Технологическая карта урока музыки 4 класс по теме "Старый замок"
план-конспект урока по музыке на тему

Пугачева Анжелика Валерьевна

Конспект урока музыки в 4 классе по теме "Старый замок" М. П. Мусоргского и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc85.5 КБ
Office presentation icon staryy_zamok.ppt2.97 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф. И. О. педагога Пугачева Анжелика Валерьевна                                учитель

МОУ «Парзинская СОШ»

Предмет: музыка       Класс: 4           Учебник (УМК, программа)  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Музыка 4 класс

Тема: Сюита. «Старый замок»  Тип урока: «открытия» нового знания

Оборудование:  компьютер, экран, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. 

Музыкальный материал: М. П. Мусоргский «Прогулка», «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки», «Песня трубадура» из музыкальной фантазии «Бременские музыканты»

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

- уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к  произведению  М. Мусоргского «Старый замок»,

- уметь определять характер  произведения М. Мусоргского, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.

Основные понятия: сюита, трубадуры

1 уровень –

2 уровень  -

выполнение действий под руководством учителя

самостоятельность в разборе  музыкального произведения, высказывание собственного впечатления о прослушанной музыке

Регулятивные

– самостоятельно формулировать проблему, определять цель, планировать алгоритм ее решения, самостоятельно оценивать выполненные задания.

-давать самооценку

выполнение действий под руководством учителя

самостоятельность в формулировании задания: определять цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу

Познавательные

- приобрести умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений прошлого  

составление описательного рассказа музыкального произведения с помощью наводящих вопросов учителя, дополнений товарищей

высказывание о прослушанном произведении, умение пользоваться ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки

Коммуникативные

-  сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

- участвовать в работе группы (пары), согласовывать друг с другом пути решения учебной задачи, предвидеть последствия коллективных решений

- участвовать в коллективном пении.  

умение  сотрудничать с учителем и сверстниками, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

выполнение совместных действий в групповой работе, умение строить понятные для собеседника высказывания, совместное планирование способов работы, умение договариваться и приходить к общему мнению

Личностные

 - формировать уважительное отношение к культуре других народов,  творческую активность и познавательный интерес при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;  

- уметь исполнять вокально-хоровые произведения

- формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности

проявление  эмоциональной отзывчивости к изученному произведению;

умение оформлять свои мысли  в письменной речи с помощью учителя, товарищей

высказывание личностно-оценочных суждений о музыкальном произведении, умение структурировать и систематизировать изученный материал

                                                                  Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (УУД)

Организационный этап

 Построение перед классом.

Вход детей под музыку  М. П. Мусоргского «Прогулка»

Слайд № 2 Музыкальное приветствие «Колокольчик»

Настраивает учащихся на деятельность.

Входят в класс

Исполняют муз.приветствие

Р: организовать работу на уроке

Мотивационно-целевой

Произведение, которое помогло нам начать урок называется «Прогулка». Что такое прогулка?

Расскажите о человеке, которого описывает произведение

Слайд № 3 (портрет М. Мусоргского)

Не похож ли этот человек на того, которого вы описываете? Кто изображен на портрете?

- Как вы думаете, куда же торопится композитор?

Слайд № 4 Картинная галерея.

- Может быть сюда? Что вы видите?

Мусоргский действительно спешил на выставку,  потому что его там ждали

Слайд № 5 Портрет Виктора Гартмана

Знаете ли вы этого человека?

-Что же произошло на выставке? Хотите узнать?

Работа с информационным текстом (приложение)

-Что узнали из текста?

Оцените свое умение работы с текстом в листе достижений (приложение)

 Организует эвристическую беседу, выявляющую знания необходимые для изучения музыкального произведения

 Даёт задания по выявлению информации

Отвечают на вопрос

Отвечают: уверенный, серьезный, торопливый

Модест Петрович Мусоргский

Предположительные ответы детей

Это картинная галерея

Это художник и друг композитора Виктор Гартман

Читают текст, находят главную мысль.

После посещения выставки В. Гартмана М. Мусоргский создал сюиту «Картинки с выставки», чтобы передать свои впечатления.

Оценивают свои умения. (пункт 1)

Фронтальный опрос

 Работа в парах

Индивидуальная

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость

К:  сотрудничать с учителем и сверстниками

П: передавать содержание текста в сжатом виде

К: сотрудничать в выборе информации.

Р:  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Получается, композитор сумел передать с помощью музыки то, что увидел на картинах

В. А. Гартмана.

Кажется, у нас возникла проблема. Какая?

Как же нам решить эту проблему? Необходим план работы. Составьте его

Слайд № 6 Хочу услышать…

Хочу узнать…

Хочу научиться…

Проверка: предложенные варианты выносятся учителем на доску  

-Молодцы. Оцените свои умения (приложение)

Организует эвристическую беседу

Формулируют проблему: Сможем ли мы увидеть картину в произведении

М. Мусоргского?

Определяют цели, составляют план работы

Озвучивают результат работы в классе

Оценивают умение (пункт 2)

Фронтальная

Индивидуальная

работа

Р: осваивать способы решения проблемы творческого и поискового характера в музыкально- творческой деятельности

Р:  принимать и сохранять цель учебной деятельности, поиск средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;

 

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Поисково-исследовательский

-Попросим композитора проводить нас на выставку, но не картинную, а музыкальную.

Ритмическая пауза: движения под музыку «Прогулка»

Слайд № 7. (надпись над иллюстрацией) Музыкальная галерея. Сюита «Картинки с выставки» М. П. Мусоргский.

-Почему слово сюита подчеркнуто?

Слайд № 8. Составьте  определение понятия.

(рассыпанные слова)

Прочтите, что получилось.

Слайд № 9. Проверьте верность составленного определения

Теперь мы знаем, что такое сюита.

Оцените умение формулировать определения

Слайд № 10. Перед нами названия музыкальных частей. Назовите знакомые (Балет невылупившихся цыплят, Баба Яга, Тюильрийский сад) – названные пьесы подчеркиваются.

Сейчас мы услышим музыкальную картину, не зная ее названия. Ваша задача: определить какая пьеса звучит.

 Звучит пьеса «Старый замок» М. Мусоргского 4.42 минуты

Как вы думаете, какая пьеса прозвучала?

Слайд № 10  Выберите ответ из списка названий пьес.

Почему вы так считаете?

Слайд № 11 Название прослушанной пьесы

Составьте рассказ о содержании произведения, используя  музыкальный анализ.

Работу выполняем с помощью приложений (алгоритм анализа, «цветик-семицветик»)

Оцените свои достижения

Организует ритмическую паузу

Задает вопрос

Даёт задания

Ставит цель на время прослушивания музыкального произведения

Задает вопрос

 Выполняют движения под музыку

Мы не знаем значение этого слова?

Составляют  устно определение

Читают в классе

Проверяют работу, хоровое проговаривание

Оценивают в листе достижений (пункт 3)

Называют известные пьесы

Слушают, анализируют произведение с целью определения содержания.

Отвечают на вопросы

Согласовывают между собой развернутую характеристику произведения.

Дают развернутую характеристику произведения.

Оценивают ( пункты  4, 5,6)

Работа в парах

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Индивидуальная

П: умение осуществлять синтез как составление целого из частей; структурировать знания

П: анализировать музыкальное произведение, выявлять выразительные возможности музыки, определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр

Выдвигать версии о возможном названии произведения, обосновывать свое мнение

Л: проявлять творческую активность и познавательный интерес при анализе музыкального произведения

П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулировать рассуждения в форме простых умозаключений о произведении

Практи

ческий

Пластическое задание «Музыкальная скульптура». Составить скульптуры увиденной в музыке картины.

Организует деление на группы для выполнения задания

В группах изображают музыкальную скульптуру.

Групповая

(1 и 2 ряд)

П: выявлять выразительные возможности музыки.

Обнаруживать общность музыки и изобразительного искусства.

Инфор-ция о домашнем задании

Дома вы изобразите музыкальное произведение в рисунке

Инструктаж по  выполнению дом.задания

Записывают задание на дом

Практи

ческий

Вокальная работа

Какой музыкальный «кит» спрятался в пьесе «Старый замок»?

Почему вы так думаете?

Молодцы! В сопроводительной записке к сюите Мусоргского есть примечание: «Старый замок» - средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню

- Знаете ли вы кто такой трубадур?

Слайд № 12. Изображение трубадуров.

Расскажите, что вы видите

Открывается надпись на слайде: трубадуры – средневековые бродячие музыканты.

-Как вы думаете, а в наше время могут существовать трубадуры?

Кажется, я слышу один из них поет свою песню.

Просмотр фрагмента м/ф «Бременские музыканты» - Серенада Трубадура.

Понравилась песня? Давайте исполним ее вместе.

Подготовка к вокальному исполнению:

Бродячим музыкантам нужно иметь крепкое здоровье, чтобы много путешествовать и петь свои песни. Научим Трубадура  гимнастике, которая укрепляет дыхательные органы, улучшает вокальные способности.

Упражнения А. Стрельниковой

Упражнение на дикцию, мимическое упражнение перед зеркалом

Вокальное хоровое исполнение Серенады Трубадура.

(звучит фонограмма песни, дети исполняют по тексту)

-Вы настоящие трубадуры, молодцы!

Оцените свои вокальные способности

Задает вопрос

Организует просмотр фрагмента

Организует подготовку к вокальному исполнению

 Разучивает песню с детьми.

Отвечают на вопрос: песня

Мелодия произведения плавная, напевная, похожа на старинную песню

Отвечают на вопрос

Описывают изображение, Предположительные ответы учащихся

Отвечают на вопрос

Смотрят, слушают песню

Выполняют упражнения, готовятся к исполнению

Разучивание песни, работа над фразировкой, интонацией.

Оценивают (пункт 7)

Фронтальная

Хоровое пение

П: выдвигать версии о жанре произведения, обосновывать свое мнение

К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

строить понятные для собеседника высказывания, совместно планировать способы работы,  договариваться и приходить к общему мнению

Л:  исполнять вокально-хоровые произведения, выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в пении.

К: участвовать в коллективном пении.  

Рефлек

сивно-оценочный

Вы сегодня хорошо потрудились. Пора подводить итоги. Давайте выразим наши впечатления в стихотворной форме – вы сами их сочините.

Слайд № 13. Составьте по желанию: синквейн, хайку

Чтение по желанию в классе

Спасибо за ваши прекрасные произведения.

Оцените свои умения

Слайд № 14. Подведение итогов работы, выведение оценки за урок

Возвращение к проблеме урока.

 Слайд № 15

Удалось ли нам разрешить проблему?

Смогли ли вы увидеть картину в музыке?

Чему вы научились на уроке?

Дает задание

Задаёт вопросы

Выполняют творческое задание по выбору.

По желанию читают в классе

Оценивают ( пункт 8,9)

Отвечают на вопросы

Индивидуальная

Р: анализировать и оценивать свою деятельность

самостоятельно делать выводы, обобщать и преобразовывать информацию, представлять ее в виде творческого задания

Л: оформлять свои мысли  в письменной речи с учетом учебных речевых ситуаций


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

приветствие Колокольчик нам поет Всех на «Музыку» зовет Слышишь тонкий голосок Нам пора начать урок: Учитель: Дети: Добрый день добрый день Говорим мы каждый день Этими словами здороваемся с вами

Слайд 3

Модест Петрович Мусоргский

Слайд 5

Виктор Александрович Гартман

Слайд 6

Закончить предложения Хочу услышать… Хочу узнать… Хочу научиться…

Слайд 7

Музыкальная галерея Сюита «Картинки с выставки» М. П. Мусоргский.

Слайд 8

Сюита - это произведение, частей, замыслом, состоящее, самостоятельных, музыкальное, нескольких, объединенных, из, общим.

Слайд 9

Сюита - это музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим замыслом.

Слайд 10

В сюиту вошли 10 фортепианных пьес: 1. Гном 2. Старый замок 3. Тюильрийский сад 4. Быдло 5. Балет невылупившихся птенцов 6. Два еврея – богатый и бедный 7. Лиможский рынок 8. Катакомбы 9.Избушка на курьих ножках (Баба Яга) 10.Богатырские ворота

Слайд 11

Старый замок

Слайд 12

трубадуры странствующие певцы – музыканты

Слайд 13

Составьте Синквейн Хайку

Слайд 14

Оцените свою работу 18-16 баллов «5» 15 -13 баллов «4» 12 – 9 баллов «3»

Слайд 15

Удалось ли нам разрешить проблему? Смогли ли вы увидеть картину в музыке? Чему вы научились на уроке?

Слайд 16

Дома: Иллюстрация к пьесе М. Мусоргского «Старый замок»

Слайд 17

Какая прозвучала музыка? задумчивая торжественная плавная шутливая однообразный аккомпанемент грациозная лирическая изящная жизнерадостная

Слайд 18

Пропой лейтмотив пьесы со словами Вот стары-ый замок стои-ит, трубадур под окно-ом, и звучит эта песня.

Слайд 19

Объясни ключевые слова Выставка М. П.Мусоргский В. А. Гартман Сюита 10 пьес Старый замок Трубадур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема:  «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие  новых знаний)Цели:   Образовательный аспект :·...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Музыка Японии".

Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Музыка Японии...

Технологическая карта урока музыки в 6 классе «Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации»

Технологическая карта к уроку музыки в 6 классе "Образы симфонической музыки" по программе.авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Цель урока:познакомить с выразительными возможн...