Начальный этап обучения игре на фортепиано
методическая разработка по музыке

Долинина Елена Дмитриевна

Ребенок приходит к преподавателю музыки с сияющими глазами и именно от преподавателя зависит, как он сможет распорядиться этим запасом восторга. Прейдя в школу ребенок впервые испытывает очарование музыкой, закладывается целая обширная область переживаний и именно это может влиться в обучение игре на инструменте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_nachalnyy_etap_obucheniya_na_fortepiano_2017.doc64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное   учреждение

 дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» г. Бакала

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 открытого урока по предмету: Специальность и чтение с листа

Тема: «Начальный этап обучения игре на фортепиано »

Преподаватель специального фортепиано

высшей категории,

зав. фортепианным  отделением

Долинина Елена Дмитриевна

г.Бакал

18.01.2017г.

Учебная дисциплина: специальность и чтение с листа         Специальность: фортепиано

Класс: первый класс-Боркова Арина; фортепианное  отделение

Тема урока: «Начальный этап обучения игре на фортепиано.»

Вид занятия: Урок закрепления знаний, умений, навыков.

Форма проведения занятия:   открытый урок

Продолжительность занятия: 40  минут

Место проведения: фортепианный класс  ДШИ г. Бакала

Цели занятия:

Обучающая – научить свободно владеть пианистическим аппаратом

Развивающая  -     развить воображение, фантазию, детскую инициативу, через интересную игру – играть на фортепиано.

Воспитательная – научить воспринимать и ощущать обязательные домашние задания, как нечто желательное и привлекательное.

Учебное оборудование (оснащение) занятия:

  1. Пианино (фортепиано) – 2 инструмента
  2. Нотная литература:
  • Нотная азбука «Крохе - музыканту»

И. Королькова  I часть.

  • Упражнения Ш.Ганон
  • А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» учебное пособие
  1. Нотная тетрадь, альбом (таблицы гамм, аккордов, арпеджио).

План урока (хронометраж):

1.   Подготовка к уроку. Вступительное слово учителя – 3 минуты

2.   Работа над техникой в гаммах, аккордах, арпеджио – 10 минут

3.         Игра упражнений по Ш. Ганону 1 часть Allegro Т.Смирновой «Бусы» - 10 минут

4.         Исполнение пьесы И.Королькова Белорусская народная песня.  – 5минут

      5.  Работа над пьесой И.Стрибогг Вальс петушков - 10 минут.

6.           Организация домашнего задания. Завершение урока – 2 минуты

Ход урока:

  1. Подготовка к уроку. Вступительное слово учителя.

Дети приходят в школу с намерением сразу начать играть на инструменте.

Занятия с учениками  начального школьного возраста требуют совершенно особой методики проведения урока. Учитель для малыша некий друг, волшебник – это

новый вариант общения, который необходим на уроке для освоения материала. Все необходимые сведения и навыки преподносятся в игровой форме. Смену различных заданий на протяжении занятия необходимо вести опираясь на творческие способности ребёнка, его темперамент и способность к освоению нового. Главное – руки пианиста сделать гибкими, свободными, естественными: «Твои руки – это твой голос, это передаточное звено, что ты замыслил, то они и передают. Руки могут «говорить» громко, нежно, сердито, певуче или резко. Как чувствуешь – так и говоришь…»

  1. Работа над техникой в гаммах, аккордах, арпеджио.

Существенной задачей в развитии техники пианиста является достижение полной свободы, удобства и независимости пальцев. Одна из трудностей, требующая специального внимания педагога и специальной работы – это подкладывание первого пальца при переходе на новую позицию (после третьего или четвёртого пальца). Для выработки этих навыков играем упражнение Змейка Т. Лешетицкого (показ на инструменте ,работа с учащейся). Упражнение помогает достигать полной звуковой ровности. Чтобы подкладывание первого пальца не нарушало плавного движения кисти руки акцентировать внимание надо не на то, что после 3-го или 4-го пальца надо подкладывать первый, а что 1 и 3 или 1 и 4 пальцы надо как бы соединить  «в колечко». После изучения упражнения играем гамму до мажор в две октавы (показ на инструменте,  исполнение учащейся гаммы до мажор в две, четыре октавы).  

  В работе над гаммами есть «закон» - пальцы должны находиться в естественном и экономном, «производственно – полезном» положении. В гаммах должны быть «разумные пальцы».

Аккорды играем основываясь на естественном весе руки. Главное и изначальное в работе – это полнейшая одновременность звучания всех звуков в аккорде. Ученик должен уметь сохранять в воздухе форму аккордов, ощущать «кончики» пальцев (показ на инструменте).

В медленном темпе – аккорд берется.

 Маленькие руки – все зависит от умения «устроиться в трудных условиях». Здесь важно быть предусмотрительным и разделить растяжение мышц (лишение свободы и естественного веса) и заставить предплечье и плечо чувствовать свою непричастность к растяжению.

  Арпеджио прежде всего основывается на пальцевой гибкости. Арпеджио это форма исследования 4-х звучных аккордов. Предплечье, локтевой сустав и плечо должны составлять механизм гибкости: предплечье прибывает в постоянном равномерном движении, кисть вращается  в меру необходимости «вращательная способность кисти».В быстром темпе – «схватывается», «цепляется» (показ на инструменте).

В проучивании арпеджио использовать метод «замедленная киносъемка 1 пальца» (показ на инструменте , работа с учащейся).

Очень важны и способы проучивания:

  1. Многократное повторение
  2. с переносом руки по октавам, увеличивая расстояние между звуками
  3. беспрерывное повторение элемента (вверх, вниз)
  4. секвенциями
  5. проучивание каждого звена  в зеркальном отражении, при этом обязательным является верная аппликатура.

3.  Игра упражнений по Ш. Ганону 1 часть Allegro Т.Смирновой «Бусы».

Упражнения требуют преодоление технических трудностей, неумение переходить с пальца на палец, переносить руку. Они требуют свободного «заброса» кисти (пронация – супинация) для ведения мелодической линии и плавного перемещения позиций, а также координации рук в одновременном непрерывном движении (показ на инструменте упр.№1,2,3,4,5). Детские пальцы нуждаются в тренировке – только тогда они укрепятся, станут «умными», «поймут», что от них нужно.

4.  Исполнение пьесы И.Королькова Белорусская народная песня.

Важно объяснить детям, что легато – это плавный, связный переход от одного звука к другому, «перелив», без задержки на предыдущем звуке (ведь, когда поёшь, нельзя перейти на следующую ноту, продолжая петь предыдущую). На фортепиано непрерывная звуковая линия передается от одного пальца к другому, в отдельных руках по разному, как 2 человека поют.

5.  Работа над пьесой И.Стрибогг Вальс петушков.

Пьеса представляет собой наивный вальс, в характере игравшихся в начале века бродячими шарманщиками. Аккомпанемент вальса состоит из однообразно повторяющихся гармоний 1 и 5 ступеней – это тип гармонического мышления левой руки. Вальс полезен и учит свободно и смело переносить левую руку в басу. Мелодия правой руки 3-х частях, учить желательно со словами А.Данилевской по учебному пособию Первая встреча с музыкой А.Артоболевской. Важен штриховое различие частей (показ на инструменте , работа с учащейся).

6.Организация домашнего задания. Завершение урока:

 «Ребенок приходит к преподавателю музыки с сияющими глазами и именно от преподавателя зависит, как он сможет распорядиться этим запасом восторга. Прейдя в школу ребенок впервые испытывает очарование музыкой, закладывается целая обширная область переживаний и именно это может влиться в обучение игре на инструменте».

Ян Достал

Список  использованной литературы:

1. А. Артоболевская. «Первая встреча с музыкой», Москва, издательство «Советский композитор», 1985 г.

2. . О. Бахмацкая. «Здравствуй, малыш!», Москва, издательство «Советский композитор», 1985 г.

3. Л.Баренбейм, Н. Перунова «Путь к музыке», г. Ленинград, издательство «Советский композитор», 1989 г.

4. Л.Булатова. «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной», издательство «Москва», 1976 г.

5. Т.П. Смирнов учебное пособие «Allegro», Москва, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Проблема развития музыкальных способностей юных пианистов на сегодняшний день актуальна и занимает важное место на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Как правило, занятия начинаются с детьми...

Групповые формы работы на начальном этапе обучения игре на фортепиано (методические рекомендации).

Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования по классу фортепиано. Посвящены вопросам организации групповых занятий на начальном этапе обучения игре на фортепиано....

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ

Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ...