Конспект урока музыки в 4 классе по теме "Арлекин и Пьеро"
план-конспект урока по музыке

Романович Людмила Михайловна

В материале представлен полный конспект урока музыки в 4 классе "Арлекин и Пьеро"

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с немецким композитором Робертом Шуманом, его фортепианным циклом «Карнавал», выделить особенности музыкального языка данного композитора.
  • Формировать потребность в общении с музыкой.
  • Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
  • Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Тип, вид, жанр урока: изучение нового материала; творческий портрет; урок-экскурсия.

Музыкальный материал урока:

  • Ф. Шопен «Революционный этюд».
  • Р. Шуман. Шопен. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).
  • Р. Шуман. Арлекин. Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).
  • Н. Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение).

Дополнительный материал: элементы карнавальных костюмов, маски, шумовые муз. инструменты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока музыки в 4 классе22.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 4 классе.

Тема года: «Музыкальное путешествие»

Тема урока: Арлекин и Пьеро

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с немецким композитором Робертом Шуманом, его фортепианным циклом «Карнавал», выделить особенности музыкального языка данного композитора.
  • Формировать потребность в общении с музыкой.
  • Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
  • Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Тип, вид, жанр урока: изучение нового материала; творческий портрет; урок-экскурсия.

Музыкальный материал урока:

  • Ф. Шопен «Революционный этюд».
  • Р. Шуман. Шопен. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).
  • Р. Шуман. Арлекин. Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).
  • Н. Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение).

Дополнительный материал: элементы карнавальных костюмов, маски, шумовые муз. инструменты.

Ход урока: 

  1. Организационный момент. 

Дети входят в класс под музыку Ф. Шопена «Революционный этюд».

Музыкальное приветствие.

У.: Здравствуйте ученики!

Д.: Здравствуйте учитель!

Вместе: - Добрый день, добрый день!

Песни петь нам не лень!

  1. Актуализация знаний. 

- Какая музыка звучала, когда вы входили в класс? («Этюд» Ф. Шопена)

- Композитором какой страны является Ф. Шопен? (Польши).

Обратить внимание детей на презентацию:

Какой характер «Революционного этюда»?

Характер драматический, лирический; контраст.

«Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами»

- Вы согласны с этим выражением?

Эти слова принадлежат гениальному немецкому композитору Роберту Шуману.

  1.  Работа по теме урока.

- Посмотрите на портрет композитора и ответьте на вопрос: - Какими чертами характера обладал этот человек?

- Шуман – немецкий композитор, дирижер, педагог. Он вошел в историю музыки как мастер музыкального «портрета» и музыкального «рассказа».

Шуман весь из контрастов – и как человек, и как художник. Он жадно интересуется жизнью («меня волнует все, что происходит на белом свете: политика, литература, люди»), и он же – замкнут, сосредоточен в себе. В нем уживаются бурная активность и редкая молчаливость. Именно Шуману, написавшему множество блестящих музыкально-критических статей, принадлежит известный парадокс: «Лучший способ говорить о музыке – это молчать о ней». И наконец, если взять самое сокровенное в его музыке – лирику, она поражает контрастами «бури и натиска» и тихой, почти отрешенной мечтательности.

Шуман родился в провинциальном городке Цвиккау: одном из красивейших уголков старой Саксонии. Вокруг необъятная ширь: зелень лугов, рощ, возделанных полей, мягкий волнистый рельеф гор и прихотливые изгибы реки.

До наших дней сохранился дом, в котором родился Роберт Шуман (в нем сейчас музей композитора).

Отец Роберта – Август Шуман – был человеком, страстно любящим литературу. Вместе со своим братом он открыл в Цвиккау книжное издательство и книжный магазин «Братья Шуман». Прекрасные книги окружали Роберта с детства.

Литературную одаренность он унаследовал от отца. Музыкальную же, по-видимому, от матери Иоганны Христианы, которую друзья называли «живое собрание арий»: в молодости она любила петь.

Роберт рос счастливым, беззаботным ребенком. Он восторгался красивыми молитвами и стихами, любил собирать цветы в саду и подыскивать красивые гармоничные созвучия на рояле. Видя его постоянно что-то напевающим, родители приглашают учителя, с которым Роберт занимается с семи до пятнадцати лет.

Роберт сочиняет музыку и особенно любит импровизировать. Товарищи, собравшиеся вокруг него за роялем, восхищаются и весело смеются над тем, как остроумно изображает он их в своих музыкальных импровизациях. Так еще в детстве обнаружилась его удивительная способность - создавать музыкальные портреты.

В 1820 году он поступает в гимназию своего родного города и получает там общее образование.

В 1828 году в доме друзей семьи Шуман Роберт знакомится с Фридериком Вик, одним из лучших в Германии преподавателей музыки. У него свой метод обучения игре на фортепиано, сочетающий строгость технической тренировки с глубиной подхода к искусству.

Роберт Шуман поселился в доме Вика. С жаром принялся он за работу.

В 1831 году Фредерик Вик с дочерью Кларой отправились в большую концертную поездку. Оставшись один, Роберт принялся заниматься с удвоенной энергией. Он хотел, как можно быстрее развить свою фортепианную технику и придумал приспособление для выработки самостоятельности каждого пальца. Один из пальцев закреплялся при помощи петли в неподвижном состоянии на определенной высоте, другие в это время двигались. В конце он растянул сухожилия. Рука стала болеть. Болезнь оказалась неизлечимой. Никогда не быть Шуману «одним из крупнейших среди ныне живущих пианистов», как обещал это его матери Фридерих Вик в памятном письме в Цвиккау.

В таком печальном положении Роберта спасло лишь сознание великих творческих сил, таящихся в нем. В тридцатые годы одно за другим появляются его лучшие фортепианные сочинения.

Одно из самых оригинальных шумановских сочинений – фортепианный цикл «Карнавал» (1835).

- Вам уже известно, что такое карнавал и некоторые сведенья о нём.

 Я предлагаю вам поиграть в игру «Карнавал».

Чтобы выбрать участников нашего карнавала, я задам вопросы. Кто отвечает правильно – выходит к доске.

  • Что такое карнавал? (народный танец-шествие)
  • Где возник карнавал первоначально? (в Италии)
  • Во что одеты участники карнавала? (в яркие костюмы и маски)
  • Главный герой карнавала. (король)
  • Где проходит самый большой карнавал? (в Бразилии)
  • Когда карнавал пришёл в Россию? (при Петре Первом)

Теперь ваша задача надеть на себя наряды и представить, что вы на карнавале. Вам необходимо пройти, изобразив радость, шум, веселье.

По окончании шествия дети снимают элементы костюмов и садятся на свои места.

- Это произведение Роберт Шуман посвятил девушке, некой Эрнестине Фон Фрикен, занимавшей в это время воображение молодого композитора.

Только такой большой выдумщик, как Шуман, мог подарить любимой девушке целый карнавал. Но он ещё был человеком склонным к мистике, таинственности, и поэтому каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Как он сам сказал: «Маленькие сцены на 4 ноты». Всего их было 20 сцен.

Привычными гостями итальянских карнавалов являются любимые народно-комедийные персонажи. Среди них задира и насмешник Пульчинелла (итальянский «брат» русского Петрушки), нескладный и ребячливый Арлекин, мечтательно-печальный Пьеро.

Нам предстоит познакомиться с двумя пьесами этого цикла – «Арлекин» и «Пьеро».  

  • Р. Шуман. Арлекин. Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).
  • Можно ли считать эти пьесы Р. Шумана музыкальными портретами?
  • Какими показаны персонажи этих пьес? Что отличает их характеры, походку, движения?

Пьеро- это неуклюжий человек, неровная походка, каждую минуту он на что-то натыкается, падает. Таким нам рисует его музыка медленная, словно нехотя сыгранная фраза и сразу же её обрывает другая коротенькая из 3 нот, громких и резких.

Ну а ещё он философ - любит изрекать глубокомысленные вещи, но тяготится своей ролью смешить. Об этом говорят скорбные, жалобные интонации.

Ну, а там, где Пьеро - там и Арлекин!

 Арлекин- насмешник и весельчак, весь в движении. Лёгкая, живая, чуть поддразнивающая музыка. Полная противоположность Пьеро.

 «Счастливейший» 1840 год в творчестве Роберта Шумана становится годом песен.

Свои первые песни он написал в ранней юности, но потом долго не обращался к этому жанру. И вот теперь за один только год он создает около 140 песен! Тут и отдельные произведения, и песенные циклы – «Мирты» (свадебный подарок Кларе), «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта» и др.

Шумана мучают слуховые галлюцинации: он слышит то непрерывно тянущийся звук, то странно прекрасную музыку, исполняемую какими-то неведомыми инструментами.

Шуман сам просит поместить его в больницу. С 4 марта 1854 года и до конца, последовавшего 29 июля 1856 года, он проводит в больнице.         Шуман умер в возрасте 46 лет. Похоронен на кладбище в Бонне.

В произведениях Шумана, теперь изданных и всем доступных, мы обладаем богатейшим сокровищем, из которого можно извлечь множество прекрасного, а своими созданиями и деятельностью Шуман подтвердил свои же слова: «Озарять светом глубину человеческого сердца – вот призвание художника!» 

VI. Вокально-хоровая работа.

  1. Дыхательная гимнастика.
  2. Распевание.

- закрытым ртом;

- на 1 звуке – ма, мэ, ми, мо, му.

Н. Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение).

Итог урока. 

- Что нового узнали на уроке?

- С композитором какой страны познакомились сегодня?

- Какие произведения занимают видное место в творчестве Шумана?

- В чем особенность музыкального языка Шумана?

Домашнее задание.

Выучить песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"

Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...