Конспект урока по теме опера "Руслан и Людмила" М.Глинки
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Коренькова Наталья Васильевна

Данный материал может быть использован как при непосредственном изучении оперы, так и как часть урока при знакомстве с понятием "опера", творчеством М.И.Глинки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opera_ruslan_i_lyudmila.docx26.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Форма урока: Урок-путешествие

Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства.

Задачи урока:

Образовательная:

- Познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

- Раскрыть через художественный образ тему добра и зла

Развивающая:

- Развивать творческие способности и мышление учащихся

- Развивать позитивное отношение к классической музыки

Воспитательная:

- Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.

Ход урока:

Организационный момент: 

Орг. момент

[На слайде изображение солнца]

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора!

Мотивация на учебную деятельность

 У.: Солнышко светит ярко, улыбается нам. Давайте закроем глаза ладошками от его ярких лучей и тоже улыбнёмся. А ведь солнце не только светит, но и дарит тепло? Давайте немного согреемся. Потрите свои щёчки, свои ручки, коленки. Хорошо! Надеюсь, вы согрелись, взбодрились, и будете активно работать на протяжении всего урока

 

Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся в театре.

У.: Ребята, кто из вас был в театре?

Д.: ответы.

У.: А в музыкальном театре?

Д.: ответы.

Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре?

В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.

Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?

Сказку.

Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.

Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры.

Ответы

Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные.

Послушайте мою первую литературную загадку, (читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

У:Кто из вас вспомнил, какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками?

(учащиеся определяют, из какого произведения отрывок)

Д: Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» Слайд 2

У: Молодцы. Поэма - сказка «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М.И.Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила»

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

( Опера «Руслан и Людмила») Слайд 3

У: Да, тема нашего урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Ребята, а о чём опера «Руслан и Людмила»?

(ответы детей)

Слайд 4

У: Опера начинается со сцены свадебного пира:

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте…

 Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Слайд 5.Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

А теперь представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр, разделись, купили программку (показать). Слайд 6.

А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна?

(ответы детей)

У: Программа - это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Слайд 7

Итак, мы купили программку и попали прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.

А что же такое увертюра?

Д: Увертюра – это вступление к опере или к балету.

У: Да, это вступление к опере.

У.: Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки. Слайд 8 (автоматически)

(слушание увертюры)

Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?

А кто мне может сказать, что такое опера?

Д: Опера – это музыкальный спектакль, где герои поют.

У: Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв в театре?

Д.: Антракт.

У.: Правильно. Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).

А что делают художники в театре?

Д.: Декорации, грим, костюмы.

У.: Оперные артисты?

Д.: играют и поют.

У.: Что делают музыканты в оркестре?

Д.: Играют на музыкальных инструментах.

У.: А что делают писатели, поэты?

Д.: Пишут рассказы, сказки, стихи.

У.: А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто. Слайд 9.

В переводе с итальянского либретто - это буквально маленькая «книжечка». Это краткое изложение содержания пьесы, оперы. Слайд 10

У.: Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?

Д.: Без музыки.

У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр.

М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но и для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Он языком музыки дополнил слова А.С. Пушкина и от этого музыкальные портреты получились очень яркими и интересными.

Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила» Слайд 11

(звучит ария).

У.: Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?

Д.: ответы.

У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. Каватина это - небольшая лирическая ария.

Сейчас вы увидите музыкальный фрагмент из оперы, который называется «Каватина Людмилы». Слайд 12.

(Видеофрагмент «Каватина Людмилы»)

Что вы можете сказать об этом персонаже? В каком настроении исполнен этот фрагмент?

(ответы детей)

 Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство.

У: А чтобы познакомиться со следующим героем из оперы слушаем следующую литературную загадку:

Уже колдун под облаками;

Hа бороде герой висит;

Летят над мрачными лесами,

Летят над дикими горами,

Летят над бездною морской;

От напряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой.

(учащиеся определяют)

Кот: Какого колдуна описала нам загадка?

Д: Черномора

У: Правильно, а кто такой Черномор?

Д: злодей

У: Он настоящий или сказочный герой?

Д: сказочный

У: Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун?

Он был коварный, хитрый.

У: В чем его волшебная сила?

Д: это злобный карлик, сила которого находится в его длинной бороде.

А что произойдет, если ему отрубить бороду?

(Вся его волшебная сила исчезнет и он станет абсолютно безвредным)

Но отрубить бороду обычным мечем нельзя. Для этого нужен волшебный меч, раздобыть который может только настоящий богатырь, храбрый и бесстрашный, мудрый и по-настоящему любящий Людмилу.

Сейчас мы послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» – «Марш Черномора» для этого попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым оркестром. Слайд 13

(Слушание музыкального произведения - М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» с пластическим интонированием) Слайд 14

Какой характер прозвучавшей музыки?

Ответы детей: музыка громкая, грозная, страшная

Сохраняется ли такой характер музыки до конца произведения? (нет)

Учитель: Почему ваши жесты были разными?

Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.

Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется ,появляются насмешливые интонации (ведь Черномор-это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы).

У.: У.: Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?

Д.: Симфонический.

У.: Оркестр звуками может нарисовать: битву, бурю и многое другое. Он звучит на протяжении всего действия.

А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним. Слайд 15.

(игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»)

У: Я предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать. Слайд 16.

(физминутка «Зверобика»)

У: Ребята, сегодня мы побывали в музыкальном театре, где познакомились со сказочными героями из оперы «Руслан и Людмила» и хотелось бы завершить наш урок песней, которая называется:

О чем эта песня?

О каких сказках поется?

На сюжет многих сказок, которые вы услышали в песне, также написаны музыкальные спектакли. Слайд 18

Вокально-хоровая работа

У. Ребята, какое сейчас время года? (Зима). А какие изменения происходят в природе зимой? (День становится короче, холодает, птицы улетают на юг, животные меняют шубки, ложатся в спячку). У. А вы знаете, почему медведь спит зимой? Русский поэт-песенник Александр Александрович Коваленков предлагает свою версию того, почему же мишка зимой спит. Давайте послушаем его песню и разучим её.

Прослушивание песни (просмотр ролика)

- Какой был характер музыки в этой песне? (Бодрый, забавный, весёлый)

У. Сейчас мы разучим 1 куплет

1)Я читаю, а вы повторяете про себя

2) Читаем хором

3) Поём под плюс про себя

4) Поём под плюс хором

5) Поём под минус

(Разучивание 1- 2-го куплета песни.)

Раз морозною зимой, Вдоль опушки лесной, Шёл медведь к себе домой В теплой шубе меховой.

Шёл он, шёл к своей берлоге По просёлочной дороге И, шагая через мост, Наступил лисе на хвост.

Обратите внимание на темп. В начале он бодрый, громкий – шагает медведь. А к концу но затихает.

Разучивание 3-4-го куплета и его исполнение

Подняла лисица крик, Зашумел тёмный лес, И медведь с испугу вмиг На сосну большую влез.

На сосне весёлый дятел Белке домик конопатил И промолвил: «Ты, медведь, Должен под ноги смотреть!»

Как будем петь 3 куплет? (С нарастающей громкостью – лиса кричит, а слова дятла поём с наставлением, упрёком).

Разучивание 5-5-го куплета и его исполнение

С той поры медведь решил, Что зимой нужно спать, По тропинкам не гулять, На хвосты не наступать.

Он в берлоге безмятежно Спит зимой под крышей снежной, И доволен неспроста, Что родился без хвоста.

У. Споем всю песню целиком под караоке. Под минус

Давайте разучим с вами первый куплет с припевом.

(разучивание и исполнение первого куплета песни)

-Ребята, как мы должны исполнять песню, чтобы передать волшебное таинственное настроение?

(Негромко, мягко, напевно, легко)

Слайд 19

Итог урока.

- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?

-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

Рефлексия. У вас на столах лежит основа для смайлика, если вам понравился урок нарисуйте ему глазки и улыбку, а если нет – то нарисуйте грусное вырожение лица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...

Контрольный диктант по теме "Глагол"-5кл,К.Р.для 5кл. по теме "Прилагательное".К.Р.для 5кл. по теме"Существительное"К.Р.для 5кл. по теме"Фонетика"К.Р. для 7 кл. за 1 и 2 полугодие.

Контрольный диктант по русскому языку 7 класс по теме "Глагол" помогает проверить качество усвоения основных орфограмм по теме, разработан в соответствии стандарта ФГОСДанная конторльная работа по рус...

Конспектурока по теме: "Л.Н. Толстой-участник обороны Севастополя".

В данной работе учитель знакомит детей с биографией Л.Н. Толстого, как участнике обороны города-героя Севостополя. Тем самым, продолжая  воспитывать чувство патриотизма, нравственности у учащихся...

Конспектурока "По интересным местам Лондона"

Конспект урока для повторения материала. Конспект для 6 класса, занимающиеся по учебнику  Кауфман "Happy English.ru"...