«Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Шемякина София Алишеровна

Конспект урока музыки в 5 классе «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_muz._teatr._balet.docx26.4 КБ
Файл rabochiy_list_uchenika.docx1.15 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Урока музыки в 5 классе

«Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.»

Учитель:

Парпиева София Алишеровна

МБОУ СОШ №38 г.Шахты

Цель урока:

- сформировать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-театрального искусства на примере балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Задачи урока:

Направленные на достижение личностных результатов:

- формирование эстетического вкуса и развитие духовных ценностей учащихся: дружбы, любви, уважения, взаимовыручки;

- формирование способности к художественно – образному познанию мира;

- формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- активизация познавательной деятельности и развитие творческого потенциала обучающихся, а также умения применять полученные знания в своей творческой деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения и обобщения;

- совершенствование умений обучающихся анализировать информацию, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности;

- формирование коммуникативных компетенций;

- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;

- расширение кругозора учащихся через приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знакомство с балетом П.И.Чайковского «Щелкунчик» как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;

- знание истории создания балета, либретто и музыкальных фрагментов из балета «Щелкунчик».

Тип урока:

- урок открытия нового знания.

Вид урока

- урок-путешествие.

Методы:

  • Общенаучные: обобщения, сравнительный.
  • Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия.

Оборудование:

- компьютер;

- проектор;

- интерактивная доска;

- музыкальные колонки.

Музыкальный материал:

- музыка из балета.

Наглядный материал:

- мультимедийная презентация;

- видеофрагменты из балета «Щелкунчик»: «Битва с мышами», «Вальс снежинок», «Вальс цветов»;

- рабочий лист;

- рабочие карточки.


     I. Мотивационный этап

1. Музыкальное приветствие

Вход учащихся под «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, раздача на входе билетов.

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас необычный урок, я приглашаю вас в путешествие. Вы уже совершали путешествие? Куда вы отправлялись на прошлом уроке музыки? Что вы посетили?

Обучающиеся: музыкальный театр.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений

Театр - здесь искусства в едино сплелись.

Театр - здесь мечта и реальность слились.

А в каких театрах вы, ребята, вы бывали?

Ученики: (варианты ответов: Ростовский государственный музыкальный театр, Шахтинский драматический театр, Большой театр и т.д.

Хочу познакомить вас с моими любимыми театрами: Шахтинским драматическим, Донским театром драмы и комедии им.Комиссаржевской в г.Новочеркасске, Ростовским музыкальным, главным театром нашей страны – Большим…

Но сегодня мы отправимся в один их первых музыкальных театров России - Мариинский театр. Он находится в Санкт Петербурге. Возьмите ваши билеты на партах и запишите в них название театра.

Сегодня, мы с вами отправимся во второе путешествие в мир музыкального театра. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства вы уже встречались в музыкальном театре?

Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой.

Учитель: Совершенно верно. Ребята, а для чего нам нужно знакомиться с оперой, другими видами искусства? И зачем нужно ходить в театр?

Ученики:

- Чтобы быть культурными людьми

-Чтобы расширялся наш кругозор

-Чтобы знать произведения великих классиков

-Уметь отличать хорошую музыку от плохой

Вы уже знакомы с жанром оперы. Вспомним, что это? Поможет нам в этом карточка № 2, заполните в ней пробелы, вставив на месте пропусков нужные слова.

(Опера — это жанр музыкально-драматического искусства, представляет собой смесь музыки, вокала, изобразительного искусства и актёрского мастерства.)

Давайте заполним часть таблицы, в которой обозначим основные признаки оперы.

Опера

Роль вокала

главная

Роль танца

второстепенная

Либретто

используется

Музыка

основная

Сегодня мы откроем для себя ещё один жанр музыкального сценического искусства.

Чтобы двери театра для нас открылись и мы увидели, что же за жанр за ними прячется, нам нужно немного потрудиться и найти ответы, которые здесь зашифрованы.

Внимание! Музыкально-театральные загадки.

Учитель:

Раскрыть нам оперы сюжеты

Поможет книжечка

Ученики:(либретто). Цифра 1.

Учитель:

Актеры на сцене вдохновенно играют,

Зрители в зале то смеются, то вздыхают…

Эмоции зрителей не иссякли,

Ведь они в театре на чудесном…

Ученики: (спектакле). Цифра 2.

Учитель:

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные…

Ученики: (декорации) Цифра 3

Учитель:

Бал давно уже в разгаре,

Вальс ведём по залу в паре

На щеках моих румянец,

Закружил нас дивный ….

Ученики:( танец) Цифра 4

Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Загадки решены, и вы без труда можете назвать тему предстоящего разговора. (Открывшаяся картинка-балерина.)

О каком виде искусств мы будем с вами говорить?

Ученики: (речь пойдёт о балете).

Учитель: Впишем название жанра в ваши билеты. Что о балете, как вы думаете, узнаем?

Ученики: что такое балет, какими особенностями он обладает?

Верно… Что такое балет, какими признаками он обладает, как создается.

А чему научимся?

Слушать музыку и анализировать ее, понимать движения танцоров…

Это и станет целью нашего путешествия.

1.        Объяснение нового материала

Итак, что же такое балет? Давайте попробуем дать определение этому жанру по аналогии с тем, как работали со словом «опера».

В нижней части карточки 2 запишем слово «балет». Какой это спектакль? (объединим определения музыкальный и танцевальный и запишем «музыкально-танцевальный»)

Какие виды искусства в нем сочетаются? (танец, музыка, актерское мастерство, изобразительное искусство…) Запишем…

Балет — музыкально-танцевальный спектакль, в котором сочетаются музыка, танец, актерское мастерство и изобразительное искусство.

Учитель: Балет – слово французское. История балета отправляет нас на 400 лет назад, когда на королевских балах придворные под руководством учителей-танцмейстеров исполняли целые театральные действа. Особенно популярны были балеты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы. Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения.

Русский балет своим появлением обязан замечательному человеку, Петру Ильичу Чайковскому, который первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому, балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. С тех пор русский балет получил мировую известность и славу.  

А вы знаете, ребята, как создается балет? Я расскажу вам, как это происходит.

Сначала берется какой-то литературный текст – первоисточник - сказки, легенды, пьесы, драма и т.д. Затем либреттист пишет либретто с опорой на литературный источник, потом композитор музыку, а балетмейстер ставит танцы, создаются красивые декорации и костюмы.

Учитель: Наше путешествие продолжается и мы отправляемся в 1892 год, когда впервые на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Либретто к балету было создано Мариусом Петипа. Запишите в билет название спектакля и его автора.

А какое же литературное произведение было положено в основу либретто?

Ученики: Сказка «Щелкунчик».

Учитель: Своим появлением балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Учитель:

Уверена, что все вы знаете сюжет этой сказки. А я кратко познакомлю вас с балетным либретто…

«Щелкунчик» - это сказка о том, как девочка Клара с добрым сердцем помогла Щелкунчику победить мышиного короля и вновь стать прекрасным принцем. Вместе с Щелкунчиком Клара отправляется в сказочную страну сладостей Конфитюренбург, где фея Драже устраивает в их честь бал. Когда торжество заканчивается Клара волшебным образом оказывается дома.

Учитель: ну, а сейчас самое время взглянуть на сцену.

Итак, действие происходит в рождественскую ночь. Лунный свет падает в окно опустевшего зала. Входит Клара: она не может уснуть, так как беспокоится о Щелкунчике. Слышатся шорох, беготня и царапанье. Девочке становится страшно. Она хочет убежать, но большие настенные часы начинают отбивать время. Со всех сторон мерцают огоньки — глаза мышей, заполняющих комнату. Строятся в ряды пряничные солдаты. Прислушайтесь к музыке, проникнитесь ее настроением…

  1. Просмотр видеофрагмента «Битва с мышами» в исполнении артистов балета Мариинского театра

Какой эпизод мы сейчас увидели?

Ученики: бой игрушек с мышами

Учитель:

- Какие музыкальные инструменты вы услышали? (скрипка, флейта, барабан, труба…)

- А какие из них создают картину боя? (барабан, труба)

- Какие немузыкальные звуки помогают понять, что сражение? (звон оружия, топот, выстрелы)

- Балет – это соединение музыки и танца. Какие движения артистов балета убеждают нас, что это не просто танец, а битва? (взмахи рук, бой на саблях…)

- А какое же настроение передает эта музыка? (тревога, волнение, страх, переживание за героев)

А сейчас вместе с Кларой и Принцем, которым стал спасенный Щелкунчик, мы  попадем в сказочную страну Конфитюренбург, где нас встретят жители сладкого королевства. Начинается праздник, на котором танцуют даже цветы!

Учитель: Попробуем перевоплотиться в эти волшебные цветы… Изобразим, как двигаются эти чудесные цветы на балу… Выйдите из-за парт…. (пластическое интонирование).

Чудесно! Молодцы! Скорее снова займите свои места в зрительном зале, мы увидим, как в знаменитом «Вальсе цветов» блистают артисты балета Мариинского театра… Почувствуйте атмосферу сказочного бала, услышьте его мелодии…

  1. Просмотр видеофрагмента «Вальс цветов» в исполнении артистов балета Мариинского театра.

Учитель:

- Ребята, отличается ли этот фрагмент от увиденного ранее? В чем главное отличие этих эпизодов? (В характере музыки, в составе играющих инструментов…)

- А какой инструмент звучит во вступлении? (Арфа)

- Что придаёт её звучание музыке? (показ инструмента)

Ученики: сказочность, таинственность…

- Какие еще музыкальные инструменты звучат в этой мелодии? (скрипка, флейта, виолончель…..)

- Какие цвета преобладают в костюмах и декорациях этого фрагмента? Что они передают, символизируют? (розовый, белый, золотой… свет, радость, любовь, нежность….)

- Какие движения актеров делают их похожими на сказочные цветы? (прыжки, вращения, движения рук плавные…)

-  А какое же настроение создает эта музыка?

Ученики: Сказочный, благородный и торжественный вальс.

Учитель: «Вальс цветов», прославляющий добро, весну, красоту и любовь завершает балет – сказку «Щелкунчик».

Наш урок тоже подходит к концу… Давайте вернемся к таблице в карточке 3. Какие признаки балета как музыкально-драматического жанра мы теперь можем отметить?

Опера

Балет

Роль вокала

главная

отсутствует

Роль танца

второстепенная

главная

Либретто

используется

используется

Музыка

основная

основная

-Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать о роли музыки в опере и балете? (Музыка определяет сюжет оперы и балета, без нее эти жанры просто не могли бы существовать)

- Что же интересного вы  сегодня узнали, увидели?

- А чему научились?

Мы с вами сегодня были в театре, но ни разу не аплодировали.

Поаплодируйте те, кому на уроке было интересно. А теперь те, кто хотел бы попасть на настоящий балет.

Ребята, истинные любители театра обязательно сохраняют билеты со всех спектаклей, которые посещали, пополняя свою коллекцию. Пусть билет, который вы получили в начале урока, станет началом новой традиции – посещать театральные премьеры и сохранять в памяти чудесные мгновения соприкосновения с прекрасным миром искусства….

Я с вами прощаюсь. Спасибо вам за урок, ребята. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие. Всего доброго.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Урок музыки - 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...

Конспект урока по теме "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Конспект урока по музыке по программе "Музыка. 5 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская"....

план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл...

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Театр - здесь искусства в едино сплелись.Театр - здесь мечта и реальность слились… (Владимир Миодушев...

Презентация к уроку музыки по теме " Второе путешествие в музыкальный театр.Балет " 5 класс

Презентация понадобится учителю на протяжении всего урока,от формирования цели урока до окончания урока. Содержит формулировки основных терминов,музыкальные примеры,кроссворд.Презентация разделена на ...

Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."

Интегрированный урок (взаимосвязь урока литературы и музыки).Учащиеся не только получают новые знания, но и учатся самостоятельно находить новое для себя, работать в группе со сверстниками, раскрывать...