"Значение ритмики в музыкальном развитии лошкольников"
консультация по музыке

СИДОРКИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Большое значение имеют  занятия ритмикой . Дети выполняют упражнения по логоритмике, пальчиковой гимнастике, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_ritmika_office_word_4.docx22.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ  с детьми ЗПР.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание зачастую поверхностное. Одни излишне активны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Нередко повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены. Зачастую нет чувства ритма, слабо развита речь и музыкальная память.

Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.

Работа в тесной связи с учителем- логопедом позволяет использовать знакомый дидактический материал, что выполняет профилактическую функцию (предупреждает усталость, создаёт благоприятный эмоциональный настрой).

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ .

У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:

-Дети не поют, а говорят

-Не справляются с произношение какого-либо звука

-Плохо запоминают тексты песен, их названия

-Плохо запоминают названия произведений для слушания

-Недостаточно четко согласовывают движения с музыкой, пением, словом

-Затрудняются в передаче ритмического рисунка

  Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ.

-Принцип воспитывающего обучения

-принцип доступности

-Принцип постепенности, последовательности, систематичности

-Принцип наглядности

-Принцип прочности

ПЕНИЕ.   -    ЦЕЛЬ: воспитание у детей певческой культуры, приобщение их музыке, развитие вокально- хоровых навыков.

ВОКАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ.    При обучении пению слежу за тем, как дети держат карпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети 5-6 лет учатся открывать рот вертикально, во избежание крикливого звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны.

Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата. На музыкальных занятиях виде распевания использую пропевание слоговых цепочек и разнообразные распевки.

ДИКЦИЯ.    Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных.

ДЫХАНИЕ.    Необходимо следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между муз. фразами.

Некоторые дышат порывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого , что не умеют управлять им. Достаточно показать. Как надо петь, не прерывая фраза, где взять дыхание и ребёнок справиться с этим. Нередко при разучивании используется пение по фразам.

Стойкое , слитное пение у детей лог групп достигается постепенно. Чтобы добиться нужных результатов: поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, добиться спокойного и слитного пения использую следующие приёмы:

-Игровые ситуации

-Музыкально- дидактические игры

-Связь песен с другими видами муз. деятельности

-Побуждение к слуховому вниманию дирижированием

-Использую песни разного характера

-Поощрение детей.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.    ЦЕЛЬ: формирование начала музыкальной культуры, общей духовной культуры.

ИСПОЛЬЗУЮ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЁМЫ:

-Словесный материал

-Знакомство с контрастными произведениями

-Знакомство с произведениями объединёнными общим замыслом.

Словесный материал помогает объяснить ребёнку содержание исполняемого произведения.

Если образы, запечетлены в стихах, яркие и выразительные, близкие и понятные, то детям захочется выразить свои эмоции в действии.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.

УПРАЖНЕНИЯ     Упражнения необходимо использовать как можно чаще в работе с детьми ЗПР, т. к. они оказывают лечебно - педагогическое воздействие на детей.

Одно и то же упражнение способствует решению сразу нескольких задач, одна из которых является приоритетной: Чем больше двигательный опыт ребёнка, тем больше уверенности он приобретёт.

ТАНЦЫ.    Очень полезны для детей танцы с пением и хороводы, т.к. они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений , позволяют использовать их самостоятельной муз. деятельности. Очень важно постоянно побуждать детей к пению, поощряя их за активное пение во время движения.

Использую на муз. занятиях программу А. И. БУРЕНИНОЙ «Ритмическая мозаика». Это музыкально-ритмические композиции, танцы, пластические этюды.

Они создают положительный эмоциональный настрой и очень нравятся детям.

Правильно подобранный танец может многому научить детей.

Он способствует развитию внимания, ориентировки в пространстве, чувства ритма, согласованности движений с характером, координации движений в парах.

ИГРЫ    Игры позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки; Особое внимание уделяю играм с пением. Музыка сопровождающая игры влияет на качество исполнения- улучшает пластичность и красоту, мягкость движений. Пропевая слова, ребёнок учится различать динамические оттеники, определять темп. Таким образом у детей происходит коррекция и улучшение двигательных навыков.

ИГРА НА ДЕТСКИХ И НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, использую ударно-шумовые инструменты со звуками неопределённой высоты; бубны, погремушки, хлопушки, трещётки, треугольники, ложки, колокольчики, металлофоны, ксилофоны и т. д.

Игра на инструментах является ярким примером по решению коррекционных задач: развитию мелкой моторики, координации движений, чувство ритма, внимания и памяти.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы использовали различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении  речевого высказывания  используется   эффективный метод коррекции психо-речевых  нарушений, такой как логопедическая ритмика.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных и слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.  Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с детьми ЗПР и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Детям с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход преподавателя при обучении.  При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость сможет постепенно преодолеваться и  в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе специализированной школы.

Серьёзные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения этих детей в категорию  с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической, психологической, медицинской поддержке.

В связи с этим нужна адаптация объёма и характера учебного материала к познавательным возможностям ребенка, для чего необходимо систему занятий по логоритмике детализировать:  материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.

Для успешного достижения результатов необходима коррекционная работа по нормализации их деятельности, которая осуществляется на занятиях. Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы как по ходу её выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе. В случаях, когда по своему психическому состоянию ребенок не в силах работать на занятии, то работа переводится в чтение народных сказок и произведений, прорабатывание настроения, выполнение творческих заданий.  Для предупреждения быстрой утомляемости  или снятия её, я переключаю внимание детей с одного вида  деятельности на другую, использую разные виды занятий. Интерес  поддерживаю использованием  дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон преподавателя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.

Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

 Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-художественный опыт, сущность и значение в музыкальном развитии личности

В статье рассмотрена проблема расширения музыкально-художественного опыта, сущность и значение в музыкальном развитии личности учащихся....

Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федер...

Использование элементов фонетической ритмики как средства развития произносительной стороны речи у детей с моторной алалией

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Значение и особенности музыкального воспитания в развитии детей с умеренной умственной отсталостью.

Развитие умственно отсталых детей требует выбора специальных форм, методов и средств в организации этого процесса, и одним из таких средств является музыка. ...

Значение логоритмики на музыкальных занятиях

Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач....