Музыкальная библиотека "Фагот"
методическая разработка по музыке

Самборская Лилия Анатольевна

Краткие сведения о музыкальном инструменте-фаготе. для использования музыкальными руководителями, воспитателями, родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fagot.docx36.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фагот

Фагот —   духовой деревянный музыкальный инструмент с матовый тембром. Печальное звучание фагота красиво оттеняет великолепный тенор Пласидо Доминго. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре,  а также как сольный и ансамблевый инструмент.

На первый взгляд   он производит впечатление крайне странного и нелепого сооружения: сложенная вдвое большая деревянная труба (её общая длина чуть меньше трёх метров, а вес около шести килограммов). В разобранном виде фагот напоминает вязанку дров (отсюда и получил своё название, т.к. в переводе с итальянского fagotto — «вязанка дров»).


Фагот

Фагот был сконструирован в XVI веке в Италии, в оркестре применяется с конца XVII — начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века.

Фагот – музыкальный инструмент, который ведет свою родословную с шестнадцатого века. Материалом для изготовления данного инструмента изначально служил клен. Эта особенность сохранилась до сих пор. В нижнем регистре фагот звучит более совершенно. В то время как в верхнем он имеет некоторую гнусавость, сдавленность. Это является его отличительной тембровой особенностью. 

Устройство фагота

Фагот имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку (эс) в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента.

Диапазон фагота — от B1 (си-бемоль контроктавы) до d2 (ре второй октавы), возможно извлечь и более высокие звуки, однако они не всегда устойчивы по звучанию.

Ноты для фагота пишутся в басовом, теноровом, изредка в скрипичном ключе в соответствии с действительным звучанием.

Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно.

В симфоническом оркестре применяется два, реже три фагота, ещё реже — четыре. Иногда последний из них может заменяться в соответствии с партитурой на контрафагот.

Разновидности фагота

В разное время было создано несколько разновидностей фагота:

  • квартфагот — фагот больших размеров, с тем же объёмом по письму, но звучавший на чистую кварту ниже написанного;
  • фаготино (квинтфагот или малый фагот) — инструмент, звучавший на квинту выше написанных нот;
  • контрафагот — единственная разновидность фагота, сохранившаяся до наших дней.

Где-то с восемнадцатого столетия улучшенный по своему строению фагот стали особенно часто использовать в составе оперных оркестров. Глинка использовал данный музыкальный инструмент в своей знаменитой опере "Руслан и Людмила". Он сделал это из-за того, что звучание отрывистых нот фагота было очень задорным и юмористическим. Он сумел очень чувственно показать при помощи этого инструмента трусливый характер Фарлафа. Два перекликающихся фагота сыграли очень существенный момент при передаче характера трусливого героя. Кроме того, фагот мог, на удивление, звучать очень трагически. Таким образом, у Чайковского в достаточно знаменитой Шестой симфонии играет очень скорбное, тяжелое соло, которое исполняет фагот. Его звучание сопровождается контрабасом. А вот во многих симфониях Шостаковича фагот звучит двояко. Он приобретает то драматичность и динамичность, то звучит совершенно грустно. Фагот – это инструмент, который звучал у зарубежных авторов. Бах, Гайдн, Мютель, Граун, Граупнер – все эти композиторы неоднократно писали концерты для данного инструмента. В них полностью мог раскрыться весь потенциал, который заложен в фагот. Концерт Моцарта (си-мажор) стал одним из самых часто играемых произведений. Одними из самых важных составляющих истории данного инструмента, являются тридцать девять концертов, которые написал Антонио Вивальди. В этих концертах Вивальди создал для инструмента сольные партии, которые удивляют своими быстрыми скачками и переходами из одного регистра в другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса.Музыкальный досуг"Осенины".Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е.Н.

В данной разработке отражается работа по формированию у дошкольников интереса к звукам окружающего мира и отображением их в музыке, работа над мелодическими средствами выразительности, формированием н...

Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

     Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе  с уг...

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир». (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных качеств у подростков. Задачи: развивать музыкальную память, слух; закреплять умение действовать индивидуально и в

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир».   (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных  качеств  у подростков. Задачи: разв...