Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский).
план-конспект урока по музыке

Сергей Алексеевич Абросимов

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pevtsy_rodnoy_prirody_e.grig_p.i._chaykovskiy.docx17.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: "Певцы родной природы (Э. Григ, П.И. Чайковский)"

Цель: познакомить воспитанников с музыкальными произведениями Э.Грига и П.И. Чайковского, сделать вывод о том, что объединяет этих двух композиторов.

Задачи:

1.Обучающие

- формирование музыкального кругозора детей через творческое воображение, фантазию, умение мыслить музыкальными образами.

-формировать умение подбирать яркие эпитеты – прилагательные;

2.Воспитательные

-воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

-развивать эстетические чувства от слушания красивой музыки.

3.Развивающие

-развивать внимание, память, развивать творческое воображение, логическое мышление;

-развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, описывать и строить предложения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозаписи произведений, иллюстрации.

  1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие

  1. Повторение и закрепление пройденного материала.

- Сегодня мы начинаем урок с прослушивания музыки.

- Ребята, кто узнал это произведение?

Ответы учащихся

- Верно. Это произведение С.С. Прокофьева «Шествие солнца», о котором мы говорили на прошлом уроке.

3. Определение темы урока и постановка цели.

- Сегодня мы с вами поговорим о музыкальной речи.

- Как вы думаете, ребята, возможно ли на музыкальном языке можно рассказать о природе? Кто обычно воспевает природу?

Ответы учащихся

- Молодцы! Тема сегодняшнего урока «Певцы родной природы».

- Сегодня мы с вами поговорим двух композиторах. Это Эдвард Григ и Петр Чайковский.

4.Актуализация знаний

Слушание "Утро" Э. Грига

- Ребята, какая музыка сейчас прозвучала?

-Как вы думаете, какую картину природы рисует данная музыка?

Ответы учащихся

Музыка рисует картины утренней зари.

Ее автор Э. Григ. Давайте вспомним из какой сюиты это произведение и что такое сюита?

Ответы учащихся

Музыка Грига привлекает людей всего мира, в ней много радости, тепла, нежности. В ней живёт его Родина, Норвегия, с её замечательной природой и людьми. Ведь появилась эта музыка среди суровой норвежской природы и она неотделима от скалистого берегового пейзажа, зелени леса и горных лугов.

Вот что говорил о себе композитор: «Как я счастлив, что родился в Норвегии. Я обязан рассказать миру о ней…Я ищу спасения в родной природе моей страны…Я черпал богатые сокровища в народных напевах моей родины».

В своем произведении «Утро», композитор выражает любовь к родине, воспевает природу родных краев.

Музыку Эдварда Грига любил русский композитор П. И. Чайковский, ведь его музыка была также наполнена любовью к родным краям.

 «Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца» говорил Петр Ильич

Как вы думаете, почему Чайковский так выразился о Эдварде Григе?

Ответы учащихся

Эдвард Григ пронизывал свои произведения чувствами и гордостью за родные края, а русскому человеку знакомы те самые чувства и гордость.

Норвежский композитор Эдвард Григ и русский композитор П.И. Чайковский сочиняли свои произведения на одном языке – музыкальном. Но их музыкальная речь отличается, она имеет свои особенности, как уникальный почерк каждого человека.

П.И. Чайковский, как и Григ, был сильно влюблен в свою Родину.

«Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь…Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи… Я проникся неизъяснимой красотой…русской народной музыки…» говорил о себе Чайковский.

Как вы поняли слова композитора?

Ответы учащихся

Чайковский очень любил русскую душу и русского человека, он чтит традиции и обычаи. На его творчество композитора сильно повлияла русская народная музыка. Ее отражение мы можем услышать во многих произведениях.

Сейчас мы прослушаем произведение из цикла Времена года «Октябрь».

Представьте себя дирижерами, ребята! А чтобы лучше прочувствовать произведение Чайковского, мы с вами попробуем его продирижировать. Подумайте, какие у вас будут жесты будут более подходящими: плавные или резкие? Прислушайтесь, какие инструменты исполняют это произведение.

Как вы думаете, что же общего в музыке этих композиторов?

Ответы учащихся

Они жили в разных странах и каждый писал о природе своей родины.

Эти композиторы были знакомы и даже дружили. Они познакомились на творческом вечере в доме скрипача Адольфа Бродского в Лейпциге в Германии. И на протяжении почти двух месяцев они общались, давали концерты, слушали друг друга и обменивались опытом. Но к сожалению, после этих гастролей они больше так и не увиделись, хотя оба питали надежду на встречу.

 «Вот мастер, который мне по душе!» говорил Григ о П.И. Чайковском

5. Физкультминутка

 (дети стоя, выполняют движения руками) Это – правая рука, (поднимают руку вверх) Это – левая рука, (поднимают руку вверх) Справа – шумная дубрава, (правая рука в сторону) Слева – быстрая река. (левая рука в сторону) Обернулись мы, и вот - Стало всё наоборот: (повернуться на 180) Слева шумная дубрава, (рука в сторону) Справа быстрая река (рука в сторону) Неужели стала правой (рука вверх) Моя левая рука? (рука вверх) (руки опустить) 

6 . Вокально-хоровая работа

Попевка-скороговорка «Веники-помелики»

А сейчас мы споем песню, которую мы начали учить на прошлом уроке. Кто запомнил ее название и авторов?

Ответы учащихся

7. Рефлексия

Итак, давайте сделаем вывод: Композиторы, жившие в разное или в одно время и в разных странах мира, вслушиваясь в музыку своего народа, изучали её, также как все мы изучаем свой родной язык. Тот, кто знаком с народной музыкой, никогда не ошибается, определяя её национальность. Вот почему музыка Э. Грига узнаётся как норвежская, П.И. Чайковского как русская

Итог урока:

Ребята, о каких композиторах мы сегодня поговорили?

С какими произведениями этих композиторов мы сегодня познакомились?

Сделаем вывод, что же объединяет двух композиторов?

9. Музыкальное прощание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе «Певцы родной земли Симбирской»

Внеклассная работа по предмету - неотъемлимая часть учебно-воспитательной работы и подчинена общим целям образования и воспитания. К 70-летнему юбиленю Ульяновской области и 365-летию Симбирска-Ульяно...

Внеклассное мероприятие по литературе «Певцы родной земли Симбирской» презентация

Презентация к внеклассному мероприятию по литературе  "Певцы родной земли Симбирской"...

Певцы родной природы

Внеклассное мероприятие-праздник с участием родителей...

Певцы родной природы.

Певцы родной природы....

Певцы родной природы.

Певцы родной природы...

ИМУ Интерактивный маршрут урока "Певцы родной природы" 3 класс

Данная разработка представляет из себя карту-план урока, который целесообразно применять при дистанционном взаимодействии ученика и учителя. Материал разработан в рамках авторской программы Музыка Г.С...