Конспекты уроков музыки в среднем звене
план-конспект урока по музыке

Опишнян Всеволод Эдуардович

Конспекты составленны в соответствии с программой и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5bklass_19.04.docx31.82 КБ
Файл 6_klass_15_10.docx26.07 КБ
Файл 7_klass.docx20.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 19.04.2021

Учитель музыки –Ячменёва Н.Н.

Школа: №153

Класс: 5б

Студент ЧПК№1: Опишнян Всеволод Эдуардович

Группы: 40

Тема урока: «Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи”»

Цель: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.
Планируемые результаты:

  1. Метапредметные: Понимание основных закономерностей музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне.

Предметные: Умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать; развивать творческие музыкальные способности: музыкальную память, слух, чувство ритма

Личностные: воспитывать уважительное отношение к мировой художественной культуре, в частности к музыкальной культуре, профессии артиста, воспитывать чувства доброты, любви, бережного отношения к животным.

Тип урока: урок “открытия” нового знания”

Методы и приемы: Музыкальное размышление о музыке, наглядный, наглядно-демонстративный, собственно-практический, словесный. Материалы, оборудование: флешка, фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, презентация.
Музыкальный репертуар: И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор, С.Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”, И.С. Бах “Прелюдия и фуга до-мажор”

Структура занятия: 
1. Орг. Момент.
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности

4. Организация слушательской деятельности
5. Итог урока

6. Рефлексия



           





                                                                                                            Конспект

     Этап урока

                   УУД

                Длительность учителя

  Длительность ученика

    T
(Мин)

1.

Орг. Момент.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

-Добрый день. Рад вас всех видеть на уроке музыки. Давайте познакомимся. Меня зовут Всеволод Эдуардович если захотите ко мне обратиться. И сегодняшний урок я начну с вопроса. С какими видами искусства мы с вами связываем музыку?

-Верно. Внимание на экран. С каким видом искусства предстоит у нас сейчас встреча?

-Отлично. Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор“... должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ  С МУЗЫКОЙ...”

-То есть, ребята, какой у нас вопрос возникает? Как связаны между собой эти два вида искусства, что между ними общего?

- Кроме этого знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал интересную фразу “Архитектура – это застывшая музыка”. Как вы понимаете эту мысль? Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

-Хорошо, молодцы.

-Здравствуйте.

-изобразительное искусство, архитектура.

-с архитектурой.

-Ответы детей.

-Ответы детей.

3

2.

Организация слушательской деятельности.

Р(принимать учебную задачу

и следовать инструкции учителя)

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);
Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

-Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий. И сейчас мы с вами послушаем его произведение и вы мне скажите, что за инструмент играет и о чем, как вы думаете, эта музыка.

слушание - И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор

-Какой музыкальный инструмент играл? Отлично, мы с вами послушали “Органную прелюдию соль-минор”

-О чём эта музыка? (беседа о многоголосии, звуковедении, регистрах.)

-Помните ли вы, что такое мелодия?

-Так, а где, в каком регистре возникла эта музыкальная мысль? А что было дальше?

-А предыдущие голоса в этот момент замолкали?

- А как менялась динамика?

-Давайте соберем всё воедино: одноголосный высокий “шпиль” темы, затем более плотное звучание двух голосов, трёх, затем басы, как основание, как фундамент. Что нам это может напомнить?

-Да, словно собор готический со шпилем.

-Ребята, если бы Витрувий Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви.

-До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие. Как вы думаете, если “архитектура – это застывшая музыка”, то кто бы мог быть исполнителем этой музыки?

-Верно, давайте сейчас послушаем произведение нашего отечественного композитора С. Рахманинова

слушание - С.Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”

-Хочется немного помолчать, да? А как вы думаете, почему?

-Похожа ли музыка С. Рахманинова на музыку И. Баха?

-Какая особенность исполнения музыки в православных храмах? В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a’capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями.

-Уже в наши дни этому сложному сплетению нескольких видов искусств в единое целое дадут название – “синтез искусств”. Союз каких видов искусств мы можем здесь видеть? (музыка, архитектура, изобразительное). Храмовое искусство - одна из вершин такого союза.

-Ответы детей.

-Музыкальная мысль.

-В высоком.

-Мелодия спускалась вниз.

-Продолжали звучать.

-Чем больше голосов, тем громче, напряжённее.

-Хор.

-Да.

-Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная.

- Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная, она русская; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”

12

3.

Организация исполнительской деятельности.

П(расширять свои представления о музыке)
П (развитие слуха, интонации в голосе, внимания). Л (эмоционально воспринимать песню).

-И так, все помнят какой самый главный знаменательный день у нас в мае?

-Верно, День Победы. И к этому празднику вы и остальные классы готовят две знаменитых на всю Россию, да и мир тоже, песни. Все помнят как называются песни?

-Тогда продолжаем учить эти две песни!

Исполнение “День Победы”, “Катюша”

-Молодцы, отлично поработали.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные: - Повтор одного звука; - Нисходящее движение мелодии.

Собственный показ; Слуховая наглядность;
Показ звуковысотности;

-День Победы.

-”День Победы” и “Катюша”

10

4.

Организация слушательской деятельности

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);
Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

-Ребята, мы с вами знакомы уже с композитором И.С. Бахом и послушали его произведение. Я вам говорил, что это произведение имеет много голосов. Когда в произведение несколько голосов, где каждый голос имеет самостоятельное обозначение, называется - полифония.

-Полифония - это вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов, в которой каждый голос имеет самостоятельное значение.

-По словам самого Баха, каждое полифоническое произведение – это беседа разных голосов. Если одному из голосов сказать нечего, он некоторое время помолчит, пока не придёт время вновь вступить в беседу. Самое главное в полифонии, никто не должен вмешиваться в разговор голосов в середине разговора или говорить без надобности. Это высказывание, ребята, относится к такой музыкальной форме, как фуга. Фуга – является вершиной полифонической музыки.  В фуге главная мысль или тема повторяется в разных голосах, по очереди,  или переплетается – сначала в голосах сходится, а затем расходится.

Слушание “Прелюдия и фуга до-мажор”

-Заметили, ребята, повторение главной мысли в разных голосах?

-Отлично, молодцы.

-Да

11

5.

Итог.

Л (способность усвоения теоретических знаний)

-И так, с какими мы с вами музыкальными картинами познакомились?

-А кто написал эти произведения?

-С каким новым понятием мы с вами познакомились?

-А вершиной полифонической музыки является что?

-Ответы детей.

4

6.

Рефлексия.

Р (формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность)

- Оцените у себя в тетрадях свою работу на уроке по критериям, которые вы видите на экране. 1. Внимательно слушал музыку 2. Отвечал на вопросы 3. Старательно исполнял песню 4. Делал записи в тетрадь 5. Выполнил домашнее задание



Предварительный просмотр:

Дата 15.10.2020

Учитель музыки Желтикова Л.В.

Школа № 137

Руководитель практики  Шелепова Д.А.

Класс 7

Преподаватель вокала Кислова О.Н.

Студент ЧПК№1 Опишнян Всеволод Эдуардович

Преподаватель ф-но Фоменко И.В.

 40 группы  

Тема урока музыки: “В музыкальном театре”

Цель: Познакомить учащихся с композитором Джорджем Гершвином и его музыкальными достижениями.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Понимание основных закономерностей музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне.

Предметные: Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Личностные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки.

Тип занятия: урок “открытия” новых знаний

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наблюдения за музыкой, метод музыкального собеседования, наглядный метод практический метод, собственный показ.

Материалы и оборудование:  ноутбук, флешка, музыкальный центр, экран, проектор, фортепиано, учебник.

Музыкальный репертуар: фрагменты произведений Дж. Гершвина: «Рапсодия в стиле блюз», «Американец в Париже», «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс».

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Организация слушательской деятельности.
  3. Организация исполнительской деятельности.
  4. Организация слушательской деятельности
  5. Итог урока.
  6. Рефлексия.

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин.)

1

Организационный момент

Личностные УУД- проявление эмоциональной отзывчивости.

-Здравствуйте. На сегодняшнем занятии мы поговорим о великом человеке, который по словам американского критика Арнольда Шёнберга «… живет музыкой и выражает все чувства - серьезные и несерьезные - музыкой, потому что это его естественный язык…» 

-Джордж Гершвин - создатель американской национальной классики ХХ века. Он сделал для американской музыки то же, что в XIX веке осуществили М. Глинка в России, Э. Григ в Норвегии и Ф. Шопен в Польше.

-Этот композитор подарил слушателям красоту новой, неизвестной широкой публике музыки афроамериканского населения Америки. Мировую известность получили сочинения Гершвина - “Рапсодия в стиле блюз”, симфоническая поэма “Американец в Париже”, Концерт для фортепиано с оркестром, в которых он соединил классические традиции этих жанров с новым звучанием симфонического оркестра (в него были введены саксофон и банджо), и характерные приемы джазовой музыки. Этот стиль назвали симфоджаз.

2

Организация слушательской деятельности

Личностные УУД

- проявлять эмоциональную отзывчивость, личное отношение при восприятии муз.произведений.

Регулятивная УУД – адекватно воспринимать предложения учителя.

Коммуникативные  УУД – рассуждать о музыке, её характере, средствах выразительности, контрастах.

-Кто-нибудь из вас знает такой жанр как Рапсодия?

-Рапсодия в музыке обозначает произведение в свободной форме на основе народных мелодий. Жанр рапсодии близок жанру фантазии, поэмы. В начале занятия я говорил о произведениях Дж. Гершвина, среди них было произведение в котором употребляется понятие “рапсодия”, кто-нибудь помнит как называлось это произведение?

-Именно “Рапсодия в стиле блюз”. В оригинале это название звучит как «Rhapsody in Blue». Иногда его называют “Рапсодия в блюзовых тонах”, а иногда “Голубой Рапсодией”, так как blue в англ. языке имеет несколько значений - лирическая песня (блюз) и голубой цвет. И сейчас мы послушаем жемчужину творчества Дж. Гершвина “Рапсодия в стиле блюз”.

Слушание “Рапсодии в стиле блюз”

-Отлично, как вам это произведение?

- Как вы думаете, к какому направлению музыки (серьёзному или лёгкому) можно отнести «Рапсодию в стиле блюз»?

-Хорошо, давайте с вами отвлечемся и запишем несколько определений.

-Рапсодия - это крупное одночастное произведение в свободной форме на основе народных мелодий.

Джаз - это форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур.

Симфоджаз - стиль музыки, сочетающий в себе элементы коммерческого джаза и лёгкой симфонической музыки.

3

Организация исполнительской деятельности

 Личностные УУД – интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров, стилей, в ансамбле.

Регулятивная УУД – умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

-Какую песню с интонациями блюза, который подходит под сегодняшнее время года вы знаете?

-Верно, это “Осенний блюз”. Он как раз подходит к тому, что сейчас происходит за окном и поднимет нам наше осеннее настроение. Перейдем к разучиванию и пению этого красивого осеннего блюза.

Разучивание “Осеннего блюза”

4

Организация слушательской деятельности

Личностные УУД

- проявлять эмоциональную отзывчивость, личное отношение при восприятии муз.произведений

-Отлично, мы с вами познакомились с “Осенним блюзом” и вернемся обратно к Дж. Гершвину. И познакомимся с “Колыбельной Клары” из оперы “Порги и Бесс”.

Слушание “Колыбельной Клары”

-Это произведение призвано золотым хитом ХХ века. Как вы думаете, какие черты простого народа раскрывает в этой колыбельной композитор?

-Отлично, раз мы говорим об опере “Порги и Бесс”, то прослушаем дуэт, который так и называется - “Дуэт Порги и Бесс” и после слушания вы мне ответите на вопрос - какими чувствами наполнена музыка этого дуэта?

Слушание “Дуэта Порги и Бесс”

5

Итог урока

Регулятивная УУД – адекватно воспринимать предложения учителя.

-Отлично, занятие подходит к концу и чтобы закрепить наши знания мы ответим на несколько вопросов.

- Какими музыкальными достижениями запомнился вам Дж. Гершвин?

- Назовите музыкальный жанр, первооткрывателем которого по праву считается Дж. Гершвин? (симфоджаз)

- Вспомните понятие симфоджаз? (симфоджаз - стиль музыки, сочетающий в себе элементы джаза и лёгкой симфонической музыки)

6

Рефлексия

Регулятивная УУД – умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

-Я попрошу вас продолжить эти фразы

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

Класс: 7

Предмет: Музыка

Образовательная программа: Музыка 5-7 класс Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Учебно-методические средства: (учебники, тетради, методические пособия)

Всего часов по программе: 35ч.

Всего часов в четверти: 12ч.

Срок: 4 четверть 2020 - 2021 уч. г.

№ урока п/п

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучаемый научится

Обучаемый получит возможность научиться

1

Соната. Соната №8 «Патетическая» Л. Бетховена. Соната №2 С.  Прокофьева. Соната №11 В. А. Моцарта - 2 урок.

Выявлять идею содержания и произведения, выраженных в сонатной форме,

Познакомиться с музыкальным жанром камерной музыки – соната.

Понимать особенности развития музыки в сонатной форме, как отражение жизненных противоречий.

Способность критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.

Пишут эссе на тему – «Контрасты, противоречия жизни и специфика их отражения в музыке».

2

Симфоническая музыка. Симфония №103 «С тремоло литавр» Й. Гайдна.

Осмысливать принцип симфонизма, как категории   музыкального мышления. Четыре части симфонии -  воплощающие стороны жизни человека.

Более глубоко познакомиться  с музыкальным жанром - симфонией.

Расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Разделившись на группы создают п мини-проекты о симфонии в целом, симфонии Гайдна

3

Симфоническая Симфония №40 В. А. Моцарта. Симфония №1 «Классическая»

Раскрывать образный и содержательный смысл творчества В. Моцарта и влияние его музыки на людей, обогащение представления учащихся о творчестве В. А. Моцарта.

Углублённо познакомиться о с музыкальным жанром – симфонией.

Понимать и различать  понятия: тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии.

Расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с литературой, изобразительным искусством.

Формировать культуру слушания музыкального произведения;

привитие интереса к музыкальному наследию В. А. Моцарта.

Работа в группах над планом анализа музыкального произведения

4

С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта2

Закрепить понимание сонатного аллегро в симфонии на основе драматургического развития музыкальных образов.

Знакомство с симфоническим творчеством     Ф. Шуберта.

Осознавать Особенности развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках в музыке композиторов-романтиков.

Иметь целостный, взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и народа.

Понимать чувства других людей и сопереживание им. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Пишут эссе «Судьба властвует над человеком или человек над судьбой?»

5

Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси.

Знакомятся с музыкой К. Дебюсси.

Закрепление представления об импрессионизме на основе сравнения музыкального языка «Празднеств» с другими знакомыми произведениями русских и зарубежных композиторов на тему праздника.

Имеют представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Ноктюрн. Инструментальный концерт - трехчастная форма, характерная для жанра.

Расширяют представления об ассоциативно-образных связях музыки с изобразительным искусством.

Выполняют задания по учебнику

6

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Знакомятся с музыкой А. Хачатуряна.  

Продолжают знакомиться с жанром инструментального концерта

Развивать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Иметь осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

Создают музыкально-литературную композицию о музыке своего края.

7

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина - 2 урок.

Закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж. Гершвина.

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз».

Развивать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формировать толерантность к музыкальной культуре разных народов.

Просмотр видео:

"Rhapsody in blue" (Летний гала-концерт в Графенеге)

Мультфильм "Фантазии Диснея"

8

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит! - 1 урок.

Воспринимают и исполняют обработки мелодий разных народов.

Знакомятся с известными исполнителями музыки народной традиции, а также с народными инструментами.

Обобщают представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре.

Формировать толерантность к музыкальной культуре разных народов.

Эссе моя любимая народная песня (танец, музыка).

Презентация: «Музыка народов мира»

9

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит! - 2 урок

Воспринимают и исполняют обработки мелодий разных народов

Знакомятся с известными исполнителями музыки народной традиции, а также с народными инструментами.

Развивать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формировать толерантность к музыкальной культуре разных народов.

Презентация: «Музыка народов мира»

10

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Познакомятся с

сонатно-симфоническим творчеством армянского

композитора А.Хачатуряна.

особенности развития образов.

Определяют  содержание, эмоциональный строй и

национальный колорит «Концерта для скрипки и

фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра.

Развивать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Развивать музыкальные способности, исполнительские

умения и навыки;

продолжить воспитание культуры восприятия музыки

Знакомятся через обращение к презентации к жизни А.Хачатуряна

Записывают в тетрадь конспект, выполняют задания в тетради

11

"Рапсодия в стиле блюз" Дж. Гершвина.

 Познакомить обучающихся с жанром инструментальной музыки «Рапсодия»

Продолжить знакомить с лучшими образцами музыки жанра инструментального концерта;

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать; умение устанавливать причинно-следовательные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприятие лучших образцов классической музыки

Слушают "Рапсодию в стиле блюз" Дж. Гершвина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Здесь вы можете видеть конспекты уроков в среднем звене...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты составлены в соответствии с программой и КТП...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене:...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в среднем звене, разработанные мною на практике....

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене...