Конспекты уроков музыки в средней школе
план-конспект урока по музыке

Толпейкина Наталья Вячеславовна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата 05.04.2021г.                                                                                                                                                                        Учитель музыки Титякина Л.А.

Школа №47                                                                                                                            

Класс 5 «Г»                                                                                                                                    

Студентка ЧПК№1                                                                                                              

40 группы

Толпейкина Наталья.

Тема урока музыки: ««Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов»

Цель: Формирование представления об импрессионизме как  направлении  в искусстве и определение особенностей проявления импрессионизма в музыке и живописи через пьесу «Игра воды» М. Равеля.
Планируемые результаты:

  Личностные: Воспитывать целостное мировоззрение, охватывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; развивать музыкально-эстетические чувства, проявляющие себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

  Метапредметные: Воспитывать готовность и способность участвовать в коллективной исполнительской деятельности, умение импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом;  уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;

  Предметные: Углублять представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; осмысление народных истоков профессиональной музыки; познакомить с современными интерпретациями классической музыки; формировать интерес к различным направлениям музыкального искусства, анализ, классификация их жанровой принадлежности, умение строить речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей;

   Тип урок: урок «открытия» нового знания

Методы и приёмы: Словесный (беседа),  метод наблюдения за музыкой, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой, метод размышления о музыке, метод увлечения музыкой.

Материалы и оборудование: Флешка, компьютер, колонки, проектор, фортепиано, ноты, раздаточный материал.

Музыкальный репертуар:

1) «Игра воды» М. Равель

4) «Детство – это я и ты» Ю. Чичков

Структура урока:

1) Организационный момент

2) Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации

3) «Открытие» нового знания

4) Организация исполнительской деятельности

5) Организация слушательской деятельности

6) Итог

7)Рефлексия

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин.)

1

Организационный момент

Р: Организовать своё рабочее место под руководителя учителя.

-Здравствуйте. Я Наталья Вячеславовна, и сегодня я буду вести у вас урок музыки. Сели красиво, спинки ровно.

Приветствуют

1

2

Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации.

Л: этические и эстетические

чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

Р: принимать учебную задачу и  следовать инструкции учителя;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: Самостоятельное формулирование познавательной цели

*включаю презентацию PowerPoint c использованием аудио/видео материалов составленную по инструкции методического пособия с целью развития познавательной активности на уроке*

*вкл1 слайд*

-Скажите, что изображено на экране?

-Совершенно верно, это пейзаж. Он очень красив, не так ли?

-А кто мне скажет, что такое  пейзаж?

-Правильно. Пейзаж – это изображение природы.

-А от куда нам пришло это понятие?

-Верно, оно пришло из живописи.

-И сейчас мы с вами отправляемся с вами на экскурсию в художественный музей. Здесь находятся картины художников различных эпох.

*вкл 2 слайд*

Художники, писавшие такие картины, называли себя импрессионистами.

Но помимо художников – импрессионистов есть и композиторы – импрессионисты, в произведениях которых можно услышать отголоски картин, по другому называющимися «музыкальными красками». Значит, как будет звучать тема нашего урока?

*вкл 3 слайд*

-Правильно. И на уроке мы с вами познакомимся с таким направлением в искусстве как импрессионизм, значит какой будет цель нашего урока?

-Верно.

*смотрят презентацию PowerPoint c использованием аудио/видео материалов

-Картина, пейзаж.

-Да

-Это природа.

-Из живописи.

-«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов

- Познакомиться с направлением в искусстве-импрессионизмом.

5

3

«Открытие нового знания»

П: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки;

Л: познавательный интерес к новому учебному материалу.

-Тогда познакомимся же  с этим направлением в искусстве и выясним особенности творчества художников и композиторов этого направления. И начнём мы с вами с определения импрессионизм.

*вкл 4 слайд*

- Импрессионизм – это одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру.

*вкл 5 слайд*

-Рассмотрим с вами картины художников – импрессионистов.

1)Эдуард Мане (1832-1883)

2)Клод Моне (1840-1926)

-Скажите, смотря на эти картины, можно ли услышать в них музыку?

-А какую музыкальную композицию можно услышать на каждой иллюстрации?

- Ведь не зря живопись сравнивают с застывшей музыкой. С музыкой, которую нужно услышать в музыкальных произведениях композиторов.

 

-Да

*отвечают*

7

4

Организация слушательской деятельности

Л: эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

Л: интерес к слушательской

деятельности;

Л: Ценностно-нравственная ориентация

*вкл 6 слайд*

- Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века. Закончил Парижскую консерваторию по классу фортепиано. Его творческие открытия в области музыкального языка способствовали развитию новых стилистических течений в музыке 20 века. Равель развивал принципы музыкального импрессионизма: свободно разворачивающаяся мелодия, целеустремленное гармоническое развитие, преобладание светлого колорита и чистых оркестровых красок.

Обратимся к пьесе М.Равеля («Игра воды»), вслушаемся в нее: какие звуки природы можно услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки?

*вкл пьесу «Игра воды»*

- Какие же звуки вы услышали?

- Верно, а какую картину вы представили?

- Композитор Морис Равель описывал «Игру воды» следующим образом: «Эта пьеса, навеянная шумом воды и другими музыкальными звуками, слышными в фонтанах, водопадах и ручьях».

*вкл 7 слайд*

-После повторного прослушивания произведения вам нужно ответить на несколько вопросов, которые вы можете увидеть на экране.

*включаю пьесу «Игра воды»*

-Вот вы и прослушали, теперь отвечаем на вопросы на экране.

- Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это, прежде всего, красочность, зримость, живописность. Музыка импрессионистов передает не только краски, но и тончайшие, изменчивые оттенки цвета.

А так же, различными яркими красками разукрашено наше детство. Разукрашено так, как в песне.

*слушают*

- Слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью.

- Увидели небольшой ручей, как светит солнце.

*слушают*

*отвечают*

11

5

Организация исполнительской деятельности

Л: выражение в музыкальном

исполнительстве своих чувств

и настроений;

К: исполнять музыкальные

произведения со сверстника

ми, выполняя при этом разные

функции

К: принимать участие в коллективном

обсуждении

Р: оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

Р: Коррекция

-В песне, которую мы сейчас начнём с вами учить. Называется она «Детство это я и ты». Для начала послушаем песню, и затем начнём её разучить.

*вкл песню в исполнении детского хора*

-Понравилась вам песня?

-О чём пелось в песне?

-В каком характере мы будем исполнять песню?

-Читаем текст песни вместе.

*читаем*

-И начнём разучивать мелодию. А для начала распоёмся. Сели ровно, чтобы то, как вы сидите не мешало вам петь.

*распевка, затем разучивание мелодии (индивидуально, по группам)*

Цель, задачи

ВХТ

Методы, приёмы

-запомнить мелодическую линию;

-запомнить ритмический рисунок;

-подготовить детей к восприятию;

-вызвать интерес и желание разучить песню;

-выразительное пение;

-расширить кругозор

-повтор одного звука;

-нисходящее движение мелодии;

-скачки вверх и вниз;

-сложные интервалы;

-быстрый темп;

-пункт. Ритм;

-разные гласные звуки

-объяснение;

-собственный показ;

-помощь инструмента;

-показ звуковысотности;

-слуховая наглядность;

-хормейстерский жест

*слушают*

-Да

-О том, что детство – это прекрасная пора, что люди должны жить дружно.

-В озорном, шутливом.

*читают текст*

*поют*

10

6

Итог

-Закрепим материал, полученный на уроке.

*вкл 8 слайд*

-Молодцы!

*вкл 9 слайд*

-Домашнее задание: Нарисовать пейзаж в тетради.

*отвечают*

4

7

Рефлексия

Л: формирование адекватной позитивной самооценки

-Поднимите свои правые руки вверх, и покажите оценку, как вы считаете, на которую позанимались, от 1-5.

*ставлю оценки*

-Урок окончен, до свидания!

*поднимают руки*

-До свидания!

2



Предварительный просмотр:

Дата 27.04.2021г.                                                                                                                                                                     Учитель музыки Титякина Л.А.

Школа №47                                                                                                                            

Класс 5 «Е»                                                                                                                                    

Студентка ЧПК№1                                                                                                              

40 группы

Толпейкина Наталья.

Тема урока музыки: «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»

Цель:  Развитие творческого мышления через восприятие произведений  музыки и живописи посредством знакомства с произведением «Времена года. Зима» А. Вивальди.

Планируемые результаты:

  Личностные: Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения живописи и музыки; развивать творческое мышление. Пробуждать эмоциональный   отклик   и   чувства   сопричастности   к русскому   и зарубежному искусству.

  Метапредметные:

  Предметные: Учить рассматривать и анализировать произведения изобразительного искусства, наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

   Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приёмы: Словесный (беседа),  метод наблюдения за музыкой, практический, метод размышления о музыке, метод увлечения музыкой, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой,

Материалы и оборудование: Флешка, компьютер, колонки, проектор, фортепиано, ноты, раздаточный материал.

Музыкальный репертуар:

1) «Времена года. Зима» А. Вивальди

4) «Детство – это я и ты» Ю. Чичков

Структура урока:

1) Организационный момент

2) Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации

3) «Открытие» нового знания

4) Организация слушательской деятельности

5) Организация исполнительской деятельности

6) Итог

7)Рефлексия

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин.)

1

Организационный момент

Р: Организовать своё рабочее место под руководителя учителя.

-Здравствуйте.

Приветствуют

1

2

Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации.

Р: принимать учебную задачу и  следовать инструкции учителя;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: Самостоятельное формулирование познавательной цели

-Для того, чтобы узнать тему урока, вам нужно будет посмотреть на картинки, понять как их можно более точно назвать, а затем соединить картинки и вывести из них название темы урока.

*включаю презентацию PowerPoint c использованием аудио/видео материалов составленную по инструкции методического пособия с целью развития познавательной активности на уроке*

*вкл1 слайд*

-Что изображено на первой картинке?

-Правильно, это живопись. А что изображено на 2 картинке?

-Как вы считаете,  какую функцию он исполняет?

-Верно. И последняя, 3 картинка, что изображено на ней?

-Что мы получим, если соединим 3 слова?

-Молодцы, записываем тему урока: «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

*вкл 2 слайд*

-Эпиграфом к нашему уроку будет: «Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру.Живопись тоже может иметь свою архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки...»

*смотрят презентацию PowerPoint c использованием аудио/видео материалов

-Природа, натюрморт, живопись

-Композитор

-Он создаёт музыку

-Мелодия

-Живопись – это музыка и мелодия

аписывают*

5

3

«Открытие нового знания»

Л: познавательный интерес к новому учебному материалу.

П: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки;

- Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.

-Скажите, а часто ли у вас возникает какая – либо музыка в голове при просмотре какой – нибудь картины?

-А как вы считаете, почему?

*вкл 3 слайд*

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти. Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал «несомненной». Много общего между музыкой и живописью можно найти даже в терминах, которые употребляют музыканты и художники. И те и другие говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений.

*вкл 4 слайд*

- В Египте на стенах храмов запечатлены целые музыкальные ансамбли - юноши и девушки, играющие на кифарах, лютнях, гобоях.

*вкл  5 слайд*

В Древней Греции ни одно изображение певца Орфея не обходилось без лиры, которую он непременно держал в руках. В средние века и в эпоху Возрождения появилось немало полотен и скульптур с поющими ангелами. Святые играли на органе.

*вкл 6 слайд*

И хоть в старину, особенно в эпоху Ренессанса, живописцы несколько свысока смотрели на музыкантов, так как тогда царицей искусств была именно живопись, в некоторых картинах, изображающих музицирование, они старались подсказать зрителю, что же исполняется героями их сюжетов.

*вкл 7 слайд*

Так, на полотне неизвестного мастера XVI века «Музыкантши», хранящемся в Эрмитаже, три молодые женщины занимаются музицированием - две из них играют на старинных инструментах, а третья поёт. Перед ними - нотные листы. Теперь эти ноты расшифрованы. Оказалось, что женщины исполняют арию «Я дам вам радость» популярного в те времён композитора Клодена де Сермизи.

*вкл 8 слайд*

Глубоко поэтичная, истинно русская картина И. Левитана «Вечерний звон» наполнена звучанием колоколов, разлитом в вечернем воздухе подобно краскам летнего заката.

*вкл 9 слайд*

Так же наполнены звуками морские пейзажи И. Айвазовского, в которых не только образ моря, но его настроение, его мощный гул, его колорит образуют своеобразную музыкальную стихию.

-Да

-Потому что, эти два искусства связанны. И к картине можно представить какая музыка лучше подойдёт, и так же к музыке можно представить, какая картина лучше всего подойдёт.

 

7

4

Организация слушательской деятельности

Л: интерес к слушательской

деятельности;

Л: Ценностно-нравственная ориентация

Л: эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

- Зная музыкальное искусство «изнутри», будучи автором значительных музыкальных произведений, Антонио Вивальди глубоко чувствовал природу обоих искусств, их возможные «точки пересечения», из которых могли бы зародиться новые художественные открытия.

Скажите, знаете ли вы кем был Антонио Вивадьди?

*вкл 10 слайд*

-Антонио Вивадьди - итальянский композитор и скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Оставил огромное и разнообразное композиторское наследие: оперы, оратории, инструментальная и камерная музыка. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века. При жизни получил широкое признание как скрипач во всей Европе. Известность Вивальди как композитора при его жизни была велика, но после смерти его слава начала затухать. Вивальди долгое время был известен, в основном, благодаря своим инструментальным концертам, в особенности, для скрипки. Одними из наиболее известных его работ являются четыре скрипичных концерта «Времена года», входящие в состав цикла «Спор гармонии с изобретением»...

-И мы с вами познакомимся со скрипичным концертом «Времена года» Зима. После слушания скажите какой характер?

*вкл произведение*

-Какой  характер у произведения?

-А знакомо ли вам это произведение, где – то может вы его уже слышали?

-Совершенно верно. При повторном прослушивании произведения вы поделитесь на 3 группы по рядам.

Задачей 1 ряда – написать одно четверостишье, которое охарактеризовывает произведение. 2 ряд нарисует картину, которая представляется во время прослушивания произведения. 3 ряд пишет небольшое сочинение «Если бы я был художником, то нарисовал бы к этому музыкальному произведению…». Эти задания выполняете не по отдельности, а коллективно.

*вкл произведение*

-Даю вам еще пару минут на выполнение заданий.

-Теперь попрошу вас предоставить выполненные задания.

-Каждая команда получает 5. Молодцы!

*вкл 11 слайд*

-Посмотрите на экран и скажите, что изображено на этой картине.

-Нет

*слушают*

-Сначала спокойный, затем взволнованный

-Да, в рекламе

*слушаю и выполняют задание*

*демонстрируют*

-Дети, как они играют.

11

5

Организация исполнительской деятельности

Р: оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

Л: выражение в музыкальном

исполнительстве своих чувств

и настроений;

К: исполнять музыкальные

произведения со сверстника

ми, выполняя при этом разные

функции

-Да, на картине изображено детство. Как вы думаете, к чему я вас подвожу?

-К песне «Детство – это я и ты». Сегодня мы будем не просто исполнять эту песню, а имитировать выступление с этой песней на сцене в концертном зале. Для начала повторим песню, а затем будем выступать перед зрителями. Не забываем, что на сцене мы выразительно выполняем песню, слова пропеваем четко, движения стараемся делать как можно синхроннее.

Цель, задачи

ВХТ

Методы, приёмы

-запомнить мелодическую линию;

-запомнить ритмический рисунок;

-подготовить детей к восприятию;

-вызвать интерес и желание разучить песню;

-выразительное пение;

-расширить кругозор

-повтор одного звука;

-нисходящее движение мелодии;

-скачки вверх и вниз;

-сложные интервалы;

-быстрый темп;

-пункт. Ритм;

-разные гласные звуки

-объяснение;

-собственный показ;

-помощь инструмента;

-показ звуковысотности;

-слуховая наглядность;

-хормейстерский жест

*повторяют песню, имитируют выступление с песней на сцене*

10

6

Итог

-Закрепим материал, полученный на уроке.

*вкл 12 слайд*

-Молодцы!

*вкл 13 слайд*

-Домашнее задание: Найти «звучащие картины».

*отвечают*

3

7

Рефлексия

Л: формирование адекватной позитивной самооценки

- Оцените работу своего соседа по парте. Оцениваем справедливо.  И объясняем, почему именно эта оценка, и говорим, что как вы считаете нужно делать однокласснику для того, чтобы его работа на уроке была более продуктивной.

-Урок окончен, до свидания!

*говорят оценки*

-До свидания!

2



Предварительный просмотр:

Дата 9.04.2021г.                                                                                                                                                                            Учитель музыки Титякина Л.А.

Школа №47                                                                                                                            

Класс 6 «А»                                                                                                                                  

Студентка ЧПК№1                                                                                                                

40 группы

Толпейкина Наталья.

Тема урока музыки: «Симфоническое развитие музыкальных образов»

Цель: Развитие у учащихся чувства стиля и умение войти в мир музыкальных образов композитора Г.Свиридова посредством знакомства с пьесой «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».

Планируемые результаты:

Личностные: Развивать целостное мировоззрение, охватывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; осознание своей этнической принадлежности; 

Метапредметные: Формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

  Предметные:  Формировать умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; развитие представление о широких связях музыки и литературы.

  Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приёмы: Словесный (беседа),  метод наблюдения за музыкой, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой, метод размышления о музыке, метод увлечения музыкой.

Материалы и оборудование: Флешка, компьютер, музыкальный центр, проектор, фортепиано, ноты, раздаточный материал.

Музыкальный репертуар:

1) Пьеса «Тройка» из музыкальных иллюстраций Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

2) «Милая моя» Ю. Визбор

Структура урока:

1) Организационный момент

2) Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации

3) «Открытие» нового знания

4) Организация слушательской деятельности

5) Организация исполнительской деятельности

6) Итог

7)Рефлексия

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин.)

1

Организационный момент

Р: Организовать своё рабочее место под руководителя учителя.

-Здравствуйте. Я Наталья Вячеславовна, и сегодня я буду вести у вас урок музыки.

-Все пришли с хорошим настроением?

-Отлично. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цель нашего урока

Приветствуют

-Да

1

2

Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации.

Л: этические и эстетические

чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

Р: принимать учебную задачу и  следовать инструкции учителя;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-Для того, чтобы проверить, на сколько хорошо вы знакомы с музыкальными произведениями композиторов, выполним задание.

*включаю задание «Музыкальная викторина» на LearningApps.org»*

-Молодцы! Вы хорошо осведомлены о знаменитых музыкальных произведениях и об их композиторах.

*включаю презентацию PowerPoint c использованием аудио/видео материалов составленную по инструкции методического пособия с целью развития познавательной активности на уроке*

*вкл 1 слайд*

-Перед вами портрет русского поэта, а какого, скажите мне вы.

-Верно. А рядом советский композитор Георгий Васильевич Свиридов. Как вы думаете, что объединяет этих людей?

-Нет, эти люди жили в разные века. Пушкин в 19, а Свиридов в 20. А это значит, что сначала А.С. Пушкин написал художественное произведение, а затем композитор Свиридов воссоздал симфонический музыкальный образ этого произведения. Исходя из этого, какой будет тема нашего урока?

*вкл 2 слайд*

-Правильно. Тема нашего урока «Симфоническое развитие музыкальных образов». И на уроке на примере музыкальных иллюстраций Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» мы будем развивать чувства стиля и умение войти в мир музыкальных образов Исходя из этого как будет звучать цель урока?

-Молодцы!

*отвечают на музыкальную викторину*

*смотрят презентацию PowerPoint c использованием аудио/видео материалов

-Портрет А.С.Пушкина

-Жили в одно время, написали совместное

-Общее между композиторами и поэтами, симфонические музыкальные образы произведений.

- На примере музыкальных иллюстраций Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» развить чувства стиля и умение войти в мир музыкальных образов

8

3

«Открытие нового знания»

Л: познавательный интерес к новому учебному материалу;

П: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки;

*вкл 3 слайд*

-В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссёр и кинорежиссёр Владимир Басов, приступавший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ  современной Пушкину провинциальной России. Эта работа давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций в музыкальных произведениях.

*4 слайд*

-Отправимся с вами в 1830 год. В золотую пору творчества А.С. Пушкина, названной позднее «Болдинской осенью».

Как вы помните, эта пора дала невиданную россыпь гениальных произведений разных жанров, в том числе – прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина».

*5 слайд*

- Образец великолепной лаконичной и ясной прозы «Метель», написанная в один день, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной девице Марье Гавриловне, которая решила бежать из дома, что бы тайно обвенчаться со своим бедным и , потому, неприемлемым для своих родителей избранником, и о

том, как метель вмешалась в планы влюблённых и в результате полностью изменила судьбы 3-х человек.

- Из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для

кинофильма, композитор решил составить сюиту. Давайте вспомним, что такое

«сюита»?

*6 слайд*

-Да, вы правильно рассуждаете. Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общей темой.

*7 лайд*

- 9 номеров музыкальных произведений создали последовательный ряд, своего рода, иллюстраций к Пушкинской повести. Музыкальных иллюстраций. Скажите, что такое иллюстрации?

что такое иллюстрации?

-Правильно. Художественная иллюстрация, это картина, которую можно увидеть глазами.

-Это музыкальное произведение, это крупное музыкальное произведение.

- Это изображение того, что было написано словами.

8

4

Организация слушательской деятельности

Л: интерес к слушательской

деятельности;

Л: эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

- Мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель». Открываем тетради, слушаем музыку и составляем синквейн для того, что бы определить: какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты; с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы.

-Знаете ли вы, что такое синквейн?

*8 слайд*

-Синквейн – это пятистишие. И как оно пишется вы можете увидеть на экране.

*вкл пьесу «Тройка*

-Теперь, пожалуйста, по цепочке прочтите получившиеся синквейны.

-Вы большие молоды, отлично охарактеризовали произведение.

-При повторном прослушивании перед вами стоит более сложная задача – отгадать название произведения. Кто будет очень близок к названия, поставлю 5.

*вкл  пьесу «Тройка»*

-Теперь очень хочется послушать ваши варианты названия.

-Что ж, хочу вам сказать, многие из вас были близки.

*9 слайд*

-Пьеса называется «Тройка». Под музыку сразу представляется иллюстрация запряженных лошадей, которые скачут во время пурги. Главный герой в повести «Метель» ехал на своё венчание, к своей милой женщине.

-Нет.

*смотрят*

*слушают*

*Лошади. Сильные и смелые. Скакать, торопиться, бояться. Я переживаю за лошадей. Метель*

*слушают и думают над названием произведения*

*говорят названия*

10

5

Организация исполнительской деятельности

Р: оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

П: развитие слуха, интонации в голосе, внимания;

К: исполнять музыкальные

произведения со сверстника

ми, выполняя при этом разные

функции.

-Образ женщины восполняет множество музыкальных произведений, в том числе и песен. Композиторы любят выражать свои чувства через музыку, песни. И с одной из такой песен мы с вами и познакомимся. Называется она «Милая моя».

*видео «Милая моя»*

-Какими ласковыми словами автор в песне называет свою женщину?

-Тогда прочитаем вместе слова, и перейдём к разучиванию самой мелодии.

*читаем слова,  затем разучивание мелодии (индивидуально, по группам)*

Цель, задачи

ВХТ

Методы, приёмы

-запомнить мелодическую линию;

-запомнить ритмический рисунок;

-подготовить детей к восприятию;

-вызвать интерес и желание разучить песню;

-выразительное пение;

-расширить кругозор

-повтор одного звука;

-нисходящее движение мелодии;

-скачки вверх и вниз;

-сложные интервалы;

-быстрый темп;

-пункт. Ритм;

-разные гласные звуки

-объяснение;

-собственный показ;

-помощь инструмента;

-показ звуковысотности;

-слуховая наглядность;

-хормейстерский жест

-Как у вас хорошо получается песня, молодцы! На следующем уроке будем учить её дальше.

*слушают исполнение песни*

-Милая, солнышко лесное.

*читают слова, мелодия*

8

6

Итог

-Как вы считаете, справились ли мы с поставленной целью?

-Что нового для себя вы узнали на уроке?

-Хотели ли бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в музыкальной иллюстрации Свиридова?

-Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного.

-Да

-Что такое синквейн, кто такой Свиридов,и др.

-Да

3

7

Рефлексия

Л: формирование адекватной позитивной самооценки

*10 слайд*

-Посмотрите на человечков на картинке, и найдите в них себя, как вы отучились на уроке.

*веду опрос кто из них кто*

  -Урок окончен, до свидания!

*отвечают*

-До свидания.

2



Предварительный просмотр:

Дата 30.04.2021г.                                                                                                                                                                            Учитель музыки Титякина Л.А.

Школа №47                                                                                                                            

Класс 6 «А»                                                                                                                                  

Студентка ЧПК№1                                                                                                                

40 группы

Толпейкина Наталья.

Тема урока музыки: «Тембры – музыкальные краски»

Цель:  Изучение музыкальных тембров; знакомство с многообразием тембров симфонического оркестра. 

Планируемые результаты:

  Личностные: Развивать целостное мировоззрение, охватывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; осознание эстетической ценности и красоты разных инструментальных тембров на примере тембров скрипки, виолончели, флейты.

  Метапредметные: Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  Предметные:  Развивать умение определять на слух и охарактеризовать тембры скрипки, виолончели, флейты.

  Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приёмы: Словесный (беседа),  метод наблюдения за музыкой, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой, метод размышления о музыке, метод увлечения музыкой.

Материалы и оборудование: Флешка, компьютер, музыкальный центр, проектор, фортепиано, ноты, раздаточный материал.

Музыкальный репертуар:

1) Тема Шехеразады из симфонической сюиты «Шехеразада» Н.А. Римский – Корсаков

2) «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римский – Корсаков

3) «Милая моя» Ю. Визбор

Структура урока:

1) Организационный момент

2) Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации

3) Организация слушательской деятельности

4) «Открытие» нового знания

5) Организация исполнительской деятельности

6) Итог

7)Рефлексия

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин.)

1

Организационный момент

Р: Организовать своё рабочее место под руководителя учителя.

-Здравствуйте. Я Наталья Вячеславовна, и сегодня я буду вести у вас урок музыки.

-Все пришли с хорошим настроением?

-Отлично. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цель нашего урока

Приветствуют

-Да

1

2

Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации.

Л: этические и эстетические

чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

Р: принимать учебную задачу и  следовать инструкции учителя;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

*включаю презентацию PowerPoint c использованием аудио/видео материалов составленную по инструкции методического пособия с целью развития познавательной активности на уроке*

*вкл 1 слайд*

-Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная. Какая из них более выразительная, яркая, красивая?

-А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты?

-Иногда симфонический оркестр сравнивают с палитрой живописца. А можем ли мы говорить о красках в музыке? И если да, то, что это за краски?

-В музыке тоже есть свои краски, которыми искусно пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый голос или как говорят музыканты свой тембр…

-Исходя из этого, как будет звучать тема нашего урока?

-Тема нашего урока: «Тембры – музыкальные краски».

-Сегодня мы познакомимся с тембрами музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра.

*смотрят презентацию PowerPoint c использованием аудио/видео материалов

-Цветная

-С помощью красок.

-Да, можем. Это краски, которые создают инструменты.

-Тембры, музыкальные краски.

4

3

Организация слушательской деятельности

Л: эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

Л: интерес к слушательской

деятельности;

 -А для этого нам нужно познакомиться с произведениями, которые исполняет симфонический оркестр.

*вкл 2 слайд*

-Оба произведения написаны композитором Н. А. Римским – Корсаковым. Знаком вам такой композитор?

-Римский – Корсаков был русским композитором, педагогом, дирижёром, общественным деятелем, музыкальным критиком.

Многие композиторы писали восточную музыку, но ярче всего Восток заиграл у Н.А. Римского – Корсакова.

-Первое произведение, с которым мы с вами познакомимся это сюита «Шехеразада». Сюита имеет одну музыкальную главную тему несколько различных частей, и все они привязаны к главной музыкальной теме, то есть к нашей рассказчице – Шехеразаде. Знает ли кто-нибудь, героиней какого литературного рассказа является Шехеразада?

-Она является героиней арабской сказки «Тысяча и одна ночь», о которой мы с вами разузнаем поподробнее.

- Персидский царь Шархияр никак не мог найти свою истинную любовь. Но вдруг, перед ним появляется дочь  царского визаря – Шехерезада, которая обладала не только бесподобной красотой,но и удивительной мудростью.

Будучи непревзойдённой выдумщицей,Шехеразада умела рассказывать  удивительные истории,одна интересней другой.Каждую ночь она начинала свой рассказ,заканчивая на рассвете,на самом интересном месте,а царь увлечённо слушал и не мог оторваться. .И так продолжалось 1000 ночей. С каждой ночью Шахрияр влюблялся в свою жену больше и больше. На 1001 ночь он прервал рассказ Шехерезады ,объявив её навсегда своей единственной и любимой женой!

 Шехеразада стала персидской царицей,а все её сказки были записаны и сохранены.

- Послушаем, как изобразил образ Шехерезады в своей сюите Римский-Корсаков…

*вкл сюиту «Шехерезада» тему Шехерезаду*

-Скажите, какой изображена Шехерезада в своей теме?

-А какой  инструмент изображает героиню?

-Так же Восток очень ярко играет в опере Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о Царе Салтане». Знаете ли вы, о чём эта сказка?

-Эта сказка была написана А.С. Пушкиным в 1831 году. Произведение представляет собой сказку в стихах – очень яркую и сказочную.

- Разговор трех сестер за рукоделием заходит о том, что бы они смогли сделать для царя. Последняя девушка заявляет, что родила бы ему богатыря. Царь слышит беседу девушек и женится на младшей из сестер.

Пока государь на войне, молодая царица рожает сына. Ее сестры и баба Бабариха подменяют ее письмо и послание царя. Так царицу с ребёнком отправляют в бочке по морю.

Волна выбрасывает мать с сыном на необитаемый остров Буян. Здесь молодой князь спасает из когтей коршуна прекрасную лебедь. Она благодарит его и обустраивает с помощью волшебства жизнь князя и его матери самым лучшим образом.

Лебедь помогает Гвидону трижды побывать в царстве Салтана, выполняет его желания и в конце сказки выходит замуж за молодого князя.

Царь Салтан держит обещание и прибывает на остров к князю Гвидону, узнает свою жену, и семья воссоединяется. От радости государь даже прощает родственниц жены и бабу Бабариху.

-Необычный сюжет сказки, не так ли?

-Послушаем с вами «Полёт шмеля» из этой оперы.

*вкл «Полёт шмеля»*

-Это произведение заканчивает 3 акт, в котором Лебедь –птица обращает князя Гвидона в Шмеля.

-Какой характер у данного произведение?

-Какие музыкальные инструменты вы услышали?

-Мы познакомились с произведениями, которые исполняет симфонический оркестр, и теперь нам необходимо узнать, что такое симфонический оркестр и какие инструменты в него входят.

-Да

-Нет

*слушают*

-Очень нежной, ласковой, загадочной.

-Скрипка

-Нет

-Да

*слушают*

-Характер очень скорый.

-Пианино, скрипка, альт.

10

4

«Открытие нового знания»

Л: познавательный интерес к новому учебному материалу;

П: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки;

*вкл 3 слайд*

-Вспомним с вами, что такое симфония?

-Правильно. А что такое оркестр?

-Ещё в Древней Греции «орхестрой» называли площадку перед сценой, где располагался хор.

-Соединим 2 слова и получим «симфонический оркестр». Скажите, что такое симфонический оркестр?

-Да, это коллектив, который объединяется для общего исполнения музыкальных произведений.

-В состав симфонического оркестра входят  4 основных группы инструментов. Струнно – смычковые, духовые деревянные, духовые медные, ударные, а так же бывают и дополнительные инструменты, которые добавляет сам композитор.

*вкл 4 слайд*

-Самая большая группа – струнно –смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

*вкл 5 слайд*

-Духовые деревянные: флейта, гобой, кларнет, фагот.

*вкл  6 слайд*

-Духовые медные: труба, валторна, тромбон, туба..

*вкл 7 слайд*

-И ударные инструменты: барабаны, треугольник, литавры.

Вообще инструментов множество, но мы с вами вспомнили основные группы и основные виды инструментов.

-Музыкальное произведение для оркестра.

-Большой коллектив музыкантов – инструменталистов.

-

Коллектив музыкантов.

5

5

Организация исполнительской деятельности

П: развитие слуха, интонации в голосе, внимания;

Р: оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

К: исполнять музыкальные

произведения со сверстника

ми, выполняя при этом разные

функции.

- Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или ворчливый голос фагота - любой из этих звуков входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Представим, что мы в Древней Греции и наш класс - это «ОРХЕСТРА» - то место, где располагался хор, а мы с вами – хор, который исполнит песню. И мы представим именно то, что мы находимся на сцене и исполняем концертный номер. Номер песни «Милая моя».

-Будем исполнять песню в концертном варианте, как будто на нас смотрит множество зрителей. Не забываем улыбаться, поём выразительно и чётко.

 *повторяем песню, исполняем в концертном варианте*

Цель, задачи

ВХТ

Методы, приёмы

-запомнить мелодическую линию;

-запомнить ритмический рисунок;

-подготовить детей к восприятию;

-вызвать интерес и желание разучить песню;

-выразительное пение;

-расширить кругозор

-повтор одного звука;

-нисходящее движение мелодии;

-скачки вверх и вниз;

-сложные интервалы;

-быстрый темп;

-пункт. Ритм;

-разные гласные звуки

-объяснение;

-собственный показ;

-помощь инструмента;

-показ звуковысотности;

-слуховая наглядность;

-хормейстерский жест

*повторяют песню, затем имитируют концертное выступление на сцене*

10

6

Итог

-Для того, чтобы проверить на сколько хорошо вы закрепили знания о симфоническом оркестре, вашей задачей будет составить кроссворд, состоящий из названий 10 музыкальных инструментов, любых, которых мы изучили на уроке.

-Выполненное задание сдавайте мне, и после его проверки я вам раздам работы.

*составляют кроссворд*

*сдают*

8

7

Рефлексия

Л: формирование адекватной позитивной самооценки

-Сейчас я вас попрошу нарисовать в тетрадях смайл, который описывает ваше эмоциональное состояние на протяжении всего урока. Затем я пройду и посмотрю на ваши работы.

*прохожу и смотрю*

  -Урок окончен, до свидания!

*Рисуют*

*показывают рисунки*

 -До свидания.

2



Предварительный просмотр:

Дата 7.04.2021г.                                                                                                                                                                           Учитель музыки Титякина Л.А.

Школа №47                                                                                                                            

Класс 7 «Г»                                                                                                                                  

Студентка ЧПК№1                                                                                                                

40 группы

Толпейкина Наталья.

Тема урока музыки: «Образы Великой Отечественной войны «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича»

Цель: Знакомство с выдающимся произведением мировой классической музыки симфонией №7 «Ленинградской» Д.Шостаковича, определение его исторического значения.

Планируемые результаты:

  Личностные: Формировать целостное мировоззрение, охватывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; воспитывать основы российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;  

  Метапредметные: Развивать умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; развивать готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение;

  Предметные:  Учить воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; учить вести диалог; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приёмы: Словесный (беседа),  метод наблюдения за музыкой, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой, метод размышления о музыке, метод увлечения музыкой, метод нравственно – эстетического познания музыки.

Материалы и оборудование: Флешка, компьютер, колонки, проектор, фортепиано, ноты, раздаточный материал.

Музыкальный репертуар:

1) Симфония №7 «Ленинградская» Д.Шостакович

2) «Закаты алые» В. Осошник

Структура урока:

1) Организационный момент

2) Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации

3) «Открытие» нового знания

4) Организация  исполнительской  деятельности

5) Организация слушательской деятельности

6) Итог

7)Рефлексия

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин.)

1

Организационный момент

Р: Организовать своё рабочее место под руководителя учителя.

-Здравствуйте. Меня зовут Наталья Вячеславовна, и сегодня я буду вести у вас урок музыки.

Приветствуют

1

2

Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации.

П: Самостоятельное формулирование познавательной цели;

Р: принимать учебную задачу и  следовать инструкции учителя;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-И перед тем как начать урок, мы посмотрим, как хорошо вы знаете композиторов.

*вкл LearningApps.org задание «Композиторы»*

-Скажите, понравилось ли вам задание в таком формате?

-Отлично, тогда на следующем занятии проведём ещё одну проверку знаний в таком же формате.

- И проверим ваше отношение и ваши стремления к познаниям на уроке «Музыка». Этот опрос мы проведём на первом и на последнем уроке, чтобы сравнить ваши ответы и провести диагностику.

*раздаю опросники для первоначального этапа апробации диплома*

-А теперь перейдём непосредственно к уроку.

*включаю презентацию PowerPoint c использованием аудио/видео материалов составленную по инструкции методического пособия с целью развития познавательной активности на уроке*

*вкл 1 слайд*

Страшное слово «война»! За ним разрушенные города, горе, слёзы. Она несёт гибель человечеству, его культуре, языку, лишает возможности общения между людьми. Ни одно государство не смогло противостоять варварскому натиску гитлеровской армии. Захватив Европу, Гитлер вторгся на территорию Советского Союза. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить половину нашей страны.

*включаю фрагмент документального фильма «От Москвы до Рейхстага» «Первые дни войны»*

-Как вы думаете, исходя из видеофрагмента, чему будет посвящён урок?

*вкл 2 слайд*

-Правильно, тема нашего урока Образы ВОВ «Ленинградской симфонии» Д.Шостаковича.

- Мы познакомимся с выдающимся произведением мировой классической музыки симфонией №7 «Ленинградской» Д.Шостаковича, определим его историческое значение. Исходя из этого какой будет цель нашего урока?

-Молодцы, совершенно верно.

*выполняют задание*

-Да

*выполняют опросник*

*смотрят  презентацию PowerPoint c использованием аудио/видео материалов

*смотрят*

-Великой Отечественной войне

- Познакомиться с выдающимся произведением мировой классической музыки симфонией №7 «Ленинградской» Д.Шостаковича, определить его историческое значение.

8

3

«Открытие нового знания»

П: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки;

К: воспитание любви к своей культуре, своему народу.

-Музыка. Что она несёт людям, В чём её высокое предназначение? Об этом нас заставляют задуматься те произведения, которые родились и рождаются в творчестве композиторов. Прошло уже 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, но память о событиях тех лет сохранена во многих произведениях литературы, живописи, скульптуры и, конечно же, музыки. Много песен написано о войне.

Назовите, какие произведения посвящены Великой Отечественной войне?

-Отлично.  Теперь вы будите знать на одну песню о войне больше.

«Священная война», «Землянка», «Баллада о солдате», «На безымянной высоте», «Дороги» и др.

4

4

Организация исполнительской деятельности

Л: выражение в музыкальном

исполнительстве своих чувств

и настроений;

К: исполнять музыкальные

произведения со сверстника

ми, выполняя при этом разные

функции

К: принимать участие в коллективном

обсуждении

Р: оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

- И новая песня, которую мы с вами начнём разучивать, называется «Закаты алые». Группа “Герои” решили написать песню в память о минувших днях, но посмотрели на победу с другой стороны — они описали совсем юных мальчиков, которые только несколько дней назад попрощались со школой и встречали рассвет вместе со своими одноклассниками, а сегодня они уже полноценные солдаты, еще пока не знающие всей жути войны и не державшие в руках автомат. У них еще пока новые, не испачканные кровью и землей гимнастерки, с собой письмо от мамы, в которое самый родной человек вложил все свои мысли, переживания и молитву за своего сына, который вынужден так быстро повзрослеть.

В песни изображены картины войны: дым, взрывы, грохот, пыль столбом. От громких взрывов складывается ощущение, что небо падает на землю. 

Прослушаем с вами песню и перейдём к разучиванию.

*включаю песню «Закаты алые»*

-Скажите, знакома ли вам эта песня?

-О чём поётся в песне?

-Тогда распоём наши голоса и приступим к разучиванию песни.

*распевка, затем разучивание мелодии (индивидуально, по группам)*

Цель, задачи

ВХТ

Методы, приёмы

-запомнить мелодическую линию;

-запомнить ритмический рисунок;

-подготовить детей к восприятию;

-вызвать интерес и желание разучить песню;

-выразительное пение;

-расширить кругозор

-повтор одного звука;

-нисходящее движение мелодии;

-скачки вверх и вниз;

-сложные интервалы;

-быстрый темп;

-пункт. Ритм;

-разные гласные звуки

-объяснение;

-собственный показ;

-помощь инструмента;

-показ звуковысотности;

-слуховая наглядность;

-хормейстерский жест

Но о войне композиторы написали не только песни, но и крупные музыкальные произведения. Композиторы старались показать храброго воина, защитника, освободителя

*слушают исполнение песни*

-Да

-Поётся о войне, о том, что люди не мечтали о такой судьбе.

*распевка, мелодия*

10

5

Организация слушательской деятельности

Л: эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

Л: интерес к слушательской

деятельности;

Л: Ценностно-нравственная ориентация

*вкл 3 слайд*

- Познакомимся с композитором, который в своей симфонии тоже затронул тему вражеского нашествия.

Мы обратимся к творчеству композитора Д. Д. Шостаковича и познакомимся с его легендарным произведением, которое родилось в самые грозные дни войны.

*вкл видео с биографией Д.Шостаковича*

*вкл 4  слайд*

-Симфонию №7 «Ленинградскую» Шостакович написал в декабре 1941 года. Первое исполнение седьмой симфонии, или, как её сразу стали называть, «Ленинградской», состоялось в марте 1942 года в Куйбышеве.

-Знаете ли вы, как называется нынешний Куйбышев?

 Зрительный зал был переполнен. Люди считали, что соприкоснулись с чудом: музыкой, которая была сочинена в осаждённом городе Ленинграде. Осуществить исполнение симфонии в голодном полуразрушенном городе, это было уже само по себе подвигом. К премьере готовились не только в городе. Чтобы фашисты не смогли помешать исполнению музыки, военные на линии фронта провели мощную артиллерийскую атаку, чтобы враги не смогли своими обстрелами сорвать долгожданную премьеру.

Вы услышите отрывок из первой, самой яркой, части «Ленинградской» симфонии. В этой части и звучит «тема нашествия». И так, слушаем и думаем, что рисует эта музыкальная тема?

* вкл тему нашествия из I части «Ленинградской симфонии»*

- Какая тема звучала: добра или зла? 

- Почему вы так думаете?

Это знаменитый “эпизод фашистского нашествия” – потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка нашего народа с фашизмом.  

При повторном прослушивании произведения вашей задачей будет написать несколько слов, которые у вас ассоциируются с музыкой.

*вкл «Ленинградскую симфонию*

-Теперь по цепочке прочтите слова, которые у вас получились.

*смотрят*

-Самара

*слушают*

-Тема зла

-Музыка была громкой, жестокой

*слушают и пишут*

*Война, боль,потери*

12

6

Итог

- Каждый на войне совершал подвиги – на передовой, в партизанских отрядах, в тылу, на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. 

*5 слайд*

-И в подведении итогов урока, попрошу выразить ваши впечатления о симфонии в небольшом сочинении. Мы напишем синквейн (пятистишие).  

*отвечают*

*пишут синквейн*

Война.Страшная и смертельная. Бояться, бежать, остаться, кричать.

Я бы не хотела такого никогда.

Страх.

4

7

Рефлексия

Л: формирование адекватной позитивной самооценки

-Теперь, ваша задача – оценить соседа. Оценку ставим адекватную. И по порядку говорим оценку, которую вы поставили однокласснику.  

-Спасибо за урок, до новых встреч!

*оценивают соседа*

-Прощаются

1




Предварительный просмотр:

Дата 30.04.2021г.                                                                                                                                                                          Учитель музыки Титякина Л.А.

Школа №47                                                                                                                          

Класс 7 «Г»                                                                                                                                  

Студентка ЧПК№1                                                                                                                

40 группы

Толпейкина Наталья.

Тема урока музыки: «Развитие образов и персонажей оперной драматургии»

Цель: Формирование личностно-ценностного отношения к жанру оперы посредством знакомства с оперой «Жизнь за царя» М.И. Глинки.

Планируемые результаты:

  Личностные: Воспитывать основы российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;  укрепление патриотических чувств в процессе изучения оперы «Жизнь за царя».

  Метапредметные:  Понимать значение оперы как синтетического жанра, объединяющего разные виды искусства — музыку, литературу, театральное действие, изобразительное искусство.

  Предметные:  Уметь рассуждать об оперной драматургии; знать жанры польских танцев — полонеза, мазурки, краковяка; приобретать навык анализа произведения оперного жанра.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приёмы: Словесный (беседа),  метод наблюдения за музыкой, практический, наглядно – зрительный, наглядно – слуховой, метод размышления о музыке, метод увлечения музыкой.

Материалы и оборудование: Флешка, компьютер, колонки, проектор, раздаточный материал, распечатанные телефоны.

Музыкальный репертуар:

1) Полонез из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинка

2) Краковяк из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинка

3) Вальс из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинка

4) «Закаты алые» В. Осошник

Структура урока:

1) Организационный момент

2) Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации

3) «Открытие» нового знания

4) Организация слушательской деятельности

5) Организация исполнительской деятельности

6) Итог

7)Рефлексия

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин.)

1

Организационный момент

Р: Организовать своё рабочее место под руководителя учителя.

-Здравствуйте.  Сегодня прекрасный день для изучения новой темы.

Приветствуют

1

2

Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Р: принимать учебную задачу и  следовать инструкции учителя;

П: Самостоятельное формулирование познавательной цели

-Закрепим знания, полученные на уроках о балете и опере.

*вкл LearningApps.org задание «Балет и опера»*

- На первом уроке вы все отвечали на опросник. Для того, чтобы мне понять, как поменялись ваши знания на протяжении всех наших встреч, вам нужно ещё раз ответить на опросник, по результатам которого я проведу диагностику в сравнении с первым опросником.

*раздаю опросники для первоначального этапа апробации диплома*

-На уроке мы продолжим разговор о музыкальной драматургии и рассмотрим один из самых ярких в драматургическом отношении музыкальный жанр – жанр оперы: вы получите более полное, комплексное впечатление об опере, узнаете о возникновении и развитии оперного жанра; познакомитесь с особенностями её драматургии на примере русской оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

-Исходя из этого, как будет звучать тема урока?

*включаю презентацию PowerPoint c использованием аудио/видео материалов составленную по инструкции методического пособия с целью развития познавательной активности на уроке*

*вкл 1 слайд*-

-Тема урока «Развитие образов и персонажей в оперной драматургии» .

*выполняют задание*

-Да

*выполняют опросник*

-Опера, развитие драматургии

*смотрят презентацию PowerPoint c использованием аудио/видео материалов

8

3

«Открытие нового знания»

П: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки;

К: воспитание любви к своей культуре, своему народу.

-Скажите, что такое опера?

-Верно. А знает ли кто – нибудь из вас историю оперы?

*вкл 2 слайд*

-Опера родилась в конце XVI в. в Италии, во Флоренции. Молодые поклонники искусства организовали кружок, который назвали Камерата (итал. camerata —  компания, кружок). Они изучали античную литературу, живопись, скульптуру, архитектуру. Однако записи античной музыки не расшифровывались, и представления, какой была древнегреческая музыка, у членов Флорентийской камераты не было. Они решили возродить древнегреческую трагедию. Но искусство идёт вперёд и развивается век за веком, поэтому члены кружка не возродили старый, а создали новый жанр — оперу.

Все первые оперы были написаны на сюжеты древнегреческих мифов. Одним из самых любимых был миф об Орфее: на его сюжет было создано несколько опер.

К опере обращались многие композиторы, жившие в различные эпохи и в разных странах – России и Италии, Франции и Германии, Польше и Венгрии. В числе таких композиторов, прославивших жанр оперы - Монтеверди, Глюк, Моцарт, Россини, Верди, Вагнер. Считали оперу одним из главных жанров и такие русские композиторы, как Глинка, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Прокофьев.

Бывали времена, когда к опере люди относились так, как сегодня относятся к кино, телевидению. Яркие оперные темы можно было услышать повсюду – на улицах и в парках, в общественном транспорте и в обычных городских квартирах. Ведь возраст оперы насчитывает четыре столетия! А это означает, что опера была и остаётся одним из самых жизнеспособных, динамичных жанров, пользующихся любовью слушателей в различных странах мира.

*вкл 3 слайд*

-Оперы весёлые и трагические, сказочные и реалистические – все они по-своему отразили человеческие мечты, стремления, раздумья о прошлом, высокие чувства и острые конфликты.

Из всех музыкальных жанров опера является наиболее объёмным, синтетичным: она вбирает в себя и литературный сюжет, составляющий основу её содержания, и театральной действие, т.к. разыгрывается на сцене, и изобразительное искусство, с помощью которого создаются декорации.

*вкл 4 слайд*

-Опера — очень разнообразный жанр. Она включает арии, вокальные ансамбли с различным количеством солистов (дуэты, терцеты, квартеты и т.д.), хоры, оркестровые номера, речитативы, балетные сцены.

-Музыкально – театральный жанр, где поют.

-Нет

5

4

Организация слушательской деятельности

Л: Ценностно-нравственная ориентация

Р: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

Л: интерес к слушательской

деятельности;

*вкл 5 слайд*

-Посмотрите на экран, и скажите, знаком ли вам такой композитор?

-Как его зовут?

-Да, это Михаил Иванович Глинка-русский композитор. И сегодня мы познакомимся с его самой знаменитой оперой. Как вы думаете она называется?

-Правильно. Или же по другому она называется «Жизнь за царя».

*вкл 6 слайд*

«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — опера М. Глинки в 4 действиях с прологом и эпилогом, либретто Е. Розена при участии В. Жуковского.

*вкл видео с кратким рассказом об опере*

Глинка дал героическое и трагедийное воплощение темы. Мужество, доблесть и самоотверженность Сусанина связывают его с героями Отечественной войны 1812 г., рассказы о которых живы были с детства в памяти композитора. Он построил драматургию оперы на контрастном противопоставлении двух лагерей — русского и польского. Первый дан дифференцированно, второй обрисован слитно, обобщённо.

После революции 1917 г. «Жизнь за царя» оказалась надолго вычеркнутой из репертуара как идеологически неприемлемая для советской власти. Лишь в 1939 г. опера была поставлена в Москве, в Большом театре, с новым либретто.

-Напомните, что такое либретто?

*вкл 7 слайд*

-Сегодня мы познакомимся со II действием оперы «Жизнь за царя», основанным на четырёх танцах — полонезе, краковяке, вальсе и мазурке. Три танца являются польскими — полонез, краковяк и мазурка; вальс — танец общеевропейский, который постепенно пришёл в Польшу и полюбился там.

-Вашей задачей нарисовать в тетради таблицу в 3 столбца. И записать туда названия танцев, чтобы записывать анализ каждого произведения, и после прослушивания всех произведений обсудить их различия или сходства.

Полонез

Краковяк

Вальс

*вкл полонез*

-Как вы охарактеризовали танец?

*вкл краковяк*

-Как вы заполнили следующий столбик? Какой танец по характеру?

*вкл вальс*

-Что вы можете сказать об этом танце?

-Мы прослушали с вами 3 произведения, 3 разных танца.

*обговариваем схожести и различия*

-Опера «Жизнь за царя» как мы с вами выяснили отражает геройство и трагедию. И на эту тему у нас как раз есть песня. В ней можно услышать отголоски военных тяжелых дней.

-Да

-М.И. Глинка

-Иван Сусанин

*смотрят*

-Литературный сценарий к опере и балету.

*рисуют таблицу*

*слушают, заполняют таблицу*

-Торжественный, кружащий, мягкий.

*слушают, заполняют таблицу*

-Весёлый, как будто скачки, повторяется

* слушают, заполняют таблицу*

-Более спокойный, чёткий, кружащий, плавный.

10

5

Организация исполнительской деятельности

Р: оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

Л: выражение в музыкальном

исполнительстве своих чувств

и настроений;

К: исполнять музыкальные

произведения со сверстника

ми, выполняя при этом разные

функции

-И как она называется?

-Совершенно, и сегодня мы будем её не просто петь, а имитировать выступление на сцене, исполняя песню со всей трагичность, со всеми чувствами, которые хотим донести до зрителей.

 *повтор песни, затем контрольный вариант исполнения песни*

Цель, задачи

ВХТ

Методы, приёмы

-запомнить мелодическую линию;

-запомнить ритмический рисунок;

-подготовить детей к восприятию;

-вызвать интерес и желание разучить песню;

-выразительное пение;

-расширить кругозор

-повтор одного звука;

-нисходящее движение мелодии;

-скачки вверх и вниз;

-сложные интервалы;

-быстрый темп;

-пункт. Ритм;

-разные гласные звуки

-объяснение;

-собственный показ;

-помощь инструмента;

-показ звуковысотности;

-слуховая наглядность;

-хормейстерский жест

-Милая моя

*поют*

10

6

Итог

- Музыка господствует в опере, подчиняет себе её действие, определяет развитие образов и характеров, рисует картины битв и картины природы. Поэтому оперная драматургия определяется драматургией музыкальной, образуемой средствами музыки, её выразительными и изобразительными возможностями.

-Закрепим знания, полученные на уроке.

*вкл 8 слайд*

1)      Почему опера является одним из самых ярких в драматургическом отношении жанров?

2)      Можно ли считать, что опера основана только на музыкальной драматургии? Участвуют ли другие виды искусства в организации оперного целого (какие именно)?

3)      Всегда ли совпадает содержание литературного первоисточника и либретто, лежащего в основе оперного произведения?

*отвечают*

4

7

Рефлексия

Л: формирование адекватной позитивной самооценки

-Сейчас каждый из вас напишет сообщение своему соседу по парте. Это сообщение должно охарактеризовывать его работу на уроке, и должны быть написаны пожелания.

 -Спасибо за урок, до новых встреч!

*пишут *

-Прощаются

2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Струнно - смычковые

Слайд 6

Николай Андреевич Римский - Корсаков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха. Орган. Гомофония, полифония, фуга.

Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха.Орган: внешний вид, клавиатура, регистры. Понятия гомофония и полифогия. Форма полифонич...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Этоти конспекты и презентации были использованы мной во время прохождения преддипломной практики...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Конспекты уроков музыки для 5,6,7,8 классов...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Данные конспекты были использованны мной на преддипломной практике...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в среднем звене, разработанные мною на практике....

Конспекты уроков музыки для средней школы

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки для средней школы, разработанные мною на практике...