Статья
статья по музыке

Зависимость общественной культуры и музыкального искусства от уровня развития музыкального воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зависимость общественной культуры и музыкального искусства от уровня развития музыкального воспитания

На заре человечества воспитание было включено в поток самой жизни. В совместной жизнедеятельности с родителями и другими взрослыми растущий человек приучался не только к выполнению трудовых операций, но и к следованию нормам жизни в семье, племени. С молоком матери он впитывал присущие именно этой общности ценности, традиции, верования, образ жизни.

С усложнением жизни общества воспитание и обучение превратились в особые виды деятельности, для осуществления которой потребовались специальные люди. При этом взрослая часть населения стремилась не только подготовить подрастающее поколение к выполнению трудовых и социальных функций, но и передать ему свои ценности.

Становление человека происходит по мере его развития, формирования, воспитания, обучения, самообразования, перевоспитания и др., являясь по отношению к этим процессам наиболее общим, интегрирующим феноменом. Среди характеристик понятия «становления» существенно указание педагогической науки на переход возможности в действительность в процессе развития, обозначающее вектор движения воспитанника из его прошлого состояния в настоящее как предпосылку будущего. В ходе становления человека усилиями педагога возможно актуализировать то, что заложено «внутри» ребенка как сущности, реализующей человеческий потенциал в индивидуальной форме.

Человечество в своем развитии устремляется через социальную и культурную сферы от чисто природной животной сущности к духовным высотам. Воспитание направлено на увеличение осознанности этого движения, на внутреннее овладение его механизмами. С его помощью задается ценностно-смысловая направленность в использовании человеком своих сущностных сил.

Воспитание (от древнерусск. възъпитание – возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) – деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа. Вопросами воспитания средствами музыки с давних пор интересовались философы и деятели искусства. В эпоху Античности музыкальному воспитанию детей уделялось большое значение. Музыка считалась важным средством развития нравственности, а музыкальность рассматривалась как социально ценное качество личности. Серьезным было отношение к музыке как занятию, не уступающему по важности медицине, так как медицина врачевала тело, а музыка – душу. Обучение пению и инструментальной музыке для жителей Древней Греции в возрасте до 30-ти лет было обязательным. Это считалось священным долгом. Выдающимися мыслителями Античности (Платон, Аристотель) всегда отмечалась способность искусства пробуждать в человеке стремление к лучшему и в силу этого необходимость музыкального искусства как предмета воспитания.

Эпоха Средневековья ознаменовалась сменой идеологии. Она была связана с укреплением и распространением позиции христианства. Влияние церкви распространилось и на музыку. Прежде всего это отразилось на эмоциональной стороне искусства. Музыка стала более ограниченной и сдержанной в чувствах. Функция её была направлена на усиление эффекта при богослужении и в воспитании религиозной нравственности. Но эта эпоха не явилась для искусства сдерживающей. Это эпоха реформ. Одним из реформаторов музыкального образования был Гвидо д'Ареццо (или иногда именуемый Гвидо Арентийский) (ок. 992—1050). Он ввел в употребление четырехлинейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии; из этих букв впоследствии образовались ключи.

Пришедшая на смену Средневековью эпоха Ренессанса (Возрождение), обратилась к идеалам античности, но несколько изменила их смысл. Культ гармонии, телесной и духовной красоты, силы, здоровья, чувственного восприятия жизни становится каноном искусства. Гармоническое развитие личности ощущающей и осознающей гармонию и красоту окружающего мира. Обязательным требованием высшего общества этого исторического периода было умение играть на нескольких инструментах и знать 5-6 языков. Именно в эпоху Возрождения музыкальное воспитание вышло за границы церкви. В это время появилась и светская музыка, которая стала звучать в салонах, школах и богатых домах. На смену одноголосному коллективному пению приходит многоголосное пение. Полифоническое (строгое) письмо достигает своих высот в хоровом искусстве.

Формой обучения того времени были певческие школы при католических храмах – метризы, консерватории – сиротские приюты, куда принимались музыкально одаренные дети. Известно, что в консерваториях преподавали известные композиторы: А. Скарлатти (1660–1725), А. Вивальди (1678–1741).

XVIII век – это эпоха Просвещения. Соответственно идеальным человеком становился человек, просвещенный во многих сферах деятельности, а искусство стало средством воспитания, в котором нет места принуждению. В западноевропейской школьной практике, наряду с культовой и светской музыкой, была введена народная песня, что способствовало демократизации музыкального воспитания. Была разработана новая система обучения нотной грамоте – цифровая, которая предназначалась для учеников народных школ. В первой половине XIX века в Англии появился труд Дж. Кервена «Стандартный курс уроков и упражнений в методе Тоник Соль – Фа обучения музыке», которая представляла собой систематическую школу хорового пения.

В XX веке в Европе (1900 г.) получила известнность методика воспитания швейцарского педагога-музыканта Э. Жака-Далькроза (1865–1950). Эта методика, кроме ритмики и сольфеджио, включала художественную гимнастику, танец, хоровое пение, музыкальную импровизацию на фортепиано. Примерно в это же время стали известны методики музыкального воспитания венгерского композитора З. Кодая (1882 - 1967) и австро-немецкого педагога-музыканта, композитора К. Орфа (1895 - 1982).

Методика музыкального воспитания немецкого композитора-экспрессиониста и педагога Карла Орфа изложена в его методическом пособии «Шульверк» («Schulwerk»). Это название происходит от двух немецких слов – «шулен» - учить и «веркен» - действовать. Основой методики музыкального воспитания К.Орфа является пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

В методике музыкального воспитания венгерского композитора, фольклориста и педагога Золтана Кодая хоровое пение является главным видом деятельности в музыкальном воспитании. Кодай разработал методику обучения пению по нотам, буквенное название звуков и ритмослогов, относительную (ладовую) систему сольмизации. Методика музыкального воспитания З. Кодая и К. Орфа ориентировали педагогов на развитие музыкальных способностей детей с использованием материала народной музыки своей страны, воспитание музыкальной культуры детей через активное музицирование.

Выдающийся итальянский педагог-психолог Мария Монтессори (1870–1952) делала акцент на важности дошкольного музыкального воспитания и делила свою систему на три этапа. Первый этап – развитие внимания к звукам, окружающих ребёнка; второй – развитие метроритмического восприятия музыки; третий – формирование мелодического и гармонического слуха у детей.

В начале XX века немецкий философ и педагог Р. Штейнер (1861 – 1925) разработал методику воспитания, главной частью которой являлось слияние музыки и движения. Эвритмия – так называлась данная методика. Речь и пение, в данной системе, переходили в язык жестов и представляли собой единый поток звучащего движения. Дети в движении под музыку находили выражение своих эмоциональных переживаний.

Российское музыкальное образование ведёт своё начало с древнего быта восточных славян. Древним славянам было присуще мифологическое мировоззрение, которое находило отражение в одушевлении окружающего мира и языческих ритуалах. В X веке с приходом на Русь Православия, музыкальное воспитание стало осуществляться в рамках религиозного процесса. Открылись церковные и монастырские школы, где активно прививалось пение, основанное на византийских канонах. В XI веке дочь князя Всеволода Ярославовича, Анна, открыла при Андреевском монастыре школу для девочек, где их обучали чтению, письму и пению. В XV веке появился первый придворный хор - государевых певчих дьяков, созданный в 1476 указом царя Ивана III.

В связи с возрастающей потребностью в музыкальном образовании певчих, открывались певческие школы. В 1656 году - певческая школа при Успенском соборе, в 1729 году - в городе Глухове. Выпускниками Глуховской певческий школы на Украине стали известные русские композиторы Д.С. Бортнянский (1751-1825), М.С.Березовский (1745-1777). В 1763 году на основе хора Государевых певчих была организована Придворная певческая капелла. XIX веке открылись музыкальные училища при Придворной певческой капелле в Петербурге (1846) и при Синодальном хоре в Москве (1830). В этих училищах в течение 9 лет обучались мальчики профессии регента, традициям русской школы хорового пения.

В 1882 году в Петербурге М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным организована Бесплатная музыкальная школа, в которой могли обучаться рабочие, студенты и служащие. Руководили Бесплатной музыкальной школой М .А. Балакирев (1862—1874, 1881 - 1908), Г. Я. Ломакин (1862-1874), Н. А. Римский-Корсаков (1874- 1881), С. М. Ляпунов (1908—1917).

Музыкальное воспитание привлекает всё больше внимания и в России повсеместно открываются музыкальные классы. В XIX веке музыкальное воспитание вышло на уровень общеобразовательного обучения (1889г), благодаря этому была сформирована масштабная система музыкального воспитания российских граждан.

Методика музыкального воспитания, разработанная русским хоровым дирижёром и музыкальным педагогом А. Н. Карасёвым (1854 – 1914), давала представление о существовавшем в народных школах того времени уровне и системы музыкального обучения. Как правило, занятия начинались с освоения одного звука до тех пор, пока все учащиеся не начинали петь его чисто. Карасёв критиковал цифровую систему и предлагал свою, буквенную, в которой каждая ступень звукоряда обозначалась определённым гласным звуком и отражалась в рисунке на лесенке.

Широкое распространение получила методика «подвижного До» (пропагандист П. П. Мироносицкий (1867-1932). Каждая ступень обозначалась ручными знаками.

На становление методики музыкального воспитания в России XIX – XX веков большое влияние оказала деятельность педагогов Д. Н. Зарина и

Ф. Л. Маслова. Они доказали, что музыкальные способности присутствуют у всех детей и предлагали вводить в занятия творческие задания: сочинять на определённый текст мелодию, досочинять неоконченную фразу и др. («Методика школьного хорового пения» 1907г.)

В 1906 году русский композитор и педагог С. И. Танеев совместно с Е. Э. Линёвой, Б. Л. Яворским и Н. Я. Брюсовой основал в Москве Народную консерваторию, в которой работали такие музыканты как А. Д. Кастальский, Н. М. Данилин, П. Г. Чесноков. Среди основных образовательных предметов консерватории впервые были введены занятия «слушания музыки». Содержание и методику этого предмета разрабатывал Б. Л. Яворский. Основной задачей предмета являлось формирование у воспитанников музыкальной культуры.

Вскоре после первой русской революции 1905-1907 на методику слушания музыки оказывает большое влияние исследования академиков В. Н. Шацкой (1882-1978) и С. Т. Шацкого (1878-1934). С целью проведения культурно-воспитательной работы среди детей, ими организовывается в Калужской области детская трудовая колония «Бодрая жизнь». Главная задача воспитания в колонии заключалась в развитие творческих способностей детей. Музыка рассматривалась Шацкими как важное средство нравственно-эстетического воспитания.

В послереволюционные годы на развитие теории музыкального воспитания в России большое влияние оказали прогрессивные взгляды Б. В. Асафьева, который впервые обратил внимание педагогов на важность формирования музыкального мышления, развития восприятия от простых музыкальных явлений к сложным. В послевоенное время проблемами музыкального воспитания школьников занимался отечественный психолог

Б. М. Теплов. («Психология музыкальных способностей» 1947г) Он видел гармонически развитую личность в процессе приобщения к различным видам музыкальной деятельности: ритмикой, правильно организованному пению.

Широкую известность во второй половине XX века получила методическая система Дмитрия Кабалевсвого (1904 – 1987). Эта система применялась в учебной программе по предмету «Музыка». Музыкальные занятия по системе Кабалевского побуждали ребёнка к чувству прекрасного и были подчинены общепринятым морально-эстетическим принципам. Основным методом программы является обсуждение, размышление о музыке и музыкальных явлениях. Основным видом деятельности - слушание музыки. Система Д. Б. Кабалевского была основана в 1970-х годах в бывшем СССР и сыграла положительную роль в воспитании школьников.

Большой вклад в осмысление теории и практики музыкального воспитания внесла музыковед, педагог, кандидат педагогических наук О. А. Апраксина. Она рассматривала «музыкальное воспитание как процесс, в котором, знания, умения и навыки являются не самоцелью. А путём к более полному и глубокому освоению музыки как искусства» . В современной педагогике воспитание рассматривается как процесс целенаправленного формирования личности, носящего управляемый, контролируемый характер. Единства в определении, что является процессом воспитания, нет. В педагогическом энциклопедическом словаре отмечается, что воспитание – «это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно существует». В педагогической энциклопедии воспитание предполагает создание целенаправленных условий для развития человека. И. П. Подласый раскрывает понятие «воспитание» в общефилософском смысле, как «приспособление человека к условиям существования», а так же как «целенаправленное формирование личности». Г. М. Коджаспирова считает воспитание «процессом передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемого обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности». Наиболее полным, на наш взгляд, является определение в учебнике «Педагогика» под редакцией Л. П. Крившенко: «Воспитание - это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интерриоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности».

В педагогике существует несколько определений цели воспитания.

И. П. Подласый обозначает цель воспитания, как «то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия». А Г. М. Коджаспирова считает целью воспитания «теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определённом типе личности, идеальных требований к её сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни».

В соответствии с этими целями учёными формируются и задачи, стоящие перед воспитанием подрастающего поколения граждан России. Это формирование гражданственности, нравственности, любви к Родине, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, семье, окружающей природе.

К описанию содержания воспитательного процесса в отечественной педагогике существует несколько подходов. Традиционный подход сложился в советский период и ставил перед собой цель всестороннего развития личности в интеллектуальном, идейно-политическом, нравственном, трудовом, физическом, эстетическом воспитании. В 90-е годы это направление подверглось критике из-за отсутствия личностной и идейной направленности. Поэтому, учёные предложили выделять в содержании воспитания элементы, составляющие базовую культуру личности, которую оценивали как базовую систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Это второй подход. То есть эти элементы составляют качества личности, определяющие человека как субъект собственной жизни. Ещё одним подходом к содержанию воспитания является метод, раскрывающий воспитательный процесс, в основе которого лежат ценностные отношения, отношения личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям. Ценностное отношение к человеку, жизни, обществу, труду, природе. Все эти три подхода не отрицают, а лишь дополняют друг друга. В целом – содержание воспитания современная педагогическая наука представляет в виде требований общества, направленных на формирование личностно ориентированной позиции граждан государства.

В мировой практике принято выделять несколько относительно самостоятельных направлений воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, половое, антинаркотическое и др. Под эстетическим воспитанием понимается формирование чувства прекрасного, эстетического отношения человека к действительности. В учебнике Педагогика под редакцией Л. П. Крившенко: «Эстетическое воспитание — это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства».

Музыкальное воспитание является частью эстетического воспитания. Задачи музыкального воспитания в современной педагогике тесно связаны с воспитание нравственных идеалов, формированием доброты, гуманизма, гражданственности. Музыкальное воспитание в процессе образования реализуется, прежде всего, в процессе обучения на уроке музыки, на которых учитель приобщает детей к шедеврам музыкальной культуры разных стран, прививает любовь к музыке, формирует музыкальный вкус.

В соответствии с требованиями нового ФГОС, учителя общеобразовательных школ разрабатывают авторские курсы, составляют рабочие программы для обучения учащихся разных классов учебному предмету. Например, разработаны несколько учебных курсов по основам православной культуры (Л. Л. Шевченко, А. В. Бородина). Известны учебные программы по преподаванию музыки в школе – это рабочая программа по музыке 1-9 классы авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак; рабочая программа по музыке 1-4 классы авторов

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина; рабочая программа по музыке для 1-4 классов, авторов В. О. Усачёвой и Л. В. Школяр.

Особое место в развитии музыкальных способностей детей занимает деятельность во внеурочное время. Это послужило причиной создания в современных школах многообразия кружков, студий, ансамблей и школьных театров, где учащиеся реализуют свои музыкальные потребности и развивают творческий потенциал.

В настоящее время под музыкальным воспитанием понимается:

- формирование музыкальной культуры человека;

- развитие в человеке способности верно оценивать произведения искусства, воспринимать их красоту.

Музыкальное воспитание является существенной частью эстетического воспитания, так как искусство представляет собой важнейшую область творческой деятельности и способно формировать художественные, музыкальные, эстетические вкусы общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....