Урок музыки в 7 классе "Война и дети" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Урок создавался к юбилейному году Победы в Великой отечественной войне. Материал урока возможно использова во внеклассной работе с учениками 6-8 классов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 7 классе "Война и дети" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Тема урока «Война и дети»

Тип урока: Комбинированный.

Место урока в теме: урок музыки №8 в I четверти 7 класса в разделе «Героическая тема в русской музыке».

Цель урока: формирование активного и осознанного восприятия обучающихся истории родной страны через произведения искусства.

Задачи урока:

- расширить знания о роли детей-подростков в годы Великой Отечественной войны;

- познакомить с музыкальными произведениями, посвященными теме военного детства;

- обеспечить условия для развития воображения и творческого мышления учащихся через слушание и анализа музыкальных произведений, установление ассоциативных связей музыки с литературой;

- расширить песенный репертуар обучающихся по данной тематике;

- воспитывать уважение и чувство гордости за свой народ, отстаивающий свободу и независимость Отчизны в суровые годы;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к Родине.

        Планируемые результаты:

Предметные:

- соединить слуховые представления со зрительными.

Личностные:

- участвовать в коллективно-творческой деятельности, реализовывать собственные творческие замыслы в хоровом пении;

- эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление.

        Метапредметные результаты:

        Познавательные УУД:

- ориентироваться в системе знаний по предмету;

- делать выводы, строить рассуждения.

        Регулятивные УУД:

- ставить совместно с учителем учебную задачу;

- самостоятельно формулировать тему и цель урока;

- строить речевые высказывания о музыке в устной форме;

- формулировать собственное мнение и позицию.

        Коммуникативные УУД:

- стремиться к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных задач;

- быть терпимыми к мнениям других, учитывать их в совместной работе.

Основная педагогическая технология – технология исследовательского (проблемного) обучения.

Методические методы: метод эмоциональной драматургии, методы сравнения, анализа и обобщения.

Межпредметные связи: музыка, история, литература.

Примерный песенный репертуар:

  1. «Москвичи», музыка А. Эшпая на слова Е. Винокурова.
  2.  «Мы-дети военной поры» В. Баснера на слова М. Матусовского.
  3. «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина на слова С. Крылова.
  4. «Песня о пионерах-героях» А. Пахмутовой на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.
  5.  «Мальчишки у стен Сталинграда» И, Шварца на стихи В. Коростылева.
  6. «За того парня» М. Фрадкина на стихи Р. Рождественского.
  7. «Шел ленинградский паренек» Г. Камолдинова на стихи В. Лебедева-Кумача.
  8. «На безымянной высоте» В. Баснера на слова М. Матусовского.
  9. «До свидания, мальчики», музыка и слова Б. Окуджавы.
  10. «Солнечный круг» А. Островского на слова Л. Ошанина.
  11. «Мальчишки» А. Островского на слова И. Шаферана.
  12. «Отмените войну», музыка и слова Т. Ветровой.
  13. «Дети войны» О. Юдахиной на слова И. Резника.
  14.  «Мы не хотим войны» М. Чертищева на слова В. Ватагина.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, презентация к уроку.

Краткое описание структуры урока:

  1. Организационно-мотивационный момент урока
  2. Определение темы урока
  3. Целеполагание
  4. Проверка домашнего задания
  5. Открытие новых знаний
  6. Вокально-хоровая работа
  7. Итог
  8. Рефлексия деятельности на уроке
  9. Домашнее задание

 

Этапы урока

Музыкальный материал

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационно-мотивационный

Музыкальное приветствие.

Отвечают на музыкальное приветствие.

II.Определение темы урока.

Музыкальное сопровождение (фон) к стихотворению «Дети войны»

Читает стихотворение Л. М. Голодяевской «Дети войны».

Задаёт вопросы:

- Какая музыка сопровождала стихотворение?

- Дети войны, какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание?

- Как вы понимаете тему нашего урока?

Слушают стихотворение Л. М. Голодяевской «Дети войны».

Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают.

Формулируют тему урока.

III.Целеполагание.

Дети войны. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но всё равно сражались рядом со взрослыми, становясь настоящими героями. У поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, почти не было детства. Этих детей воспитала война. Наш сегодняшний урок об этом и ещё о памяти.

- Что же вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

Отвечают на вопрос учителя

IV.Проверка домашнего задания.

Исполнение песен.

Песни, исполняемые детьми:

1. «Песня о маленьком трубаче», музыка С. Никитина, сл. С. Крылова.

2. Песня «Москвичи», музыка А. Эшпая, слова Е. Винокурова.

3. Песня «Солнечный круг», музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

Предлагает учащимся выступить с домашним заданием. (На предыдущем уроке учащиеся были разделены на три группы для исследовательской деятельности. Каждой из групп было дано задание: предложить программу концерта «Военное детство в песнях», исполнить одну из песен концерта, подобрать к ней эпиграф, рассказать об истории создания).

Беседа о прозвучавших песнях.

Группы №1, №2 и №3

Предлагают свою программу и эпиграф к ней. Исполняют выбранную песню и рассказывают её историю.

V.Открытие новых знаний.

Слушание музыки.

Песня «Дети войны», музыка О. Юдахиной на слова И. Резника в исполнении М. Нитич (видеофильм).  

Песня «Дети войны» в исполнении Т. Гвердцители.

Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Что есть у нас дороже наших детей? Как сохранить детство в тревожном XXI веке? А вместе с ним и наше будущее?

Перед прослушанием песни вопросы:

- Как сложилась судьба этих детей?

- Можно ли назвать их счастливыми?

Зачитывает фрагмент из книги Т. Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает».

- Чем отличается это исполнение песни?

Слушают песню. Отвечают на вопросы учителя.

Слушают чтение.

Отвечают на вопрос учителя. Анализируют средства музыкальной выразительности.

VI. Исполнение песни. Вокально-хоровая работа.

Песня «Мы не хотим войны», М. Чертищева на слова В. Ватагина

- Узнали ли вы музыкальное произведение по его вступлению?

- О чём эта песня?

- Какие чувства вызывает у вас песня?

Продолжает разучивание песни с детьми.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают над вокально-хоровыми навыками, над сценическим образом.

Исполняют песню.

VII. Итог.

- Какой теме сегодня был посвящён наш урок?

- Какие музыкальные произведения вы на уроке сегодня послушали и спели?

Отвечают на вопросы учителя.

VIII. Рефлексия.

Предлагает желающим продолжит следующие фразы:

- Чтоб не забылась война…

- О войне пишут песни для того…

Продолжают фразы.

IX. Домашнее задание.

- Все меньше остается среди нас тех, кто сражался за светлое будущее своей Отчизны. Мы должны сохранить их воспоминания – свидетельства о том, что они совершили, как жили, как сражались, как работали, во что верили и на что надеялись. Узнайте какие военные песни любят петь в вашей семье.

Благодарит за активную работу на уроке.

Записывают домашнее задание.

Приложение

Людмила Михайловна Голодяевская пишет от имени детей, которых удушали газом в душегубках и газовых камерах. От имени детей, которых бросали живыми в горящие печи крематориев. Дети войны никогда не смогут забыть преступлений фашизма.

 

Дети войны – и веет холодом,

 Дети войны – и пахнет голодом,

 Дети войны – и дыбом волосы:

 На челках детских – седые полосы.

 Какая разница, где был под немцами –

 В Дахау, Лидице или Освенциме,

 Их кровь алеет на плацах маками,

 Трава поникла, где дети плакали.

 Дети войны – и боль отчаянна!

 О, сколько надо им минут молчания...

***

Мы пришли из распятого детства,

 Где погибли отец или мать.

 И досталась нам память в наследство,

 Чтобы внукам её передать.

 Мы пришли из бараков Освенцима,

 Где в печах нас сжигали живьём.

 До сих пор никому и не верится,

 Что вернулись и даже живём…

 Что вернулись, учились, любили.

 Что страдали за чьи-то грехи…

 И что Родину там не забыли,

 Что работаем, пишем стихи.

 Мы пришли из распятого детства.

 Но ценили семью, мир и труд.

 Что оставим мы внукам в наследство,

 Наши дети пускай сберегут.

Горькая память...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Музыка на основе учебной программы авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской

Рабочая программа по музыке на основе учебной программы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...

Методическая разработка раздела «Музыка и литература» образовательной программы: «Музыка» (Автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская) 5 класс

-Раздел раскрывает метапредметные связи (музыка, литература)-Раздел продолжает формировать музыкальную культуру учащихся...

Контрольный итоговый тест по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.

Итоговый тест по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс, авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, разработан в соответствии с основными положениями ФГОС основного общего образования. Тест сос...

Спецификация к итоговому тесту по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской. Г.П.Сергеевой.

Спецификация к итоговому тесту по музыке 6 класс, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.В спецификации представлены цели итоговой работы, документы её определяющие.Раскры...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Урок музыки в 7 классе "Война и дети" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Урок был создан к юбилейному году Победы в Великой Отечественной войне. Материал урока возможно использовать во внеклассной работе с учениками 6-8 классов....