Разработка открытого урока на тему: «Современные методы освоения штриховой палитры аккордеониста в полифонических произведениях»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Киселёва Вера Анатольевна

Цель урока: Развитие навыков выделения голосов в полифонических произведениях с помощью штрихов.

Задачи урока:

  1. Научиться  анализировать многоголосную фактуру, находить тему, противосложение, выбирать  штрихи для голосов, в зависимости от тематического развития, от их значимости в полифонии.
  2. Развитие исполнительских приемов, необходимых для слухового контроля в движении отдельных голосов многоголосной фактуры. Расчленив общую ткань, провести и показать самостоятельность голосов и линий, не нарушив при этом единства целого.
  3. Развитие музыкального мышления и памяти через освоение полифонической фактуры.
  4. Воспитание культуры звукоизвлечения, необходимой для решения художественных и стилистических задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shtrihovaya_palitra_v_polifonii.doc66.5 КБ
Office presentation icon shtrihovaya_palitra_v_polifonii_2.ppt2.73 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Разработка открытого урока

ТЕМА:

«Современные методы освоения штриховой палитры аккордеониста в полифонических произведениях»

Выполнила  преподаватель

высшей квалификационной категории

Киселёва Вера Анатольевна

Пыть-Ях

2019

Тема урока: «Современные методы освоения штриховой палитры аккордеониста в полифонических произведениях»

Цель урока: Развитие навыков выделения голосов в полифонических произведениях с помощью штрихов.

Задачи урока:

  1. Научиться  анализировать многоголосную фактуру, находить тему, противосложение, выбирать  штрихи для голосов, в зависимости от тематического развития, от их значимости в полифонии.
  2. Развитие исполнительских приемов, необходимых для слухового контроля в движении отдельных голосов многоголосной фактуры. Расчленив общую ткань, провести и показать самостоятельность голосов и линий, не нарушив при этом единства целого.
  3. Развитие музыкального мышления и памяти через освоение полифонической фактуры.
  4. Воспитание культуры звукоизвлечения, необходимой для решения художественных и стилистических задач.

Тип урока – комбинированный.                    

Форма урока: индивидуальная.

Учащийся:

  • Новиков Данила ‒ 5 класс Дополнительной предпрофессиональной  программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», специализация «Аккордеон».

ТСО: ноутбук, 2 аккордеона, мультимедийная установка

Наглядные пособия:  

  • слайдовая презентация; 
  • Видео mp4: экспозиция из Органной фуги f-moll И.С.Баха в исполнении Александра Комелькова (баян) лауреата I степени 69-го Всемирного конкурса баянистов и аккордеонистов «Кубок мира» 2016, Инвенция И.С.Баха в исполнении Мартыновой Дарьи (аккордеон) – лауреата I степени II Всероссийского конкурса «Уральские самоцветы» г.Нижняя тура 2016;
  • В.Ражников «Словарь эстетических эмоций»;
  • Брызгалин В.С. Первая полифоническая школа для баянистов и аккордеонистов Тетради 3 / Курган: Мир нот, 2001

Раздаточный материал: план теоретического анализа полифонического произведения.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Сообщение нового материала.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Подведение итогов. Домашнее задание.

Содержание урока. (слайд 1)

«Если мы будем учить сегодня так,

как делали это вчера, мы украдем у детей завтра»

Джон Дьюи (1859-1952)

  1. Организационный момент. 8 минут.
  1. Объявить тему урока (слайд 2), цель (3), задачи(4,5), тип и форму урока.
  2. Представить учащегося (слайд 6).
  3. Подготовка исполнительского аппарата к работе. Разыгрывание на гамме B-dur. Исполняет 3 штриха, арпеджио, аккорды.
  4. Гамма А-dur – на бас 2-3-4 ноты. Продолжаем разминать исполнительский аппарат – прошу исполнить гамму C-dur секстами легато в одну октаву – все голоса, легато и стаккато параллельно в разных голосах (слайд 7)

  1. Проверка домашнего задания: (слайд 8). 8 минут.

Зачитывается Домашнее задание:

  1. Подготовить письменный теоретический анализ с разбором по голосам и темам Фуги C-dur Т.Кетчера, используя план.
  2. Закрепить текст Фуги C-dur Т.Кетчера наизусть.

Учащийся исполняет данное произведение наизусть. 

Преподаватель беседует с учащимся по плану теоретического анализа о проведении голосов в Фуге C-dur Т.Кетчера. 

(слайд 9)

Беседуя о характере темы, преподаватель предлагает учащемуся найти  несколько выразительных слов, подходящих для описания характера звучания данной в «Словаре эстетических эмоций» В. Ражникова (например: см. № 1-100).

Учащийся находит 3-4 подходящих эпитета.

  1. Сообщение нового материала.15 минут

Чтобы получился такой характер музыки, какие исполнительские средства необходимо использовать в теме?

Полный ответ: динамика, штрихи, ритм, темп, размер, движение мелодии, лад, регистр.

Правильно, все средства выразительности работают на характер звучания темы. Сегодня мы заострим наше внимание на штрихи, артикуляцию и туше. Назови, пожалуйста, штрихи, которые ты знаешь.

Ответ: Legato – легато – связно, non legato – нон легато – не связно, staccato – стаккато – коротко, отрывисто.

Какие штрихи необходимы для характера звучания темы Фуги Т.Кетчера?

Ответ: non legato и staccato.

Мы знаем, что метроритмическая организация подразумевает наличие слабых и сильных долей в теме. Как помочь слушателю услышать это в звучании мелодии?

Ответ: акцентировать или выделить этот звук.

Правильно, небольшой акцент поможет услышать сильную долю, но в какой степени равными по силе акцентировки должны быть сильные доли в каждом такте? Тема по строению – это музыкальная фраза, т.е. законченная музыкальная мысль, где есть динамическое развитие для выделения кульминационной точки. Давай разберемся, где находится кульминация в теме?

Ответ: Она приходится на сильную долю третьего такта.

(слайд 10)

Правильно, значит, сильные доли первого и второго такта не нуждаются в специальном выделении. Но для последующего появления темы и для узнавания ее среди трех голосов Фуги рекомендуется выделять и начало темы. Для этого надо выбрать способ выделения. Какие способы исполнения акцентированных звуков ты знаешь?

Ответ: Рывок мехом, удар пальцем.

Правильно. Акцент мехом и способ туше – пальцевой удар. Давай попробуем исполнить тему с пальцевым ударом при ровном ведении меха на mf.

Преподаватель показывает, учащийся исполняет. По мере необходимости поправляет, повторяют, добиваются штриховой ровности, динамической направленности к кульминационной точке и выделению пальцем первой доли и сильной доли третьего такта.

Применение мехового выделения кульминации больше подходит для произведений гомофонно-гармонического склада. Исполнение полифонии на нашем инструменте опирается на технику владения различными способами туше, их взаимодействием во время исполнения многоголосной фактуры. Так как, выделив меховым акцентом кульминационную точку темы, мы одновременно выделим и второстепенные голоса противосложения, тогда тема потеряется в общем звучании.

Поэтому постараемся сейчас избегать привычных движений: выделение кульминаций мехом. Далее тема звучит в среднем голосе вместе с противосложением в верхнем голосе. Сразу видим разницу в изложении этих голосов. Назови, в чем это проявляется.

Ответ: Ритм – в теме больше четвертных, в противосложении преобладают целые и половинные. В теме – staccato, в противоположном голосе – legato. Направление движения мелодических линий противоположное.

Исполни этот отрывок с использованием пальцевого удара на первую долю и кульминацию.

Учащийся исполняет.

Работа над точностью пальцевого акцента в теме, певучести противосложения, ровностью штрихов.

(слайд 11)

Третье изложение темы в нижнем голосе на фоне двухголосного противосложения в верхнем и среднем голосах. Чтобы тема в нижнем голосе на staccato не потерялась ее нужно выделить в левой руке пальцевым акцентом.

Работаем над артикуляцией, точностью штрихов.

Прежде чем перейти к анализу изложения интермедии, предлагаю отдохнуть с пользой. Мы послушаем экспозицию из Органной фуги f-moll И.С.Баха в исполнении Александра Комелькова (баян) лауреата I степени 69-го Всемирного конкурса баянистов и аккордеонистов «Кубок мира», который впервые прошел в России в 2016 году (видео 04.45-05.12 минут). Послушай вступление темы в каждом голосе.

Еще небольшое видео: Инвенция И.С.Баха в исполнении одаренной девочки Мартыновой Дарьи (аккордеон) – лауреата I степени II Всероссийского конкурса «Уральские самоцветы» г.Нижняя Тура 2016 (видео 00.42-02.29 минут). Обрати внимание на штрихи, используемые ею для проведения тематического материала.

Разбираем штриховую палитру в интермедии. Отрабатываем с точным воспроизведением штрихов.

  1. Закрепление нового материала. 4 минуты (слайд 12)

Исполняем Экспозицию целиком. Анализируем, что получилось, что – не получилось.

  1. Подводим итог урока. 5 минут

Вопросы учащемуся (слайд 13,14):

1. Какие средства выразительности необходимы исполнителю-аккордеонисту, чтобы разделить голоса при одновременном звучании?

Штрихи.

2. Как выделить кульминацию в многоголосии?

Пальцевой акцент.

3. Как называется использование различной степени нажима на клавиши?

Туше.

4. Как помочь услышать слушателю начало темы в многоголосии?

Цезура перед началом темы, пальцевой акцент на первую долю темы.

Преподаватель оценивает работу на уроке и вместе с учащимся формулирует новое домашнее задание:

1. «Фугетта» – работать над цезурами перед темами, акцентами на первую долю и кульминационную точку в каждой теме, над штрихами в теме и противосложениях, в интермедиях.

2. Гаммы – продолжить работу над точностью и ритмичностью исполнения технического комплекса, ровностью штрихов.

(слайд 15,16)

Приложение 1

План теоретического анализа

полифонического произведения

5 - 8 классы

1.        Название пьесы, композитор.

2.        Время создания, эпоха (старинная, романтическая, русская, современная).

3.        Вид полифонии (пьеса с элементами полифонии, подголосочная, имитационная, неимитационная полифония)

4.        Форма (бас-ostinato, канон, инвенция, фугато, фугетта, фуга и др. – для имитационной и неимитационной)

5. Строение – полифонический период, двухчастная, трехчастная и пр.

6. Разделы части (формы) – экспозиция, средняя часть (разработка), реприза, кода и пр.

7. Общий характер. Термины. Знаки альтерации при ключе. Основная и побочные тональности. Размер. Темп.

//Далее разбор произведения по разделам / по голосам //

8. Тема – однородная или контрастная. Количество голосов. Все вступления и проведения тем в основном и преобразованном видах.

9. Кодетты. Ответ – интервал и способ вступления. Стретты. Противосложения – удержанные, неудержанные. Границы интермедий и им подобных разработочных построений. Секвенции.

  1. Составные элементы: направление движения мелодии, ритмическая характеристика, тональность и др.
  2. Фразировка (динамика, люфтпаузы).
  3. Штрихи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если мы будем учить сегодня так, как делали это вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи (1859-1952)

Слайд 2

Подготовила преподаватель высшей квалификационной категории Киселёва Вера Анатольевна МБОУ ДО «ДШИ» г.Пыть-Ях, 2019 Открытый урок: «Современные методы освоения штриховой палитры аккордеониста в полифонических произведениях»

Слайд 3

Цель урока: Развитие навыков выделения голосов в полифонических произведениях с помощью штрихов.

Слайд 4

Задачи урока: 1. Научиться анализировать многоголосную фактуру, находить тему, противосложение, выбирать штрихи для голосов, в зависимости от тематического развития, от их значимости в полифонии. 2. Развитие исполнительских приемов, необходимых для слухового контроля в движении отдельных голосов многоголосной фактуры. Расчленив общую ткань, провести и показать самостоятельность голосов и линий, не нарушив при этом единства целого.

Слайд 5

3. Развитие музыкального мышления и памяти через освоение полифонической фактуры. 4. Воспитание культуры звукоизвлечения, необходимой для решения художественных и стилистических задач. Тип урока – комбинированный. Форма урока: индивидуальная.

Слайд 6

Учащийся: Новиков Данила 5 класс Дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» специализация «Аккордеон»

Слайд 7

Исполнение гаммы

Слайд 8

1.Название пьесы, композитор. 2.Время создания, эпоха (старинная, романтическая, русская, современная). 3.Вид полифонии (пьеса с элементами полифонии, подголосочная, имитационная, неимитационная полифония) 4.Форма (бас- ostinato , канон, инвенция, фугато, фугетта, фуга и др. – для имитационной и неимитационной) 5. Строение – полифонический период, двухчастная, трехчастная и пр. 6. Разделы части (формы) – экспозиция, средняя часть (разработка), реприза, кода и пр. 7. Общий характер. Термины. Знаки альтерации при ключе. Основная и побочные тональности. Размер. Темп. // Далее разбор произведения по разделам / по голосам // 8. Тема – однородная или контрастная. Количество голосов. Все вступления и проведения тем в основном и преобразованном видах. 9. Кодетты. Ответ – интервал и способ вступления. Стретты. Противосложения – удержанные, неудержанные. Границы интермедий и им подобных разработочных построений. Секвенции. а) Составные элементы: направление движения мелодии, ритмическая характеристика, тональность и др. б) Фразировка (динамика, люфтпаузы). в) Штрихи План теоретического анализа полифонического произведения

Слайд 9

И.Пахельбель Фуга C-dur Экспозиция

Слайд 10

И.Пахельбель Фуга C-dur Экспозиция

Слайд 11

Экспозиция - продолжение И.Пахельбель Фуга C-dur

Слайд 12

И.Пахельбель Фуга C-dur Экспозиция

Слайд 13

Какие средства выразительности необходимы исполнителю-аккордеонисту, чтобы разделить голоса при одновременном звучании? Штрихи 2. Как выделить кульминацию в многоголосии? Пальцевой акцент.

Слайд 14

3. Как называется использование различной степени нажима на клавиши? Туше 4. Как помочь услышать слушателю начало темы в многоголосии? Цезура перед началом темы, пальцевой акцент на первую долю темы.

Слайд 15

Подготовила преподаватель высшей квалификационной категории Киселёва Вера Анатольевна МБОУ ДО «ДШИ» г.Пыть-Ях, 2019 Открытый урок: «Современные методы освоения штриховой палитры аккордеониста в полифонических произведениях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок на тему: "Альтернатива: промышленное освоение или сохранение природы"

Урок, предложенный вниманию коллег, проводится в 9м классе по предмету география.Вид урока – урок-игра.Данный урок может быть проведен по окончанию темы «Европейский Север» в качестве урока обобщения ...

Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии" 11 класс

Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии"...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»

Цель урока:·        Развитие полифонических навыков.Задачи урока:·        Обучить основным  навыкам поэтапного разбора ...

Открытый урок по теме: "Рассказ Л.С. Петрушевской "Шопен и Мендельсон" как произведение постмодернизма"

Форма урока: урок-практикумЦели урока:Познакомить учащихся с творчеством Л.С. Петрушевской.Выработать навыки анализа художественного текста (на примере рассказа "Шопен и Мендельсон".Развивать умение и...

Методическая разработка открытого урока с использование современных средств обучения по информатике на тему: «Возможности динамических (электронных) таблиц»

Тема «Возможности динамических (электронных) таблиц» изучается на первом курсе среднего профессионального образовательного учреждения в разделе «Технологии создания и преобразования информационн...

Разработка открытого урока по теме "Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в классе фортепиано в младших и средних классах ДМШ/ДШИ"

Полифонические произведения - область фортепианного репертуара, всегда предъявляющая максимально высокие требования к слуховой сфере учащегося – пианиста.  Правильное полифоническое воспита...

Современные методы освоения штриховой палитры аккордеониста в произведениях кантиленного характера

доклад на тему «Современные методы освоения штриховой палитры аккордеониста  в произведениях кантиленного характера»...