Методическая разработка урока "Кармен-самая знаменитая опера в мире"
методическая разработка по музыке (7 класс)

Румянцева Изабелла Рафаэльевна

Методическая разработка урока "Кармен-самая знаменитая опера в мире"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока музыки 7 класс
Тема: «Кармен» - самая популярная опера в мире».

Цель: Знакомство с оперой Ж.Бизе «Кармен».
Задачи:
-систематизировать  разрозненную информацию о музыкальном произведении
-развивать слуховую память  

Тип урока:
Обобщение полученных знаний
Технологии урока: Кубик Блума, ТКМ (кластер) ТРИЗ (фантастическая добавка)

Предметные УДД: запомнить композитора, основные вехи биографии Ж.Бизе, знать время и историю создания произведения; уметь назвать главных героев оперы; определять на слух их музыкальные темы.
Метапредметные УДД: узнавание где, в каких театрах, когда можно услышать оперу «Кармен»; узнавание образа в других видах искусства и  музыкальных произведениях;
Личностные УДД: проявление интереса к произведению, эмоциональный отклик на музыку, побуждение желания  посещения оперы в театре, пробуждение любви к музыке «Кармен», понимание ее современности как  мирового оперного хита.
Познавательные УДД:
работа с либретто оперы, выделение действий, сцен, арий; определение характеров героев кластером; сравнение жизненных ценностей героев, сравнение литературного и музыкального источника.
Регулятивные УДД:
выполнение практико-ориентированных заданий
Коммуникативные УДД: владение либретто, умение пересказать содержание оперы, работа в творческих группах.
Форма урока:
урок-расследование «Агентство расследований самый громких историй»
Методы урока: проверочные вопросы по пройденному материалу, сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей, ситуативные задания, проблемные ситуации, творческие задания
Музыкальные фрагменты:
 «Хабанера», «Марш Тореадора», Развод караула, Цыганская песня, «Сегидилья»
Видеофрагменты:
«Хабанера»
Техническое оснащение урока: фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор
Начало урока: В «Агентство расследований самых громких историй» поступило задание разобраться в перипетиях сюжета и истории цыганки Кармен.
-Формулируется тема урока, обозначающая круг вопросов, на которые надо отвечать: кто участники истории, каковы их характеры, какие события происходили
-Для распределения на группы сотрудников агентства расследований ученики вытаскивают из 3музыкальной шкатулки бумажные нотки разных цветов, которые определяют их команду.
Видеосюжет, снятый сотрудниками агентства (учениками) в форме социологического опроса: «Какая опера самая популярная в мире?» (ответы родителей, учителей, друзей).
Вывод: «Кармен - самая популярная опера в мире».
Представление агентами статистических данных о том, сколько раз исполнялась опера, в каких театрах мира идёт, с какой периодичностью и аншлагами.
-Кубик Блума изображен на доске, на его гранях написаны вопросы, которые стирают  по мере  получения ответов.
На столе у учителя находится бумажный кубик, который представители команд по очереди бросают, и выпавшая грань указывает на то, какого типа вопрос надо задать.
Грани: Послушай
            Подбери
           Выбери
           Придумай
           Определи
           Отгадай
           Сосчитай
        Почему
          Предложи
          Собери
          Назови
          Создай
-Такой популярной историю Кармен П. Мериме  делает музыка Ж.Бизе
Послушай:
Музыкальная викторина: каждой команде представляется определить на слух музыкальный отрывок оперы
Музыкальные фрагменты: «Хабанера», «Марш Тореадора», Развод караула, Цыганская песня, «Сегидилья». Тема роковой любви.

Отгадай:
 Что означает имя Кармен?
варианты картотеки агентства:
а)
имя святой покровительницы садов
б)имя преступницы
в) имя возлюбленной писателя
Ответ: (на французском Жарден - сад, в Андалузии –Санта Мария дель Кармен - святая покровительница садов «цыганка с именем святой», в волосах всегда  цветок)
Отгадай: Кем был прототип Хосе?
варианты картотеки агентства:
а) священник
б) знаменитый бандит
в) солдат
Ответ: (Хосе Лизар –
имя знаменитого бандита в Баскии с черной бородой, в книге голубоглазый блондин, который сидит в тюрьме и рассказывает эту историю любви)
 Назови: имя писателя, композитора, основные вехи биографии Ж.Бизе, историю создания произведения; главных героев оперы;
Придумай: театральный костюм герою, грим, декорации к сцене (на улице, в трактире, в горах, на арене) (даётся  время)
Определи: какой герой исполняет эту арию по найденному отрывку текста: «У меня опасная работа. Я выхожу на арену на лошади пикадор…..
Выбери: Какая геометрическая фигура в сюжете оперы приводит к трагедии?
Какие жизненные ценности у каждого гласного героя?


Ответ: Любовный треугольник. Свобода, Любовь, Слава.
Сосчитай: сколько уголовных дел можно завести по сюжету оперы, и за какие преступления?
Ответ: нанесение тяжких телесных повреждений (Кармен ранит ножом работницу фабрики), контрабанда (Кармен, Хосе), военный трибунал (драка с командиром отряда), убийство (Хосе убивает Кармен), гадание(вымогательство).

Собери: образы героев (технология кластер)

        

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Определи по форороботу (фото спектакля) и видео с камер наблюдения (видеофрагмент «Хабанеры») сцены оперы, перескажи либретто.
Почему: почему премьера оперы  провалилась?
Предложи: другой финал оперы

Подсчет верных ответов каждой команды. Оценивание работы групп.

Представление всех материалов дела (эскизы костюмов, декораций, грима, письменных ответов, музыкальной  викторины.
Сотрудники агентства отвечают на итоговые вопросы, чтобы завершить расследование и закрыть дело Кармен.
Кто она, Кармен? Что оправдывает героиню (её естество, природа, натура)
(роковая женщина, роковая любовь) Хосе (его любовь, молодость)

Почему опера  и её сюжет популярна и  сегодня в разных странах?
прекрасная музыка, испанский колорит, человеческие страсти, вечный сюжет любви ревности, истинных человеческих чувств и ложных,  главных жизненных ценностей людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия математического кружка «Числа управляют миром!»

Основная цель занятия   –     развитие творческих способностей,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Людей неинтересных в мире нет"

В процессе воспитания личности  важное  значение имеет формирование  её нравственности,  развития индивидуальности каждого обучающегося. Данный классн...

Методическая разработка «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» (из опыта работы)

В методической разработке"Особенности постановки детской оперы в школе" представлен опыт постановки оперы с детским хоровым коллективом. Исполнителями в опере были дети 3-5 классов.В работе представле...

Приложение №1(сценарий) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» .

В приложении №1(сценарий) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере  оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха»  предложен сценарий оперы.В нём я добавила н...

Приложение №2(танцевальные номера ) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» .

В клавире оперы "Муха-Цокотуха" не было танцевальных намеров, которые так и напрашивались под музыку оперы.Пришлось мне разработать их , что очень нравилось детям при постановке оперы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «Знаменитый гостинец из Тулы»

        Классный час «Знаменитый подарок из Тулы» посвящен  тульскому прянику – любимому лакомству детей и взрослых. ...