«С Д.Б. Кабалевским по Москве»
план-конспект урока по музыке на тему

Земцова Татьяна Викторовна
Цель урока: добиться понимания музыкальных закономерностей образной интонации в слушании и исполнении. Задачи урока: Образовательные: Формировать умение осознанно воспринимать музыку. Обучить умению коллективно размышлять о музыке и ее создателя через групповые формы работы. Развивающие: Содействовать проявлению музыкального вкуса. Формирование музыкальной культуры. Воспитательные: Сформировать чувства личной ответственности за результат совместной работы. Воспитание любви к лучшим образцам мирового искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-ekskursiya_po_muzyke._s_kabalevskim_po_moskve.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Земцова Т.В. – МБОУ Щёлковская гимназия

«С  Д.Б. Кабалевским по Москве»

(III класс, 4 четверть, «О России петь, что стремиться в храм»)

Цель урока: добиться понимания музыкальных закономерностей образной интонации в слушании и исполнении.

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать умение осознанно воспринимать музыку.

Обучить умению коллективно размышлять о музыке и ее создателя через групповые формы работы.

Развивающие:

Содействовать проявлению музыкального вкуса.

Формирование музыкальной культуры.

Воспитательные:

Сформировать чувства личной ответственности за результат совместной работы.

Воспитание любви к лучшим образцам мирового искусства.

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний. 

 Жанр урока: интегрированный.

Вид урока: урок – путешествие.

Используемые на уроке технологии:

1. Метатехнологии:

- развивающая, проблемная технология;

- культуросообразное обучение.

2. Макротехнологии:

- технологии восприятия художественного образа;

- технологии интеграции искусств.

3. Мезотехнологии:

- технологии развития певческого голоса, направленные на чистоту интонирования, образность и выразительность исполнения;

- технологии коллективного музицирования.

4. Микротехнологии:

- технологии развития тембрового слуха;

- технологии развития ансамбля в хоре.

5. Информационно-коммуникационные.

6. Арт-терапии и здоровьесбережения.

Познавательные УУД:  

осуществлять поиск необходимой информации;

различать на слух старинную и современную музыку.

Коммуникативные УУД:

ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.

Регулятивные УУД:

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

самооценка и оценивание результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников в процессе учебного сотрудничества.

(слайд №1 – портрет Дмитрия Борисовича Кабалевского).

Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987) родился в Петербурге, но с 15 лет его жизнь и творческая деятельность протекала в Москве. С именем Д.Б. Кабалевского тем или иным образом связаны все ведущие культурные центры столицы. Совершим и мы с Дмитрием Борисовичем и его музыкой прогулки по Москве. Мы побываем в Московской консерватории, Большом театре России, в Колонном зале Дома Союзов, в Концертном зале имени П.И. Чайковского.

Читаю фрагменты из глав «Удручающая тишина пустого зала», «Слушатель думает о футболе» (стр.6-8 книги Д.Б. Кабалевского «Про трёх китов и про многое другое…»)

Московская консерватория (слайды №2-8 - фотографии Московской консерватории с памятником П. Чайковскому).

В 1929 г. Д.Б. Кабалевский окончил Московскую консерваторию. Учась в консерватории, он получил две специальности - композитор и пианист. Его имя занесено на Мраморную доску отличия. С консерваторией связан большой отрезок жизненного пути композитора с 1932 по 1960 гг. он являлся ее преподавателем.

В консерватории проводились прослушивания участников и концерты Международного конкурса исполнителей им. П.И. Чайковского. Д.Б. Кабалевский был членом жюри Первого и Второго конкурсов. Его «Рондо для фортепиано» (соч. 59) и «Рондо для скрипки и фортепиано» (соч. 69) были пьесами, обязательными для исполнения конкурсантами.

Давайте послушаем «Рондо для скрипки и фортепиано» (соч. 69).

Возможно, и у нас подрастают будущие пианисты-предлагаю послушать  пьесу «Клоуны» в исполнении Ефима Гимпеля 3 класс»А»

Большой театр России (слайд №9-13 – фотографии). 

В 1931, г. состоялось первое публичное выступление Д.Б. Кабалевского как пианиста: в зале Большого театра он исполнил с оркестром свой «Концерт №1» для фортепиано с оркестром.

В годы Великой Отечественной войны в 1943-1944 гг. на сцене театра были поставлена героическая опера «В огне» («Под Москвой»), а в 1953 году - опера «Никита «Вершинин» (по пьесе Вс. Иванова «бронепоезд 14-69»).

Желательно, чтобы на уроке прозвучали фрагменты Первого концерта для фортепиано с оркестром, или другие фортепианные произведения в исполнении автора.

Исполняем песню «Наш край», музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца (слайд №14,15 – слова песни).

Колонный зал Дома Союзов (слайд №16,17 - фотографии).

На симфонических концертах в Колонном зале Дома Союза - «Музыкальных вечерах для юношества» или, как их часто называют, - «Вечерах ровесников», Д. Б Кабалевский выступал как удивительный рассказчик, блестящий лектор, раскрывающий перед детской аудиторией сложный мир классической музыки. «Я хочу, я пытаюсь сделать все, чтобы ребята научились воспринимать серьезную музыку как часть своей жизни, причем такую часть, без которой эта жизнь будет неполной. Хочу убедить их, что серьезная музыка доступна каждому человеку, ибо пишется для каждого». Некоторые из бесед, проведенных композитором в разные годы, были записаны им и изданы в книге «Ровесники». Читаю фрагменты из глав «Музыка становится частицей жизни», «Я терпеть не могу музыку!..», «Нельзя любить то, чего не знаешь» (стр.24-28 книги Д.Б. Кабалевского «Про трёх китов и про многое другое…»)

Для слушателей «Музыкальных вечеров» организаторами концертов были разработаны правила поведения на симфонических концертах, которые были напечатаны на абонементе, дающем право на вход в концертный зал. Один из руководителей концертов, представитель Союза композиторов СССР, Б. Диментман пишет: «Опытным слушателям они кажутся элементарными, само собой разумеющимися, но многие старшеклассники ничего о них не знают. Не всегда могут подсказать им правила поведения и родители. Не понимают порой необходимость соответствующих объяснений школьные педагоги».

Правила сведены в шесть основных пунктов:

  1.  На концерт надо прийти отдохнувшим, подтянутым и в приподнятом настроении. Постарайся отвлечься от всех текущих дел и забот.
  2.  Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти за 15-20 минут, проникнуться атмосферой зрительного зала и настроиться на встречу с искусством.    
  1.  В случае опоздания запрещается входить в зал во время исполнения, следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями.
  2.  Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шептания, обмен мнениями, шелест бумажками, страницами и т.п. Все это на только отвлекает самого слушателя, но и мешает окружающим и артистам.
  3.  Имей в виду: аплодировать между частями крупного произведения не принято.
  4.  Внимание, бурные и продолжительные аплодисменты, возгласы «Браво!» и «Бис!», многочисленные вызовы на сцену в заключение концерта, цветы - лучшая награда исполнителям.

Эти правила помогут и вам приобщаться к музыке, которую вы будете слушать в концертом зале, в музыкальном театре, в школьном классе.

Исполняем песню «Чудо-музыка», музыка Д. Кабалевского, слова
З. Александровой (слайд №18,19  – слова песни).

Концертный зал им. П.И. Чайковского (слайд №20,21 - фотографии).

Один из лучших концертные залов столицы расположен на Триумфальной площади (ранее площадь Маяковского). В 1957 г. именно здесь состоялась премьера (первое исполнение) кантаты Д.Б. Кабалевского «Песня утра весны и мира» (стихи Ц. Солодаря) для детского хора и симфонического оркестра. Уже само  название этого произведения говорит о преобладании в нем светлых образов, радостных настроений. Утро и весна - символы начала и расцвета человеческой жизни. Кантата пронизана яркими, запоминающимися образами, интонациями детских и юношеских песен.

Давайте послушаем фрагмент из кантаты «Утро, весны и мира» (музыка Д.Б. Кабалевского,  стихи Ц. Солодаря).

Читаю фрагменты из главы «А теперь – вопросительные знаки...»  (стр.31-32 книги Д.Б. Кабалевского «Про трёх китов и про многое другое…»)

Исполняем песню «Школьные годы», музыка Д. Кабалевского, слова Е. Долматовский (слайд №22,23 – слова песни).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков музыки 1-8 классы По программе Д.Б.Кабалевского

Важнейшей особенностью содержания программы Д.Б.Кабалевского является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и уг...

Соответствие принципов РО Л.В. Занкова методам и принципам программы Д.Б. Кабалевского

       В последнее время наряду с традиционным обучением появились новые методики развивающего обучения Несмотря на разность этих программ, они нацелены на достижение оп...

Календарно-тематическое планирование по программе "Музыка" Д.Б.Кабалевского 1-8 класс

Календарно-тематическое планирование по программе "Музыка" 5-9  класс...

Контрольные работа на уроках музыке в 5-8 классах по программе Д.Кабалевского

Данные контрольные работы позволяют учителю оценить качество знаний по пройденным темам. Они представлены в виде тестов (выбор правильного варианта ответа), задания, требующие  дополнение недоста...

Сценарий урока по программе Д.Кабалевского в 7 классе

Сценарий урока  по программе Д.Кабалевского в 7 классе...

Рабочая программа по музыке 1-4 класс ФГОС по Школяр Л.В. под редакцией Д.Б. Кабалевского

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Презентация для урока "C Д.Б. Кабалевским по Москве"

Презентация для урока "C Д.Б. Кабалевским по Москве"...