Детство, опаленное войной
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Детство, опаленное войной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Детство, опаленное войной57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная гостиная «Детство, опаленное войной»

Ход мероприятия:

5 «В»

Звучит довоенная музыка. На сцену выходят девочка, ее мама. Накрывают на стол.

  1. Девочка. Мама, мама! Мне сегодня исполняется 10 лет! Я уже совсем взрослая. Посмотри, клубника поспела. А гости скоро придут?

Мать. Конечно, доченька. Вот уже и стол почти накрыт. Какая ты у меня взрослая стала!

Внезапно музыка обрывается. Звучит запись голоса Юрия Левитана об объявлении войны.

Мать. Как война? Горе-то какое! Война!

Девочка. Шло детство, поспела клубника…

            Нам день обещал тишину.

            И было нелепо и дико,

            Что вдруг объявили войну.

            Мы ждали гостей.

            И мама, начав хлопотать у стола,

            Смотрела так пристально прямо

            И слёз удержать не могла.

            И болью огромного роста

            Набат поднимался, как крик

            И было нам, детям, непросто

            Понять этой скорби язык.

            Война надвигалась столико.

            Родной закручинился кров…

            На блюде забытом клубника

            Сочилась, как алая кровь. (Уходят)

2.  Дети войны. У целого поколения было украдено детство. Ведь дети и война – два несовместимых понятия. Миллионы советских ребятишек были воспитаны  военной действительностью.  Они теряли близких и родных людей, и терпеливо переносили все ужасы сиротства, голода и холода.

Школа. Зима. Звук ветра. Выходят учительница и ученики. Дети садятся за стол.

3. Учительница. Холодный декабрь выдался в этом году. Ребята, приготовьтесь к уроку.

Ученица. Клавдия Ивановна, а скоро фашисты уйдут из Сталинграда?

Учительница. Конечно! Газета «Правда» сообщает: «10 декабря в районе Сталинграда уничтожено 400 немецких солдат и офицеров, 2 танка, 42 пулемета, 16 автомашин, сбито 2 немецких самолета».

Ученик 1: А у меня папка на фронте фрицев бьет!

Ученик 2: А мой папка пишет, что война скоро кончится, и он домой вернется.

Учительница. Конечно, ребята, наша армия победит врага. Но давайте займемся уроком.

Ученица.

4. В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.

Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».


Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».

А за словом воющим —
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.

Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?

Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...

О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.

Учительница. Алеша, а что ты там пишешь?

5. Ученик 3. А я пишу письмо папе на фронт.

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился - 
До чего ты прежний был во сне!
Папа! Ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый, 
Скоро наступает Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!

Песня «Я ангелом летал».

6. Была зима и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

И нас большая Родина хранила,

И нам Отчизна матерью была.

Она детей от смерти заслонила,

Своих детей для жизни сберегла.

Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне.

И, пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне.

7. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Мальчишки. Девчонки. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца!

8. Дети, опалённые войной,
Вы сражались вместе со страной,
Дерзко партизанили в лесах,
Храбро воевали на фронтах.

В грозной артиллерии, в пехоте,
В танках, кавалерии, на флоте,
Шли тайком в разведку, в тыл врага -
Вам была отчизна дорога.

Песня «Птицы белые»(5-В)

 

5-А

11. Юные безусые герои!

            Юными остались вы навек,

            Перед вашим вдруг ожившим строем

            Мы стоим, не поднимая век.

            Боль и гнев сейчас тому причина,

            Благодарность вечная вам всем,

            Маленькие стойкие мужчины,

            Девочки, достойные поэм.

            Сколько вас? Попробуй перечислить –

            Не сочтёшь, а впрочем, всё равно

            Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

            В каждой песне, в лёгком шуме листьев,

            Тихо постучавшихся в окно.

(Звон колокола).

12. -- О подвиге юного героя партизана Миши Куприна из села Кисилова на Брянщине записал в своём дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши  Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина. Попав в плен, мальчик после долгих пыток пообещал фашистам, что проведет их к партизанам. На самом деле он повел их в противоположную сторону и долго водил по самым топким местам. Наконец немцы поняли, что Миша завел их в непроходимые дебри и расстреляли юного героя.

-- Дети войны…   Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!

(На экране портреты героев – пионеров). 

13. Лёня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области.           

Марат Казей погиб в мае 1944 года в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии. 

Валя Котик погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово.

Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в г.Керчи, помогая сапёрам расчистить заминированные тропы.

Зина Портнова, храбрая разведчица партизанского отряда,  расстреляна фашистами осенью 1943 года в г.Подольске.

Саша Бородулин – 14-летний герой-партизан. Летом 1942 года, прикрывая отход отряда, Саша позволил фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя.

Галя Комлева – юная партизанка-подпольщица была схвачена немцами, но ничего не сказала врагу, никого не выдала. 20 февраля 1943 года Галя была расстреляна.

14. Сколько их еще, известных и безызвестных, принявших на свои худенькие плени тяжелый удар войны. Из счастливого детства они шагнули в смерть…  Во время второй мировой войны на земле погибло тринадцать миллионов детей.

5 «Б»

15. Блокада… Далеко как это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

 

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мёрзли на путях,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

  

Опять война, опять блокада…

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить!»

 

Нет, надо!

Чтобы снова на планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Что вдруг забудется война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

(На экране тетрадь Тани Савичевой).

слова 

16. Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Пионерка – ленинградка,

Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

 

Ленинград в тисках блокады,

У ворот ликует враг,

Рвутся бомбы и снаряды,

Дует ветер, давит мрак.

От коптилки не согреться.

И ни крошки, ни глотка,

И выводит кровью сердце

На страницах дневника.

 

17. «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1942 года.

 Бабушка умерла 25 декабря 1942 года.

Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года.

Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама умерла 13 мая 1942 года».

«Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня».

Ученик.

18. По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

 

По рассказам и книжкам я вижу войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

 

По рассказам и книжкам я слышу войну

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

 

Я не знаю войны. Да зачем мне она?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали лишь о прошедшей войне.

Песня «Любовь к России»  5 «Б»

 

19. Школьники сегодня о войне

Пели песни и стихи читали

В небольшом уютном школьном зале,

В необыкновенной тишине.

 

 

Как они поют! И в их глазах -

Боль за беды, радость за победы,

Гордость за Россию и за дедов,

Защитивших Родину от зла.

 

Мёртвым и живым - поклон земной,

Правнуков стихи и внуков песни.

Дети встанут, не дай Бог, но если

На Россию враг пойдёт войной.

Во имя всех тех, кто жив, и тех, кого уже нет, и тех, кто будет потом.

Песня «Бессмертный полк»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Детство, опаленное войной"

дать знания о ВОВ, познакомить учащихся  сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе  в годы ВОВ....

Урок математики в 6 классе "Детство, опаленное войной"

Данный урок-путешествие в историю, посвященный  Великой Отечественной войне может проводиться в конце учебного года, как урок повторения материала за курс математики 6 класса. В этот урок  в...

"Детство, опаленное войной"

Разработка сценария выступления учащихся  к 9 маю....

Детство, опаленное войной

Презентация может использоваться как дополнительный материал на уроках истории и на классных часах....

Детство, опаленное войной

В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет?, Лучший друг? Любимая книга?» - был и такой вопрос «Чего ты боишься больше всего? И мы , дети 80-х отвечали: «Войны». Вы – дети, очередное...

Устный журнал "Детство, опаленное войной"

Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, чт...

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...