Конспекты уроков музыки в среднем звене
план-конспект урока по музыке

Воробьева Александра Сергеевна

Конспекты составлены в соответствии с программой и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23_24_6k_6a.docx31.85 КБ
Файл 25_26_5klassy.docx26.6 КБ
Файл 8_klass_17_10_ispravlennyy.docx33.4 КБ
Файл 6_klass_13.10_ispravlennyy.docx27.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата:        21.04.2021                                                                                  Учитель музыки Варламова С.В.

Школа №137                                        

Класс: 6        

Студентка ЧПК№1

40 группа

Воробьева Александра                                                

Тема урока музыки: Могучее царство Шопена.

Цель: углубить и расширить знания учащихся о камерной музыке через знакомство с музыкальными произведениями Фридерика Шопена.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание исполнительской деятельности как средства коммуникации во времени и пространстве; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; воспитание уважение к шедеврам мировой классики; воспитание слушательской, исполнительской культуры.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Предметные: Обращение к известным произведениям камерных жанров Ф.Шопена с целью повторения; продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена; формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности, расширять кругозор детей.

Методы и приемы: метод перспективы и ретроспективы, метод размышления о музыке, наглядный метод, беседа.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, флешка, презентация с материалом урока, аудиозаписи.

Муз.материал: Ф. Шопен «Революционный этюд», «Баллада№1», попурри мазурка, вальс, полонез, прелюдия.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Освоение нового знания
  4. Организация слушательской деятельности
  5. Организация исполнительской деятельности
  6. Итог
  7. Рефлексия

Этап урока.

Хроно-метраж

Содержание урока

 УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный момент

1 мин.

Здравствуйте! Меня зовут Александра Сергеевна, сегодня я проведу ваш урок. Мы с вами продолжим погружение в удивительный мир музыки.

Приветствуют

Актуализация знаний.

5 мин.

Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?

А может быть, кто-нибудь из Вас назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке?

Послушайте попурри, скажите, произведения каких жанров вы услышали?

Полонез ля-мажор, Вальс 2 си-минор, Прелюдия 7 ля-мажор, Мазурка 1 си-бемоль мажор.

Слайд с определением камерная музыка.

Прочитаете, пожалуйста, определение.

Отлично. Скажите, каких композитором и их произведение, которые относятся к жанрам камерной музыки вы можете вспомнить?

Отлично. Сегодня мы с вами поговорим о творчестве одного польского композитора XIX века. Он пианист-виртуоз, педагог, ярчайший представитель романтизма в музыке, основатель польской национальной композиторской школы. Его основное музыкальное наследие — произведения для фортепиано. Вы узнали о ком идет речь?

Верно. Тема нашего урока – «Могучее царство Шопена»

Слайд с темой урока

Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…

Вальс, мазурка, полонез, прелюдия.

Читает определение со слайда

Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Детский альбом»; Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Времена года»; Людвиг Ван Бетховен «Сурок»; Николо Паганини «Каприс 24»; Франц Шуберт «Баркарола», Бетховен «Лунная соната» и тд.

О Фредерике Шопене

Р (целеполагание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. П.(усвоение знаний прошлого урока) К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Освоение нового знания

6 мин.

Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова-Воля недалеко от Варшавы (Польша). Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела. Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное – любовь к игре на фортепиано, проявились у Фредерика еще в раннем детстве.

С семи лет с мальчиком начал заниматься известный пианист Войцех Живный. К двенадцати годам Фредерик достиг уровня лучших пианистов Польши. С 1823 года Шопен учился в Варшавском лицее.

После окончания училища, Шопен начал изучать теорию музыки и ему удалось попасть в высшее общество.

В 1830 году композитор навсегда покидает Варшаву. В 1831 году поселяется в Париже, где моментально становится известным, обретает множество поклонников. Через какое-то время музыкант сам начинает преподавать.

В круг общения Шопена входили многие молодые музыканты и крупнейшие европейские композиторы и писатели.

С 1837г композитор начал страдать астматическими приступами.

В 1848 году Шопен поселился в Лондоне, где продолжал давать концерты и вести преподавательскую деятельность. 16 ноября 1848 года в Лондоне состоялся последний концерт великого композитора. С каждым днем он чувствовал себя все хуже и вскоре вернулся в Париж.

Великий композитор умер 5 (17) октября 1849 года и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Не смотря на то, что композитор уехал со своей Родины  - Польши, он горячо любил её и согласно последней воле Шопена, его сердце было перевезено в Варшаву и замуровано в одну из колонн в Костёле Святого креста.

Сейчас я покажу вам видеоролик. В нем будут даны определения. Запомните их или запишите в тетрадь.

Просмотр видеоролика до 0:22 -  1:20.

Итак, что вы узнали из этого фрагмента?

Кто такой виртуоз?

Что такое прелюдия?

Хорошо. Молодцы.

Стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем начал собираться в поездку по Западной Европе.

Казалось бы, что всё в творческой карьере молодого композитора и пианиста складывается как нельзя лучше, но, что мы читаем в его так называемом «Штутгартском дневнике»?

Слайд

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли?

Верно. Не смотря на мрачные мысли, композитор все же принимает решение уехать.  Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей. Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши (перевод с армянского В. Звягинцевой).

Прочитайте пожалуйста (выбирает одного ученика).

Горсть земли
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.

Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении русским царским правительством польского восстания и взятии Варшавы. Тогда в Штутгарте, Шопен ничего не знал о судьбе своих родных.

Только в Париже Шопену стало известно, что его семья и друзья не пострадали при взятии Варшавы. Но Польша… Фридерик решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял на том, чтобы сын оставался за границей и не возвращался в Варшаву. Патриотическому делу он будет служить своим искусством. Шопен в отчаянии. И вновь обратимся к записям в его дневнике.

Слайд

«Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».

 

Смотрят видеоролик

Дети отвечают на вопросы.

Может быть, он не хочет расставаться со своими родными А, возможно, его интуиция подсказывала ему, что в этом путешествии его ожидает что-то трагическое.

П: усвоение нового материала

Организация слушательской деятельности

18 мин.

Сейчас прозвучит произведение, подумайте, как бы вы могли его назвать, какие чувства возникли у вас при прослушивании? Запишите

Звучит Ф. Шопен Революционный этюд

В основе творчества художника — эстетическое отношение к миру, чувство любви к своей Родине. Воздействие музыки велико именно в силу искренности, непосредственности переживания своего, родного.

Величие Шопена в том, что он преломил музыкальную интонацию как мысль-думу и душу народа, в его музыке всегда слышится то, что поёт и о чём поёт Родина. Произведения Шопена отличает широта национально-фольклорных и жанровых связей.

Вы прослушали этюд №12, который называется Революционный. Что такое этюд?

Видеоролик 1:30-3:28

Что вы можете рассказать о Балладе?

-Существует 2 вида баллады: вокальная и инструментальная.

Сейчас я включу фрагмент из произведения. А вы мне скажите, это баллада вокальная или инструментальная?

Звучит Баллада №1

Шопен создал жанр ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛАДА.

- Мы с вами выяснили, что такое баллада, а что значит инструментальная баллада?

- Инструментальная баллада – сюжетное произведение, характерное для романтической музыки.

Верно. Для вас сейчас звучала Баллада №1 Ф. Шопена. Послушаем еще раз. Скажите, какой характер произведения? Какие  музыкальные  образы  вам были слышны?

Баллада №1

Хорошо. Давайте проверим ваши суждения. Обратите внимание на экран. Прочитайте.

Хорошо. Вы оказались правы.

Сейчас  мы  с  вами  перейдем  к творческой  работе,  я  вам  включу «Балладу  №1»  Ф.  Шопена,   а  вас порошу  передать  все  ваши чувства, слушая это произведение, в виде рисунка.

Баллада №1

Объясните, какие чувства вы старались передать своим рисунком? (спрашивает несколько учеников)

Хорошо. Молодцы.

Слушают, отвечают на вопросы.

«Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина»…

Дети смотрят ролик и записывают определения

В эпоху романтизма, народная танцевальная песня называлась балладой (от латинского «балло» — «танцую»). Баллада обычно с драматическим и лирическим характером.

Инструментальная

Слушают произведение.

 Переплетены лирические, драматические образы. Характер  повествовательный,

изысканный, сдержанный

 Читают фрагмент учебника.

 

 

Рисуют под музыку.

 

 

 

 

 

 Обсуждение рисунков.

Р.(проявление эмоциональной отзывчивости) Р.Принимают и решают поставленную задачу. К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем) Учувствуют в диалоге с учителем К(умение выражать свои мысли)

Организация исполнительской деятельности

6 мин.

Слушая какое произведение Шопена мы обсуждали тему Родины?

Верно. Скажите, что ассоциируется с нашей Родиной, Россией?

Верно, а так же березы. Береза – символ России, стройное, белое дерево, с раскидистыми ветвями и шелестящими на лёгком ветру листьями.

Я предлагаю вам разучить песню группы Любэ – «Березы»

Показ песни

Разучивание припева с детьми.

Революционный этюд.

Бескрайние поля, леса, горы, природа…

Разучивание песни под руководством учителя.

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Итог

2 мин.

Подведем итоги нашего урока . На слайде вы видите музыкальные жанры. Нужно выбрать только те, которые относятся к жанрам камерной музыки.

Хорошо.

Дети выполняют задание

Л (способность усвоения теоретических знаний)

Рефлексия

2 мин.

Наконец, мне бы хотелось услышать ваше мнение об информации, прозвучавшей на уроке.

Примеры начала ответов детей:

  • Я узнал....
  • Мне понравилось...
  • Я бы ещё раз хотел послушать...
  • Я бы добавил в свою музыкальную копилку классической музыки...

Спасибо за урок. До свидания

Дети пишут на листочках, сдают преподавателю.

Прощаются.

Р (оценка собственной работы)



Предварительный просмотр:

Дата:        22.04.2021                                                                                  Учитель музыки Варламова С.В.

Школа №137                                        

Класс: 5        

Студентка ЧПК№1

40 группа

Воробьева Александра

Тема урока музыки: Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Цель: формирование представления о колокольном звоне, как о явлении музыкального искусства, через прослушивания Сюиты №1 С. Рахманинова.

Планируемые результаты:

Личностные: Воспитывать патриотизм, любовь к Отечеству и уважение к своему народу, чувство гордости за свою Родину; уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Предметные: Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями музыки, отражающих значимость этого явления.

Методы и приемы: метод перспективы и ретроспективы, метод размышления о музыке, наглядный метод, беседа.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, флешка, презентация с материалом урока, аудиозаписи.

Муз.материал: С. Рахманинов Сюита №1 «Светлый праздник» 4 часть, «Слезы» 3 часть, «Мы хотим, что б птицы пели».

Структура урока:

  1. Орг. момент
  2. Орг. слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

хронометраж

1.

Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П.(усвоение знаний прошлого урока)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Р.(проявление эмоциональной отзывчивости).

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Сергеевна, сегодня я проведу ваш урок музыки.

Послушайте стихотворение.

Музыка над городом плывёт.

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон…. Какая сила!

Чистый звук, что за душу берёт.

Звон плывёт, взмывая в облака.

Он, как свет: прозрачный и хрустальный.

И парит над миром чудо, тайна.

Возродившись к жизни на века.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Верно! Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению в русской культуре – колокольному звону.

Скажите, можно ли назвать колокола музыкальным инструментом?

Когда звонят колокола, то в их звоне можно услышать мелодию.

Как вы считаете, колокольный звон появился давно или совсем недавно?

Сегодня на уроке мы выясним, когда появился колокольный звон, где он звучал и какое место он занимал и занимает в жизни русского человека.

На слайде: Тема нашего урока – «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

Здравствуйте

 

- О колоколах

Да

Давно

4 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р.Принимают и решают поставленную задачу.

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

Учувствуют в диалоге с учителем

К(умение выражать свои мысли)

По преданию, в IV веке один монах, живший в Италии, заболел и пошёл в лес за лечебными травами. Устав он прилёг на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать.

Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив её из металла.

Текст на экране: По-итальянски цветок - «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик.

На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце XV века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро продвинулись в своём мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов.

Как вы думаете, для чего первоначально служили колокола?

В связи с чем люди Древней Руси звонили в колокол?

Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.

Попробуйте, с помощью ребуса отгадать названия колокольных звонов.

Слайд с ребусами по рядам.

Благовест(2, 13, 1, 4, 16, 3, 6, 19, 20) - особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол.

Трезвон(20, 18, 6, 9, 3, 16, 15) - один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами.

Набат(15, 1, 2, 1, 20) - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон: начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми - соседние к ним.  

Погребальный звон - скорбный звон от малых колоколов к большим в память об умершем человеке. Как вы думаете, что символизировал этот звон? (жизнь человека от детства до взросления). В самом конце ударяли сразу во все колокола. Это момент прощения и прощания

Колокольный звон имел очень большое значение для русской музыки. Звоны можно услышать в операх М. П. Мусоргского «Борис Годунов», А. П. Бородина «Князь Игорь», в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский», в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Сегодня мы познакомимся с сюитой №1 Рахманинова. 4часть – «Светлый праздник». Постарайтесь услышать какие инструменты играли, и что хотел изобразить этим произведением Рахманинов.

Слушание 4 части сюиты – фантазии «Светлый праздник».

Какие инструменты играли?

Что хотел передать этим звучанием композитор?

В данном произведении посредством фортепиано было передано звучание колоколов. Это явление в музыке называется имитация.

А как вы думаете, чему была посвящена эта часть «Светлый праздник»?

Верно.

В основе прослушанной музыки лежат 4 ноты колокольного звона. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющею тему… Композитор лишь

изменил чередование 4 знакомых нам нот, и сложилась иная музыка.

Давайте обратимся к воспоминаниям композитора Рахманинова. (На экране учебник)

Послушаем 3 часть сюиты, которая называется «Слёзы». Послушайте и скажите

Что изменилось? Как звучит колокольный напев?

Сюита №1 3 часть «Слезы»

Что изменилось? Как звучит колокольный напев?

Вот так с помощью имитации всего 4 звуков колокола Рахманинов сумел создать 2 абсолютно разных по посылу и настроению музыкальных образа.

Звучание колокольных звонов оставили глубокий след в душе композитора, что нашло отражение в его творчестве. 

Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещали о какой–либо опасности: приближении неприятеля, пожаре (набатный колокол). Звоном собирали народ на народное собрание-вече. В трагические для Родины дни звоном созывали народ на защиту Отечества.

-Фортепиано

-Похоже было на раскаты колоколов

-Пасхе

Дети читают воспоминания композитора.

Музыка стала грустной, печальной).

24 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Сейчас мы с вами споем песню. Но для начала послушаем.

Прослушивание песни

Теперь подготовимся к пению. Сели ровно, руки на парту, спины прямые. Поем дружно, вместе, хором.

Дети исполняют песню «Мы хотим что б птицы пели»

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

-Сложные интервалы.

Ритмические;

- быстрый темп

Дикционные:

-Окончание фраз согласной в конце.

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Использование минусовок.

7 мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний)

М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

-Наш урок скоро подойдет к концу, подведем итог и вспомним, о чем, о ком мы с вами сегодня разговаривали и чем занимались?  

Повторяем пройденный материал

-Узнали про колокола, когда появились, почему люди звонили в колокол, слушали тему Рахманинова «Слезы», «Светлый праздник»

3 мин.

5.

Рефлексия

Р (оценка собственной работы)

На экране вы видите три смайлика, грустный, веселый, и спокойный, оцените свое работу на уроке. 

Происходит оценка, выставление оценок. Дети поднимают руку, в зависимости от того какому смайлику они отдают предпочтение.

- Глядя на смайлики я вижу, что урок удался и я с радостью прощаюсь с вами до следующего урока. До свидания!

Оценивают себя с помощью изображения смайликов

2 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 17.10.2020

Учитель музыки Новикова А. С.

Школа: 93

Руководитель практики Шелепова Д.А

Класс: 8

Преподаватель ф-но Мизина Л.В.

Студентка ЧПК№1 Воробьева Александра

Преподаватель вокала Кислова О. Н.

40 группа

Тема урока музыки: Знания научные – знания художественные.

Цель: формирование у школьников представлений о глубоких взаимосвязях науки и искусства; углубление первоначальных понятий о различии научных и художественных знаний, способов научной и художественной деятельности, на примере творчества Леонардо да Винчи и В. А. Моцарта.

Планируемы результаты:

Личностные: Становление целостного мировоззрения, охватывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Предметные: актуализация знаний из области точных (математики, физики) и естественных (биологии, географии) наук, их применение в художественном творчестве, осознание деятельности человека при создании произведений искусства;

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод побуждения к сопереживанию; метод размышления о музыке; наглядный метод; беседа.

Материалы и оборудование: флешка, компьютер, колонки, проектор, презентация с материалом урока, аудиозапись с видеорядом.

Музыкальный материал: Симфония №40 В. А. Моцарт, «Этот мир придуман не нами» м. Зацепин, сл. Дербенев

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Освоение новых знаний
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог
  6. Рефлексия

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометр.

1

Орг. момент

Л - планировать

учебное

сотрудничество

с учителем и

сверстниками.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Сергеевна, сегодня я проведу ваш урок.

1 мин.

2

Этап освоения новых знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Л: формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру.

«Наука - это не более чем исследование чуда, которое мы никогда не сможем объяснить, а искусство - это интерпретация этого чуда.“ Р. Брэдбери

Сегодня мы с вами познакомимся с великим человеком, ярким примером «Универсального человека». За свою жизнь он познал множество деятельностей, он был художником и учёным, изобретателем, писателем, музыкантом, а также является одним из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения. Догадались ли вы, о ком идет речь?

Скажите, что вы знаете об этом человеке? Чем он известен всему миру?
Действительно. Посмотрите на экран, прочитайте этот текст и скажите, какая главная мысль этого текста?
Предлагает одному ученику прочитать вслух.

Верно. Исходя из главной мысли, как будет звучать тема нашего урока?

Верно, но точнее она будет звучать так, запишите тему со слайда в тетрадь.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет(6 мин.)  и ответить в тетради на вопросы:

  1. Что увлекало Леонардо да Винчи с детства и на протяжении всей жизни?

  1. Назовите живописные работы и его самую знаменитую картину?

  1. Кто его современники?

  1. Что вас поразило в рассказе о Леонардо?

За свою жизнь Он совершил много значительных открытий в сферах физики, математики, ботаники и тд. Вот некоторые из них. (на слайде) 

Витрувианский человек - на этом рисунке изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями. Этот рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства

Рассмотрим его истинное произведение искусства.

Как называется его самая известная картина?(на слайде)

Что вы знаете об этой картине?

Действительно, этот портрет полон загадочности.

В портрете художник воплотил

возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния.

Важным элементом композиции стал

пейзаж космического масштаба, тающий в холодной дымке.

Обратите внимание на взгляд девушки. Что вы чувствуете глядя на нее?

Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все красоты мира, которые заставляют ее смириться с заточением в телесной оболочке.

Скажите, если бы вы могли написать музыку на эту картину, какой бы она была?

Картина Леонардо да Винчи

— загадка мира и внутренней жизни человека, неизмеримое богатство его души. Такую же характеристику можно применить к творчеству В. А. Моцарта.

- о Леонардо да Винчи

Своими научными открытиями/ картиной Мона Лизы.

Дети читают текст на экране.

- главная мысль текста в том, что наука и искусство неразрывно связаны и дополняют друг  друга.

- Связь науки и искусства.

Дети записывают в тетрадь.

Дети смотрят видео сюжет, отвечают на вопросы в тетради.

- Найти истину, познать и описать гармонию. Его увлекали науки: математика, биология, изобретения  (военные машины, вертолет, подводная лодка) и искусство (живопись, архитектура, поэзия)

- «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря (это фреска)», «Святое семейство», «Мона Лиза»

- Микеланджело, Рафаэль.

 - удивляет его талантливость, разносторонность его интересов, то, что ему удалось предвосхитить многие технические открытия, как бы опередить свое время.

 

-Мона Лиза, Джоконда.

Является самой известной картиной в мире, Натурщина – жена торговца(по одной из версий) \ загадочная история губ и лица

Взгляд Моны Лизы исполнен мудрости и спокойствия

Дети отвечают.

Наверное, музыка тоже будет не простой, сложной, эмоциональной, загадочной, возвышенной

11 мин.

3

Организация слушательской деятельности

Л - Развивать

художественный

вкус как

способность

чувствовать и

воспринимать

музыкальное

искусство.

П: проводить аналогии музыки с другими видами искусств.

Сейчас вы услышите небольшой музыкальный фрагмент. Узнаете вы эту музыку, можете ли назвать автора?

Если вы не можете точно назвать произведение, то возможно вы скажете, слышали ли вы раньше эту музыку. При каких обстоятельствах?

Мы услышали начало 1 части Симфонию №40 В.А.Моцарта. Это произведение сравнивают со знаменитой картиной Леонардо да Винчи. Хотя картина написана в 16 веке, а музыка Моцарта в конце века 18-го.

Возникает вопрос: чем они родственны?

Сейчас прослушаем произведение полностью

 Во время прослушивания обратите внимание на характер музыки.

Какие эмоции она у вас вызывает?

Какие музыкальные образы возникают?  Какие инструменты озвучивают две основные темы 1 части ?

Что объединяет произведения Моцарта и да Винчи?  

Звучит начало симфонии №40 Моцарта.

Слушают, отвечают на вопросы

Отвечают

Предполагаемые ответы:

1-я часть начинается с, трепетной, нежной, беспокойной ТЕМЫ. Контрастом звучат акцентированные аккорды. Порывистая, сильная мелодия словно предвещает борьбу... Вторая мелодия  похожа на танец. Это образ красоты, гармонии. Но мир этот слишком хрупкий, непостоянный. И вновь звучит первая мятущаяся тема.

В оркестре ведущую роль играют струнные(это 1 тема и деревянные духовые), а в драматические моменты – это медные духовые и литавры.

В музыке Моцарта, как и в «Джоконде» Леонардо да Винчи, — загадка мира и внутренней жизни, неизмеримое богатство человеческой души... Глубина и непостижимость образа возникает от слияния контрастов в едином, внутренне противоречивом целом...

Это два гения, создающие сложные художественные образы.

18 мин.

4

Организация исполнительской деятельности.

Р: певческая установка

К: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других

Тема нашего урока глубока, в ней есть над чем подумать. Сейчас я исполню вам песню, она наверняка вам знакома, если это так, подпевайте.

Исполняет песню

Знакома вам эта песня? Какую мысль она несет?

Отлично. Разучим первый куплет и припев.

Дети слушают песню

- Этот мир придуман не нами и есть законы жизни, на которые мы не можем повлиять, но то что мы может – любить друг друга сильней.

Дети разучивают первый куплет и припев

8 мин.

5

Итог. Рефлексия

Л :проявление эмоциональной отзывчивости.

Мы с вами узнали о достижениях Леонардо да Винчи и какой вывод вы можете сделать, кто он – ученый или художник? Почему?

Как вы считаете, важнее в наука или искусство.

Вашим домашним заданием будет записать в тетрадь свои впечатления о музыке В.-А. Моцарта или одной из картин с разворота учебника.

Дети отвечают

Это два компонента культуры, которые дополняют друг-друга.

2 мин.

6

Р: адекватная оценка своей работы

Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам выполнить задание в тетради. Выберите из списка 2-3 начала предложений и закончите их в соответствии с вашими ощущениями.

Спасибо за урок!

Дети выполняют задание в тетради

2 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 13.10.2020

Учитель музыки

Школа: 93

Руководитель практики

Класс: 6

Преподаватель ф-но

Студентка ЧПК№1 Воробьева Александра

Преподаватель вокала

40 группа

Тема урока музыки: «Уноси мое сердце в звенящую даль…»

Цель: формирование у детей понимания творчества как результата единения человека с природой.

Планируемы результаты:

Метапредметные:  формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Предметные: закрепление знаний и представлений об особенностях жанра романса, о творчестве  С. Рахманинова, развитие вокально-хоровых навыков.

Личностные: : формирование основ российской гражданской идентичности, прошлому и настоящему многонационального народа России через воспитание интереса и любви к жанру русского романса, к образам родной природы в песнях и романсах.

Тип занятия: урок методической направленности

Методы и приемы: метод побуждения к сопереживанию; метод размышления о музыке; наглядный метод; беседа.

Материалы и оборудование: флешка, компьютер, колонки, проектор, презентация с материалом урока, аудиозапись с видеорядом.

Музыкальный материал: С. Рахманинов – «Сирень», Любэ – «Березы».

Структура урока:

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний
  3. Освоение новых знаний
  4. Слушательская деятельность/ решение творческих задач
  5. Исполнительская деятельность
  6. Итог
  7. Рефлексия

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометр.

1

Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Сергеевна, сегодня я буду вести ваш урок. Мы продолжаем знакомство с русским романсом.

1 мин.

2

Актуализация знаний

П: строить сообщения в устной форме;

Л: - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Давайте вспомним, что такое романс?

Какие романсы вы уже знаете?

Правильно! Сегодня мы познакомимся с романсом одного великого русского композитора.  Этот композитор признан лучшим пианистом-виртуозом 20 века. У него были совершенно уникальные руки – с большой и сильной ладонью с длинными пальцами. Большую часть жизни он прожил в Америке, несмотря на то, что горячо любил свою Родину – Россию. Узнали ли  вы, о ком идет речь?

Действительно, Рахманинов  - лучший пианист 20 века. Его руки включены в мировую Книгу рекордов, а когда во время выступления в Америки Рахманинова так атаковали журналисты, что он закрыл своё лицо руками на следующий день все газеты вышли с этой фотографией, под которой была подпись: «Руки, которые стоят миллион долларов». 

Судьба композитора сложилась трудно, он был вынужден уехать из России в Америку и жил там до самой смерти.

-Музыкальное произведение для голоса в сопровождении инструмента

Устные ответы детей

- О Сергее Рахманинове.

3 мин.

3

Освоения новых знаний

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- принимать и сохранять учебную задачу;

Ребята, читая статью из учебника, найдите ответы на вопросы:

 - в какую эпоху жил композитор?

 - каковы были его творческие взгляды?

Как вы понимаете его высказывание?

Это действительно так.

Рахманинов был отличным пианистом и много гастролировал по миру. И где бы он ни выступал, везде ему дарили букет сирени. Как вы думаете, почему?

Правильно.

Музыкальные темы сочинений Рахманинова подсказаны образами горячо любимой Родины, с беспредельностью её широких далей, мощью и буйной удалью её стихийных сил, нежной хрупкостью расцветающей весенней природы. Рахманинов писал:

«Я — русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера и потому это русская музыка».

Исконно русская напевность слышна в вокальных сочинениях Рахманинова –
вокализе, романсе «Сирень», и многих других.

Ученики работают с тексом учебника и дают ответы:

- наступил XX век, время переломное для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Многие композиторы отказались от классических традиций искусства, искали новые выразительные средства, созвучные идеям преобразования общества.

Многие упрекали С.В. Рахманинова в старомодности за то, что он не отказался от традиций классического искусства. А он говорил: “Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий мир”.

 - Он стремился сохранить свой внутренний мир и не подчиняясь коротким веяниям моды творить так, как этого требует его душа.

- Сирень напоминала ему о Родине, о месте где он родился/ его любимые цветы.

4 мин.

4

Слушательская деятельность/  этап решения творческих задач

Л: формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

П: строить сообщения в устной и письменной форме;

Сейчас мы послушаем романс Сергея Рахманинова, который называется «Сирень». Запишите в тетради фамилию композитора и название романса.

Во время прослушивания обратите внимание на характер романса, меняется ли настроение мелодии? Какой образ возникает?

Прослушивание произведения.

Верно. Произведение передает душевное состояние человека. Оно наполнено светлой радостью. Музыка создает образ раннего утра, росы на пышных кустах душистой сирени. Согласны?

Чем наполнена музыка?

Что отличает мелодию?

Что хотел передать композитор в фортепианном сопровождении?

Прослушайте романс еще раз и скажите, какой голос его исполняет? Прочувствуйте произведение и запишите в тетради, какие образы возникают у вас при его прослушивании?

Романс С.В.Рахманинова включил в себя не только выразительность, но и изобразительность. Музыка рисует нам этот цветок. Посмотрите на эти удивительные репродукции.(картины на слайде)

Какие цвета использовали бы вы для того, что бы изобразить этот цветок.

Отлично! Вы молодцы.

Дети работают в тетради

Дети слушают произведение

- характер музыки спокойный, нежный, по светлому печальный. Начало романса спокойное, размеренное, далее становится немного напряженным, более громким.

- Образ ожидания счастья, любви. Утро, как начало жизни.

Да

Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом.

Она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада. Она взволнованна, звучит трепетно.

Лёгкое колыхание: ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени.

Повторное слушание

Сопрано – высокий женский голос.

*некоторые дети зачитывают ответы из тетради*

- Девушка в легком белом платье/ безлюдное утро в усадьбе и тд.

-Пастельные/ нежные цвета: розовый, голубой, бледно желтый и тд.

10 мин.

5

Исполнительская деятельность

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

А сейчас давайте представим, что каждый держит в руках веточку душистой сирени. Что бы насладится ароматом – делаем глубокий вдох носом и выдох ртом. Повторяем несколько раз.

Говоря о Рахманинове, мы затронули тему Родины. Скажите, какое дерево ассоциируется с Россией?

Правильно. Сегодня мы с вами начнем разучивать песню группы Любэ, которая так и называется – «Березы». В этой песне прослеживается связи человека и природы. Человек сравнивает себя с березой по душевному состоянию. Для начала послушайте произведение.

Начнем разучивание мелодии первого куплета. Повторяйте за мной. (Идет работа по разучиванию 1 куплета и припева песни.)

Молодцы!

Дети нюхают цветок. (Дыхательная гимнастика)

- Береза.

Дети слушают произведение.

Дети повторяют за учителем.

12 мин.

6

Итог

Р: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Сегодняшний урок был заключительным по теме Русский романс. Что бы узнать как вы прочувствовали эту тему, я предлагаю составить вам синквейн – пирамиду из слов. Первое слово будет у всех одинаковое – Русский романс. Следующая строчка-два глагола, следующая – три прилагательных, следующая – небольшая фраза/ словосочетание, последняя – ваше отношение к романсу.

Чудесно! Я вижу что большинству из вас жанр романса пришелся по душе и вы прочувствовали все его тонкости.

Вашим домашним заданием будет выучить первый куплет и припев песни. На следующем уроке мы с вами продолжим разучивание мелодии.

Дети выполняют задание.

По завершению учитель зачитывает некоторые ответы детей

7 мин.

7

Рефлексия

Л: способность к оценке своей учебной деятельности;

Наш урок подходит к концу. Я прошу вас оценить свою работу на уроке с помощью эмоджи. (Представлены на сладе)

Поднимите руки, кто относит себя к первому смайлу. Ко второму, к третьему.

Спасибо за урок!

Дети поднимают руки в соответствии с выбранными смайлами.

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Здесь вы можете видеть конспекты уроков в среднем звене...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты составленны в соответствии с программой и КТП...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене:...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в среднем звене, разработанные мною на практике....

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене...