевизору во время трансляций Парада Победы в Москве.

    Учитель: Молодец. Ребята, давайте посмотрим видео фрагмент.

    Показ видео фрагмента Парада Победы на Красной площади в Москве. Звучит марш «Прощания славянки» В.И.Агапкина.

    Учитель: Ребята, в нашей отечественной музыкальной культуре есть песня – марш Давида Тухманова, которая является символом праздника – Дня Победы»  в Великой Отечественной войне. Вы, наверное,  догадались, о каком произведении идет речь?

     Ученик: Это песня – «День Победы».

    Учитель: Молодец! И я хочу заметить, ребята, что в жанре марша написаны многие популярные отечественные песни, например «Песня о Родине» композитора  Исаака  Дунаевского.

    Ученик (обращается к учителю):  А наш государственный гимн, это тоже песня – марш?

    Учитель: Молодец, ты очень верно подметил. Часто государственные гимны пишутся в жанре марша.  И это -  церемониальные марши.

    Ученик: А «Прощание славянки» это походный марш?

    Учитель: Правильно, молодец. Ребята, в дальнейшем на уроке мы будем еще называть различные виды маршей. Итак, я попрошу вас сформулировать тему нашего урока сегодня.

    Ученики: Марш!

    Учитель: Давайте уточним,  марши все одинаковые или они различные?

    Ученики:  Марши отличаются по характеру.

    Учитель: Итак, тема урока «Эти разные марши».  «Марш» в переводе с французского языка означает «ходьба». Маршевая музыка очень разнообразна. Это марши военные и походные, спортивные, траурные, сказочные, церемониальные, пионерские и т.д.

    3. Проверка домашнего задания

    4. Актуализация знаний

    5. Реализация музыкально – исполнительской деятельности

    Учитель: На прошлом уроке я попросила вас сделать карточки с изображением шагающих людей и сказочных героев. Сейчас мы будем выполнять следующее задание. Я сыграю на фортепиано 3 музыкальных фрагмента. Под каждую музыку вы отбираете соответствующие изображения.

    Учитель играет 3 фрагмента.

    1-ый фрагмент «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского

    2-ой фрагмент Марш из оперы С.С..Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»

    3-ий фрагмент Полька М.И.Глинки

    Учитель проверяет и оценивает работу каждого ученика, разъясняет ошибки.

    Ученик 1: Я заметил, что  для 3-его фрагмента ни у кого из нас нет подходящей карточки, потому что под эту  музыку можно только танцевать.

    Ученик 2: А я узнал эту музыку, на прошлом уроке мы ее слушали. Это чешский танец Полька.

    Учитель: Замечательно, ребята, вы очень внимательны. А  сейчас мы посмотрим с вами презентацию с музыкальными фрагментами звучания различных маршей.

    Показ презентации «Эти разные марши».

    Слайд 1 Марш из балета П. Чайковского  «Щелкунчик»

    Слайд 2 «Марш Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»

    Слайд 3 Футбольный марш  М.Блантера

    Слайд 4 «Марш Советской Армии»  С. Сайдашева

    Учитель: Ребята, вы заметили, что все прозвучавшие марши отличаются друг от друга? Давайте определим вид марша 1 и 2 фрагментов.

    Ученик:  Мне кажется, что марш Петра Ильича Чайковского – это детский  марш.

    Учитель: А как ты можешь доказать это?

    Ученик:  «Щелкунчик» - это детский балет, а еще под этот марш танцуют дети. И по характеру  он веселый и задорный.

    Учитель: Ребята, как вы считаете, ответ его был убедительный?

    Дети: Да!

    Учитель: Мне тоже понравился его ответ, молодец. И мы переходим ко 2 –ому фрагменту. Это  «Марш Черномора» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».

    Ученик:  Эта музыка какая – то фантастическая, волшебная.  Черномор – это сказочный персонаж. Мне кажется это сказочный марш.

    Учитель: Правильно, молодец.  Ребята, что объединяет все эти разнохарактерные марши?

    Ученик:  В музыке этих фрагментов слышна поступь, интонация шага.

    Учитель: Действительно, поступь присутствует во всех маршах, его главные выразительные средства – это ритм, метр и темп. Ребята, давайте вспомним, что такое метр?

    Ученики: Метр – это чередование сильных и слабых долей. Сильная доля называется ударной.

    Учитель: А знаете ли вы, ребята, что прозвучавший в презентации  «Марш Советской Армии»  Салиха  Сайдашева часто исполняется в нашей Республике Татарстан во время торжественных и праздничных событий. За его создание татарский композитор был награжден золотыми именными часами и зачислен в полк почетным красноармейцем.

    Учитель: Сейчас мы послушаем песню «Солдатушки, бравы ребятушки» в исполнении детского хора. Во время прослушивания, пользуясь карточками с признаками характера звучания, подбираете музыкальную характеристику  марша и называете его разновидность.

    Звучит песня – марш «Солдатушки, бравы ребятушки» (МР3)

    Ученики: Музыка четкая, энергичная, бодрая, поднимает настроение. Это солдатский марш. Мы бы хотели тоже его исполнить.

    Учитель: Хорошо, это интересная идея.  Но сначала распоемся.

    Вокальная распевка.  Повторение слов песни.

    Учитель: Давайте сопроводим наше исполнение звучанием духового оркестра. И не случайно, ведь военные марши  чаще всего исполняются именно духовым оркестром. Я буду аккомпанировать вам на синтезаторе. Помогите мне выбрать настройки - стиль и голос. Обоснуйте ваш выбор.

    Ученики: В синтезаторе выбираем  стиль «Марш» и голос - духовые инструменты, потому что  армейские  оркестры  состоят из духовых  и ударных инструментов.  А еще девочки будут отстукивать сильные доли марша на барабанах, а мальчики маршировать.

    Учитель: Здорово вы, ребята, придумали, грамотно распределили роли.  Кого еще не хватает в нашем импровизированном оркестре? Кто поможет управлять нашим коллективом?

    Ученики: Дирижер.

    Учитель: Конечно. Ни один оркестр не может существовать без дирижера! Ребята, давайте вспомним с вами обязанности дирижера.

    Ученики: Дирижер с помощью жестов показывает вступление и окончание звучания, темп, силу звука, вступление солистов. Он должен иметь хороший слух, чувство ритма, музыкальную память.

    Ученики выбирают «дирижера», самого музыкального ученика, с хорошим чувством ритма,  дают ему дирижерскую палочку.

    Учитель: Итак, поем чисто, дружно, энергично, слова не выкрикиваем, а четко проговариваем, маршируем в такт музыки с левой ноги, барабаны отмечают сильную долю, дирижер четко показывает сильные и слабые доли музыки.

    Исполнение песни - марша  «Солдатушки, бравы ребятушки».

    Учитель: Молодцы, мне очень понравилось ваше выступление, еще одно  небольшое задание. Сейчас вы видите на экране военный духовой оркестр. Назовите, пожалуйста, инструменты, на которых играют музыканты.

    Ученики по возможности называют инструменты  (трубы, флейты, барабаны и др.)

    6. Информация о домашнем задании

    Учитель: Чтобы пополнить ваши знания о духовых и ударных музыкальных инструментах, дома  сделайте карточки с их изображением. Что касается основной темы урока, нарисуйте картинки, отражающие звучание  любых понравившихся сегодня вам видов марша.  Лучшие работы мы поместим на наш стенд «В мире музыки».

    7. Рефлексия учебной деятельности

    Учитель:  Ребята, почему тема урока называлась  «Эти разные марши»?

    Ученики: Марши бывают различных видов – походные, солдатские, пионерские, церемониальные, спортивные, сказочные и т.д.

    Учитель:  Ребята, что общего во всех маршах?

    Ученики: Во всех маршах есть поступь, интонация шага.

    Учитель:  Что интересного и нового вы узнали  на уроке?

    Ученик 1:  Жанр «марша»  очень востребованный в жизни человека, как в праздники, так и в будни. Его любят и взрослые, и дети.

    Ученик 2:  Ритм в марше  создает  радостное настроение,  под такую музыку хочется энергично шагать.

    Ученик 3:  Для меня было открытием, что есть такой замечательный марш в татарской музыке – это «Марш Советской Армии»  Салиха Сайдашева.

    Ученик 4: Мне понравилось звучание духового оркестра в марше «Прощание славянки». Музыканты играли здорово! Я захотел бы пойти учиться играть на трубе!

    Ученик 5:  Мне очень понравилась песня – марш «Солдатушки, бравы ребятушки». Когда мы ее пели,  у меня возникло чувство гордости за нашу родную армию,  я почувствовал ее силу и сплоченность.

    Учитель:  На уроке сегодня мне понравилась ваша активность, вы показали эрудицию, логическое мышление. Очень приятно, что вы проявили интерес к теме, понимаете назначение жанра  в жизни человека.   Вы эмоционально и ярко исполнили песню, придумали интересную  постановку и осуществили ее.  Мне понравились ваши высказывания о характере, особенностях музыкального языка различных видов маршей.  Урок показал, что вы любите историю  и культуру российского Отечества, гордитесь нашими военными и походными маршами, любите и знаете классическую музыку.  Спасибо за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация " Эти разные марши"

    Мультимедийная презентация к уроку  музыки (1 четверть) по программе Е. Д. Критской ....

    Урок музыки в 1 классе "Такие разные марши" с применением здоровьесберегающих технологий.

    Познакомить с  жанром  « марш» и его разновидностями. Создать условия для повышения  эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся и развития чувства ритма, формировать пред...

    презентация для 2 класса "Эти разные марши"

    На уроке ребятам предоставляется возможность сравнить музыку и рисунки разных маршей, выяснить, что общего и различного в характере, образном содержании этих маршей на примере музыки П.Чайковского и С...

    Урок музыки во 2 классе на тему "Эти разные марши"

    урок музыки во 2 классе на тему "Эти разные марши". Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой "Музыка". Раздел: "День, полный событий!" Урок построен в соответствии с ФГОС. Дети в начале урока исследуют р...

    Конспект открытого урока Такие разные марши

    Конспект открытого урока Такие разные марши...

    Эти разные марши

    Урок музыки во втором классе общеобразовательной школы по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С....

    Конспект урока музыки "Эти разные марши", 2 класс

    Тема урока: «Эти разные марши»Тип урока: урок -открытия новых знанийФорма урока: комбинированныйЦель урока: Формировать представление о марше как жанре музыки.Задачи:·...