"Образы радости в музыке" Разработка урока музыки в 8 классе
методическая разработка по музыке (8 класс)

Тройная Резида Газизовна

"Образы радости в музыке"  Разработка урока  музыки в 8 классе по программе Т. И. Науменко и В. В. Алеева

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образы радости в музыке. Урок музыки в 8 классе.

Тип урока. Комбинированный урок.

Урок получения новых знаний с углублением пройденного материала.

Цель урока. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • Повышение мотивации к учебно-творческому процессу;
  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
  • Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание доброты.

Метапредметные УУД:

     Коммуникативные:

  • Владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка музыки,
  • Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности.

Регулятивные:

  • Уметь контролировать собственные действия в процессе восприятия музыки, оценивать свою музыкально-творческую деятельность.

Познавательные:

  • Передавать настроение музыки и его изменение;
  • Формировать интерес к музыкальным занятиям и позитивный отклик на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности;

Предметные результаты:

  • понимать  взаимодействие главных особенностей содержания и средств музыкальной выразительности ;
  • понимать  взаимосвязь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыки.

Музыкальный материал:

  1. Русская плясовая  «Камаринская».
  2.  Р. Щедрин. Концерт для оркестра № 1. «Озорные частушки»;
  3. Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» (слушание);
  4. А. Ермолов «Мир, который нужен мне»

Характеристика видов деятельности:

1.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3.Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.

Ход урока

Среди вечных тем в искусстве самое большое внимание всё же уделяется самому человеку, миру его чувств. Музыка и возникла как выражение эмоционального мира человека. Самое яркое чувство-это радость. Давайте подумаем: когда, в какие моменты жизни, мы испытываем радость.

-радость праздника,

-радость общения с друзьями,

-радость достижений (успехов в творчестве, в спорте, в олимпиадах…)

-радость осуществления мечты.

Радость многолика. В. Франкл (австрийский психолог) говорил: «В нашу жизнь приходит радость, когда у нас есть чем заняться, есть кого любить и есть на что надеяться».

Как передаются эмоции радости в музыке, мы сегодня посмотрим на примере разных произведений. Уже в народном творчестве – самой древней форме музыки – были  такие песни и танцы, которые заставляли человека радоваться и смеяться. «Ноги сами в пляс пустились» - это выражение точно передаёт состояние человека, охваченного стихией зажигательной музыки, воздействующей помимо его желания.

-Какие русские плясовые мелодии вы знаете? («Кадриль», «Барыня». «Яблочко», «Камаринская»)

Слушание и обсуждение : русская плясовая  «Камаринская». Всего два инструмента: балалайка и гармонь -создают такое весёлое, радостное настроение. Гармонист считался первым парнем на деревне. Вокруг него собиралась вся молодёжь. Где гармошка - там радость и веселье, там праздник.

Во все времена отечественные композиторы черпали вдохновение в русском фольклоре, но источник вдохновения у каждого композитора был свой: для М. И. Глинки это была старинная крестьянская песня, а для Родиона Щедрина любимым жанром стала частушка. Её характерные черты нашли отражение в оркестровой музыке композитора - в концерте для оркестра «Озорные частушки». Ни один «серьёзный» композитор до Щедрина  к жанру частушки не обращался.  

-Что  мы называем частушкой? (Происходит от слова «часто» -частить, то есть, петь быстро.  В частушке высмеиваются человеческие пороки: жадность, лень, неряшливость…). Частушки исполняются громко, не поются, а выкрикиваются. При этом каждый участник  всеобщего веселья «красуется» перед односельчанами, исполняя остроумные четверостишия, а следующий исполнитель стремится «перещеголять» его.

Щедрин написал «Озорные частушки» в жанре Концерта для оркестра. «Концерт»- в переводе- соревнование. В этом произведении демонстрируются виртуозные возможности  каждого инструмента. По мнению композитора, виртуозность и концертность , соперничество  заложены в самой природе частушек. (слушание фрагмента и обсуждение)

В «Озорных частушках» используется симфонический оркестр, а не народный. Это необходимо для создания комического эффекта, ведь оркестранты играют несвойственный им репертуар, создавая весёлую, раскованную атмосферу.

В опере Н. Римского-Корсакова «Садко», одной из важных идей которой является всепокоряющая власть искусства, песни Садко становятся не просто характеристикой главного героя, но той могучей силой, которая покоряет даже холодное и чуждое земным радостям царство Морского царя. За эти песни полюбила Садко прекрасная сказочная Морская царевна; под его весёлый гусельный наигрыш пускается в пляс всё подводное царство.

Он поёт и играет на гуслях так, как испокон  века поёт и играет народ, об этом говорит сама музыка - яркая, красочная, очень близкая к народной.

(слушание песни Садко «Заиграйте, мои гусельки» и обсуждение)

Вопросы и задания

  • В каком произведении отразился интерес Р. Щедрина к жанру народной музыки?
  • В чём оригинальность этого произведения?
  • Можно ли считать, что хороводная песня Садко воплощает состояние всепоглощающей, безраздельной радости?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки 7 класс. Драматический образ.

Методическая разработка урока музыки  по теме "Драматический образ" в 7 классе. знакомясь с произведением Ф.Шуберта "Лесной царь", мы убеждаемся в том, как может музыка влиять на внутреннее состо...

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

Урок музыки 7 класс "Музыкальные образы"

Открытый урок по музыке 7 класс по теме "Музыкальные образы"...

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

Урок музыки. 3 класс. Контраст и единство тем-образов в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»

Урок разработан по программе "К вершинам музыкального искусства" М.С. Красильниковой. По календарно-тематическому планированию это четвертый урок в первой четверти. На изучение кантаты Прокофьева "Але...

урок музыки 7 класс "Лирические образы в музыке"

Разработан на основе программы "Музыка" Науменко, Алеев...