Отчет по самообразованию
учебно-методический материал по музыке

Горячун Наталья Анатольевна

Отчет музыкального руководителя Горячун Н.А. по теме самообразования: «Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей в детском саду» за октябрь 2017 – май 2018 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet-samoobrazovanie-goryachun-2017-2018.docx23.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отчет музыкального руководителя Горячун Н.А. по теме самообразования: «Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей в детском саду» за октябрь 2017 – май 2018 г.

  1. Выбор данной темы обусловлен тем, что музыкально-ритмическая деятельность важнейший, после слушания и восприятия музыки, компонент непрерывной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Музыкально-ритмическая деятельность входит так или иначе во все компоненты урока и включает в себя собственно ритмические упражнения (повтор ритмических фигур с помощью голоса, хлопков, притоптываний, в музыкально-ритмических играх), танцевальные композиции под музыку, игру на музыкальных инструментах (детский шумовой оркестр, сопровождающий песню, танец или исполняющий отдельное произведение). Кроме того, музыкально-ритмическая деятельность тесно взаимосвязана с пением (необходимость петь, воспроизводить мелодию в соответствии с ее ритмом), а также и со слушанием музыки (анализ темпа и ритма, влияние ритмических особенностей произведения на восприятие произведения). Выбор данной темы связан еще и с тем, что предмет ритмики не преподается в музыкальных училищах, однако музыкальное движение – обязательная составная часть НОД, без которой не обходится ни одно занятие. Таким образом необходимость самообразования педагога в данной теме становится очевидной.
  2. Данная тема была взята в работу в начале октября. В течение двух месяцев было произведено знакомство с пособиями А.И. Бурениной и Г.А. Колодницкого. Были изучены методические рекомендации авторов, проанализированы представленные танцевальные композиции. Запланирован подбор конкретной композиции (или ее элементов) из пособий для включения в программу обучения во втором полугодии.

Сборник «Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа» было решено изучить в одном из последующих периодов в связи с объемностью материала. (В данный момент знакомство с системой Орфа и некоторыми его принципами начато и происходит в рамках выбранной темы посредством изучения опыта Т.Тютюнниковой, одного из передовых отечественных представителей современных последователей системы Шульверк). Изучаются статьи данного автора в журнале «Музыкальный руководитель», идет подбор авторских пособий из открытых источников в интернете, изучается сайт и личный блог Т.Тютюнниковой (orff.ru) и материалы на канале Youtube. Изучено пособие П. Вейса «Ступеньки в музыку», также использующего принципы Орфа в своей работе.

  1. В рамках работы над темой в октябре месяце проведено знакомство детей всех групп (начиная со второй младшей группы) с инструментами детского шумового оркестра в форме музыкальной сказки (в рамках досуговой деятельности). Готовятся номера к новогоднему утреннику с использованием шумовых музыкальных инструментов: танец с ложками в средних возрастных группах, ансамбль шумовых инструментов в старших возрастных группах (использовано девять разных инструментов: маракасы, бубен, треугольник, шейкер, барабан, тарелки, бубенцы, трещотка, агого - в качестве шумового сопровождения к танцевальному номеру). Первые репетиции ансамбля шумовых инструментов проводились в подгрупповой деятельности во внеурочное время.
  2. По одному танцевальному номеру на средний и старший возраст выполнено с использованием простых танцевальных элементов: пружинка, приставные шаги, пяточка, поворот вокруг себя, веревочка. Для четкой ритмизации в танцах используются хлопки и притопы. Добиваемся синхронного и ритмичного исполнения. На простых элементах педагог тренируется в четкости объяснения танцевальных элементов, видит, как дети осваивают движения, что вызывает сложность, какое время в среднем требуется для освоения выбранных элементов в каждой возрастной группе.
  3. На занятиях используется упражнение-игра «Музыкальный поезд» из пособия П.Вейса в качестве музыкально-ритмической разминки в начале урока. (Дети садятся в воображаемый поезд и «едут» на музыкальное занятие, повторяя за педагогом разные ритмические фигуры, хлопая в ладоши или речитативом). За полтора месяца работы можно уже говорить о положительном результате: дети научились слушать фразу педагога (в самом начале и это не получалось) и почти всегда точно повторяют самые простые ритмические фразы. Начинаем работать над усложнением ритмических фраз.

В качестве ритмической разминки также используются упражнения с движением под музыку. Добиваемся начала движения вместе с музыкой и точной остановки с окончанием звучания.

Дети постоянно играют в шумовом оркестре. Такие номера готовятся к каждому утреннику. Кроме шумовых инструментов в деятельности используются хлопки в ладоши, хлопки по коленям.

Во втором полугодии регулярно проводилась танцевально-ритмическая разминка, во время которой отрабатывались основные танцевальные шаги и движения. Таким образом формируется навык четких и ритмичных движений под музыку.

21 мая 2018 года проведено итоговое мероприятие в средней группе, на котором были представлены приемы развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников 4-5 лет. Краткий план занятия:

  1. Музыкальное приветствие
  2. Ритмическая разминка и разогрев речевого аппарата (Игра «Ритмический поезд» по Вейсу, повторяем ритм в хлопках, в слогах, в слогах, в слогах на заданной высоте)
  3. Ритмика на «точках»: кружение, «топотушки», приставной шаг с пружинкой и хлопком, веревочка, тянем носки, расслабляем руки, ноги (акцент на отработку движений, используемых в танце Le Bastringlo)
  4. Танец Le Bastringlo по методике Т.Тютюнниковой (на точках без инструментов, в кругу с маракасами и бубенцами)
  5. Пение: «Лягушка», муз. и сл. А. Карасёва, с сопровождением в виде хлопков в ладоши и по коленям. Распевка перед пением «Дарики-дарики, летели комарики»
  6. Слушание музыки: М. Глинка, Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». Беседа о характере музыки, герое – волшебнике Черноморе - и о том, какие инструменты ее исполняют. Подбор инструментов из набора для озвучивания каждой части (бубны и ложки для I части, колокольчики и треугольники – для II ч.)
  7. Игра в оркестре: Исполняем Марш Черномора с шумовым оркестром два раза. Второй раз – группы меняются инструментами.

Картотеки в процессе формирования:

  1. Танцевальных композиций;
  2. Подвижных игр;
  3. Ритмической гимнастики под музыку.
  1. По результатам диагностики и итогового занятия в мае 2018 года можно сделать вывод, что систематическое выполнение вышеуказанных приемов в НОД дает положительный результат. Дети с удовольствием выполняют ритмические упражнения, уровень которых постепенно усложняется. Таким образом, развивается чувство ритма, ритмические способности переходят в навык ритмической игры на шумовых инструментах, ритмических движений под музыку.
  2. В дальнейшем дети смогут самостоятельно придумывать и исполнять аккомпанемент к песне, инструментальному музыкальному произведению или ритмодекламации с помощью шумовых инструментов или хлопков (использовать собственное тело как музыкальный инструмент), контролировать ритмичность такого исполнения. Кроме того, известен арт-терапевтический эффект такой музыкальной деятельности, т.е. полученные навыки помогут справиться с дискомфортными состояниями и нормализовать психо-эмоциональный фон ребенка, причем в перспективе дошкольник может самостоятельно, без помощи взрослого, применять изученные приемы. Таким образом, очевидно, что работу по формированию музыкально-ритмических способностей нужно продолжать на протяжении всего дошкольного периода.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию

Отчет по результатам деятельности по предмету был представлен на районном семинаре учителей краеведения вместе с презентацией. Презентация больше допустимого размера....

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год учителя физической культуры МБОУ Астаповская ООШ Корябкина А.А....

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию...

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию за 2011 год...

Отчет по самообразованию

Тема самообразования: Формирование личности ребенка средствами хореографии...

отчет по самообразованию на тему: "Роль компьютера в обучении иностранным языкам"

В своей работе по самообразованию я, опираясь на собственный опыт, доказываю необходимость и значимость работы с компьютером на уроках английского языка...