Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроках музыки.
материал по музыке

Михайлова Ирина Николаевна

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями.

Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, организации учебного процесса определяемому как «умение учиться»..

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся регулятивных УУД на роках музыки.

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов нового поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности и делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей. Музыкальная педагогика призвана решать задачу «приближения к переживаниям» общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно

Выделяют следующие виды УУД:

• личностные,

• познавательные,

• регулятивные (включающие действия саморегуляции),

• коммуникативные

Регулятивные действия  обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

• целеполагание -  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

• оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

Они обеспечивают  учащимся возможность научиться:  

• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;

• осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

• предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

• мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Формирование регулятивных УУД на уроке музыки

УУД

Виды деятельности

Способы деятельности

1. Планирование деятельности

Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений

Способность к планированию своей деятельности:

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- преодоление импульсивности, не произвольности;

- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого

2. Коррекция

Корректировать собственное исполнение

Сравнение вариантов своего исполнения, вычленение и оценка удачных и неудачных фрагментов, выяснение причин неудачи на основе конкретной самооценки, предоставление ребенку возможности осуществлять равнодостойные выборы, сравнение исполнительских трактовок через серию вопросов:

- понравилось ли тебе свое исполнение, почему?

- что изменилось в твоем исполнении?

- чтобы ты хотел изменить, почему?

3. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном и оценка

 

Оценивание музыкально-творческой деятельности:

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

- умение адекватно воспринимать оценки и отметки У

- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность

- умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль

- умение планировать работу до ее начала

- адекватность и дифференцированность самооценки

В сфере регулятивных УУД учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

На предмете «Музыка» учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета «Музыка», которую учащиеся должны ясно представлять. 

Формирование регулятивных УУД на предмете «Музыка» в 1-4 классах

Класс

Характеристика деятельности учащихся

1

Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок; песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.

Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника и участвовать в их проведении.

2

Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.

Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника и участвовать в их проведении.

3

Оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии при исполнении музыкальных произведений.

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях и принимать участие в традиционных праздниках народов России.

Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и

др.).

Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника и участвовать в их проведении. Корректировать собственное исполнение.

4

Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.

Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки; исследовать историю создания музыкальных инструментов.

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.

Оценивать собственную творческую деятельность.

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы.

Результаты формирования регулятивных УУД на уроке музыки

1.Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий

2.Понимание их успешности или причин неуспешности

3.Умение корректировать свои действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных и регулятивных УУД на уроках математики.

На примере урока " Решение показательных уравнений"  показано как  у школьников формируются познавательные и регулятивные  Универсальные Учебные Действия....

Формирование познавательных и регулятивных ууд на уроках математики учащихся 5-6 классов

Итоговая работа по курсам повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Статья. Формирование у обучающихся регулятивных УУД на уроке технологии (из опыта учителя).

В статье рассматриваются способы формирования регулятивных УУД в рамках изучения курса "Технологии"....

Формирование у обучающихся регулятивных УУД на уроке математики(из опыта работы учителя)

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif...

Повышение эффективности формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии. (презентация)

Повышение эффективности формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии. Презентация прокта на конкура "Педагог года 2019"...