Урок в соответствии с ФГОС "Знакомство с образами оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина"-7 класс
план-конспект урока по музыке

Чикалева Светлана Михайловна

Конспект урока и технологическая карта урока в соответствиис ФГОС.Музыка.7класс "Князь Игорь"-опера А.П. Бородина.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ «Большеврудская СОШ», учитель музыки 1 категории Чикалева Светлана Михайловна.

Тема 6  урока (1 триместр): В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»

Аннотация  к уроку.

. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально – творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Представленный урок относится к разделу «В музыкальном театре. Опера» 7 класс

Цель урока: Знакомство с героями оперы на основе раскрытия музыкальных образов (сольных  - князя Игоря, князя Галицкого, хан  Кончака, княгини Ярославны)

Урок состоит из 7 этапов. Один из этапов представляет собой творческую работу по «моделированию» образов (метод моделирования,  метод «сочинения сочинённого)

Для большего впечатления  при прослушивании, а также оценки работы ребят используется презентация (иллюстрационный метод, метод наглядности). Все арии вставлены в презентацию.

Данный урок можно использовать ( при небольшой переделке)  в «Музыкальной гостиной»(посвящённой русской классической музыке), на музыкальном вечере , посвящённом  творчеству А.П. Бородина, на классных часах по похожим темам, в работе театрального кружка, на уроках истории ( фрагментами) и  музыкальной литературы  в ДМШ.

«А. П. Бородин   Опера «Князь Игорь»

Конспект урока в 7 классе

Цель: Знакомство с героями оперы на основе раскрытия музыкальных образов (сольных  - князя Игоря, князя Галицкого, хана  Кончака, Ярославны)

 

Задачи:

1. Закрепить понятия: либретто, речитатив, ария, дуэт, хоры.

2. Развивать навыки анализа музыкального произведения, определяя основные средства музыкальной выразительности

3. Воспитывать интерес к русской классической музыке, к истории своей страны, патриотизм.

.Методы и приёмы: Моделирование, «сочинение сочинённого», метод эмоциональной драматургии…

.Музыкальный материал: А.П. Бородин – Ария  князя Галицкого, Ария князя Игоря (2 действие), Ария хана Кончака, Плач Ярославны.(4 действие).

Презентация.

Дидактические пособия: Набор открыток к произведению «Слово о полку Игореве»

Ход урока.

 1этап (организационный)

    Учитель: 

-Ребята! Мы с вами живём в великой стране, богатой своей историей и  культурой.

Но мне хочется напомнить, что у  каждого народа есть своя история, своя культура. У каждого народа есть народные герои, свои традиции. На уроках музыки мы знакомимся с культурой разных народов, учимся понимать и уважать человеческие ценности. И сегодняшний урок – не исключение. Сегодня мы с вами вновь встретимся с русской классической музыкой и с восточными мотивами, представленными русским композитором.

 2.(Проверка домашнего задания и материала с прошлого урока)

Учитель: 

- Как вы думаете, о чём мы сегодня продолжим разговор? (Ответы учащихся: об опере)                                 - Давайте вспомним, что представляет  собой оперный жанр. Итак - что такое опера?

(Ответы учащихся)

Учитель:

-А теперь ответьте мне, пожалуйста, что же такое либретто?

 (Ответы учащихся)

Учитель:

-А что помогает нам понять характер героя или его душевное состояние?

(Ответы учащихся)

- Правильно. Для этого в опере есть арии и ариозо, хоры и даже речитативы. Давайте вспомним, что означают эти понятия?

(Ответы учащихся)

Учитель:

-Где мы могли бы посмотреть оперу?

(Ответы учащихся)

Учитель:

-Правильно, мы можем увидеть и услышать оперу по телевизору (например: канал Культура) или побывать в театре оперы и балета, в оперном театре. Какие театры  Санкт – Петербурга вы знаете?

(Ответы учащихся)

-А почему оперу можно назвать  синтетичным видом искусства?

(Ответы ребят)

Учитель:

-Итак,  давайте вместе подведём итог: «Что мы знаем об опере?»

Ответы учащихся: ОПЕРА (итал. opera, букв. - сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. Опера имеет такое строение - композицию: действия (акты), делящиеся  на картины, а те в свою очередь на сцены. Для характеристики героев в опере есть арии, ариозо, дуэты, речитативы, хоры (в массовых сценах) и даже танцы и балеты (хореография).

Создаётся опера на основе ЛИБРЕТТО. Авторы  постановки могут сокращать эпизоды, добавлять персонажей.

Учитель:

-Молодцы! Очень хорошее дополнение. Вам было дано домашнее задание: познакомиться с сюжетом оперы «Князь Игорь» Кто может назвать литературный источник, который лёг в основу сюжета?

(Ответы ребят)

Учитель: А кто автор оперы?

(Ответы ребят)

-Правильно: Александр Порфирьевич Бородин.

- Интересно то, что он имел ещё один замечательный, далёкий от музыки талант. Какой? Я думаю, что ребята любопытные и интересующиеся обязательно заглянут в интернет, в музыкальные биографические энциклопедии и  на следующем уроке ответят на этот вопрос, договорились? (Постановка проблемы)

 -Итак,  сюжет оперы рассказывает нам …

(Ответы ребят)- О походе князя Игоря  на битву с половцами.

Учитель: - Давайте кратко повторим сюжет (можно пользоваться тетрадью с домашней работой)

3.Постановка цели и задач

Учитель:

- Сегодня мы с вами знакомимся с оперой через образы её героев. Но сделаем это не совсем обычным способом.

Вы хотите поработать в группах? Предлагаю разделиться на группы. Каждая группа получает своё задание. В задании – текст арий героев, наводящие вопросы. Сюжет вы уже знаете.

Работая вместе, вы должны включить воображение и словесно описать представляемый образ, а затем представить его, как музыкальный образ  с помощью средств музыкальной выразительности (тембр, интонация, темп, лад, ритм, регистр, динамика и т. д.) Затем представитель каждой группы расскажет о том, что же  у вас получилось.

Потом мы посмотрим презентацию, где включены фрагменты оперы с ариями,  созданными композитором, и мы  увидим, правильно ли вы представляли, получился ли у вас образ.

-Ваша задача понятна?

  Учитель раздаёт материал для работы в группах.

4 Выполнение творческого задания

Ребята работают, затем «защищают» свои работы.

Учитель:- Вы славно поработали, но оцените себя сами, посмотрев и послушав презентацию.

5. Закрепление материала. 

Просмотр презентации.(Слайд 1-3)

 После каждой прозвучавшей арии  - останавливаемся, разбираем и анализируем.

Слушание арии князя Игоря (Слайд 4)

Речитатив «Ни сна, ни отдыха измученной душе»

(Слайд 5) Какой тембр голоса у героя? (баритон,бас?)

Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)

Каково настроение героя? (мрачное)

Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)

О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)

Первый раздел арии «И бранной славы пир веселый».

Как изменилась музыка? (ускорение темпа, мелодия звучит широко, уверенно, распевно)

Почему? (В князе пробуждается порыв к борьбе и свободе)

Что меняется во фразе «и гибель моих полков». Почему? (Темп замедляется, мелодия теряет свободу и распевность, возвращается декламация. Герой испытывает чувство вины)

Середина первого раздела «Погибло все».

Каково настроение героя? (отчаяние)

Как меняется ритм? (становится пульсирующим)

Как передается в музыке уверенность Игоря в победе «Я Русь от недруга спасу»? (на одном звуке – дает устойчивость интонации, речитативность)

Средний раздел арии.

К кому обращается Игорь? (к Ярославне)

Какие элементы музыкальной речи меняются и почему? (Приятные воспоминания, теплые чувства к супруге. Лад – мажорный. Интонации песенные – искренность, простота. В сопровождении фигурации «покачивания, убаюкивания», выражают ласковые чувства. Движение мелодии поступенное, размеренное)

Третий раздел арии «Ужели день за днем»

Назовите раздел, сходный по состоянию, средствам музыкальной выразительности? («И бранной славы пир веселый»)

Встречаются ли еще повторения? (да, повторяется речитативное вступление «Ни сна, ни отдыха» возвращается первоначальное скорбное настроение)

Кода «Ох, тяжко».

Какой эмоциональный оттенок дает минорный лад? (Усиливается мрачное, тягостное впечатление)

И так, в какой форме написана ария князя Игоря? (В сложной трехчастной форме (АВА) с речитативным вступлением и заключением)

Учитель:

- Я обращаюсь к группе , составляющей «портрет» князя Игоря. Похож  ли образ у композитора на представленный вами образ?

Ответы ребят  

Прослушивание Арии князя Галицкого (слайд №6)

Учитель. Определите форму песни Галицкого, в чем контраст частей?

Ученики. Песня Галицкого написана в трехчастной форме.

Учитель. Охарактеризуйте развитие мелодии в вокальной партии.

Ученики. Мелодия начинается со скачка с последующим волнообразным распевом слога, поддерживается резкими акцентами.

Средний раздел контрастный. «К ночи в терем» мелодия звучит вкрадчиво, страстно, интонационно похожа на первую часть.

Учитель. Что происходит в третьей части?

Ученики. В третьей части (повторение, реприза) песни утверждается удалой характер князя Галицкого

Учитель: Интонация – зерно музыкального образа, сравните интонации Галицкого и князя Игоря.

Ученики: Интонации Игоря разнообразны: от задумчивых, скорбных до романсовых. А интонации Галицкого – песенные, причем песня не лирическая, а плясовая застольная.

(Слайд7)

Учитель:

- Схож ли образ, данный в опере, с тем, что представляли вы? (Вопрос ко 2 группе)

Слушание Арии хана Кончака (Слайд №8)

Учитель. Давайте вспомним, какой контраст лежит в основе драматургии данной оперы?

Ученики. Противопоставление образов русского народа и половцев.

Учитель. В какой еще опере мы встречали аналогичный конфликт? («Иван Сусанин» Глинки).

Ученики отмечают разделы, где меняется характер мелодии:

-речитатив «Здоров ли, князь…»,

-эпизод «Ты ранен в битве при Каяле»,

-главный раздел арии «О нет, нет друг, нет Князь, ты здесь не пленник мой»

-заключительный раздел «Хочешь ты пленницу с моря дальнего» .

Учитель. То есть,  мы можем сказать, что ария состоит из нескольких разнохарактерных эпизодов.

При помощи каких средств автор очерчивает границы разделов? Меняется ли образ Кончака в разных разделах?

Ученики. В речитативе ощущается воинственность, энергия и властность.

«Ты ранен в битве при Каяле» - отображаются воинственные стороны образа хана.

Учитель. Обратите внимание на сопровождение, какова его роль в разделе?

Ученики. На первый план выступает не речитативность мелодии, а изобразительные моменты в оркестровом сопровождении, создающие впечатление скачки.

В следующем разделе хан проявляет искреннее уважение к Игорю. В мелодии появляются интонации, близкие восточным лирическим напевам.

Учитель. Какие качества в этом разделе мы находим у хана Кончака, какие средства музыкальной выразительности нам в этом помогают? Обратите внимание на ритм, тембр.

Ученики. Вкрадчивость, горделивость, упругость движений Кончака подчеркнута ритмом, звучащим в исполнении барабанчика.

В заключительном разделе мелодия напоминает  восточный танец.

«Слайд №9» Здесь в музыкальной характеристике хана явственно проступают воинственные черты своенравного и жестокого предводителя кочевой орды.

Учитель. Ведь и образ князя Игоря тоже многогранен. Как вы думаете, зачем композитор представляет этих героев такими разнообразными?

Ученики. Кончак и Игорь представлены в опере как достойные противники.

Учитель. Кто еще из композиторов представлял в своей опере два противоборствующих лагеря с такой же многогранностью и симпатией к иноземной культуре? (Глинка «Иван Сусанин») 
Учитель: 

-Похож ли музыкальный портрет в опере на тот, что вы представляли? (Вопрос к 3 группе).

Слушание: «Плач Ярославны» (слайд 10)

Учитель: "Слово о полку Игореве" подарило нам также один из самых светлых образов русской литературы - образ Ярославны, любящей жены князя Игоря Святославовича.

Четвёртое действие рисует страдание русской земли, разорённой врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем, образ княгини становится символическим.

Учитель: На что похож Плач Ярославны?

Ученики: На старинные народные голошения и причитания. В нём выражены чувства и переживания всей Руси, разорённой дикими ордами.

Учитель: Ярославна показана как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края.

Учитель: С чем , с каким образом сравнивается её тоска и скорбь?

Ученики: Тоска и скорбь Ярославны подчёркиваются сравнением её с горькой кукушкой. (частый образ в русском фольклоре).

Учитель: К чему ещё обращается Ярославна?

Ученики: К силам природы – ветру, солнцу, к Днепру …

(Слайд№11) Учитель: И это придаёт её образу исконные черты древней славянской женщины. Она ищет у них силы перенести горе, просит защитить Русь от недругов. В процессе исполнения плача, Ярославна как будто наполняется новыми силами, голос становится более уверенным, сильным, это даёт чувство надежды и веры в будущую победу!

Учитель; Похож этот образ на тот. Что представляли вы?

Вывод: Раскрывая тему нашего урока, мы создали три мужских музыкальных портрета и выяснили, что А.П. Бородин в опере представляет образы разнообразные и многогранные. В основе каждого музыкального образа лежит интонация или их комплекс и именно из них и вырастает самобытный, индивидуальный музыкальный портрет-образ героя.

(Слайд 12-13)

6. Домашнее задание.

Учитель:

-Я попрошу вас записать домашнее задание к следующему уроку. Предлагаю вам найти и представить в электронном виде картинки и иллюстрации к опере « Князь Игорь» Мы дополним ими нашу презентацию.

7. Итоги урока

Учитель:

-Вы хорошо потрудились, создавая образы и отвечая на вопросы. Пришло время подводить итоги и сделать вывод.

 Раскрывая тему нашего урока, мы представили  музыкальные портреты  героев оперы и выяснили… Помогаем мне, что же мы выяснили?

Ученики:  Что А.П. Бородин в опере представляет образы разнообразные и многогранные. В основе каждого музыкального образа лежит интонация или комплекс интонаций, соответствующий данному образу,  и именно из них и вырастает индивидуальный музыкальный портрет героя.

Учитель: И именно на взаимоотношениях героев построена драматургия оперы.

Спасибо вам  за работу, за активность всех и каждого!

Рефлексия. Синквейны.

Использованная литература:

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Уроки музыки.7 класс» Авторы: Критская Г.П. Сергеева Е.Д. Москва Просвещение 2012 г.

«Музыка. Планируемые результаты» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Система заданий 5-7 классы. ( Работаем по новым стандартам.) Авторы Л.Л.Алексеева. Е.Д. Критская  под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой  Москва Просвещение 2013 г.

«Словарь юного музыканта». Автор Л. Михеева. Издательство «Сова» Москва - Санкт-Петербург, 2005 г.

Учебное пособие по музыкальной литературе «Русская музыкальная классика». Автор М. Шорникова. Второй год обучения. Издательство «Феникс», 2006 г.

 «Русская музыкальная литература». Автор Э. Смирнова под редакцией Т.В. Поповой. Издательство «Москва», 1994 г.

«Оперы классического наследия». Автор Г.Ф. Павлюк. Издательство «Феникс» Ростов на Дону, 2002 г.

Державина О.А. Образ Ярославны в творчестве поэтов ХГХ-ХХ вв. // «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978;

Интернет ресурс:

/words/224/22286.php

/songs/Бородин_опера_Князь_Игорь_/Плач_Ярославны/

/user/ryabizova/folder/32526

/PUGD9A

/oficery-0.html

Приложение:

(Задания для групп):

1. Образ князя Игоря.

Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт отрады и забвенья,
Всё прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей:
И Божья знаменья угрозу,
И бранной славы пир весёлый,
Мою победу над врагом,
И бранной славы горестный конец,
погром, и рану, и мой плен,
И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших.

Погибло всё: и честь моя, и слава,
Позором стал я земли родной:
Плен! Постыдный плен!
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня.

О, дайте, дайте мне свободу!
Я мой позор сумею искупить.
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недруга спасу!

Ты одна, голубка лада,
Ты одна винить не станешь,
Сердцем чутким всё поймёшь ты,
Всё ты мне простишь.
В терему своём высоком
Вдаль глаза ты проглядела,
Друга ждёшь ты дни и ночи,
Горько слёзы льёшь!

Ужели день за днём
Влачить в плену бесплодно
И знать, что враг терзает Русь?
Враг — что лютый барс!
Стонет Русь в когтях могучих,
И в том винит она меня!

О, дайте, дайте мне свободу!
Я свой позор сумею искупить.
Я Русь от недруга спасу!

Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на спасенье:
Лишь прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей.
И нет исхода мне!
Ох, тяжко, тяжко мне!
Тяжко сознанье бессилья моего!

Какой он,  князь?(Словесный портрет)  Опишите, как вы его представляете. Представив себя композитором, с помощью выразительных  средств, выбранных вами, попробуйте составить музыкальный портрет князя Игоря.

О чем размышляет герой?

Какой тембр голоса у героя?

Каково настроение героя?

Какие интонации ?

Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению?  

2. Образ хана Кончака

  Каким вы его представляете – опишите словесный портрет.

Представьте себя композитором  и, выбрав выразительные средства, попробуйте опишите, используя термины выразительных средств музыки.

Здоров ли, князь?
Что приуныл ты, гость мой?
Что ты так призадумался?
Аль сети порвались?
Аль ястребы не злы и с лёту птицу не сбивают?
Возьми моих!

(Князь Игорь:
И сеть крепка, и ястребы надёжны,
Да соколу в неволе не живётся.)

Всё пленником себя ты здесь считаешь.
Но разве ты живёшь как пленник, а не гость мой?
Ты ранен в битве при Каяле
И взят с дружиной в плен;
Мне отдан на поруки, а у меня ты гость!
Тебе почёт у нас, как хану,
Всё моё к твоим услугам.
Сын с тобой, дружина тоже,
Ты как хан здесь живёшь,
Живёшь ты так, как я.
Сознайся: разве пленники так живут? Так ли?
О нет, нет, друг, нет, князь,
Ты здесь не пленник мой,
Ты ведь гость у меня дорогой!
Знай, друг, верь мне,
Ты, князь, мне полюбился
За отвагу твою да за удаль в бою.
Я уважаю тебя, князь,
Ты люб мне был всегда, знай!
Да, я не враг тебе здесь, а хозяин я твой,
Ты мне гость дорогой!
Так поведай же мне,
Чем же худо тебе, ты скажи мне.
Хочешь, возьми коня любого,
Возьми любой шатёр,
Возьми булат заветный, меч дедов!
Немало вражьей крови мечом я этим пролил;
Не раз в боях кровавых
Ужас смерти сеял мой булат!
Да, князь, всё здесь,
Всё хану здесь подвластно!
Я грозою для всех был давно.
Я храбр, я смел, страха я не знаю,
Все боятся меня, всё трепещет кругом!
Но ты меня не боялся,
Пощады не просил, князь.
Ах, не врагом бы твоим, а союзником верным,
А другом надёжным, а братом твоим
Мне хотелось бы быть, ты поверь мне!
Хочешь ли пленницу с моря дальнего,
Чагу, невольницу, из-за Каспия?
Если хочешь, скажи только слово мне,
Я тебе подарю.
У меня есть красавицы чудные:
Косы, как змеи, на плечи спускаются,
Очи чёрные, влагой подёрнуты,
Нежно и страстно глядят из-под тёмных бровей.
Что ж молчишь ты?
Если хочешь, любую из них выбирай!

______________________

О чем размышляет герой?

Какой тембр голоса у героя?

Каково настроение героя?

Какие интонации ?

Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению?  

3. Образ Ярославны.

Ярославна – жена князя Игоря, чудесный женский образ. В отсутствии князя она в Путивле олицетворяет власть. Ждёт князя, переживает о том, что ничего не знает о нём. Какой представляется  Ярославна?

Опишите  портрет, а затем с помощью выразительных средств  представьте её музыкальный образ.

(ария «Ах! Плачу я, горько плачу я»).

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью,
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,
Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.
Я омою князю раны на его кровавом теле.
Ох! Ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь?
Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.
Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,
В море синем корабли лелея?
Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?
По ковыль-траве рассеял ты моё веселье?
Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Гой, ты, Днепр мой, Днепр широкий,
Через каменные горы
в половецкий край дорогу
Ты пробил,
Там насады Святослава до кобякова полку
Ты лелеял, мой широкий славный Днепр,
Днепр, родной наш Днепр!
Вороти ко мне милого,
Чтоб не лить мне горьких слёз,
Да к милому на море не слать рано по утрам.
Ох, ты, солнце, солнце красно,
В небе ясном ярко светишь ты,
Всех ты греешь, всех лелеешь,
Всем ты любо, солнце;
Ох, красно солнце!
Что же ты дружину князя зноем жгучим обожгло?
Ах! Что ж в безводном поле жаждой
Ты стрелкам луки стянуло,
И колчаны им истомой горем запекло?
Зачем?

Каким показан герой?

Какой тембр голоса у героя?

Каково настроение героя?

Какие интонации ?

Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению?  

4.Образ князя Галицкого .

Прочитайте текст арии и представьте себе князя Галицкого. Каким он вам представляется?

А теперь, с помощью выразительных средств музыки, представьте, как бы вы, будучи композитором, описали князя Галицкого?

Грешно таить, я скуки не люблю,
А так, как Игорь-князь, и дня бы я не прожил.
Забавой княжеской люблю потешить сердце,
Люблю я весело пожить!
Эх, только б сесть мне князем на Путивле:
Я зажил бы на славу! Эх!
Только б мне дождаться чести,
На Путивле князем сести,
Я б не стал тужить,
Я бы знал, как жить.
Днём за бранными столами,
За весёлыми пирами,
Я б судил-рядил,
Все дела вершил.
Всем чинил бы я расправу,
Как пришлось бы мне по нраву,
Всем бы суд чинил,
Всех вином поил!
Пей, пей, пей, пей, пей, гуляй!
К ночи в терем бы сгоняли
Красных девок всех ко мне,
Девки песни б мне играли,
Князя славили б оне.
А кто румяней да белее,
У себя бы оставлял.
Кто из девок мне милее,
С теми б ночи я гулял. Эх!
Кабы мне да эту долю,
Понатешился б я вволю,
Я б не стал зевать,
Знал б, с чего начать.
Я б им княжество управил,
Я б казны им поубавил,
Пожил бы я всласть,
Ведь на то и власть.
Эх, лишь только б мне покняжить,
Я сумел бы всех уважить,
И себя, и вас!
Не забыли б нас!
Гой, гой, гой, гой, гой! Гуляй!

___________________________

Каким представляете героя?

Какой тембр голоса у героя?

Каково настроение героя?

Какие интонации ?

Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению?  

Синквейны:

 Князь

Мужественный, скорбящий

Тоскует, терзается, томится-

Очень переживает поражение!

Патриот.

Князь (Игорь)

Отважный, несдающийся

Скорбит, печалится, надеется

Непреступен даже полонённый.

Герой.

Ария (князя)

Героическая, мужественная, лирическая

Печалится, меняется, взывает.

Тоска и трагизм в звучании.

Безысходность.

Хан

Коварный и хитрый

Льстит, предлагает, обещает

В арии - нотки хвастовства.

Власть.

Плач

Тоскливый, печальный, скорбящий.

Причитает, переживает, надеется.

Обращание к силам природы.

Верность.

                                                                                                                                                 



Предварительный просмотр:

                                       Технологическая карта урока

Тема 6  урока (1 триместр): В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»

  1. Учитель: Чикалева Светлана  Михайловна
  2. МОУ «Большеврудская СОШ», Волосовский  район, Ленинградской области
  3. Музыка
  4. 7 класс
  5. Базовый учебник: «Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.  Музыка»  (7 класс.  Учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией Г.П. Сергеевой. Москва «Просвещение» 2013)
  6. Цель урока:

     - Знакомство с героями  оперы на основе раскрытия музыкальных образов (сольных  - князь Игорь, князь Галицкого, хан  Кончак, Ярославна)

 Задачи:

1. Закрепить понятия: либретто, речитатив, ария, дуэт, хоры.

2. Развивать навыки анализа музыкального произведения, определяя основные средства музыкальной выразительности

3. Воспитывать интерес к русской классической музыке, к истории своей страны, патриотизм

 7. Универсальные учебные действия:

Личностные:

-понимать значение знаний  об историческом прошлом для человека;

- формировать  коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и творческой деятельности;

-вырабатывать внимание, наблюдательность, творческое воображение;

-осознавать свою цель, включаться в определённый вид  деятельности.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

-определение последовательности выполнения творческой работы;

-планирование деятельности,  изложение  своего мнения и  умение корректировать своё мнение с мнением товарищей.

Познавательные:

-умение рассуждать, анализировать, сравнивать;

            - проявлять желание учиться выбирать образ;

             - развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать                        интерес  к творческой деятельности.

Коммуникативные:

-развивать  социальную компетентность,  умение слушать и  вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении творческой задачи, взаимодействовать с одноклассниками.

8.Планируемый результат: Получить определённые знания и представления о музыкальных образах и музыкальной драматургии. На основе полученных знаний готовить к исследовательской деятельности художественно – эстетической направленности.

    9.    Вид урока, тип урока: Урок закрепления.

   10. Формы работы:  фронтальная, групповая.

   11. Оборудование: Мультимедийный  проектор, компьютер.

   12. Дидактические материалы к учебному занятию:   презентация, раздаточный материал (тексты арий князя Галицкого, князя Игоря, Хана Кончака, плача Ярославны,)

   13. Задание: (предварительное)

    Пользуясь учебником и страницами интернета, письменно в тетради дать общую    характеристику оперы по плану:

Место оперы в творчестве. Значение. История создания. Сценическая судьба. Сюжет. Либретто. Идея. Жанр. Драматургия. Композиция. Прочитать либретто оперы.

    14. Технологическая карта урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Виды УУД

1.Организационный.

Проверка оборудования Проверка визуального ряда: презентация, раздаточный материал Вступление. Установка на решение задач и целей урока

     Осознание

     мотивации

Личностные: мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,

заинтересованность в изучении истории, музыки…

2. Проверка домашнего задания

Предлагаю  вспомнить и назвать понятия: опера, либретто. Напоминаю, что в опере есть арии и ариозо, хоры и даже речитативы. Предлагаю ответить, что означают эти понятия? Где проходят действия оперы? Какие театры в Санкт – Петербурге посещали ребята или слышали о них? Предлагаю поразмышлять, почему  оперу называют  синтетичным видом искусства? Подвожу итог. Благодарю за хорошее дополнение. Прошу назвать литературный источник, автора. Вопрос: В чём ещё, кроме музыки, проявил свой талант А. Бородин?  Предлагаю найти ответ к следующему уроку

Ответы учащихся. Называют понятия: опера, ария ,ариозо, речитатив, дуэт… Ответы учащихся: Опера имеет композицию: действия (акты), делящиеся  на картины, а те в свою очередь –  на сцены. Создаётся опера на основе  ЛИБРЕТТО.

Ребята дополняют: Авторы  постановки могут сокращать эпизоды, добавлять персонажей…

Делятся знаниями по сюжету оперы (домашнее задание)

Регулятивные:

Контролируют и оценивают собственные учебные действия

Познавательные: делятся знаниями, строят рассуждения

Коммуникативные:

Изложение своего мнение и аргументирование своей точки зрения;

3. Постановка цели и задач

Направляю на познавательную деятельность. Предлагаю детям познакомиться с главными героями оперы, но  не совсем обычным способом.

Предлагаю проблемно – поисковый метод:

 Предлагаю разделиться на группы.

Выдаю карточки со словами из арий.

Формулирую задание:

Вначале вы вместе должны прочитать текст арии, включить ваше воображение, представить героя, его чувства и  словесно описать данный вам образ (сцену ), а затем смоделировать  образ, с помощью выразительные средства музыки (тембр, голос, интонацию, темп, лад, ритм, регистр и т. д.)

(метод моделирования, «сочинения сочинённого») 

Затем представитель каждой группы расскажет о том, как представили вы образ.

Уточняю, всё ли понятно.

Отвечают на вопросы, делятся на группы.

Получают своё задание (карточки с   текстами арий героев).

Слушают задание.

Обсуждают детали задания, формулируют цель.

Готовятся к выполнению.

Делятся мыслями по предстоящему выполнению

задания

Задают  уточняющие вопросы.

Личностные:

 Освоение духовно-нравственных ценностей через творчество, осознание значимости совместной работы

Регулятивные:

Определяют цель, принимают учебные задачи.

Планируют деятельность в учебной ситуации,

Коммуникативные:

Самостоятельное деление на группы, готовность к совместной работе…

Построения рассуждений, сравнение результатов своей деятельности с результатами других учащихся.

4. Выполнение творческого задания

Наблюдаю за выполнением заданий, подхожу, задаю наводящие вопросы, направляю практическую работу, если необходимо.

Работают в группах над выполнением задания. Предлагают свои варианты, делятся мыслями друг с другом, совещаются и решают, кто будет выступать от  группы.

Представляют  выполненное задание

Познавательные:

Осуществляют представления об образе, анализируют и обобщают. Строят логически обоснованный образ. Выдвигают предположений и подтверждающие их доказательства.

 Регулятивные:

Пытаются прогнозировать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

Коммуникативные: Слушают товарищей  и  вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении творческой задачи, взаимодействуя  друг с другом, корректируют своё мнение в соответствии с представленной идеей или информацией.

Личностные: вырабатывают свои мировоззренческие  позиции

5. Закрепление материала

Задаю вопрос: А хотелось бы вам теперь послушать, какими создал эти образы композитор?

Предлагаю посмотреть презентацию, где включены арии, (использую демонстрационный метод). Задаю вопросы после звучания фрагментов.

 Предлагаю проверить, правильно ли вы мыслили, создавая образ (сцену).

Предлагают послушать арии.

Просмотр презентации с анализом прослушанных арий.

Коллективное обсуждение.

Ответы, рассуждения.

Личностные: 

Формирование гражданской позиции, чувства гордости за героическое прошлое своего народа… Познавательные:

  Слушают, рассуждают, сравнивают результаты , полученные при выполнении творческого задания с оригиналом(образами, созданным композитором), анализируют, делают выводы .

Коммуникативные: Коллективное обсуждение,

Самооценка.

6. Домашнее задание

Предлагаю учащимся найти иллюстрации к  опере или и представить их в виде презентации к следующему уроку (для дополнения к сегодняшней презентации)

Записывают домашнее задание

Личностные:

Мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла учения…

Познавательные (задачи):  Выявлять  новое при решении различных учебных задач

( поисковая деятельность);

осознавать многозначность образов, существование различных интерпретаций одного произведения.

7.Итоги урока.

Рефлексия

Предлагаю сделать вывод. Уточняю, задаю наводящий вопрос: В основе каждого музыкального образа лежит…? Правильно: интонация или комплекс интонаций, соответствующий данному образу.

Благодарю за хорошую работу в группах. Желаю творческих успехов.

Добавляю:  Именно на взаимоотношениях героев построена драматургия оперы.

Предлагаю написать синквейны.

Делают вывод: Драматургия оперы основана на взаимоотношении героев. Характеристика героев оперы  представлена ариями. Бородин в опере представляет образы разнообразные и многогранные.

Именно из интонаций вырастает индивидуальный музыкальный портрет героя

Пишут, делятся, рассуждают.

Личностные: 

 Выражение личной творческой инициативы, доброжелательность и эмоциональность, сопереживания чувствам  другого на основе восприятия произведения мировой музыкальной классики.

Коммуникативные:

Оценка работы в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: " Жизнь египетского вельможи". 5 класс

Технологическая карта урока истории в 5 классе. Тема урока: "Жизнь египетского вельможи"....

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: " Военные походы фараонов". 5 класс

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: " Военные походы фараонов". 5 класс...

План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: Человек познает мир". 6 класс

План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС  на тему: Человек познает мир". 6 класс...

Тест по теме "Опера "Князь Игорь"А.Бородина"

Проверочная работа №1 по музыке в 8 классе...

Конспект интегрированного урока истории, русского языка, музыки "Звучащий образ Родины" правописание орфограмм корня, 5 класс

Разработка посвящена проблеме интегрированного урока, позволяющего наиболее эффективно показать междисциплинарную связь...