Конспекты уроков музыки в среднем звене
план-конспект урока по музыке

Здесь вы можете видеть конспекты уроков в среднем звене

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Перезвоны28.21 КБ
Файл Симфония №7. Бетховен30.95 КБ
Файл Старинной песни мир29.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     

Тема урока музыки «Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны»

Класс: 5

Цель: создание условий для развития общекультурных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие музыкального восприятия, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки; воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к произведениям русских композиторов через знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина

Личностные: помочь осознать значение колокольного звона в жизни человека; воспитывать любовь к родному краю

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Методы и приемы: Словесный метод, метод размышления о музыке, метод перспективный и ретроспективный

Материалы и оборудования: компьютер, проектор, доска, учебник, фортепиано

Музыкальный репертуар: фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва» В.Гаврилин; запевка Г. Свиридов, сл. И. Северянина; «Песня о колоколах» из к/ф «Приключения Электроника» муз. Е. Крылатов, сл. Ю. Энтин

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Организация слушательской деятельности
  6. Итог урока

Конспект урока

Этапы

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

(мин)

1

Организационный момент

Л.

- проявление эмоциональной отзывчивости

Здравствуйте, меня зовут Таисия Алексеевна!

Дети присаживаются

1 мин.

2

Создание проблемной ситуации

Р. 

- понимать особенности русской народной музыкальной культуры

- Сегодня мы с вами должны выполнить очень важную миссию, мы должны с вами спасти пирата, который нам с вами оставил карту. Но карта порвалась и нам нужно ее собрать.

- Отлично. Давайте, посмотрим на карту, на ней отмечены 8 цифр, это задания, которые нам предстоит выполнить. Сейчас мы с вами послушаем 3 произведения из симфонии-действа современного композитора Валерия Александровича Гаврилина. И первое задание, которое мы должны выполнить, это познакомиться с композитором.

Отец Валерия Гаврилина воевал фронте Великой Отечественно войны, а мать была арестована, после чего его отправили в детский дом. Во время учебы в средней школе начал осваивать игру на фортепиано и пробовал сочинять музыку. Поступил в Ленинградскую школу при консерватории, где занимался композицией и игрой на фортепиано. Дальше продолжает учебу, но уже в консерватории по специальности музыковед - фольклорист. Будучи студентом, он часто отправлялся в экспедиции по деревням, дабы приобрести материал и более глубже понять русскую культуру. А еще через несколько лет заканчивает аспирантуру и занимается преподавательской работой. После этого он занялся написанием фортепианных пьес, музыки к спектаклям и кинофильмам. Гаврилин сочинил три оперы, четыре балета, более десятка симфонических произведений и ещё много чего другого.

Собирают карту.

5 мин.

3

Организация слушательской деятельности

Л.

 -проявление эмоциональной отзывчивости

- личностное отношение при восприятии музыки.

Р.

 - научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

- Симфония-действо называется «Перезвоны» - это произведение для солистов, хора и ударных инструментов. Давайте, запишем, что такое симфония-действо. Следующее наше задание, это послушать три фрагмента из симфонии-действа и определить их названия. Фрагменты будут называться так: «Молитва»,
«Весело на душе», «Вечерняя музыка».
 

Слушаем отрывки из сифонии-действа, решаем какое кому подходит название.

Как вы догадались, какая музыка характеризует, какое произведение?

1 «Весело на душе»

2 «Вечерняя музыка»

3 «Молитва»

- Третье задание: послушать произведение «Весело на душе и ответить на вопросы»

-  О чем рассказала вам эта часть произведения? Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают ее характер?

Ответы детей

11 мин.

4

Организация исполнительской деятельности

Л.

- корректировать собственное исполнение

К.         

- осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

П.

- выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню

- Отлично, давайте посмотрим следующее задание: спеть песню о колоколах. Я как раз приготовила песню из к/ф «Приключения Электроника», она называется "Песня о колоколах".

ВХТ        

Методы и приемы

Трудный ртим: пунктирный ритм

Пропевание и проговоривание трудных мест

Замыкание согласных в конце слова: г,т, р

Показ учителя. Хормейстерский жест

Допевание гласных в конце слова: апреле, качели, свете, груди, впереди

Проигрование мелодии. Проговоривание текста. Пропевание вместе с учителем. Собственный показ

8 мин.

5

Организация слушательской деятельности

Л.

 -проявление эмоциональной отзывчивости

- личностное отношение при восприятии музыки.

Р.

 - научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

- Итак, следующее задание. Нам надо вернуться к произведению симфонии-действа. Мы будем слушать произведение «Вечерняя музыка» и ответим на вопросы: О чем рассказала вам эта часть произведения? Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают ее характер?

- Шестое задание: послушать запевку Свиридова и ответить на вопросы. Кто знает, что такое запевка?  

Послушаем и вы скажите, как она перекликается с произведениями, которые мы уже прослушали? В чем отличия, может тогда перекликается с песней, которую мы разучили? А как звучит запевка?

- И предпоследнее задание: кто вспомнит, какое последнее произведение из симфонии-действа «Перезвоны» нам нужно послушать и обсудить? Совершенно верно, мы прослушаем с вами произведение «Молитва», и вы ответите мне на вопросы: О чем рассказала вам эта часть произведения? Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают ее характер?

- Запевка – это начало песни, приступ к песне.

Ответы детей

- «Молитва.

11 мин.

6

Итог урока

К.

- постановка вопросов и сотрудничество с учителем

- И самое последнее задание: музыкальная викторина.
ВИКТОРИНА:

1 «Молитва»

2 «Весело на душе»

3 «Песня о колоколах»

4 «Запевка»

5 «Вечерняя музыка»

Дети пишут викторину

2 мин.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     

Тема урока музыки «Симфония № 5» Л.Бетховена»

Класс: 7

Цель: Расширение музыкального кругозора посредствам одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена.

Планируемые результаты:

Предметные: Раскрыть художественный образ Симфонии №5 Л. Бетховена на основе знакомства с творчеством великого композитора.

Личностные: Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений: Симфония № 5 Людвига Бетховена, Песня А. Городницкого «Атланты».

Тип урока: урок углубления и расширения знаний.

Методы и приемы: Метод размышления о музыке, метод наглядности, метод музыкальных обобщений, словесный метод.

Материал, оборудование: Ноутбук, проектор, презентация, флеш-карта, материал для прослушивания.

Музыкальный репертуар: Симфония № 5 Людвига Бетховена, Песня А. Городницкого «Атланты», видеофильм «Атланты».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог урока

Конспект урока

Этапы

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

(мин)

1

Организационный момент

Л.

- проявление эмоциональной отзывчивости

- Здравствуйте, ребята! Сегодня поговорим о творчестве величайшего композитора. Он является классиком немецкой музыки. Решите ребус, чтобы узнать о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке.

- Да, это Людвиг ван Бетховен. Чтобы познакомиться с ним поближе, я попрошу вас мне помочь. Кто-нибудь прочитайте, пожалуйста, что написано на слайде.

Если бы в 1820 году мы встретились с Бетховеном на улицах Вены, то решили бы, что это очень странный человек. Одежда и волосы у него были растрепанными. Он ходил быстрым шагом, жестикулируя руками. Иногда останавливался, что-то напевая, доставал записную книжку, что-то в нее записывал и шел дальше. Если бы мы попали к нему в дом, то увидели бы, что в доме царит полный беспорядок. Его настроение постоянно менялось, но он всегда оставался доброжелательным по отношению к молодым и талантливым музыкантам. «Все люди рождены свободными», - эти слова прочно вошли в его сознание вместе с идеями Великой французской революции, во время которой формировалось его сознание. Трудно найти человека, которому судьба нанесла бы такой сокрушительный удар. Другого невзгоды сломили бы, но только не Бетховена. Он понимал, что принадлежит всему человечеству. Несгибаемая воля этого человека, его преданность музыке и творчеству являются прекрасным примером и имеют огромное нравственное значение.

- Сегодня мы продолжаем знакомство с симфонической музыкой и говорим о творчестве Бетховена. Давайте, сформулируем тема нашего урока.

- «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» - писал А.С. Пушкин. Исходя из этого изречения, давайте сформулируем цель нашего урока.

Проходят в класс, садятся на места.

Решают ребус (Бетховен).

- Симфония № 5 Л. Бетховен.

- Последовать за мыслями Л. Бетховена, вслушиваясь в особенности его музыки.

3 мин.

2

Актуализация знаний

Л.

- проявление эмоциональной отзывчивости

- способность детей к рассуждению, принятию решений

К.

- уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог

- Людвиг Ван Бетховен  родился в 1770 году 17 декабря в немецком городе Бонне. Его отец был придворным музыкантом, вместе с ним он начал заниматься музыкой. После его наставником стал композитор Кристиан Нефе. Он преподавал основы композиции, обучал игре на клавире и органе. После переехав в Вену Бетховен, брал уроки у Гайдна. Он давал концерты, стал популярным, много сочинял, писал концерты для фортепиано с оркестром, симфонии. Переломный момент в его жизни наступил в 32 года. Кто может сказать, что с ним случилось?

- Все верно. Уединившись в деревне Гейлигенштадт под Веной, он написал двум своим братьям письмо, известное как «Гейлигенштадтское завещание». Кто-нибудь прочитайте со слайда.

«О вы, люди, считающие или называющие меня злонравным, упрямым … - как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что я вам кажусь таким... Подумайте только: вот уже 6 лет, как меня поразил неизлечимый недуг… ведь я глух.

Но какое же унижение я испытывал, когда кто-нибудь, стоя возле меня, слышал вдалеке звук флейты, а я ничего не слышал…Такие случаи доводили меня до отчаяния, и недоставало немногого, чтобы я не покончил с собой. Лишь оно, искусство, оно меня удержало. Ах, мне казалось немыслимым покинуть мир раньше, чем я исполню всё то, к чему чувствовал себя предназначенным. Терпение… оно должно стать моим руководителем, и я владею им….

Вы, братья мои Карл и Иоганн…  живите в согласии и помогайте друг другу… Внушайте детям своим добродетель… Прощайте и любите друг друга!»

- Какой перед нами предстает личность композитора?

- У Бетховена начала развиваться глухота.

- Даже осознав свою трагическую болезнь, Бетховен не покорился судьбе, он преодолел душевный кризис и вернулся к творчеству.

8 мин.

3

Организация слушательской деятельности

Л.

 -проявление эмоциональной отзывчивости

- личностное отношение при восприятии музыки.

Р.

 - научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

- Героическим, мятежным духом проникнуты многие произведения Бетховена: увертюра «Эгмонт», «Героическая симфония» и, конечно «Симфония № 5», с которой мы сегодня познакомимся.

Давайте послушаем самое начало 1 части симфонии. Симфония начинается с мотива-эпиграфа. Кто знает, что такое эпиграф? Услышав мотив, который вы наверняка уже знаете, подумайте какую же мысль он нам передает.

Слушание начала Симфонии

- Этот мотив называется - Мотив судьбы человека. И вы правильно отметили, что этот мотив похож на стук в дверь. «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.

- Давайте послушаем 1 часть 5 симфонии и подумайте кто в 1 части все таки побеждает человек или судьба?

Слушание 1 части Симфонии

- Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

- Сейчас мы послушаем финал Симфонии № 5 и ответим на вопросы: чем закончилась борьба Бетховена? Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

Слушание финальной части Симфонии № 5

Композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал - звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.

- Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.

- Начальный мотив звучит коротко, решительно и сильно. Как будто кто-то стучится в дверь.

- Из борьбы Бетховен вышел победителем. В музыке звучит атмосфера победы, праздника, ликования, света.

13 мин.

4

Организация исполнительской деятельности

Л.

- корректировать собственное исполнение

К.         

- осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

П.

- выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню

- В первой части симфонии развивается острейший конфликт, и исход драматической борьбы с судьбой еще не ясен. Подобный пример борьбы мы можем увидеть в песне Александра Городницкого «Атланты», которую сегодня и споем. Вы можете ответить на вопрос кто такие атланты?

- В греческой мифологии атлант – это титан, держащий на своих плечах небесный свод в наказание за участие в титаномахии - борьбе титанов против олимпийских богов. Атланты, вошедшие в песню Городницкого, являются одним из символов Петербурга.

Видеофильм с песней «Атланты».

Разучивание песни.

ВХР трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных на конце

Повторение одной и той же ноты

Проходящие ноты

Сложный ритм

Пропевание вместе с учителем, проигрывание мелодии с проговариванием текста.

Графический показ, метод сравнения.

Графический показ.

Прохлопать, пропевание и проговаривание трудных мест.

14 мин.

5

Итог урока

К.

- постановка вопросов и сотрудничество с учителем

- Музыка Бетховена полна энергии, полна борьбы и героизма.  Путь к торжеству истины и правды  нелегок, как и обращение к своей совести, когда человек оставаясь самим собой, не боится быть непохожим на других. Бетховен «схватил судьбу за глотку» и одержал победу в этой схватке. И не зря Вольфганг Амадей Моцарт сказал об этом великом человеке: «Он заставит говорить о себе весь мир». И предсказание Моцарта сбылось.

4 мин.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     

Тема урока музыки «Старинной песни мир»

Класс: 6

Цель: знакомство детей с творчеством Ф. Шуберта, с балладой Ф. Шуберта «Лесной царь», разучивание песни В. Шаинского «Багульник», повторение песни Ф. Шуберта Баркарола «Словно, как лебедь…»

Планируемые результаты

Предметные: слушать и анализировать балладу Ф. Шуберта «Лесной царь», исполнить песню В. Шаинского «Багульник», научить детей сопоставлять картину с музыкальным произведением.

Личностные: формирование эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, расширение ценностей сферы в процессе общения с музыкой

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Методы и приемы: метода размышления о музыке, объяснительно-иллюстративный метод, методы системного анализа и синтеза, обобщения,

Материалы, оборудование: фортепиано, ноты, муз. центр, ноутбук, флэшка, видео, презентация, проектор, аудиозаписи.

Музыкальный репертуар: Муз. Ф. Шуберта, «Лесной царь», Муз. В. Шаинского, Сл. И. Морозова «Багульник»

Структура занятия:

  1. Организационный момент
  2. «Открытие» нового знания
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог урока

Конспект урока

Этапы

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

(мин)

1

Организационный момент

Л.

- проявление эмоциональной отзывчивости

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну Музыки. Но перед воротами в эту страну стоят стражи, и чтобы они пропустили нас, нам нужно ответить на несколько вопросов.  

- Что такое бельканто?

- А кто назовет родину бельканто

- Что такое баркарола?

- Да, баркарола - это вокальный жанр, происхождение, которого связано с песнями на воде.

- Какие еще вокальные жанры вы знаете?

- Молодцы, мы ответили на все вопросы и стражи пропустили нас.

Дети заходят в класс и садятся на места.

- Прекрасное пение.

- Италия.

- Песня на воде.

- Вокализ, песня, баркарола, романс, баллада.

2 мин.

2

«Открытие» нового знания

Л.

- проявление эмоциональной отзывчивости

- развитие воображения и фантазии школьников

П.

- новые знания, новый материал, новые понятия

- Ребята, в стране музыки очень много городов, а нам надо попасть в город Песен. Я знаю одного композитора, он является там самым главным, потому что он всю свою жизнь посветил песням. Чтобы узнать имя этого композитора решим ребус.

- Правильно, это Франц Шуберт.

- Ребята, теперь нам нужно получить билет в этот город Песен, но, чтобы его получить мы должны с вами сказать, чем же мы будем заниматься в этом городе, и с кем мы там можем встретиться?

- Молодцы! Тема нашего путешествия «Старинной песни мир».

- У нас получилось приобрести билет в этот город, давайте же скорее отправимся туда. Шуберт посвятил всю жизнь песням, давайте мы с вами узнаем, чем же он еще знаменит. У вас на парте лежат листочки, на них написаны слова, из которых вам нужно составить предложение. У каждого на парте свой текст. После вы зачитаете по очереди, каждый свое предложение и у нас получится текст.  

Отец Шуберта был школьным учителем. Дома у Шуберта постоянно устраивались музыкальные вечера. Отец и старший брат Игнац стали обучать Шуберта игре на скрипке и фортепиано. Франц начал сочинять музыку с ранних годов. Он писал песни, фортепианные миниатюры, сонаты и пьесы для фортепиано. Шуберт написал 9 симфоний, в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию». У Шуберта был свой любимый поэт, писатель - Гете. Поэзия Гете волновала, пленила фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова этого великого немецкого поэта.

- Вот мы и познакомились с Францом Шубертом.

- Франц Шуберт.

- Мы познакомимся с песнями и Францом Шубертом.

6 мин.

3

Организация слушательской деятельности

Л.

 -проявление эмоциональной отзывчивости

- личностное отношение при восприятии музыки.

Р.

 - научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

- А сейчас мы с вами отправимся на улицу Баллад. Ребята, что такое баллада?

- Но улица баллад лежит через дорогу музыкальных образов. Какие музыкальные образы вы знаете? Давайте запишем тетрадь некоторые примеры.

Лирические – это образы чувств, ощущений.

Эпические – это описание прошлых событий в жизни народа, о его истории и подвигах.

Драматические – это образы-конфликты. Столкновения.

Сказочные – это образы-сказки, нереальные.

Комические – это смешные образы.

- Вот мы и добрались до улицы баллад.

- Ребята, нам на встречу идет «Лесной царь», должно быть он сбежал из баллады Шуберта. Чтобы его вернуть обратно, нам надо послушать балладу «Лесной царь» и ответить на вопросы. Вы должны будете после прослушивания сказать, сколько там действующих лиц и понять к какому музыкальному образу, относится это произведение.

- Ребята, какой вы услышали музыкальный образ?

- А сколько вы услышали действующих лиц?

- Да, молодцы, давайте разберем, кто это был. Кого вы услышали?

- А, сейчас я разделю ваш класс на четыре части, чтобы каждый отвечал за свою тему. Мы послушаем еще раз и после прослушивания, я спрошу каждую группу, как бы вы описали  своего героя.

- Первая группа у вас был рассказчик, как вы его опишете, каким он был.

- Вторая группа, каким вы увидели лесного царя.

- Третья группа, каким вы услышали отца?

- Четвертая группа, каким был сын?

- Да, ребята вы правильно ответили на вопросы и Лесной царь вернулся обратно в балладу.

- Лирическое произведение, основанное на прошедших эпических событиях, в стихотворной форме.

- Драматический.

- 4

- Лесного царя, автора, отца, сына.

- Взволнованный.

- Завлекающий.

- Встревоженным.

- Испуганный.

14 мин.

4

Организация исполнительской деятельности

Л.

- корректировать собственное исполнение

К.         

- осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

П.

- выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню

- Ребята, но как мы может путешествовать по городу Песен и не спеть песню, предлагаю спеть песню, которую вы пели на прошлом уроке. Баркарола «Словно, как лебедь…». Кто помнит композитора этой песни?

- Хорошо ребята, вот мы с вами повторили баркаролу. Но сегодня мы познакомимся еще с одной песней. Песня В. Шаинского «Багульник». Послушайте ее. На слайде вы видите слова песни.

ВХР трудности

Методы и приемы

Трудный ритм

Замыкание согласных на конце.

Пропевание и проговаривание трудных мест. Показ учителя.

Хормейстерский жест.

Проигрывание мелодии с проговариванием текста.

Пропевание вместе с учителем. Собственный показ.

Повтор песни с прошлого урока.

- Франц Шуберт.

Разучиваем песню Шаинского «Багульник».

12 мин.

5

Итог урока

К.

- постановка вопросов и сотрудничество с учителем

- Музыкальная трактовка баллады показала образы каждого из персонажей, но и образы "невидимые"- это жизнь с её стремлением и движением, и смерть, которая пугает, влечёт и убаюкивает. Создан драматический образ, который имеет сквозное развитие благодаря задуманному композитором и мастерством исполнителя

- Вам понравился урок?

- Что вы запомнили из этого урока?

- Вы были сегодня большие молодцы, послушайте и запишите домашнее задание, которое нужно выполнить к следующему уроку: каждый должен назвать литературное произведение драматического характера.

- Спасибо за урок, до свидания!

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты составлены в соответствии с программой и КТП...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты составленны в соответствии с программой и КТП...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене:...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в среднем звене, разработанные мною на практике....

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене...