Сценарий тематического концерта-лекции «Все народы в гости к нам»
методическая разработка по музыке

Сарачакова Валентина Викторовна

Основной целью подготовки концертного мероприятия с участием родителей является максимальное раскрытие творческого потенциала ребенка через командную работу с родителями. В процессе её достижения решаются и более частные задачи:

– укрепление интереса родителей к музыкальному искусству, а следовательно, и образованию детей в этой сфере;

– выстраивание коммуникации между участниками образовательного и воспитательного процесса: педагог–родитель–ребенок;

– улучшение взаимоотношений между участниками мероприятия через вовлечение в творческую деятельность;

– формирование новых знаний и практических навыков в области музыкальной этнографии.

Принцип национального характера образования – один из значимых на сегодняшний день. В многонациональной стране, какой и является наша Родина, уважительное отношение к традициям, духовной культуре каждого этноса, населяющего территорию государства – залог мира, успешного развития и процветания. Благодаря открытому диалогу культур решается приоритетная задача региональной культурной политики – формирование единого культурного пространства. Именно поэтому тематической основой концерта было выбрано знакомство детей и их родителей с музыкальной культурой народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Согласно данным последней переписи населения в нашем регионе проживают люди более чем тридцати национальностей, помимо коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси) это русские, татары, украинцы, башкиры, азербайджанцы, армяне и многие другие.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий тематического концерта-лекции

 «Все народы в гости к нам»

Выполнил:

Сарачакова Валентина Викторовна

Преподаватель МБОУ ДО

«Нижнесортымская ДШИ»

Пояснительная записка

Эффективная система образования всегда строится в опоре на актуальные методы, подходы и принципы обучения. Ведущие тенденции сегодняшнего дня сформулированы в многочисленных методических статьях, изданных в профильных журналах: «Педагогика», «Народное образование» и др. Обобщая представленные в публикациях сведения, укажем, что среди ключевых тенденций современного образования указаны гуманизация, гуманитаризация, национальная направленность, открытость. Гуманизация предполагает утверждении человека как высшей социальной ценности, гуманитаризация призвана формировать духовность, культуру личности. Тенденция открытости в образовательной системе требует активного вовлечения в процесс всех его участников, в т.ч. родителей обучающихся. Национальная направленность образования позволяет в раннем возрасте сформировать у ребенка идею этнокультурной идентичности. Все перечисленные тенденции успешно реализуются при подготовке концерта «Все народы в гости к нам».

В методических рекомендацииях о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (Приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001 г. №90/30-16), в Письме Министерства образования РФ от 22.07.2002 г. №30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» в качестве основного постулата высказан тезис о необходимости вовлечения родителей обучающихся в образовательно-воспитательный процесс.  Прямое участие взрослых в организации концертных мероприятий в учреждениях дополнительного образования детей повышает интерес к занятиям, служит дополнительной мотивацией в сложном репетиционного процессе, становится стимулом для достижения новых художественных вершин.

Основной целью подготовки концертного мероприятия с участием родителей является максимальное раскрытие творческого потенциала ребенка через командную работу с родителями. В процессе её достижения решаются и более частные задачи:

– укрепление интереса родителей к музыкальному искусству, а следовательно, и образованию детей в этой сфере;

– выстраивание коммуникации между участниками образовательного и воспитательного процесса: педагог–родитель–ребенок;

– улучшение взаимоотношений между участниками мероприятия через вовлечение в творческую деятельность;

– формирование новых знаний и практических навыков в области музыкальной этнографии.

Принцип национального характера образования – один из значимых на сегодняшний день. В многонациональной стране, какой и является наша Родина, уважительное отношение к традициям, духовной культуре каждого этноса, населяющего территорию государства – залог мира, успешного развития и процветания. Благодаря открытому диалогу культур решается приоритетная задача региональной культурной политики – формирование единого культурного пространства. Именно поэтому тематической основой концерта было выбрано знакомство детей и их родителей с музыкальной культурой народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Согласно данным последней переписи населения в нашем регионе проживают люди более чем тридцати национальностей, помимо коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси) это русские, татары, украинцы, башкиры, азербайджанцы, армяне и многие другие.  

Процесс подготовки к концерту состоял из нескольких этапов:

1 – подбор преподавателем репертуара, соответствующего тематике концерта. При подборе произведений учитывалась возрастная специфика учащихся и общий уровень их профессиональной подготовки;

2 – разучивание с учениками и подготовка концертного исполнения выбранных произведений;

3 – подготовка семьей (ученики и их родители) коротких видео-презентаций, содержащих информацию (иллюстрации) о национальном костюме, особенностях быта того народа, с музыкой которого связано исполняемое тем или иным ребенком произведение;

4 –  оформление концертного зала родителями и педагогом, подготовка второй части мероприятия – общего чаепития;

5 – подготовка аппаратуры для трансляции видео-презентаций.

Направление мероприятия: духовно – нравственное.

Жанр мероприятия: тематический концерт-лекция

Инструментарием обратной связи (диагностика удовлетворенности родителей) является рефлексия, обсуждение, фотоотчет.

Правовой основой организации данного проекта являются нормативно-правовые акты федерального, регионального, муниципального уровней, регулирующие взаимоотношение семьи и образовательной организации в вопросах обучения и воспитания детей, а также в вопросах развития системы сотрудничества педагога и родителей.

Алгоритм включения родителей в конкретное мероприятие осуществляется через совместную деятельность педагога, родителей и детей.

Инструментарием включения родителей в подготовку тематического концерта явилось систематическое привлечение родителей к творчеству детей не только как слушателей, но и участников. Родители в данном случае выступают как помощники в создании презентаций, оформители. Проведение концерта возможно с использованием национальных костюмов тех народов, музыка которых будет звучать на мероприятии. В таком случае родители могут быть подключены и как костюмеры.

Инструментарием обратной связи являются положительные отзывы всех участников концерта и сформулированное желание дальнейшего участия в подобных мероприятиях, направленных на взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования в целях развития детей.

1 часть мероприятия

Сценарий концерта

Ведущая: Дорогие друзья, гости, дети и родители! Сегодня наша встреча посвящена знакомству с музыкой разных народов. Мы живем в России — огромной многонациональной стране. Издавна ее населяет множество народов, каждый из которых привнес свои традиции в общее культурное наследие нашей Родины. Музыка — самый понятный и доступный способ общения, своеобразный интернациональный язык. Нашу страну по праву можно назвать «многомузыкальной».

Переплетение культур – важная особенность и нашего Югорского края, в котором живут ханты, манси, русские, украинцы, татары, башкиры, белорусы, лезгины и многие-многие другие. Открывает наш концерт знакомство с прибалтийским фольклором. Старинные латышские песни обычно были очень коротки, их текст составлял всего лишь четверостишье. Ударение в латышском языке почти всегда падает на первый слог, именно поэтому   ритм многих песен такой четкий, размеренный.   В исполнении Азамата Суерова - кларнет прозвучит Латышская народная песня «Петушок» (концертмейстер Сарачакова В.В.).

Ведущая: Продолжим знакомство с прибалтийской музыкой. У эстонского народа детям принято было дарить разные свистульки, пастушеские рожки, дудочки. Эстонские танцевальные мелодии были не сложными, чтобы их можно было сыграть на самых простых «детских» дудочках. «Эстонский танец» в обработке С. Ляховицкой и Л. Боренбойма прозвучит в исполнении Цебрий Дмитрий – блокфлейта (концертмейстер Сарачакова В.В.).

Ведущая: Всем известно, что полька – это чешский танец, название которого переводится как «пол шага». Но в Белоруссии существует своя – национальная полька. Как и в чешском танце в белорусской польке «Янка» используются подскоки, но особенностью этого танца становятся особые притопы – выстукивание ритма ногами и кружение пар. Белорусские народные танцевальные мелодии имеют, как правило, двухдольный метр и исполняются в быстром темпе. Часто танцы отражали трудовые процессы («Ленок», «Бульба»), отношение человека к окружающей природе («Метелица»), значительное место занимают сюжетные танцы («Юрочка», «Лявониха»). Но пожалуй, самый известный белорусский сюжетный танец это полька «Янка». С этим танцем в переложении С. Ляховицкой нас познакомит Могирев Богдан – ксилофон (концертмейстер Сарачакова В.В.).

Ведущая: Согласитесь, что белорусская полька воспринимается нами легко и привычно. Совсем иначе, терпко и свежо, для нас будут звучать азербайджанские напевы. Азербайджанская  музыка неотделима от искусства других народов Ближнего и Среднего Востока, она отмечена самобытностью, ярким национальным своеобразием. Необычные сложные многочисленные варианты начальных попевок, исключительно богатый ритм – всё это характеризует песни этого кавказского народа. Гендриков Кирилл - саксофон исполнит для нас азербайджанскую народную песню «Мои цыплята». 

Ведущая: В названиях народных музыкальных произведений башкир традиционно употребляется слово «кёй», что значит мелодия, напев. Оно сочетается с прилагательными, которые определяют характер напева, место его исполнения или даже повод. Например,  «одон» – «долгий» или «кыска» – «короткий», «урам» – «улочный, городской» или «аул» «деревенский». В более позднее время некоторые народные мелодии и сюжеты в качестве названия получают имена собственные - «Буранбай-көй» («Напев Буранбая»), «Габдрахман-кёй-көй» («Напев Габдрахмана»). Сегодня мы послушаем Башкирскую песню в обработке Анатолия Розанова. Может мы по традиции назовем её Розанов-кёй? Интересно, к какому же типу она будет относиться – одон-кёй или кыска-кёй – долгий или короткий напев – медленная или быстрая песня. Представит нам Башкирскую песню Ясыбаев Динислам – курай (концертмейстер Сарачакова В.В.). 

Ведущая: В народной традиции очень часто песни были связаны с танцем, с движением. В русском фольклоре, как и в музыке других славян, распространены хороводные песни. Их отличает яркость, броскость мелодии, благодаря чему её всегда легко запомнить, а четкость ритмического рисунка помогает выполнять несложные движения в хороводе. Мы привыкли к тому, что хоровод это обязательно движение по кругу. Но в настоящей народной традиции форма хоровода может быть различной. Так в южных областях нашей страны особенно любили «завить капустку», т.е. исполнить хоровод по спирали. Известен и такой тип хоровода, когда играющие становятся двумя шеренгами лицом к лицу и с поочерёдным пением строф «наступают» и «отступают». Напевы русских хороводных песен столь популярны, что существуют во множестве обработок и переложений – для разных инструментальных и вокальных ансамблей, для классических и эстрадных исполнителей, для начинающих и профессиональных музыкантов. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» в обработке для фортепиано в 4 руки И. Корольковой прозвучит в исполнении учеников второго класса Дарии Суеровой и Тимофея Рудасова (преподаватель Сарачакова В.В.).

Ведущая: Интересный факт – в татарском, как и в башкирском фольклоре встречаются термины одон-кёй и кыска-кёй (долгий и короткий напев), но если в башкирской музыке эти определения относятся к темпу исполнения, то в татарской песни они соответственно определяют форму текста: «короткий напев» состоит из 7-8сложных строк, в «долгом напеве» количеств слогов в каждой строке не менее 10. Песня, которую мы сейчас услышим, называется «Апипá». В татарском языке – это женское имя, которое можно перевести как «честная, благовоспитанная, скромная». Песня «Апипа» достаточно популярна. Юрий Виноградов – композитор, музыковед, автор нескольких исследований, посвященных татарской музыки – создал симфонические вариации на тему татарской песни «Апипа». Терпкость гармонических сочетаний, необычный ладовый колорит и вместе с тем удобные для пения и запоминания мотивы, безусловно, привлекают слушательское внимание.  Итак, татарская песня «Апипа» в обработке Ю. Виноградова прозвучит в исполнении ученицы 4 класса Гульсимы Дарменовой - фортепиано (преподаватель Сарачакова В.В.).

Ведущая: Народная песня всегда служит неисчерпаемым источником вдохновения для профессиональных композиторов. Следующие несколько номеров нашего концерта хотелось бы освятить тому, как фольклорные интонации преломляются в композиторском творчестве. Один из самых очевидных путей воплощения национальной идеи в музыкальном произведении – это стилизация – намеренная имитация типичных фольклорных попевок, мотивов, ритмических фигур. Некоторые, особенно тонкие, стилизации по прошествии недолго времени могут уже восприниматься как исконно народные. Одним из интересных композиторов, трепетно относившихся к национальному фольклору, был Юрий Щуровский. Родившись в Киеве, он пережил в этом городе все ужасы войны, оккупации. Через всю жизнь Щуровский пронес любовь к фольклору родного народа, что отразилось во всех основных сферах творчества композитора: симфонических жанрах, киномузыке и в произведениях для детей. Его произведения знают, любят и играют во всех музыкальных учебных заведениях постсоветского пространства и за рубежом. Более полувека они не исчезают из педагогического репертуара. «Украинский танец» Ю. Щуровского прозвучит и на нашем сегодняшнем концерте. Для вас выступит Степан Гежа – фортепиано (преподаватель Сарачакова В.В.). А сейчас для вас прозвучит ещё одно произведение Ю. Щуровского «Весёлая игра» - в исполнении Кучкарова Джасурбека - труба (концертмейстер Сарачакова В.В.).

Ведущая: Стилизуя народные напевы композитор, как правило, сохраняет привычные жанры, формы, способы высказывания национального фольклора. Более сложным, высоким этапом претворения народной музыки становится умение привнести новое, национальное в классические музыкальные жанры. У настоящие художников это умение просто неотъемлемая черта стиля, это свой особый голос, свой уникальный язык. В творчестве Мераба Парцхаладзе – грузинского композитора второй половины ХХ столетия – не мало произведений напрямую связанных с тематикой истории и литературы своего народы. Это и симфоническая поэма «Нестан», созданная по мотивам произведения Ш. Руставелли «Витязь в тигровой шкуре», и хоры «Джвари», «Маки Крцаниси», и уникальное сочинение «Горы поют», написанное для солистов, хора, ансамбля танцоров и оркестра грузинских народных инструментов. Но даже в таком простом жанре как этюд М. Парцхаладзе умел находить свою неповторимую интонацию. Пассажи этюда звучат как мелизмы в пении горцев, а окончание едва ли не каждой музыкальной фразы напоминает инструментальные наигрыши грузинского народа. М. Парцхаладзе «Этюд g-moll». На сцене ученица 5 класса Лейла Наримбаева (преподаватель Сарачакова В.В.).

Ведущая: Киргизский композитор Калый Молдобосанов родился в семье известного акына – т.е. певца-сказителя народного эпоса. И будущий композитор с самых ранних лет непосредственно соприкасался с фольклорными напевами своего народа. Поэтому неудивительно, что даже столь привычный жанр, как марш в трактовке Молдобосанова приобретает очевидные киргизские мотивы: в четком ритмическом рисунке слышатся удары национального барабана доол, а в средней части мелодия звучит как подражание струнному комузу. «Веселый марш» Калыя Молдобосанова представят нам  Леонардо Чавдар- фортепиано(преподаватель Сарачакова В.В.).  и Старостин Максим – малый барабан (преподаватель Валеев В.Г.).

Ведущая: Ярко национальны и произведения другого советского композитора – Арама Хачатуряна. Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Свое детство будущий композитор  провел в старом Тифлисе. Сама атмосфера музыкального быта, дух этого города оставили, музыкальные впечатления детских неизгладимый след в душе художника. На каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей – ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.

Взаимовлияние восточной и западной культур отразилось и в музыкальном языке Хачатуряна. Он мастерски сумел соединить традиции восточной монодии, грузинского многоголосия и европейские традиции крупных симфонических жанров. Как и творчестве М. Парцхаладзе, произведениям Арама Хачатуряна свойственен легкий флёр национального колорита, который проявляется даже в коротких детских пьесках. «Андантино» Арама Хачатуряна прозвучит в исполнении Владимирова Данила – саксофон (концертмейстер Сарачакова В.В.).

Ведущая: Внимание к фольклору коренных малочисленных народов нашего региона – важная задача, которая стоит сегодня и перед профессиональными музыкантами, и перед педагогами. В последние годы для её решения благодаря энтузиазму некоторых музыковедов-исследователей делается абсолютный максимум. Выпущены диски и электронные издания посвященные музыкальному фольклору обско-угорских народов, в школах вводятся занятия с этнографическими элементами. Культурная память народа жива, пока жив человек. От поколения к поколению на протяжении многих веков передавались песни, танцы, наигрыши Югорской земли. С одним из них нам бы и хотелось вас познакомить. Хантыйская «Песня младшей сестры» прозвучит в исполнении педагогов нашей школы – В.В.Сарачакова (фортепиано), Горшкова Е.П. (домра). 

Ведущая: Вот и подошло к концу наше небольшое этнопутешествие. Хочется надеяться, что благодаря универсальному языку музыки люди разных национальностей станут ближе, дружнее, прекраснее.

2 часть мероприятия

Продолжением концерта становится чаепитие, на котором все участники мероприятия делятся впечатлениями, обсуждают значимость и новизну полученной информации. Проведение концерта и последующего разговора, проведенное силами педагога, учеников и родителей способствует сближению семьи со школой, расширяет кругозор, стимулирует к поиску новых знаний.

Предлагается родителям и учащимся ответить на вопросы о мероприятии:

Вопрос

Ответ

Ваши впечатления о данном мероприятии?

Насколько проведенное мероприятие соответствовало Вашим ожиданиям?

Как вы оцениваете своё выступление (выступление Вашего ребёнка)?

Устраиваете ли Вы «домашние концерты»?

Какие чувства Вы испытывали во время  и после мероприятия?

Ваше мнение о необходимости проведения подобных мероприятий?

Ваши пожелания

Самодиагностика и самоанализ

Самодиагностика педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках тематического концерта «Все народы в гости к нам»:

приоритетные ценности (отношение учителя к ученику как к личности): на мероприятии ученик был окружен вниманием, как со стороны учителя, так и со стороны родителей;

психоэмоциональное состояние (эмоциональное состояние и его динамика в ответ на различные ситуации): доброжелательный эмоциональный фон поддерживался учителем во время всего мероприятия. Настроение учителя передавалось всем участникам концерта;

самооценку (степень принятия себя и других, что проявляется в виде оценок установок и реакции на ситуации, нарушающие привычный ход событий): подготовка к концерту осуществлялась по намеченному плану, каждый этап встречи был заранее продуман, расписан. Преодоление непредвиденных ситуаций стало возможно благодаря профессиональному и музыкальному опыту педагога и поддержке родителей;

стиль ведения праздника (особенности поведения учителя, его реакций и состояний в процессе взаимодействия с родителями и учениками): общение с детьми для педагога всегда большая радость. Успешное выступление детей на концерте, их непосредственная эмоциональная реакция на собственное творчество и творчество своих товарищей подтверждает необходимость и значимость проведения подобных мероприятий.  Творческие встречи педагога, детей и родителей формируют дружный коллектив.

Список литературы

  1. Красько Л.М. Традиционная культура обских угров. Сургут, 2014.
  2. Загвязинский А.Е. Современная образовательная ситуация и   задачи модернизации российского образования // Народное образование№5. 2012. С. 11–16.
  3. Иокша Е.А. Современные тенденции развития образования в мире. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75correctional/12252Sovremennye_tendentsii_razvitiya_obrazovaniya_v_mire.html
  4. Алимова Н.К. Современные тенденции развития системы образования // Интернет-журнал «Науковедения» №4, 2011.[Электронный ресурс] Код доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-tendentsii-razvitiya-sistemy-obrazovaniya 
  5. Музыкальная энциклопедия. Тт. 1-6/  Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М, 1973.
  6. Письмо Министерства образования РФ от 22.07.2002 г. №30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс] Код доступа: http://docs.cntd.ru/document/901837070
  7. Письмо Минобразования России от 31.01.2001 г. №90/30-16 «О направлении обобщенных материалов по итогам проведения Всероссийского родительского собрания и методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей» [Электронный ресурс] Код доступа: http://base.garant.ru/1585610/

 

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий концерта-лекции "С.В.Рахманинов - певец русской души"

Сценарий концерта - лекции из серии "Школьная филармония представляет"  "С.В.Рахманинов - певец русской души" В концерте принимали участие концертный хор ДШИ "Юность", педагоги ДШИ "Юность"...

Сценарий концерта-лекции "Музыкальное путешествие по странам и континентам"

Сценарий концерта-лекции из серии "Школьная филармония представляет"  "Музыкальное путешествие по странам и континентам". Знакомство с музыкальными традициями народов разных стран. В концерте п...

Сценарий фестиваля: «Все народы в гости к нам.....»

Разработка сценария районного фестиваля проведенного с целью ознакомления учащихся с историей, фольклором, особенностями быта народов разных национальностей, воспитания толерантного отношения учащихся...

Сценарий хорового концерта-лекции "С песней по жизни"

Цель данного проекта - объединить исполнение вокальной и хоровой музыки учащимися перед родительской аудиторией с информационным материалом, который должен способствовать более осознанному восприятию ...

Сценарий концерта-лекции, посвященного 205-летнему юбилею Ф.Мендельсона (17.04.2014)

Сценарий разработан специально для концерта в стенах Сургутского музыкального колледжа.Музыкальные номера, составленные из сочинений немецкого композитора, чередовались рассказом ведущей об интересных...

методическая разработка : сценарий концерта-лекции "Из глубины веков"

Сценарий концерта-лекции содержит материал о возникновении и развитии старинныхинструментов клавиной группы. В материале представлен репертуар композиторов XVII -XVIII веков, соответствующий требовани...

Сценарий концерта-лекции "История возникновения бальной культуры"

Сценарий концерта-лекции "История возникновения бальной культуры". Можно исользовать как материал первичного знакомства обучающихся с бальной культурой....