Разработка урока музыки по теме "Сонатная форма" для 7-х классов
презентация к уроку по музыке (7 класс)

Королева Дарья Руслановна

Архив содержит презентация и технологическую карту урока музыки по теме "Сонаная форма".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon презентация и тех.карта910.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Сонатная форма.

Класс: 7

Тип урока: получение новых знаний

Формы работы: Индивидуальная, фронтальная.

Цель: раскрыть содержание сонатной формы

Задачи:

  • Включить учащихся в учебную деятельность;
  • Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
  • Организовать коммуникативные взаимодействия;
  • Развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • Уметь объяснять своё отношение к предложенным ситуациям;
  • Формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
  1. Предметные
  • Воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая свое отношение;
  • Проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;
  • Использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений
  1. Метапредметные

Личностные

  • Наличие эмоционального отношения к искусству;
  • Осознание жизненного смысла муз. Образов;

Познавательные

  • Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения;
  • Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.

Регулятивные:

  • Постановка и выполнение целей;
  • Оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя.

Коммуникативные:

  • Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке;
  • Умение сопоставлять выводы и делать коллективные выводы.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.  Орг. момент  

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята. Музыкальное приветствие. Звучит «Лунная соната»

Приветствуют учителя.

Коммуникативные УУД: использовать простые речевые средства.

2. Определение темы урока

Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут тему урока в виде гипотез.

Ребята, с каким композитором вы познакомились на прошлом уроке?

Какие произведения прослушали?

А что их объединяет?

Молодцы!

Альфред Гарриевич Шнитке –выдающийся советсктий композитор. Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной крупной формой. А с какой – вы ответите сами. Что за произведение звучало в начале урока?.

Отрывок «Лунная соната» в современной обработке.

Ребята, вы  догадались, что это за произведение?

Дело в том, что это произведение в современной обработке, а сейчас вы прослушаете ее так, как написал ее автор.

Лунная соната

Правильно! Это Лунная соната. А кто является её автором?

Вы уже догадались, о какой музыкальной форме  мы будем говорить?

Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Соната. Музыкальный словарь».

Сегодня мы познакомимся с жанром Соната, послушаем сонаты композиторов разных стран, разучим новую песню. И все это мы совершим, путешествуя по концертным залам.

 Я приготовила для вас карточки, но в них пропущены некоторые слова, которые мы заполним в ходе нашего урока.

А.Шнитке

«Кончерто гроссо», «Сюита в старинном стиле»

Эти произведения состоят из нескольких частей, т.е. написаны в крупной форме

Слушают «Лунную сонату» в современной обработке

Слушают

Людвиг Ван Бетховен

О сонатной.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы;

Коммуникативные УУД: выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

3. Разучивание песни

Повторение певческого материала. Формирование навыка пения, звуковедения.

Давайте для начала повторим вашу песню к грядущему песенному конкурсу.

Исполняют песню «Бессмертный полк».

Коммуникативные УУД: выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;

4. Прослушивание музыки

Организовать действие по обобщению:

анализ признаков объекта;

выделение главных признаков;

Идём дальше. Предлагаю вам послушать музыкальный диалог. Обратите внимание, кто участвует в диалоге, и какой характер  музыки?

Слушание сонаты для виолончели и фортепиано Эдварда Грига

Какие музыкальные инструменты участвовали в диалоге?

Правильно. Прозвучали виолончель и фортепиано.

А какие характеры вы услышали?

Молодцы! Эту музыку написал норвежский композитор Эдвард Григ.(слайд) А произведение, которое мы послушали, называется соната для фортепиано и виолончели. Нам нужно заполнить пропущенные слова второго номера программы.

Смотрят видеоролик сонаты для виолончели и фортепиано Эдварда Грига. 

Виолончель и фортепиано

Одна - резкая, быстрая, веселая.

Другая – спокойная, медленная, красивая, задумчивая

Записывают

Регулятивные: воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий

5. Новая тема

Изучение нового материала, реализация целей и задач урока

Название Соната произошло от итальянского слова sonare, что означает “звучать”.

 Соната - это крупное музыкальное произведение из 3 или 4 частей для одного или двух инструментов. Как соната, так и сонатная форма состоит из 4 разделов.

Давайте запишем названия этих разделов.

Как вы думаете, что означает слово «экспозиция»? Слышали ли вы его ранее?

-Правильно. Поэтому и в сонате экспозиция как бы показывает нам основные музыкальные темы произведения.

Что происходит в части «разработка»?

-Да, композитор заставляет взаимодействовать, расширяет их

 А что такое «реприза»? Реприза – это повторение. Т.е. темы, звучащие в экспозиции, звучат ещё раз, но с небольшими изменениями ближе к финалу.

*Далее учитель объясняет значение коды.

Вступление – начало произведения

Экспозиция – изложение 2 и более музыкальных тем.

Первая – главная, она отображает характер всего произведения. Вторая – побочная - ей противопоставляется главная.

Разработка – здесь темы развиваются. Причём звучат не полностью, а отдельными фразами, мотивами. Чувства динамики, устремлённости вперёд в разработке достигают наибольшей напряжённости.

Реприза – (возвращение, утверждение музыкального материала экспозиции в несколько изменённом виде).

Кода – это своеобразный эпилог, финал всего произведения. (Слайды 8,9)

Основной принцип сонатной формы – столкновение 2-х музыкальных образов (музыкальных тем), которые контрастируют, вступают меж собой в конфликт.

При объяснении каждой части звучит музыкальный примеры из увертюры к опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

Слушают

Заполняют

В художественных галереях представлены выставки различных художников. Т.е. они показывают свои работы.

Муз.темы разрабатываются, т.е. композитор меняет их.

 Слушают, делают записи в тетради, сравнивают записи с музыкальными примерами.

Коммуникативные УУД:

использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;

Познавательные УУД: обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

устанавливать аналогии;

6.Итог. Рефлексия

Самооценка результатов своей деятельности.

Итак, с каким композитором вы сегодня познакомились?

Какие произведения прослушали?

Эдвард Григ

Соната для виолончели и фортепиано

Увертюра М.Глинки

Лунная соната в современной обработке и оригинальная

Коммуникативные УУД: использовать простые речевые средства;

Познавательные УУД: обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

7. Домашнее задание

Прослушайте дома «Патетическую сонату» Л.Бетховена и подготовьте определение слова «патетика». Всем спасибо!

записывают домашнее задание

«Лунная соната» - это произведение   1___________________. 

 2__________________ - это многочастное циклическое произведение, состоящее из трёх или четырёх частей, предназначенное для камерного состава исполнителей.

Основные музыкальные темы сонатной формы  звучат в  3________________ (вписать название части сонатной формы). По-новому эти темы звучат в 4_____________.  В 5_____________ повторяются основные темы экспозиции.

6_____________  так называется Соната №8 Л.Бетховена.

Соната относится к 7__________________ формам произведения.

Соната норвежского композитора Эдварда Грига написана для двух инструментов: 8_______________ и   9_______________.

Соната состоит из       10_______   /разделов.

«Лунная соната» - это произведение   1___________________. 

 2__________________ - это многочастное циклическое произведение, состоящее из трёх или четырёх частей, предназначенное для камерного состава исполнителей.

Основные музыкальные темы сонатной формы  звучат в  3________________ (вписать название части сонатной формы). По-новому эти темы звучат в 4_____________.  В 5_____________ повторяются основные темы экспозиции.

6_____________  - так называется Соната №8 Л.Бетховена.

Соната относится к 7__________________ формам произведения.

Соната норвежского композитора Эдварда Грига написана для двух инструментов: 8_______________ и   9_______________.

Соната состоит из       11_______  частей/разделов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс

Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....

Методическая разработка урока музыки на тема «Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке» для 6 класса

Урок музыки в 6 классе на тему "Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке"...

Методическая разработка урока музыки по теме «Волшебство музыкальных инструментов» 5 класс

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме «Волшебство музыкальных инструментов» представляет собой материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разраб...

Методическая разработка урока музыки по теме «Народное искусство Древней Руси» 6 класс.

Данная методическая разработка позволяет наилучшим образом донести до учащихся материал урока, путем музицирования на музыкальных инструментах.А так же в разделе вы можете найти интересную презентацию...

Разработка урока музыки на тему "Мелодия - душа музыки" (2 класс)

В работе представлена методическая разработка урока музыки во 2 классе (Критская) по теме: "Мелодия - душа музыки"...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

Разработка урока музыки на тему "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"

Цели урока:образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;развивающие: способствовать развитию музыкальной культу...