Конспекты уроков музыки в среднем звене
план-конспект урока по музыке

Доронина Ирина Сергеевна

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Школа № 152

Учитель музыки: Шумакова Татьяна Валерьевна

Дата: 28.09.2023

Руководитель практики ЧПК №1: Шелепова Дарья Александровна

Класс: 7

Преподаватель гитары: Сайфулин Денис Владимирович

Студентки 40 группы

Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна

Дорониной Ирины

Преподаватель дирижирования: Земскова Оксана Анатольевна

Тема: «Классика и современность»

            Цель: Проявление интереса обучающихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры. 

            Задачи:

  1. Образовательная: познакомить обучающихся с понятиями классика, классическая музыка и современное творчество.
  2. Развивающая: развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство; развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию.
  3. Воспитательная: воспитывать у обучающихся духовность, нравственность, интерес к музыке, любовь к искусству.

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод музыкального обобщения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, гитара, флешка.

Музыкальный репертуар: П.И. Чайковский – Ноктюрн; Ludovico Einaudi - Fly; Битлз - Не подведи меня; Горизонт – Красная нить.

Структура урока:  

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока и рефлексия

Челябинск, 2023

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

Развивать внимание

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна, я ваш новый учитель музыки. Т.к. вы пришли на урок музыки, то поздороваться нам нужно музыкально.

(Музыкальное приветствие)

Предлагаю вам вспомнить лето, как вы его провели?

Ребята, из беседы с вами о летних музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься.

Что нас в ней привлекает?

Здравствуйте!

Рассказывают о летних каникулах

Отвечают на вопрос

5 мин

Организация слушательской деятельности

Развивать внимание, ладовое чувство, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её, совершенствовать эмоциональную сферу.

Давайте послушаем два музыкальных фрагмента и определи, что это за музыка:

  1. Классическая – Чайковский Ноктюрн
  2. Современная – Тимми

Тема нашего урока: «Классика и современность».

Как вы думаете, какая музыка вечная?

Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической.

Что означает слово «классика»?  Классикой называют такие произведения искусства, которые, независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, получили общее признание и продолжают волновать многие поколения детей, а также имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

 Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.

Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях.

Очевидно поэтому, музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве.

Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике.  Примером тому служит творчество С. Прокофьева, Р. Щедрина, А. Шнитке и др.

Высказывание Луначарского и Шостаковича.

Давайте вспомним примеры.

  • Давайте с вами вспомним классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда?
  • Теперь давайте вспомним современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему?
  • Давайте прослушаем фрагменты из уже знакомых нам музыкальных произведений.
  • - Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими
  • - Какое из этих произведений можно отнести к классике?
  • - Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки?

Перед прослушиванием я поделю вас на команды.

1. Голоса, каких музыкальных инструментов вы услышали в этом произведении? – 1 группа

2. Как вы можете охарактеризовать произведение? – 2 группа

3. Какие эмоции вы испытали при прослушивании отрывка произведения? – 3 группа

4. Работа с картой – индивидуальное задание

Слушание: фрагменты из произведений М. Мусоргского, С. Прокофьева, Л. В. Бетховена,  Э.-Л. Уэббера.)

Совсем недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной.

Перед вами британская рок-группа «Битлз» из Ливерпуля, основанная в 1960 году, в составе которой играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр. С неё началось всемирное признание «ливерпульского» звучания рок-музыки. Музыкантам группы и их продюсеру и звукорежиссёру Джорджу Мартину принадлежат новаторские разработки в области звукозаписи, комбинирования различных стилей, включая симфоническую музыку, а также съёмок видеоклипов. Эта рок-группа до сих пор на 1 месте в списке величайших исполнителей всех времён. Песни этой группы считаются классикой – образцом рок-музыки.

Слушание музыки.

Звучит песня группы «Битлз»- «Не подведи меня».

Дыхательная гимнастика

Та, что слушают большего всего, та, что надолго остаётся в памяти

Отвечают на вопрос

15 мин

Организация исполнительской деятельности

Развивать внимание, ладовое чувство, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание её исполнять

Итак, ребята, пора нам переключиться к следующей части урока. Вы любите петь?

Отлично! Сейчас мы с вами разучим новую песню. Совсем недавно вы приехали из лагерей и именно поэтому сейчас я предлагаю вам разучить одну красивую, лагерную песню под названием «Красная нить»

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

 - нисходящая мелодия

- скачки на чистую кварту

 - повторение одной ноты

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

Ритмические:

- Живой темп

- Собственный показ.

Дикционные:

- Проговаривание звуков «р», «тся».

- Четкое проговаривание текста.

Да!

Поют песню

15 мин

Итог и рефлексия урока

Развивать внимание

Ребята, давайте вспомним с вами, о чём сегодня на уроке шла речь? Что нового вы узнали?

 Рефлексия: кубик Блума.

Хотелось бы, чтобы вы были такими же активными и в следующий раз. Всем спасибо!

Отвечают на вопросы

5 мин



Предварительный просмотр:

Школа № 152

Учитель музыки: Шумакова Татьяна Валерьевна

Дата: 05.10.2023

Руководитель практики ЧПК №1: Шелепова Дарья Александровна

Класс: 7

Преподаватель гитары: Сайфулин Денис Владимирович

Студентки 40 группы

Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна

Дорониной Ирины

Преподаватель дирижирования: Земскова Оксана Анатольевна

Тема: «Опера А. П. Бородина «Князь Игорь». Русская эпическая опера.»

            Цель: Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века. 

            Задачи:

  1. Образовательная: познакомить обучающихся с понятиями опера, ария.
  2. Развивающая: развивать интерес к изучению жанра оперы в музыкальной литературе.
  3. Воспитательная: воспитывать у обучающихся духовность, нравственность, интерес к музыке, любовь к искусству.

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод музыкального обобщения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, гитара флешка.

Музыкальный репертуар: Бородин А.П. - «Ни сна, ни отдыха измученной душе», «Плач Ярославны», «Половецкая пляска с хором»

Структура урока:  

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока и рефлексия

Челябинск, 2023

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

Развивать внимание

Добрый день! Я рада вас приветствовать! Мы сегодня вместе с вами проведем необычный урок. Прошу всех садиться.

Событие, о котором пойдет речь, произошло благодаря одному из русских князей того времени - Игорю Святославичу Новгород-Северскому

Есть такое выдающееся произведение литературы Древней Руси - "Слово о полку Игореве". Чтобы рассказать о нем подробно, не хватит даже нескольких наших уроков. Вы обязательно будете изучать его на уроках литературы в восьмом классе.

Здравствуйте!

5 мин

Организация слушательской деятельности

Развивать внимание, ладовое чувство, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её, совершенствовать эмоциональную сферу.

И так, мы с вами начинаем знакомство с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года оперой "Князь Игорь".

Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушателей. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным!

Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Опера - очень большой музыкальный спектакль, он идет несколько часов, в нем соединяются музыка, поэзия, пение, танцы и драматическая игра актеров. Конечно, мы можем на уроке познакомиться только с самыми яркими музыкальными фрагментами этого произведения.

Неоценим подвиг князя Игоря для потомков. Об этом в своём стихотворении М.Ю. Лермонтов написал так:
Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Её на небе сыщут взгляды
И не найдут среди людей.
Но беспристрастное преданье
Твой славный подвиг сохранит,
И, услыхав твоё названье,
Твой сын душою закипит.
Свершит блистательную тризну
Потомок поздний над тобой
И с непритворною слезой
Промолвит: «Он любил Отчизну!»

Князь Игорь и его жена Ярославна – центральные фигуры оперы Бородина – тесно связаны с русским народом. Объединяет их общее дело – защита родной земли от врага.

Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает героический образ. С этой стороны Игорь показан уже при первом появлении в опере (пролог, обращение к войску) и особенно – в коротком, решительном ариозо после затмения. Согласно летописям, оно застигло войско уже в походе, на переправе через реку Сурож 1 мая 1885 г. Бородин переносит ее к моменту выступления из Путивля. И не только ради драматического единства.

Из этих слов видно, какую трансформацию претерпел в опере образ Игоря. Здесь он герой – с самого начала вдохновляемый идеалами патриотизма. Таков он на протяжении всей оперы. Он кается лишь в том, что потерпел поражение и причинил тем самым страдания своей земле.

В прологе же, в сцене прощания с Ярославной приоткрываются иные черты характера князя: Бородин наделяет его отзывчивой и щедрой на чувства душой, рисует как любящего, верного супруга.

Центральным и самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения, является ария князя Игоря.

Что такое ария?

Ария - главная песнь героя в опере, мысли героя, высказанные вслух.

Композитор Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Ведь можно было сделать так, чтобы князь Игорь пел, когда собирался в поход, или в момент солнечного затмения, или в час победы над половцами. Нет, князь Игорь поет в плену.

Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу: "Ни сна, ни отдыха измученной душе, / Мне ночь не шлёт надежды и спасенья, / Всё прошлое я вновь переживаю…" Но музыка говорит нам, что это страдания мужественного человека. Благородными, сдержанными интонациями начинается его большая ария. Все вспоминает Игорь… И музыка вспоминает вместе с ним. Она как хорошая память подсказывает ему картины битвы. Его настроение изменяется трижды: в первой части князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной. Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает. Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход - жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет. Мелодия меняется, она становится напевной, лиричной нежной, голос Игоря льется свободно и красиво.

Тем большим отчаянием в третьей части звучит горестный возглас: "О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!" Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. "Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / И знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / И в том винит она меня" - поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжелых думах.

Во время слушания ответить на вопросы: (в скобках даются предполагаемые ответы учеников)

  1. Какой тембр голоса у героя? (баритон (высокий бас))
  2. Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)
  3. О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)
  4. Работа с картой – индивидуальное задание

Слушание «Ни сна, ни отдыха измученной душе»

"Слово о полку Игореве" подарило нам также один из самых светлых образов русской литературы - образ Ярославны, любящей жены князя Игоря Святославича, которая, оставаясь в родном городе Путивле, чувствует, догадывается и сопереживает бедам своего самонадеянного супруга.

Четвёртое действие рисует страдание русской земли, разорённой врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем, образ княгини становится символическим. В плаче Ярославны выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разорённой дикими ордами. Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь Ярославны подчёркиваются сравнением её с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском фольклоре. Вторая тема плача («Я с кукушкой перелётной») – та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в средней части арии Игоря. Обращение Ярославны к силам природы – ветру, солнцу, к широкому Днепру – придаёт её образу исконные черты древней славянской женщины. Она ищет у них силы перенести горе, просит защитить Русь от недругов. В процессе исполнения плача, Ярославна как будто наполняется новыми силами, голос становится более уверенным, сильным, это даёт чувство надежды и веры в будущую победу!

При прослушивании подумайте:

Каким предстает перед нами образ Ярославны?

Слушание: «Плач Ярославны»

И еще один фрагмент. Александру Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь" являются частью мировой музыкальной сокровищницы.

Слушание: Половецкая пляска с хором

Бородин не идеализирует половцев. Это отражение реально существовавших тогда связей половцев с культурой Закавказья.

Вспомним, что сам Бородин был прямым потомком татарского князя, что восточные черты его внешности отмечали все описания.

Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы! Страдание и боль всегда объединяют людей, делают их сильнее. Вспомните начало Великой Отечественной войны, когда у русского народа совсем не было сил победить захватчика, но общее горе и боль объединили людей и сделали победу реальной.

Ребята, скажите, а есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях?

Приведите примеры таких песен и докажите.

А скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики?

Записываю определение в тетрадь

Записываю определение в тетрадь

Работа в группах и индивидуально

Простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края.

Да

День победы, Священная война

Мужественный, сильный и т.д.

20 мин

Организация исполнительской деятельности

Развивать внимание, ладовое чувство, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание её  исполнять

Итак, ребята, пора нам спеть песню, с которой мы познакомились на прошлом уроке.

Как она называлась

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

 - нисходящая мелодия

- скачки на чистую кварту

 - повторение одной ноты

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

Ритмические:

- Живой темп

- Собственный показ.

Дикционные:

- Проговаривание звуков «р», «тся».

- Четкое проговаривание текста.

«Что такое осень»

Поют песню

10 мин

Итог и рефлексия урока

Развивать внимание

Ребята, давайте вспомним с вами, о чём сегодня на уроке шла речь?

Какова основная идея оперы? (Патриотическая – любовь к Родине. Общее горе при поражении).

Как звали жену князя Игоря Святославича?

В чём состоит драматизм оперы? (в поражении Игоря, в предательстве своих воинов, в разорении Руси)

 Рефлексия: кубик Блума (электронный).

Итак, наш урок заканчивается. Пусть героическая музыка поможет вам стать настоящими гражданами России. Я благодарю вас за работу.

Спасибо за внимание! Урок окончен!

Отвечают на вопросы

5 мин



Предварительный просмотр:

Школа № 152

Учитель музыки: Шумакова Татьяна Валерьевна

Дата: 12.10.2023

Руководитель практики ЧПК №1: Шелепова Дарья Александровна

Класс: 7

Преподаватель гитары: Сайфулин Денис Владимирович

Студентки 40 группы

Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна

Дорониной Ирины

Преподаватель дирижирования: Земскова Оксана Анатольевна

Тема: «В музыкальном театре. Балет.»

            Цель: Ознакомление обучающихся с балетом, типами танца, балетными терминами.

            Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с принципом единства музыки танца.

Развивающая: развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство; развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся духовность, нравственность, интерес к музыке, любовь к искусству.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод музыкального обобщения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, гитара, флешка.

Музыкальный репертуар: Гаврилин В. – «Тарантелла», «Вариация Модеста» (балет «Анюта»), ДДТ – «Что такое осень?»

Структура урока:  

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока и рефлексия

Челябинск, 2023

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

Развивать внимание

Добрый день! Я рада вас приветствовать! Прошу всех садиться.

Наряду с оперой, балетный спектакль является одним из самых сложных видов музыкально-театрального искусства. Само слово «Балет» происходит от итальянского «ballo» - «танцую». И сегодня этим термином обозначают особый вид сценического искусства, основным выразительным средством которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.  

Здравствуйте!

5 мин

Организация слушательской деятельности

Развивать внимание, ладовое чувство, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её, совершенствовать эмоциональную сферу.

Назвать точную дату и «родителей» балета невозможно. Он – дитя многих европейских культур, а его предки – народные танцы, игры, обряды, торжественные шествия и балы’.

Балет – вид сценического искусства, основным выразительным средством которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Своеобразной точкой отсчёта в истории балета можно назвать эпоху Возрождения.  Примерно в XIV-XV вв. в Италии танцы стали подразделять на две категории – бытовые (для развлечения, отдыха) и сценические.

Сценический танец постепенно становился всё более красивым, но и более сложным. Разнообразные «па» выстраивались в нём в причудливые сочетания, танцоры составляли красивые узоры из своих движений.

Сегодня для исполнения сценического танца требуется специальная подготовка, а сам танец создаёт специальный мастер танца – балетмейстер. Иногда его ещё называют хореографом – от греческих слов хорео – «танец» и графо – «пишу». Ведь балетмейстеру часто приходится записывать танцевальные фигуры на бумаге, для того чтобы танцоры могли их разучить.        

Балет, как и опера неразрывно связан с литературой, сюжетным первоисточником. И хотя в балете не звучат слова, отсутствуют вокальные сцены и арии – замысел писателя раскрывается здесь с не меньшей силой и глубиной. Танцоры выражают его через мимику и жесты, характер и экспрессию движений.

Читая истории о Ромео и Джульетте, Щелкунчике, Золушке, мы переживаем и радуемся вместе с любимыми героями. Но их облик, их обаяние остаются за пределами нашего восприятия, существуя лишь в воображении. Именно этот воображаемый портрет и пытаются оживить создатели балета через пластику движений.

Сюжетная основа балетного спектакля называется либретто. Либретто обычно основывается на литературном произведении: сказке, легенде, поэме. Однако первоначальный сюжет существенно перерабатывается с учётом хореографического и музыкального воплощения идеи. Так, знаменитый балетмейстер Мариус Петипа указывал композитору П. И. Чайковскому, сколько тактов музыки и в каком темпе необходимо сочинить для той или иной балетной сцены.

Балет обладает неограниченными возможностями художественного, образного отражения окружающей действительности. Он способен воплотить любые чувства, раскрыть жизненные конфликты, противоречия. Но больше всего мы ценим искусство балета за необычайную красоту, возвышенные идеалы. Ведь он всегда воспевает в человеке прекрасные, благородные чувства.

Также как и опера, балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. И так же, как в опере здесь бывают номера сольные и ансамблевые. Называют их по-французски: па-де-де (танец вдвоем), па-де-труа (танец втроем), па-де-катр (танец вчетвером).

Многие балетные правила были разработаны при дворе французского короля Людовика XIV. Он сам очень любил танцевать и даже исполнял роли в балетных спектаклях. Однажды король приказал собрать воедино все танцевальные движения, отобрать самые красивые и записать их.  И с тех пор, в знак уважения к вкладу французов в развитие балета, танцоры всего мира пользуются французскими словами для обозначения балетных движений.

Присутствуют в балетной терминологии и итальянские слова, например, адажио (медленный лирический танец главных героев).

В балете различают два основных типа танца: классический (равнозначный балетному или театральному танцу) и характерный (балетный танец на основе народного танца). Каждый из них также может исполняться соло, ансамблем солистов или кордебалетом (массовый танец).  

Костюмы являются важным элементом балетного спектакля. Они подчёркивают историческую эпоху, особенности характера персонажей, их роль по сюжету спектакля. Над эскизами костюмов работают театральные художники, которые создают также и декорации. Таким образом, в балетном спектакле возникает синтез многих видов искусства: живопись становится равноправной сестрой музыки и хореографии.

Важная роль в балетном спектакле отведена дирижёру.  Он не просто управляет театральным оркестром. Его работа помогает воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера-постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен.

Так же, как и другие музыкальные жанры, балет постоянно меняется, совершенствуется. Тот облик балетного спектакля, который существовал во времена Чайковского, дополняется новыми сценическими решениями, порой весьма неожиданными, смелыми и даже дерзкими.

Балет Валерия Гаврилина «Анюта»

Гармоничное сочетание классических традиций балета и новых хореографических решений нашли авторы балета «Анюта». В основе этого спектакля – не миф и не красивая сказка, а прозаический рассказ А. П. Чехова «Анна на шее».

Его героиня Анюта – молодая красивая девушка. Она ищет и не находит точку опоры ни в доме отца, ни в браке с престарелым Модестом Алексеевичем. Анюта бросается как в омут с головой в разгульную светскую жизнь, но и там не находит ничего, кроме разочарования. Через лирические, комические, а порой и гротескные образы на сцене разворачивается трагедия «маленького человека».

Какие чувства или ассоциации вызывает эта музыка?

Слушание

Своеобразное духовное самоубийство главной героини происходит на наших глазах…

 «Анюта» – это актёрский балет, соединяющий в себе танец и драматическую игру. Хореографические «слова» исполнителя одной из главных ролей и одновременно хореографа Владимира Васильева просты и понятны. В сочетании с выразительной и мелодичной музыкой Валерия Гаврилина они создают необычайный эффект.

Долгое время в нашей стране этот балет знали только по телевизионной версии. Гениальная актерская игра первой исполнительницы партии Анюты – балерины Екатерины Максимовой - пронзает до глубины души. Заканчивается фильм-балет немой сценой. Героиня Екатерины Максимовой смотрит на зрителя с такой щемящей тоской, что выразить словами подобную душевную скорбь совершенно невозможно…

1. Голоса, каких музыкальных инструментов вы услышали в этом произведении? – 1 группа

2. Как вы можете охарактеризовать произведение? – 2 группа

3. Какие эмоции вы испытали при прослушивании отрывка произведения? – 3 группа

4. Работа с картой – индивидуальное задание

Слушание

Современный балетный спектакль во многом отличается от классического. Он может включать в себя ритмопластику, пантомиму, элементы акробатики, светозвуковые эффекты, оригинальные декорации и костюмы. Этого требует новый музыкальный язык современного балета.

При всём разнообразии танцевальных элементов хореографии – это не просто сумма отдельных движений, но единый стиль, целостный образ, содержательный художественный замысел. Не случайно подлинные шедевры балетного искусства создаются тогда, когда все его выразительные возможности: музыка, живопись, танец, режиссура, исполнение – выступают в гармоничном единстве.

Записывают определение

Рисуют схему в тетради

Записывают в тетрадь

Записывают в тетрадь определение адажио и типы танца

20 мин

Организация исполнительской деятельности

Развивать внимание, ладовое чувство, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание её исполнять

Итак, ребята, пора нам спеть песню, с которой мы познакомились на прошлом уроке.

Как она называлась?

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

 - нисходящая мелодия

- скачки на чистую кварту

 - повторение одной ноты

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

Ритмические:

- Живой темп

- Собственный показ.

Дикционные:

- Проговаривание звуков «р», «тся».

- Четкое проговаривание текста.

«Что такое осень»

Поют песню

10 мин

Итог и рефлексия урока

Развивать внимание

Ребята, давайте вспомним с вами, о чём сегодня на уроке шла речь?

Рефлексия: кубик Блума.

Спасибо за внимание! Урок окончен!

Отвечают на вопросы

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Здесь вы можете видеть конспекты уроков в среднем звене...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты составлены в соответствии с программой и КТП...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты составленны в соответствии с программой и КТП...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене:...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в среднем звене, разработанные мною на практике....