Организация работы в группе на уроке музыки
статья по музыке

Организация работы в группе на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыка.Работа в группе 20.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Организация работы в группе на уроке музыки

(из опыта работы)

Современная школа - это большой коллектив людей: учеников, учителей, родителей, объединённых важным государственным делом - образование детей, подготовкой их к жизни в обществе, к выбору профессии, к трудовой деятельности. Она занимается воспитанием у детей таких качеств, как чувства товарищества (солидарности), самокритичности, требовательности к себе и другим, благородства, взаимопонимания, уважения к старшим и т. д.

Успешная учёба очень важна для школьника, его родителей и общества в целом. Разносторонние знания помогают ему стать образованным человеком. Участие в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах открывает путь в высшие учебные заведения, в науку.

Для развития индивида как личности только группа представляется незаменимой, особенно, если группа представляет собой сплочённый высокоразвитый коллектив, поэтому учебную группу следует прежде всего рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий - как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.

Групповая форма организации учебной работы  на уроке изначально предполагает  подготовительные мероприятия и действия:

- на первоначальном этапе урока класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, или учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;

- каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, выполняя его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;

- на протяжении урока состав группы  может меняться, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;

-  в конце урока учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы (оценивает как учитель, так и члены группы).

Таким образом, оценивается не только результат выполнения поставленной задачи на уроке, но и работа группы.

Важно определить систему оценок: будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка. Но она не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы.

Положительное воздействие на ученика группы в том, что:

- отношения между детьми, складывающиеся в группах, приучают их выполнять существующие социальные нормы, которые несут в себе ценностные ориентиры, устанавливающиеся личностью;

- группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;

- от участников группы ученик получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять всё положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков;

- группа даёт ребёнку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

- ребята оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микро коллективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.

Межличностное общение в учебном процессе – это обсуждение вопросов, которые так важны для решения поставленной проблемы на уроке, общение, которое  сближает ребят, создаёт между ними доверительные отношения, что повышает мотивацию путём включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении.

 Ведь развитие ребёнка в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, которая наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. А индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях и т. д.

Между принятием СЕБЯ, принятием ДРУГИХ и принятием ВАС другими людьми существует определённая связь. Следовательно, восприятие себя и восприятие других – основа межличностных отношений. Всё это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями в микро группе.

Виды групповых работ:

- урок – конференция: подготовка состоит из следующих этапов:

  1. Тема и план занятия даются ребятам за две – три недели;
  2. Класс разбивается на творческие группы по 5-6 человек;
  3. Каждая группа выбирает один из вопросов и подбирает литературу, знакомится с материалом;
  4. Распределяются обязанности в группе;
  5. За несколько дней до конференции с каждой группой проводится консультация.

- урок – дискуссия: формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила:

1. Вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;

2. В споре не допускать тона превосходства;

3. Грамотно и четко ставить вопросы;

4. Формулировать главные выводы.

В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Оскорбления, упреки, недоброжелательность в отношении к своим товарищам не должны присутствовать в споре.

- урок – соревнование: форма проведения таких уроков самая различная: КВН, "Брейн-ринг",  "Звездный час" и др. В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа:

1. Подготовительный: для участия в соревновании класс разбивается на команды. Каждой команде даются одни и те же задания с таким расчётом, чтобы число заданий было равно числу участников команд;

2.  Игровой: регламентированные правила игровых действий способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры;

3. Подведение итогов: игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.

Условия применения группой работы:

- внешние условия: число участников группы не должно быть слишком большим, в аудитории должно быть достаточно места для перемещения групп;

- социальные и воспитательные условия: состав группы должен включать сильных и слабых учеников, а распределение обязанностей касалось всех участников группы;

- условия, касающиеся содержания занятий: работа может применяться только для группового выполнения и последующего обсуждения;

- групповая рефлексия: организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают: удалось ли им  достичь поставленных целей, какие из действий групп и её участников были эффективны, т. к. цель групповой рефлексии - повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы, увеличить его возможный вклад в достижение общих целей.

Факторы, влияющие на эффективность работы групп:

- групповые нормы - неформальные правила, которые устанавливают члены группы с целью регламентирования поведения каждого члена группы;

- размер группы - от 6 –10 человек принимают более удачные решения, чем большие, но малые группы от 2 - 5 человек имеют больше возможностей достичь консенсуса в противоречивых вопросах;

- состав группы – вынесение решений вопросов на рассмотрение группы должно рассматриваться с разных точек зрения, учитывая мнение каждого;

- сплочённость – должна присутствовать симпатия каждого члена группы по отношению к другим и желание быть членом данной группы;

- конфликтность - разнообразие мнений способствует более эффективному решению проблем, но повышает риск вероятности конфликта;

- статус членов группы – статус личности в группе может определяться рядом факторов: по возрастным критериям, по успеваемости, информированности  и т.д.

Конечно, успех групповой работы зависит от того, как быстро каждый член группы приспособится к темпу работы других членов, насколько он правильно понимает их, ясно формулирует свои мысли и желания, соотнося их с заданиями.

Но и сам учитель может участвовать в работе группы, предлагая участникам разные варианты ответов, т. е. выступать в роли наставника, который хочет организовать эффективную групповую работу.

От мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый её участник в отдельности ощущал его заботу, его заинтересованность в успехе. Ему нельзя оказывать давление на участников, мешая им высказываться. Нельзя исправлять или критиковать высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, т.к. эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме. Он должен выражать заинтересованность в успехе как сильных так и слабых учащихся, вселять уверенность.

Типы групп:

- разнородные группы: формируются по принципу: один «сильный», два «средних» и один «слабый» ученик, при этом в группе желательно присутствие девочек и мальчиков. Достоинства данного типа:

1.        Обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;

2.        «Слабые»  попадают под опеку «сильных» и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;

3.        В каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.

- тематические группы: в  состав входят ученики с разными точками зрения.

- базовые группы: формируемая учителем на длительный срок, в соответствии с некоторыми принципами:

1.        Группы формируются в начале учебного года/четверти/месяца;

2.        Группа должна быть  разнородной, т. к необходимо избегать наличия в одной группе учеников, которые своим чрезмерным общением друг с другом могут помешать эффективной работе.

- произвольные группы, которые подразумевают деление на группы по произвольному признаку (месяц рождения, любимый цвет и т.п.). Преимущества типа:

  1. Гарантируется максимальная объективность деления на группы, поскольку оно носит случайный характер;

2.        Уместно использовать такой способ деления групп в начале первого года обучения, когда ученики еще плохо знают друг друга;

3.        Процесс формирования групп таким способом вносит разнообразие и элемент игры;

4.        При временном переходе из базовой группы в произвольную ученики получают разные социальные роли.

Так чему же учит групповая работа?

- сотрудничать,

- ставить вопросы,

- решать проблемы,

- договариваться,

- слушать других,

- убеждать других,

- отвечать за себя.

Итак, групповая работа способствует развитию коммуникативной компетентности и даёт возможность для самореализации в конкретном виде работы. Только в сотрудничестве (ученик – субъект + объект) легче учесть индивидуальные потребности, интересы и способности ребёнка. Такая форма работы может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...

Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии

Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии...

Статья " Организация работы в группе не уроке английского языка: вопросы взаимодействия педагога и обучающихся"

Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе-обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся  на ...

Организация работы в группе на уроке математики

Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности и для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Практика показы...

Работа в группе на уроке музыки (из опыта работы)

Работа в группе на уроке музыки(из опыта работы)...

Организация работы в группе на уроке английского языка (из опыта работы)

Статья об использовании различных приемов групповой формы работы на уроках английского языка...

«Организация работы в группе на уроке английского языка: вопросы взаимодействия учителя и обучающихся»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «Организация работы в группе на уроке английского языка: вопросы взаимодействия учителя и обучающихся»...