Отчет по самообразованию
учебно-методический материал по музыке
Отчет музыкального руководителя Горячун Н.А. по теме самообразования: «Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей в детском саду» за октябрь 2017 – май 2018 г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отчет музыкального руководителя Горячун Н.А. по теме самообразования: «Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей в детском саду» за октябрь 2017 – май 2018 г.
- Выбор данной темы обусловлен тем, что музыкально-ритмическая деятельность важнейший, после слушания и восприятия музыки, компонент непрерывной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Музыкально-ритмическая деятельность входит так или иначе во все компоненты урока и включает в себя собственно ритмические упражнения (повтор ритмических фигур с помощью голоса, хлопков, притоптываний, в музыкально-ритмических играх), танцевальные композиции под музыку, игру на музыкальных инструментах (детский шумовой оркестр, сопровождающий песню, танец или исполняющий отдельное произведение). Кроме того, музыкально-ритмическая деятельность тесно взаимосвязана с пением (необходимость петь, воспроизводить мелодию в соответствии с ее ритмом), а также и со слушанием музыки (анализ темпа и ритма, влияние ритмических особенностей произведения на восприятие произведения). Выбор данной темы связан еще и с тем, что предмет ритмики не преподается в музыкальных училищах, однако музыкальное движение – обязательная составная часть НОД, без которой не обходится ни одно занятие. Таким образом необходимость самообразования педагога в данной теме становится очевидной.
- Данная тема была взята в работу в начале октября. В течение двух месяцев было произведено знакомство с пособиями А.И. Бурениной и Г.А. Колодницкого. Были изучены методические рекомендации авторов, проанализированы представленные танцевальные композиции. Запланирован подбор конкретной композиции (или ее элементов) из пособий для включения в программу обучения во втором полугодии.
Сборник «Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа» было решено изучить в одном из последующих периодов в связи с объемностью материала. (В данный момент знакомство с системой Орфа и некоторыми его принципами начато и происходит в рамках выбранной темы посредством изучения опыта Т.Тютюнниковой, одного из передовых отечественных представителей современных последователей системы Шульверк). Изучаются статьи данного автора в журнале «Музыкальный руководитель», идет подбор авторских пособий из открытых источников в интернете, изучается сайт и личный блог Т.Тютюнниковой (orff.ru) и материалы на канале Youtube. Изучено пособие П. Вейса «Ступеньки в музыку», также использующего принципы Орфа в своей работе.
- В рамках работы над темой в октябре месяце проведено знакомство детей всех групп (начиная со второй младшей группы) с инструментами детского шумового оркестра в форме музыкальной сказки (в рамках досуговой деятельности). Готовятся номера к новогоднему утреннику с использованием шумовых музыкальных инструментов: танец с ложками в средних возрастных группах, ансамбль шумовых инструментов в старших возрастных группах (использовано девять разных инструментов: маракасы, бубен, треугольник, шейкер, барабан, тарелки, бубенцы, трещотка, агого - в качестве шумового сопровождения к танцевальному номеру). Первые репетиции ансамбля шумовых инструментов проводились в подгрупповой деятельности во внеурочное время.
- По одному танцевальному номеру на средний и старший возраст выполнено с использованием простых танцевальных элементов: пружинка, приставные шаги, пяточка, поворот вокруг себя, веревочка. Для четкой ритмизации в танцах используются хлопки и притопы. Добиваемся синхронного и ритмичного исполнения. На простых элементах педагог тренируется в четкости объяснения танцевальных элементов, видит, как дети осваивают движения, что вызывает сложность, какое время в среднем требуется для освоения выбранных элементов в каждой возрастной группе.
- На занятиях используется упражнение-игра «Музыкальный поезд» из пособия П.Вейса в качестве музыкально-ритмической разминки в начале урока. (Дети садятся в воображаемый поезд и «едут» на музыкальное занятие, повторяя за педагогом разные ритмические фигуры, хлопая в ладоши или речитативом). За полтора месяца работы можно уже говорить о положительном результате: дети научились слушать фразу педагога (в самом начале и это не получалось) и почти всегда точно повторяют самые простые ритмические фразы. Начинаем работать над усложнением ритмических фраз.
В качестве ритмической разминки также используются упражнения с движением под музыку. Добиваемся начала движения вместе с музыкой и точной остановки с окончанием звучания.
Дети постоянно играют в шумовом оркестре. Такие номера готовятся к каждому утреннику. Кроме шумовых инструментов в деятельности используются хлопки в ладоши, хлопки по коленям.
Во втором полугодии регулярно проводилась танцевально-ритмическая разминка, во время которой отрабатывались основные танцевальные шаги и движения. Таким образом формируется навык четких и ритмичных движений под музыку.
21 мая 2018 года проведено итоговое мероприятие в средней группе, на котором были представлены приемы развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников 4-5 лет. Краткий план занятия:
- Музыкальное приветствие
- Ритмическая разминка и разогрев речевого аппарата (Игра «Ритмический поезд» по Вейсу, повторяем ритм в хлопках, в слогах, в слогах, в слогах на заданной высоте)
- Ритмика на «точках»: кружение, «топотушки», приставной шаг с пружинкой и хлопком, веревочка, тянем носки, расслабляем руки, ноги (акцент на отработку движений, используемых в танце Le Bastringlo)
- Танец Le Bastringlo по методике Т.Тютюнниковой (на точках без инструментов, в кругу с маракасами и бубенцами)
- Пение: «Лягушка», муз. и сл. А. Карасёва, с сопровождением в виде хлопков в ладоши и по коленям. Распевка перед пением «Дарики-дарики, летели комарики»
- Слушание музыки: М. Глинка, Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». Беседа о характере музыки, герое – волшебнике Черноморе - и о том, какие инструменты ее исполняют. Подбор инструментов из набора для озвучивания каждой части (бубны и ложки для I части, колокольчики и треугольники – для II ч.)
- Игра в оркестре: Исполняем Марш Черномора с шумовым оркестром два раза. Второй раз – группы меняются инструментами.
Картотеки в процессе формирования:
- Танцевальных композиций;
- Подвижных игр;
- Ритмической гимнастики под музыку.
- По результатам диагностики и итогового занятия в мае 2018 года можно сделать вывод, что систематическое выполнение вышеуказанных приемов в НОД дает положительный результат. Дети с удовольствием выполняют ритмические упражнения, уровень которых постепенно усложняется. Таким образом, развивается чувство ритма, ритмические способности переходят в навык ритмической игры на шумовых инструментах, ритмических движений под музыку.
- В дальнейшем дети смогут самостоятельно придумывать и исполнять аккомпанемент к песне, инструментальному музыкальному произведению или ритмодекламации с помощью шумовых инструментов или хлопков (использовать собственное тело как музыкальный инструмент), контролировать ритмичность такого исполнения. Кроме того, известен арт-терапевтический эффект такой музыкальной деятельности, т.е. полученные навыки помогут справиться с дискомфортными состояниями и нормализовать психо-эмоциональный фон ребенка, причем в перспективе дошкольник может самостоятельно, без помощи взрослого, применять изученные приемы. Таким образом, очевидно, что работу по формированию музыкально-ритмических способностей нужно продолжать на протяжении всего дошкольного периода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию" Коррекция страхов и тревожности методами арт - терапии в условиях детского дома".
Отчет по самообразованию...

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год
Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год учителя физической культуры МБОУ Астаповская ООШ Корябкина А.А....

Отчет по самообразованию
Тема самообразования: Формирование личности ребенка средствами хореографии...

отчет по самообразованию на тему: "Роль компьютера в обучении иностранным языкам"
В своей работе по самообразованию я, опираясь на собственный опыт, доказываю необходимость и значимость работы с компьютером на уроках английского языка...

Отчет по самообразованию учителя иностранного языка
Применение Интернет-ресурсов для самообразования учителя иностранного языка ...


