Открытый урок по музыке 5 класс Тема: «Путешествие в музыкальный театр» «Балет»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Асхабалиева Людмила Петровна

Цель: создать для ознакомления с жанром «Балет» на примере балета «Щелкунчик» П. Чайковского, «Песня Менуэта» Е. Адлера.

Планируемые результаты:

Предметные:  научатся слушать и анализировать музыкальное произведение П. Чайковского «Щелкунчик» (балет), петь «Песню Менуэт» Е. Адлера, наблюдать в музыкальном произведении примеры содружества несколько видов искусства, получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение,  дыхание, артикуляция, интонирование), разучить «Песню менуэта» Е. Адлера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_muzyki_dlya_ashabalievoy_l.p.docx21.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новобатайская средняя общеобразовательная школа № 9

Открытый урок по музыке

5 класс

Тема: «Путешествие в музыкальный театр»

«Балет»

Учитель: Асхабалиева Л.П.

Высшая категория

2015г.

Тема урока: «Путешествие в музыкальный театр»

«Балет»

Цель: создать для ознакомления с жанром «Балет» на примере балета «Щелкунчик» П. Чайковского, «Песня Менуэта» Е. Адлера.

Планируемые результаты:

Предметные:  научатся слушать и анализировать музыкальное произведение П. Чайковского «Щелкунчик» (балет), петь «Песню Менуэт» Е. Адлера, наблюдать в музыкальном произведении примеры содружества несколько видов искусства, получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение,  дыхание, артикуляция, интонирование), разучить «Песню менуэта» Е. Адлера.

Метапредметные:

  • Познавательные – внимательно слушают, формируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят  рассуждения;
  • Коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
  • Регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивают результаты деятельности.

Музыкальный материал: П. Чайковский. Фрагменты балета «Щелкунчик, фрагмент видео-балета «Щелкунчик». «Песня менуэт» Е. Адлера.

Ход урока.

  1. Организация класса. (вокальное приветствие).
  2. Постановка учебной задачи.

Ребята, на прошлом уроке мы говорили о жанре «опера».

- Что в переводе с итальянского означает слово «опера?»

- А что такое опера?

- Подскажите,  где родилась опера?

- Что лежит в основе оперы?

-Что в переводе с итальянского означает либретто?

- А что такое либретто?

- Что стало бы с оперой, если бы исчезла музыка?

- А если бы исчезла литература?

Конечно, если бы не было музыки, осталась бы пьеса-либретто.

А не было бы литературы, то и не появился бы жанр оперы.

Подумайте, если бы не было музыки, появился бы жанр балета?

  1. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа.
  1. Знакомство с жанром Балет.

СЛАЙД № 1

Тема сегодняшнего урока Балет и мы отправляемся в «путешествие в музыкальный театр».

СЛАЙД № 2

Музыка – Душа танца. Если балет может считаться братом других искусств, то лишь при условии, что он соединяет в себе их совершенства (сказал французский балетмейстер Жан Жорж Новер).

 Действительно без музыки нет танца. Даже в доисторические времена, когда пещерные люди дикими прыжками выражали свою радость от удачной охоты, они издавали какие-то звуки, похожие на мелодию. И свои магические ритуалы они совершали под ритмические удары барабанов, а то и в сопровождении целого ансамбля примитивных самодельных музыкальных инструментов.

И так в нашем путешествии мне будут помогать помощники.

- Что утверждал английский писатель Реймонд Уильямс?

- Танец без музыки – может превратиться в серию бессмысленных ужимок (ответ учащегося).

- На протяжении столетий люди танцевали, под какие музыкальные инструменты?

(Показ инструментов).

- Под лютню, клавесин, скрипку, флейту, волынку, свирель – под любой инструмент. А с возникновением балета роль аккомпонимента к танцам взял на себя оркестр. (ответ учащегося)

А теперь приведём пример «исторического факта» - об этом нам расскажет…….

 В 1673 г. при дворе Алексея Михайловича впервые в России был показан балет – об «Орфее и Эвридике», государь потребовал, чтобы он шёл без музыкального сопровождения. Плясать под музыку считалось делом нечестивым, пристойным, разве что скоморохам. Да и эти бесовские затеи преследовались тогда на Руси. Однако пресвященные устроители потех при дворе всё же убедили царя, что «балет» без музыки так же не мыслим, как плясун без ног.  (спасибо)

СЛАЙД № 3  (И так балет – начал формироваться в Европе в начале 16 века).

СЛАЙД № 4 (с появлением картины)

СЛАЙД № 5  (В балете не звучат слова).

Балет это:   Музыка, Танец, Жесты, Мимика.

СЛАЙД № 6

Балет – его исполнение - всегда спектакль, а потому хороший балет это:

  • Либретто написанное литератором.
  • Музыка, созданная талантливым композитором.
  • Опытный талантливый балетмейстер.
  • Исполнители владеют искусством хореографии и актёрским мастерством.
  • На высшем уровне оркестр и дирижёр.
  • Лучшие художники занимаются оформлением декораций (занавес, костюмы).
  • Осветители, гримёры, парикмахеры.

СЛАЙД № 7   (Перед вами ребята Государственный Академический Большой театр – основан в Москве в 1776г. Современным считается с 1825г. В этом здании ставились иностранные и первые русские балеты.)

Например:

СЛАЙД № 8 («Лебединое озеро»)

СЛАЙД № 9 («Спящая красавица»)

СЛАЙД № 10 («Щелкунчик»)

СЛАЙД № 11 (Музыку к этим балетам написал П. Чайковский.)

СЛАЙД  № 12 («Ромео и Джульетта»)

СЛАЙД № 13 («Золушка»)

СЛАЙД № 14  (Музыку к этим балетам написал С. Прокофьев.)

СЛАЙД № 15 («Петрушка»)

СЛАЙД № 16  (А это композитор Игорь  Стравинский)

СЛАЙД № 17  (Всему миру известны лучшие отечественные танцоры и хореографы.)

СЛАЙЛ № 18  (Галина Уланова)

СЛАЙД № 19  (Майя Плисецкая)

СЛАЙД № 20  (Владимир Васильев)

СЛАЙД № 21  (Николай Цискаридзе)

А каких танцоров нашей области вы знаете?  (молодцы).

Мы ребята, с вами засиделись, я предлагаю выполнить ритмическую разминку. (Выполнение упражнений – молодцы).

Продолжим наше путешествие.

  1. «Песня Менуэт» - знакомство.

Сейчас мы познакомимся с ещё одним танцевальным жанром Менуэт СЛАЙД № 22, 23,24 и 25

Это придворный французский танец, без которого бал был бы не настоящим. Ведь даже король с королевой его танцуют. Давайте послушаем. А теперь все встанем и наши гости, представим, что находимся на балу и попробуем танцевальные движения под «Песню Менуэта». (Все молодцы)

  1. Балет «Щелкунчик».

СЛАЙД № 26

Мы возвращаемся к жанру Балет. Ребята я давала задание найти стихи о балете. Кто нам прочитает?     (отлично)

СЛАЙД № 27, 28

Звучит Вариация № 2 П. Чайковского из балета «Щелкунчик»     (слушание)

- Что вы можете рассказать об этой музыке? (звучит сказочно, волшебно, нежно, очень красиво)  (молодцы).

Я предлагаю девочкам, которые ходят на хореографию придумать пластические композиции под музыку из балета.    (очень хорошо, молодцы)

Музыка всем вам хорошо знакома, рисует она сказочное новогоднее царство.

Чайковский произвёл настоящий переворот в балетной музыке. Его «Щелкунчик» - музыкальная поэма о высокой любви, о борьбе с силами зла. Смелая девочка Маша, спасая уродливого Щелкунчика от полчищ мышиного короля, вознаграждена за отвагу и бескорыстие. Деревянный Щелкунчик превращается в прекрасного принца и под радостную музыку ведёт её в волшебное царство. И, хотя превращение эти проходят с Машей во сне, они реальны, как правдивая сказка.

Я предлагаю посмотреть видео балета – сказки «Щелкунчик».

Вот и подошло к концу наше путешествие в музыкальный театр. Понравилось ли вам?

Всем ребятам,  которые были, сегодня активными участниками я ставлю «5».

А домашнее задание, подготовить рисунок к балету «Щелкунчик».

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Урок музыки - 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...

Конспект урока по теме "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Конспект урока по музыке по программе "Музыка. 5 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская"....

план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл...

Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."

Интегрированный урок (взаимосвязь урока литературы и музыки).Учащиеся не только получают новые знания, но и учатся самостоятельно находить новое для себя, работать в группе со сверстниками, раскрывать...

Разработка урока по теме: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Тема урока:  Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.Цель  урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.Задачи урока:- образова...