Формирование универсальных учебных действий на уроках по предмету "Музыка".
учебно-методический материал по музыке на тему

Заволокина Ольга Леонидовна

Материал необходим для составления рабочей программы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проектирование рабочей программы

по предмету «Музыка» и формирование

универсальных учебных действий.

                                         

Учебники музыки в составе концепций начального  общего образования  (включены в Федеральный перечень учебников на текущий учебный год, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе Министерством образования  науки РФ
(приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080)

  • «Школа России», «Перспектива» («Музыка».      1 – 4 классы; авторы –  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – издательство «Просвещение»);
  • «Гармония» («Музыка». 1 – 4 классы; авторы М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева; издательство «Ассоциация XXI век»);
  •  «Школа XXI века» («Музыкальное искусство».  1 – 4 классы (авторы – В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; издательство «Вентана Граф»);
  •  «Планета знаний» («Музыка». 1 – 4 классы; автор – Т.И. Бакланова, издательство «АСТ, Астрель»);
  • «Школа России», «Перспектива» («Музыка».      1 – 4 классы; авторы –  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – издательство «Просвещение»);
  • «Гармония» («Музыка». 1 – 4 классы; авторы М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева; издательство «Ассоциация XXI век»);
  •  «Школа XXI века» («Музыкальное искусство».  1 – 4 классы (авторы – В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; издательство «Вентана Граф»);
  •  «Планета знаний» («Музыка». 1 – 4 классы; автор – Т.И. Бакланова, издательство «АСТ, Астрель»)

Формирование универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия, как метапредметный результат освоения основной образовательной программы

Понятие  универсальные учебные действия:

  • Умение учиться, обеспечивающее способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
  • Умение учиться, обеспечивающее  самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

Виды УУД :

  • Личностные
  • Познавательные
  • Регулятивные
  • Коммуникативные

Виды музыкально – практической деятельности школьников                                  на уроках музыки.

  • Восприятие музыки и размышления о ней (устно и письменно)
  • Пение: хоровое , ансамблевое и сольное
  • Музицирование (игра на музыкальных инструментах: народные, шумовые, детские, мультимедийные  -  смотреть сайт «Всё для детей»)
  • Инсценирование и драматизация музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, не только программных)
  • Выявление ассоциативно – образных связей: между музыкой и другими видами искусства; между музыкой и окружением ребёнка
  • Проектно – исследовательская деятельность

Восприятие музыки

Личностные УУД

  • действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания изучаемых музыкальных сочинений, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся
  • (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами)
  • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Познавательные УУД

  • общеучебные, включая знаково-символические (знаковые и символические системы музыки);
  • логические (осознанное восприятие содержания музыкальных сочинений),
  • действия постановки и решения проблем (в процессе анализа музыки и ее исполнения).

К универсальным логическим действиям следует   отнести следующие:

  • анализ музыкального сочинения; синтез как составление целого из частей;
  • понимание синтеза искусств в сценических жанрах музыки;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации музыкальных сочинений;  
  • подведение под понятия;
  • выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД

Действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

 

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  •  определение последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД

Обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу одноклассников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Состав:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  •  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Пение

Личностные УУД

  • формируются в процессе осознания содержания вокальных произведений, которые исполняются учащиеся:
  • выявление их жизненного содержания, духовно-нравственных установок творчества их создателей,
  • взаимодействие музыки и личности на основе принципа уподобления человека художественным идеям, эмоциям;
  • понимание эстетически нравственного фона создания того или иного сочинения, его социальных функций в жизни человека,
  • присвоение опыта предшествующих поколений.

Регулятивные УУД

Предполагают

  • постановку цели хоровой деятельности на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта;
  • планирование – умение составлять и реализовывать исполнительский план произведения;
  • анализировать музыкальные сочинения,
  • прогнозировать художественный результат исполнения;
  • сопоставление эталонного звучания (фонозаписи) с различными стадиями разучивания произведения, внесение корректив в хоровое звучание сочинения на основе слухового сопоставления эталона с собственным исполнением;
  • оценка качества исполнения, планирование действий по устранению недостатков в пении, оценка воздействия исполненной музыки на самого себя, слушателей

Познавательные УУД

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, как способу познания мира,
  • изучение закономерностей музыкального искусства, их индивидуализированную оценку,  
  • актуализация творческих проявлений.

Коммуникативные УУД

  • степень духовного общения певцов-хористов,
  • понимание хорового коллектива как способа взаимодействия неповторимых личностей, партнеров по певческой работе  и общению,
  • участие певцов в обсуждении качества исполнения музыкальных сочинений,
  • построение сотрудничества с хористами, педагогом в процессе выполнения учебных и творческих заданий.

Состав:

  • планирование учебной работы,
  • определение ее цели,
  • постановка проблемных вопросов и поиск способов решения,
  • контроль,
  • коррекция собственных действий и действий партнеров по хоровому исполнению,
  • владение вербальными (речевыми) формами высказывания отношения к исполняемой музыке, критическим выражением к интерпретациям вокально-хоровых сочиненения

Музицирование

Личностные УУД

  • Осознание инструментальных и вокальных сочинений.
  • Выявление их жизненного содержания, духовно-нравственных установок творчества их создателей, взаимодействия музыки и личности.
  • Понимание социальных функций в жизни человека, присвоение опыта предшествующих поколений,  приобретение душевное равновесие и психологический комфорт при преодолении ситуаций музыкального высказывания.

Коммуникативные УУД

          учет  позиции других людей (композитора, исполнителя)

  • учет позиции партнера по музицированию, умение слушать и принимать участие в коллективном создании музыкального образа,
  • вступать в диалог с учителем, сверстниками, композитором,
  • корректировать звучание (собственные действия), обсуждать и исправлять качество исполнения музыки,
  • интегрироваться в группу одноклассников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (при разучивании, репетициях, концертном исполнении, выполнении творческих заданий.

          Состав:

  • планирование учебной работы, определение ее цели, постановка проблемных вопросов и поиск способов решения
  • контроль, коррекция собственных действий и действий партнеров по музицированию;
  • владение вербальными (речевыми) формами высказывания отношения к исполняемой музыке, критическим отношением к интерпретациям исполняемых сочинений.

Познавательные УУД

Направлены:

  • на формирование устойчивого интереса к музицированию, как способу самовыражения,
  • на передачу композиторского замысла и через него познания музыки как части жизни,
  • на изучение закономерностей музыкального искусства (интонационная природа, жанры, стили, музыкальный язык) на основе эмоционального отклика на исполняемые сочинения,
  • на индивидуальную оценку содержания,  
  • на актуализацию творческих проявлений (опыты сочинения музыки).

Регулятивные УУД

  • постановка цели музицирования,
  • планирование собственных действий
  • умение составлять и реализовывать исполнительский план произведения;
  • анализировать музыкальные сочинения,
  • прогнозировать художественный результат исполнения;
  • сопоставление эталонного звучания (фонозаписи) с различными стадиями разучивания произведения,
  • внесение корректив в исполнение на основе слухового сопоставления эталона с собственным исполнением;
  • оценка качества исполнения, планирование действий по устранению недостатков в пении, оценка воздействия исполненной музыки на самого себя, слушателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики

Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла» ...

Конструктор учебно-практических заданий – средство оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры.Презентация

Презентация на тему оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных  действий на уроках физической культуры по средствам конструктора учебно-практических заданий....