«Речевки – важное условие развития звуковой культуры речи».
методическая разработка по музыке

Алишина Майя Александровна

Совместный педагогический совет на базе «МБДОУ «Детский сад №20 «Ленок»

Тема: «Актуальные вопросы повышения качества речевого развития дошкольников, как фактора успешности дошкольного обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rechevkam.docx16.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №29 «Улыбка»»

Совместный педагогический совет

на базе «МБДОУ «Детский сад №20 «Ленок»

по теме:

«Актуальные вопросы повышения качества речевого развития дошкольников, как фактора успешности дошкольного обучения»

КОНСПЕКТ

на тему:

«Речевки – важное условие развития

звуковой культуры речи».

Выпролнила музыкальный руководитель

Алишина Майя Александровна

Вязники, 2016г

Пение — один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нём заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Но если мы не донесём до слушателя то, о чём поётся в песне, то «теряется» вся песня, какой бы красивой она не была .А для этого нужна чистая речь.

Данные физиологии и психологии доказывают, что система синтетического подхода (единства музыки, слова и движения, широко используется в работе с детьми ,имеющими нарушения в развитии речи и движения(т.к.доказана тесная взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными).

Нужно как-то объединить эту работу. На протяжении многих лет, мною подбирался тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимый результат в музыкальном воспитании, и  в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями. Так как время на занятии ограничено, а  нужно охватить все виды музыкальной деятельности, то выход я нашла в особой методике. Практическое знакомство с системой музыкального воспитания К.Орфа привело меня к мысли начать развитие певческого голоса у детей с речевого этапа.

У детей младшего возраста начинаем занятия с рече-двигательных упражнений(«Машина», «Паровоз»,«Самолёт», «Лошадка»), речевые зарядки, приветствия, где происходит не только активизация звуков и фонем, но и параллельно идёт большая работа чувством метра, темпа, координацией рук, ног, согласованной с речью. Упражнение «Большие и маленькие ноги, танцы с проговариванием движений: «шаг, приставить, хлоп-хлоп», игры со звучащими жестами: «шлёп-шлёп, топ-топ, щёлк-щёлк, хлоп-хлоп».

В старшем возрасте работа над звукопроизношением прослеживается и в коммуникативных играх, где мы, работая в парах, проговариваем ритмично текст, развиваем также координацию движений и коммуникативные качества.

Работая над правильным звукопроизношением, важное значение имеет правильное дыхание. Поэтому дыхательные упражнения включаю на каждом занятии, так как дыхание является главным звеном единого речевого и певческого процесса: учимся брать короткий вдох, задерживаем и плавно расходуем по фразам.

Использую игры со звуками на активизацию звонких и глухих согласных: «Ленивый жук», «Весенние голоса», «Хохотальная  разминка», и др. Для развития гласных звуков используются упражнения «Рисуем голосом», «Ромашка», «Киска».

Дальше идут речевые игры и упражнения. Они очень важны а так же имеют большое значение, ведь если недоразвита речь,значит, и страдают двигательные функции.

Речевые игры и распевки я стараюсь соединить с движениями. Учёными доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов(работа гортани), благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона кисти расположены рядом. Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речевой зоны. Чем лучше развита моторика, тем чище речь.

Этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач весёлым и интересным для детей. Всё это развивает ещё и память, мимику, внимание, речевой слух, воспитывают волю. Дети играют, но не замечают, что их учат.

Таким образом, систематическое использование голосовых игр, готовит ребёнка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в такой форме, как мы используем — этот самый простой и доступный способ профилактики и оздоровление голоса.

Прежде всего, высоко и выразительно запеть, ребёнок должен высоко и выразительно говорить. Поэтому речевые игры и упражнения включаю на каждом занятии. Во-первых, это работа над чётким звукопроизношением, во-вторых, это и подготовка голосового аппарата к пению. Мы разогреваем мышцы. Это артикуляционные упражнения, и упражнения на фонемные звуки. Прежде всего, идёт расслабление нижней челюсти (чаще всего она зажата) делаем более подвижным язык и губы, что очень влияет на правильное звукопроизношение, следим за правильным проговариванием окончаний — «на сказку похоже — похожа, хохочут-хохочат».

Базой для речевых упражнений служат: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, рифмы — детский фольклор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой как необходимое условие овладения культурой речи.

Данный материал поможет учащимся задуматься о том, как важны словари в жизни    человека, даст представление о различии языковых и энциклопедических  словарей....

Совершенствование коммуникативной культуры студентов в процессе изучения дисциплины «Культура речи»в условиях медицинского колледжа

В статье рассматривается проблема совершенствования коммуникативной культуры студентов,    критерии коммуникативной культуры,  коммуникативная компетентность и коммуникативная напр...

Выразительное чтение как важнейший компонент культуры речи

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный компл...

Родительское собрание " Развитие фонематического слуха, как одно из важнейших условий развития речи.

Несложная система игр поможет родителям самостоятельно помочь своему малышу овладеть родным языком и , возможно, предотвратить возникновение речевых нарушений....

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Внеурочная деятельность как важнейшее условие развития личности: воспитание культуры общения старшеклассников

Воспитание культуры общения старшеклассников во внеурочное время- составная часть учебно-воспитательного процесса в школе.Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного, среднег...