Методические рекомендации.
методическая разработка по музыке на тему

Гатальская Елена Олеговна

Методические рекомендации о введении предмета музыки в апробацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_rekomendatsii_o_vvedenii_muzyka_2015g.docx122.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по апробации образовательной программы учебного предмета «Музыка»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство культуры Российской Федерации

 

Методические рекомендации

по апробации образовательной программы учебного предмета «музыка» и модулей внеурочной деятельности «коллективное музицирование (хоровое пение)» и «коллективное инструментальное музицирование» в общеобразовательных организациях

 Москва – 2013

Нормативные ссылки

Разработка данных методических рекомендаций регулируется следующими нормативными документами:

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

В реализации и апробации проекта участвуют Минобрнауки России, Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», общеобразовательные организации – участники пилотного проекта.

Содержание

  1. Введение
  2. Сроки и порядок проведения апробации
  3. Критерии отбора образовательных организаций
  4. Условия проведения апробации
  5. Критерии эффективности программы по результатам апробации
  6. Заключение
  7. Приложение 1

 Введение

Методические рекомендации определяют механизм апробации образовательной программы учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» в общеобразовательных организациях, а также регламентируют кадровые, научно-методические, информационные и материально-технические условия ее реализации.

Методические рекомендации адресованы специалистам, сопровождающим процесс апробации образовательной программы «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» в общеобразовательных организациях.

Цель апробации — компетентная и дифференцированная оценка и проверка в условиях реального процесса (на практике) разработанной образовательной программы учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» в общеобразовательных организациях.

Задачи апробации:

  •  определение сроков и порядка проведения апробации в субъектах федерации;
  • разработка критериев отбора участников эксперимента;
  • определение условий проведения апробации (кадровые, научно-методические, информационные, материально-технические);
  • разработка критериев оценки эффективности программы по результатам апробации;
  • доработка программы.

 2. Сроки и порядок проведения апробации

Порядок проведения апробации включает этапы апробации (план проведения), инструментарий и инструкцию по ее проведению.

Апробация разработанной программы учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» должна состоять из следующих этапов.

1 этап. Формирование базы данных об условиях и ресурсном обеспечении реализации образовательной программы по учебному предмету «Музыка» не менее чем в 300 образовательных организациях 32 субъектов Российской Федерации, соответствующих разработанным критериям отбора.

Результат: База данных об условиях и ресурсном обеспечении реализации образовательной программы по учебному предмету «Музыка» и степени ее соответствия требованиям стандарта.

Способ проведения. Процесс сбора информации, ее систематизация и оценка состояния ресурсного обеспечения учебных заведений, и степени их соответствия требованиям стандарта осуществляется рабочей группой (экспертами) на основе критериев отбора учебных заведений – анкеты эксперта (Приложение 1).

2 этап. На основе полученной региональной информации осуществляется комплексный анализ и оценка эффективности условий и ресурсного обеспечения реализации апробации образовательной программы «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование».

Результат: аналитическая справка о ходе апробации программы и модулей, разработанных требований к условиям и ресурсному обеспечению их реализации.

 3. Критерии отбора образовательных организаций

При построении и апробации образовательной программы «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» должны быть установлены критерии отбора общеобразовательных организаций. Они и будут определять уровень наибольшей готовности образовательной организации к реализации новых программ.

Под критерием отбора образовательных организаций понимается признак (признаки), на основании которых производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего. Содержание критериев обусловлено многими факторами: наличие лицензии образовательного учреждения, государственной аккредитации, государственные стандарты, реализуемые в учебном заведении, кадровый состав и т.д.

Методические рекомендации определяют процедуру отбора общеобразовательных организаций для участия в апробации образовательной программы учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» по следующим критериям:

  1. Наличие государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации образовательных программ.
  2. 2.Наличие нормативной документации: Устав, Типовое положение СО.
  3. 3.Наличие учебно-организационной документации: учебные планы, графики учебного процесса, федеральные государственные образовательные стандарты.
  4. 4.Соответствие разработанной образовательной программы учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения программ в образовательной организации.
  5. 5.Использование новых форм и методов организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных образовательных технологий, необходимых для реализации инновационных образовательных программ.
  6. 6.Создание системы контроля за реализацией и достижением результатов апробации программ, в том числе со стороны профессиональных сообществ (независимая экспертиза).
  7. 7.Планируемое участие разработчиков и независимых экспертов в аттестации педагогических работников образовательного учреждения.
  8. 8.Существующее состояние качества подготовки специалистов оценивается по следующим характеристикам: эффективность системы управления и контроля качества в образовательном учреждении; качественный состав педагогических кадров; использование информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательным учреждением; наличие мест для стажировок педагогических работников, оценка качества подготовки учащихся.
  9. 9.Наличие собственного сайта (при отсутствии технических возможностей критерием участия может быть предоставление ежегодного отчёта, обеспечивающего открытость деятельности организации).
  10. 10.Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе.
  11. 11.В ходе конкурсного отбора предполагается определить учреждения, проявляющие наибольшую активность по разработке и апробации инновационных образовательных программ, эффективность которых подтверждается высокими показателями образовательной деятельности образовательной организации по критериям отбора.

Образовательная организация должна предоставить максимально полную информацию, позволяющую проводить экспертизу по установленным критериям в соответствии с их комментариями. В отличие от критериев участия, представляющих собой перечень формальных и легко фиксируемых требований, которым конкретное учреждение либо удовлетворяет, либо не удовлетворяет, в критериях конкурсного отбора есть ряд оценочных «качественных» позиций, нуждающихся в дополнительных комментариях.

Высокой оценки будут заслуживать организации:

  •  показывающие наиболее высокие результаты в реализации действующих государственных образовательных стандартов и в достижении новых практико-ориентированных образовательных целей;
  • успешно реализующие качественно новые цели развития общего образования, определяемые педагогическим сообществом России как наиболее универсальные и прогрессивные;
  • обладающие достаточным материально-техническим обеспечением;
  • применяющие современные образовательные технологии.

К числу современных образовательных технологий можно отнести: развивающее обучение; проблемное обучение; систему коллективного обучения; технологию использования в обучении игровых методов; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные и личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии; технологию дистанционного обучения и др.

Измерения и способ подтверждения критерия.

При оценке образовательной организации по этому критерию можно выделить:

  • общее количество и виды современных педагогических технологий, используемых в учебном процессе общеобразовательной организации;
  • долю педагогов, эффективно использующих педагогические технологии, а также долю педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий.

О реальном уровне использования информационных технологий в учебном процессе можно также судить по оснащённости компьютерной техникой (по количеству учащихся на персональный компьютер), готовности преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий (доле преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере).

Данные о результативности освоения новых технологий могут содержаться в специально подготовленной учреждением информационной справке.

О полноте образовательных программ, предлагаемых образовательной организацией эксперты могут судить по тому, реализуются ли в ней:

  •  блок программ дополнительного образования;
  •  программы для детей с особыми образовательными потребностями: одарённых, имеющих проблемы в состоянии здоровья, программы коррекционно-развивающего обучения, программы для детей, желающих обучаться на родном языке, и др.

 О степени индивидуализации обучения эксперты могут судить по использованию личностно ориентированных педагогических технологий.

4. Условия проведения апробации

При проведении апробации образовательной программы учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» необходимо соблюдать следующие условия:

  •  общие требования к образовательной организации и ее кадровому составу;
  • требования к образовательным программам;
  • требования к реализации образовательных программ;
  • требования к аттестации обучающихся, освоивших программы учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование»;
  • требования к ресурсному обеспечению.

Общие требования к образовательной организации.

Данное требование означает включенность и уровень компетентности конкретного участника пилотного проекта в деятельность по апробации программы.

Финансово-экономическая самостоятельность содержит в себе установку на смену позиции: осуществление перехода от иждивенческой формы существования образовательной организации к эффективному позиционированию себя на рынке образовательных ресурсов.

Общественный характер управления. Это требование связано с необходимостью институциализации образовательной организации: организация попечительских советов, активное участие родительского сообщества в пилотном проекте.

Требования к образовательным программам.

Деятельностность. В соответствии с этим требованием участники апробации образовательной программы должны вовлекаться в деятельность, в ходе которой и происходит освоение особой практико-ориентированной предметности, заложенной в программе. Так осуществляется отход от традиционных схем трансляции знаний.

Целостность. Представление о целостности образовательной программы, основанной на интеграции урочной и внеурочной деятельности напрямую вытекает из понятия предметности, наличие которой обеспечивает единство программы на всех уровнях ее апробации.

Требования к реализации образовательных программ

«Продуктность». Это требование выражает общую направленность образовательной программы на создание заданного произведения (продукта).

Интерактивность выступает общей характеристикой процесса реализации образовательной программы, подразумевающей организацию двустороннего активного взаимодействия субъектов образовательной программы.

Презентационность. Образовательная программа должна проектировать и обеспечивать особые пространства, в которых процесс освоения программы, создания и итоговой презентации продукта становится видимым для всех участников.

Конвертируемость. Конвертируемость предполагает оперирование шкалами, позволяющими перевести результаты прохождения образовательной программы на язык учебных достижений, а также формирование легальных способов такого перевода.

Требования к аттестации образовательных программ.

В результате освоения образовательной программы создается продукт (произведение). Его оценка может осуществляться по следующим критериям:

Адекватность произведения предметности программы. Данное требование направлено на устранение позиции, когда любое произведение, созданное ребенком, считается самоценным, вне зависимости от культурного контекста и поставленной задачи. Произведение, созданное в процессе освоения образовательной программы должно выражать и отражать предметность данной программы.

Социальная значимость произведенного продукта. Данное требование предполагает, что при создании образовательной программы в нее должен закладываться особый ресурс, гарантирующий возможность предъявления созданного продукта в любых социально-значимых формах.

Требования к ресурсному обеспечению.

Для апробации разработанных программы учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» в отобранных согласно представленным выше критериям общеобразовательных организациях необходимо наличие соответствующего ресурсного обеспечения:

  • материально-техническое оснащение;
  • организационно-управленческий ресурс;
  • наличие специализированных аудиторий, оснащенных необходимым для проведения занятий оборудованием;
  • кадровый ресурс – наличие преподавателей, обладающих следующими компетенциями. Умеет:

- осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения;

- выстраивать индивидуальные траектории развития учащегося на основе планируемых результатов освоения образовательной программы;

- разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии, позволяющие достигать результаты освоения программы.

5.  Критерии эффективности программы по результатам апробации

Таблица 1.таблица 1

 Таблица 2.

Таблица 2

6. Заключение

Разработанные методические рекомендации по проведению апробации образовательной программы учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» позволят участникам проекта решить поставленные перед ними задачи плана и условий проведения апробации, выполнить требования к испытаниям, ресурсному обеспечению, а также определить и реализовать критерии эффективности программ по результатам апробации.

7. Приложение 1

Анкета

Экспертиза соответствия состояния ресурсного обеспечения апробации образовательной программы «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и

«Коллективное инструментальное музицирование» Требованиям стандарта общего образования

 

Уважаемый коллега!

В настоящее время идет процесс апробации разработанной образовательной программы «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» в общеобразовательных организациях.

Вам, как опытному специалисту, посредством данной анкеты, предлагается дать оценку соответствия состояния ресурсного обеспечения при апробации указанной программы Требованиям стандарта общего образования.

Оценка соответствия осуществляется по следующей шкале:

5  баллов – наиболее полное соответствие,

4 – достаточно полное,

3 – неполное (в основном),

2 – неудовлетворительное (соответствие отсутствует).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...