Конспекты уроков музыки в средней школе
план-конспект урока по музыке

Канафина Аделина Эдуардовна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 07.04.2021

Школа № 148                                                                                      

Класс: 5                                                                                                

Студентка ЧПК № 1

40 группы

Канафина Аделина                                                            

Учитель музыки: Шариева Р. Ф.

Тема урока музыки: «Звуки скрипки так дивно звучали»

Цель: знакомство с историей возникновения скрипки через знакомство с творчеством Никколо Паганини.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование основ уважительного отношения к искусству, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Метапредметные: формирование умения осуществлять познавательную, практическую деятельность, освоение форм познавательной и личностной рефлексии, овладение способностью понимать и сохранять цели.

Предметные: знание основных закономерностей музыкального искусства (каприс, портрет), формирование основ музыкальной культуры, умение эмоционально и осознанно относиться к классической и современной музыке, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, флеш-накопитель, ноты.

Музыкальный репертуар:

  1. «Мелодия» - П. И. Чайковский;
  2. «Каприс №24» - Н. Паганини;
  3.  «Птица-музыка» М. Пляцковский, Е. Ботяров
    Структура урока:
  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин.)

1.

Организационный момент

Л (проявление эмоциональной отзывчивости);

- Здравствуйте, ребята! 

Дети приветствуют учителя, садятся за парты

4 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

П (умение определять основные настроения и характера музыкальных произведений);

Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);

Л (развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения)

- Сейчас прозвучит музыкальный отрывок, по тембру узнайте музыкальный инструмент.

Звучит вариация из Каприса № 24 Н.Паганини

- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какая строка четверостишья А. Толстого может стать темой урока?

«Звуки пели, дрожали так дивно

Замирали и пели сначала…

Звуки скрипки так дивно звучали,

Разливаясь в безмолвии ночи.»

Алексей Толстой.

Правильно ребята. Тема нашего урока «Звуки скрипки так дивно звучали»

Многие писатели и поэты в своих произведениях упоминали скрипку. У Александра Блока тоже есть строки о скрипке.

«Не соловей – то скрипка пела

Когда ж оборвалась струна,

Кругом рыдала и звенела,

Как в вешней роще, тишина…»

А. Блок

- Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например, скрипку. Звучание скрипки очень выразительно. Ее голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, плакать, говорить.

Скрипка появилась в Европе в конце 15 века. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов…Как народный инструмент она сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии. Звучала она и в аристократических кругах – во дворцах, замках, богатых домах, - а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапезы короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.

- Давайте разберем, из чего состоит скрипка. Корпус скрипки изготавливается из если и белого клена, а струны из металла. Смычок: на трость натянуты конские волосы.

- Раньше скрипка не была таким серьезным классическим инструментом. Ее брали с собой цыгане, матросы в кабаки, на крестьянские праздники.

- Имя этого итальянского композитора и скрипача-виртуоза 18 века известно всему миру. Его мастерство игры на скрипке было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто он продал душу дьяволу и тот помогает ему исполнять труднейшие пассажи своих произведений. Не случайно одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели». (записать в тетрадь о Н.Паганини). Одним из самых известных сочинений Паганини стал Каприс № 24. Caprice в переводе с французского – прихоть, каприз. (записать в тетрадь определение каприс)

-Прослушайте произведение и ответьте на вопросы:

1. Что вы услышали в музыке?
2. В этом произведении один образ или много?

- Ребята, прослушайте произведение второй раз и зарисуйте лицо. Какими бы физиономиями вы его наделили?

Прослушивание произведения

-Скрипка

-Звуки скрипки так дивно звучали

Дети схематично зарисовывают строение скрипки

Дети слушают произведение и отвечают на вопросы

Дети слушают произведение и рисуют

14 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

П (развитие слуха, интонации в голосе, внимания).

Л (эмоционально воспринимать песню).

- У вас прекрасно получилось.

Учитель поёт

-Ребята, вам нравится это песня? О чем в ней поется?

- Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам.

Учитель поет вместе с детьми

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Протяжность гласных;

- Нисходящее движение мелодии.

Ритмические;

- Протяжность одного звука.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест;

Помощь инструмента.

 

Учащиеся поют

11 мин.

4.

Итог урока

Л (способность усвоения теоретических знаний)
М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- Что нового вы сегодня узнали?

- С каким композитором вы познакомились?

- Д/з: прочитать рассказ К. Паустовского «Струна», выучить слова 2 куплета песни «Птица-музыка».

Ответы детей.

Дети записывают домашнее задание

2 мин.

5.

Рефлексия

Л (способность усвоения теоретических знаний)

- Сейчас я попрошу вас оценить себя на уроке. Кому понравился урок – поднимите палец вверх, кому урок не понравился – палец вниз.

- Спасибо за урок! До свидания.

 Дети оценивают свою деятельность на уроке.

 4 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 28.04.2021                

Учитель музыки:

Шариева Р. Ф.

Школа №148

Класс 6

Студентки ЧПК №1

40 группы Канафиной Аделины

                                                                         

Тема урока: Мюзикл «Вестсайдская история»

Образовательная цель: формирование представлений о понятии «мюзикл»; знакомство с мюзиклом «Вестсайдская история».

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; формировать самооценку в процессе рефлексии.

Метапредметные: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; расширять кругозор и воображение учащихся, посредством знакомства с разными видениями образов;

Предметные: углублять представление учащихся о понятии «мюзикл»; слушать и анализировать прослушанные музыкальные произведения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано.

Музыкальный репертуар:

  1.  Фрагменты мюзикла «Вестсайдская история» Л. Бернстайна;
  2. Песня «Школьный романс» - М. Пляцковский, Е. Крылатов

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный момент (1 минута)

- Здравствуйте, ребята.

- Начать сегодняшний урок я бы хотела с эпиграфа (эпиграф на слайде).

- Ребята, как вы думаете, о чем говорит это четверостишье?

- Я не спроста взяла отрывок из произведения именно Уильяма Шекспира. Как вы думаете, почему именного его?

Ребята, обратите внимание на доску. У нас здесь есть не разгаданный ребус. Кто быстрее всех отгадает, поднимайте руку.

- Правильно ребята. Тема нашего сегодняшнего урока: «Мюзикл «Вестсайдская история». Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Сегодня мы узнаем, что такое мюзикл, где он зародился и что же это за таинственная «Вестсайдская история».

Дети заходят в класс и садятся на места.

Ответы детей

- Потому что по драме «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковский написал увертюру. Это наша прошлая тема.

- Мюзикл

Ответы детей

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

3. Организация слушательской деятельности

(20 мин)

 - Ребята, а вы может быть слышали слово мюзикл? Может кто-то знает, что это такое?

- Мюзикл - это театральная постановка, в которой упор сделан не на сюжет и игру актеров, а на музыку, песни и танцы. Мюзикл еще называют коммерческим театром. Годом рождения мюзикла называют 1866, когда на сцене одного из Нью-йоркских театров вышел мюзикл Black Crook. Всемирную известность этому жанру принесли Бродвейские мюзиклы.

- Ребята, что нового мы с вами узнали о мюзикле? Запишите определение мюзикла.

- Сегодня мюзикл – один из самых модных жанров современного театра. Некоторые считают его американской разновидностью оперетты, поскольку именно в американском театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр.

- И чтобы лучше понять жанр мюзикла, я предлагаю вам обратиться к творчеству американского композитора Леонарда Бернстайна и его мюзиклу «Вестсайдская история».

- Леона́рд Бернста́йн — американский композитор, пианист, дирижёр и популяризатор академической музыки. Дирижировал многими ведущими оркестрами мира, главный дирижёр Нью-Йоркской филармонии. Впервые исполнил многие произведения американских композиторов. Бернстайн пришел к смелой мысли взять за основу трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» и перенести действие в современное ему место и время: Америка, Нью-Йорк, его западные окраины (Вест-Сайд), населенные бедняками. В районе действовали две группировки: «Ракеты» - уроженцы Нью-Йорка, белые, и «Акулы», выходцы из латиноамериканской страны Пуэрто-Рико.

- Как в драме Шекспира, где Ромео и Джульетта принадлежат двум враждующим семьям, так и в «Вестсайдской истории», влюбленные связаны с двумя соперничающими группами, что делает их любовь обреченной. Юноша (Тони) входил в группу «Ракеты», а его любимая девушка Мария – в группу «Акулы».

- Послушайте Арию Тони. Она будет звучать на английском языке, но по музыкальным интонациям, по тембру и манере исполнения мы без труда можем догадаться, о чем эта ария.

- Ребята, о чем поёт Тони?

- А сейчас мы прослушаем дуэт Марии и Тони, а затем охарактеризуем этот дуэт.

- Но случается страшное, в драке погибает брат Марии. Убил его, хоть и случайно, Тони. Слушаем сцену драки. (7:33)

- Какая музыка по характеру?

- Ребята, как вы думаете, как закончится мюзикл?

- Бернстайн оставил в живых Марию, а Тони погибает от рук жениха Марии из группы «Акулы». В чем, по-вашему, отличие от трагедии Шекспира?

Ответы детей

Ответы детей

Дети слушают арию

- О любви к Марии

Дети слушают дуэт

Ответы детей

Дети слушают сцену драки

- Это судорожные движения, музыка неровная

Ответы детей

- Мария осталась в живых, а Джульетта скончалась. Группировки не помирились, а семьи помирились

П (открытие новых знаний)

М (Расширение словарного запаса, развитие воображения)

4.

Организация исполнительской деятельности (10 мин):

- Ребята, сегодня я принесла для вас песню, которая называется «Школьный ромканс». Прослушайте ее и скажите, как ее можно привязать к сюжету «Ромео и Джульетты».

-Сегодня мы разучим с вами эту песню. Но прежде, чем его разучивать, подготовим наш голосовой аппарат к работе.

- Хорошо, а теперь послушайте, как звучит первый куплет песни. Проговорим слова, попробуем соединить с мелодией. Для удобства вы видите текст на слайде. (Разучивание 1-го куплета)

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Разные интервалы (бз, ч4, ч5)

Графический показ собственный показ.

Сложный текст

Проговаривание вместе, наглядный показ текста на слайде

- Эта песня о школьной любви, «Ромео и Джульетта» - это тоже история любви.

 

П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера)

5.

Итог (2 мин)

- Итак, ребята. Сегодня вы впервые познакомились с жанром мюзикл. Давайте выделим основные моменты (понятие «мюзикл», мюзикл «Вестсайдская история», автор, сюжет)

- Верно, какую песню мы разучили сегодня?

Ответы детей

- Школьный романс

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

6.

Рефлексия (2 мин)

Отлично, ребята у меня на столе вы видите зеленые улыбающиеся смайлики и грустные красные. Если вам было всё понятно в уроке, и вам он понравился выбирайте зелёные смайлики, если же вам было что-то непонятно, выбирайте красные. Выбирайте цвет соответствующий вашему настроению.

- Нам все очень понравилось, хотелось бы больше смотреть видео и играть в игры.

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

 



Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.2021                

Учитель музыки:

Шариева Р. Ф.

Школа №148

Класс 6

Студентки ЧПК №1

40 группы Канафиной Аделины

                                                                         

Тема урока: Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Образовательная цель: знакомство учащихся с определением увертюра-фантазия; развитие общекультурного уровня учащихся, через сравнение образов Ромео и Джульетты в увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта».

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; формировать самооценку в процессе рефлексии.

Метапредметные: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; расширять кругозор и воображение учащихся, посредством знакомства с разными видениями образов Ромео и Джульетты;

Предметные: углублять представление учащихся о произведении В. Шекспира «Ромео и Джульетта»; слушать и анализировать прослушанные музыкальные произведения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано.

Музыкальный репертуар:

  1.  Фрагменты увертюры «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковский
  2. Песня «Школьный романс» М. Пляцковский, Е. Крылатов

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный момент (1 минута)

- Здравствуйте, ребята.

Дети заходят в класс и садятся на места.

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

2

Актуализация знаний. (5 минут)

 -И так ребята, на прошлом уроке вы знакомились с произведением Бетховена. Что это за произведение и к какому жанру оно относится?

-Верно. Что такое увертюра?

-Молодцы, вы хорошо усвоили прошлый урок. Сегодня мы соприкоснемся с творчеством Чайковского. Кто скажет, что это будет за произведение? Подсказка на слайде.

-Верно, но не просто увертюра, а увертюра-фантазия. Запишите тему урока.

- Увертюра «Эгмонт»

-Начало, вступление к театральному спектаклю. Но Бетховен сделал увертюру самостоятельным произведением.

- Увертюра «Ромео и Джульетта»

- Программная увертюра, сюжетная увертюра и т.д.  

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (усвоение знания материала прошлого урока)

3. Организация слушательской деятельности

(20 мин)

- Познакомимся мы сегодня с увертюрой - фантазией «Ромео и Джульетта», а автор этого произведения, русский композитор, чье имя нам уже знакомо - Петр Ильич Чайковский.

- Скажите, а какое литературное произведение положено в основу увертюры? Кто его автор?

- Скажите, о чем это произведение?

– Давайте прочитаем отрывок из пролога трагедии. (текст на слайде)

– Увертюра написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько разделов: Вступление. Экспозиция. Разработка. Реприза. Кода.

– Итак, вступительное слово П.И. Чайковский предоставляет патеру Лоренцо, мы все помним с вами этого героя трагедии. В увертюре именно он начинает свой рассказ. Давайте послушаем с вами вступление и в процессе слушания, представим себе портрет человека, который рисует эта музыка. Каков его характер? Настроение?

– Итак, давайте попытаемся ответить на поставленные вопросы.

-Теперь послушайте тему вражды двух семей. Подумайте и скажите, каков характер музыки и продирижируйте ее.

– Поговорим о ваших музыкальных впечатлениях.

- Давайте послушаем тему любви, а затем охарактеризуем.

- Как вы думаете, чем заканчивается эта история?

- Послушайте финал (коду) и скажите, совпали ли ваши ответы.

- Ребята, несмотря на то, что Ромео и Джульетта погибают, что победило в итоге? Какую роль их любовь сыграла в отношениях этих семей?

– Молодцы ребята, вы очень хорошо чувствуете эту музыку.

-В основу этого музыкального произведения положена трагедия У. Шекспира.

– Это легенда о любви двух юных героев, которые происходят из двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти. Из-за родовой вражды, которая длится уже не одно поколение, герои не могут быть вместе. Все заканчивается их трагической смертью.

 

Ответы детей.

Дети дирижируют под музыку

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей.

- Любовь

- Она воссоединила Монтекки и Капулетти

П (открытие новых знаний)

М (Расширение словарного запаса, развитие воображения)

4.

Организация исполнительской деятельности (10 мин):

- Ребята, сегодня я принесла для вас песню, которая называется «Школьный ромканс». Прослушайте ее и скажите, как ее можно привязать к сюжету «Ромео и Джульетты».

-Сегодня мы разучим с вами эту песню. Но прежде, чем его разучивать, подготовим наш голосовой аппарат к работе.

- Хорошо, а теперь послушайте, как звучит первый куплет песни. Проговорим слова, попробуем соединить с мелодией. Для удобства вы видите текст на слайде. (Разучивание 1-го куплета)

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Разные интервалы (бз, ч4, ч5)

Графический показ собственный показ.

Сложный текст

Проговаривание вместе, наглядный показ текста на слайде

- Эта песня о школьной любви, «Ромео и Джульетта» - это тоже история любви.

 

П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера)

5.

Итог (2 мин)

- Вы большие молодцы, ребята, с каким произведением мы познакомились сегодня и кто его автор?

-Хорошо, по мотивам, какой трагедии создана увертюра и о чем в ней повествуется?

- Верно, какую песню мы разучили сегодня?

- Увертюра «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковский.

- Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта», повествуется о любви между юношей и девушкой.

- «Школьный романс»

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

6.

Рефлексия (2 мин)

Отлично, ребята у меня на столе вы видите зеленые улыбающиеся смайлики и грустные красные. Если вам было всё понятно в уроке, и вам он понравился выбирайте зелёные смайлики, если же вам было что-то непонятно, выбирайте красные. Выбирайте цвет соответствующий вашему настроению.

- Нам все очень понравилось, хотелось бы больше смотреть видео и играть в игры.

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

 



Предварительный просмотр:

Учитель музыки:

Шариева Р. Ф.

Дата: 22.04.2020                  

Школа №148

Класс 7

Студентки ЧПК №1

40 группы Канафиной А. Э.

                                                                          Тема урока: «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина»

Цель: знакомство с творчеством композитора Дж.Гершвина и его произведением «Рапсодия в стиле блюз».

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; развивать интерес к культурному наследию человечества; воспитывать патриотизм, посредством разучивания песни «Весеннее танго».

Метопредметные: умение определять понятия, обобщать; размышлять, рассуждать и делать выводы о музыке в жанре «симфоджаз»

Предметные: слушать и анализировать прослушанные музыкальные произведения; разучивать песню «Весеннее танго».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель.

Музыкальный репертуар:

1) Соната №8 – Л. В. Бетховен;

2) Песня «Весеннее танго» - музыка и текст В.Миляева.

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний.
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог
  6. Рефлексия

Этап урока

t (мин.)

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный момент

 

1 мин

- Добрый день, сейчас мы представим, что гуляем по Новому Орлеану в Америке. Что же происходит на улице города?

Тема нашего урока «Рапсодия в стиле блюз»

- Джазовая эпоха в Америке славится действительно выдающимися музыкантами. В список талантливых, и даже гениальных, композиторов заслуженно входит Джордж Гершвин. Музыкант прожил яркую, но короткую жизнь.

Дети заходят в класс и садятся на места.  

- Играет джазовая музыка. Люди танцуют.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог

3. Организация слушательской деятельности

20 мин

- Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йорке в районе Бруклин. Будучи еврейского происхождения, настоящее имя мальчика Яков Гершовиц. Его любовь к джазовой музыке появилась еще в детстве. Мальчик не упускал возможности посетить все джазовые концерты, которые проходили в городе. С 12 лет он сам начал учиться игре на фортепиано. Юноша так и не получил музыкального образования, но это не помешало ему стать звездой мировой джазовой индустрии.

- Ребята, сейчас я покажу вам видео. Где выдающийся музыкант, джазмен исполняет свою известную песню. Послушайте и скажите, за что Гершвин в столь юные годы так полюбил джаз, что так зацепило композитора в этой музыке?

- В молодые годы Джордж Гершвин много времени уделял сочинению музыки, импровизациям и технике исполнения. В 16 лет он начал работать в музыкальном магазине, попутно привлекая посетителей своей игрой на пианино. В 18 лет пианист впервые выступил на Бродвее, где его заметили продюсеры музыкальной индустрии.

- Так он и пишет свою «Рапсодию в стиле блюз». Как вы понимаете слово «рапсодия», знакомо ли оно вам?

- Как понять название произведения «Рапсодия в стиле блюз»? Слово «blue» в английском языке имеет несколько значений: лирическая песня (блюз), голубой цвет – цвет грусти, печали. Гершвин считал, что его «Рапсодия» написана в джазовом стиле, но принадлежит к серьёзной музыке. Импровизационность, заимствованная у джазовых музыкантов, - главная черта произведения «Рапсодия в стиле блюз». Она сочетается с принципами развития европейского классического симфонизма. В этом – новаторство музыки Гершвина. Этот стиль в истории музыки получил название «симфоджаз»

- Подумайте и скажите, что же такое «симфоджаз»?

Слушание «Рапсодия в стиле блюз»

– В «Рапсодии» свободно чередуются контрастирующие друг с другом эпизоды. Дж.Гершвин писал: «Я слышал её как музыкальный калейдоскоп Америки – наш кипящий котёл, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суматоху».

Дети слушают учителя.

Ответы детей

Ответы детей

- Это слияние симфонической и джазовой музыки.

Дети слушают произведение

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4.

Организация исполнительской деятельности

15 мин

- Так как сегодня мы с вами познакомились с джазовым произведением, я предлагаю вам исполнить джазовую песню.  

- Слушайте плюс и подпевайте.

- А теперь попробуйте под минус.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Хормейстерский жест.

- Хорошо. Можете сеть на места!

Ответы детей

Дети разучивают песню вместе с учителем

П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера)

5.

Итог

2 мин

- И так, прекрасно получилось. С какой музыкой мы познакомились?

- Какое произведение мы слушали, кто его автор?

- Хорошо, что такое рапсодия?

- В чем новаторство творчества Гершвина?

-  С джазовой музыкой

- «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина

Ответы детей.

- Создал новый жанр «симфоджаз»

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

6.

Рефлексия

2 мин

Отлично, ребята, я предлагаю вам по очереди по одному выразить впечатления от сегодняшнего урока одним словом, варианты вы можете видеть на слайде.

- Здорово, интересно, познавательно, увлекательно, скучно, запоминающееся и т.д.

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

 



Предварительный просмотр:

Учитель музыки:

Шариева Р. Ф.

Дата: 08.04.2020                  

Школа №148

Класс 7

Студентки ЧПК №1

40 группы Канафиной А. Э.

                                                                          Тема урока: «Светская музыка. Соната»

Цель: знакомство обучающихся с понятием «светская музыка», углубление знаний о жанре «соната»

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; развивать интерес к культурному наследию человечества; воспитывать патриотизм, посредством разучивания песни «Весеннее танго».

Метопредметные: учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; расширять кругозор и воображение учащихся, посредством знакомства с Сонатой №8.

Предметные: углублять представление учащихся о понятии «соната»; слушать и анализировать прослушанные музыкальные произведения; разучивать песню «Весеннее танго».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель.

Музыкальный репертуар:

1) Соната №8 – Л. В. Бетховен;

2) Песня «Весеннее танго» - музыка и текст В.Миляева.

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний.
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог
  6. Рефлексия

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный момент (1 минута)

 

- Здравствуйте, ребята.

- Любите ли вы слушать музыку? Какую?

- А знаете ли вы, как называется музыка, которую вы слушаете?

- Музыка, которая вам нравится называется светской. Светская музыка – это та музыка, которая не имеет никакого отношения к религии и церкви.

Дети заходят в класс и садятся на места.  

-Да, современную

- Нет

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог

3. Организация слушательской деятельности

(20 мин)

- С 16 века начинает развиваться камерная музыка (инструментальная или вокальная светская музыка). Камерную музыку писали для небольшого оркестра. Она звучала при дворах знатных людей или в домашней обстановке. А с середины 18 века активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. У тебя будет индивидуальное задание.

- Наиболее яркие представители этого жанра (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Глинка и др.) представлены на слайде. Сейчас я разделю вас на 3 команды, ваша задача назвать имя композитора по его портрету на слайде. Выигрывает та команда, которая назовет наибольшее количество композиторов.

- Итак. назови слово, которое ты разгадал.

 - Соната — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Состоит из 3 частей.

- Сейчас мы на примере Сонаты №8 Бетховена рассмотрим, как звучат части в сонатах.

- Прослушайте 1 часть и запишите в тетрадь 3 слова, которые характеризуют 1 часть.

- Итак, какие по-вашему слова подходят к этой музыке?

- Прослушайте 2 и 3 части, также написал о каждой части по 3 слова.

Сейчас я проверю, как вы усвоили материал и проведу викторину по прослушанным частям сонаты.

Ученик разгадывает ребус.

- Соната

Дети записывают определение.

Дети слушают 1 часть

Ответы детей

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4.

Организация исполнительской деятельности (10 мин):

- Ребята, а теперь перейдем к вокальной музыке. Вспомните вокальную светскую музыку нашего времени.

- Хорошо. Сегодня я принесла для вас песню «Весеннее танго». Она наверняка вам знакома, послушайте.

- Вы знакомы с этой песней? Кто ее исполняет?

- Сегодня мы ее разучим.

- Давайте проговорим с вами слова первого куплета. (выведены на слайд) 

  - Послушайте мелодию (разбирают мелодию) 

(Разучивание мелодии, текста первого куплета с припевом)

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Хормейстерский жест.

- Хорошо. Можете сеть на места!

Ответы детей

- Да. Анна герман.

Дети разучивают песню вместе с учителем

П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера)

5.

Итог (2 мин)

- И так, прекрасно получилось. С какой музыкой мы познакомились?

- Назовите представителей.

- Хорошо, чью сонату мы слушали?

- Какая часть запомнилась вам больше всего?

- Верно, какую песню мы начали разучивать на уроке?

-  Со светской музыкой

- Моцарт, Бетховен, Шуберт, Глинка, Чайковский, Гайдн

- Сонату Бетховена

Ответы детей.

- «Весеннее танго»

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

6.

Рефлексия (2 мин)

Отлично, ребята, я предлагаю вам по очереди по одному выразить впечатления от сегодняшнего урока одним словом, варианты вы можете видеть на слайде.

- Здорово, интересно, познавательно, увлекательно, скучно, запоминающееся и т.д.

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

 



Предварительный просмотр:

Учитель музыки:

Шариева Р. Ф.

Дата: 08.04.2020                  

Школа №148

Класс 7

Студентки ЧПК №1

40 группы Канафиной А. Э.

                                                                          Тема урока: «Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В. А. Моцарта»

Образовательная цель: ознакомление учащихся с творчеством великого немецкого композитора Л.В. Бетховена, на примере Симфонии №5.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; развивать интерес к культурному наследию человечества; воспитывать патриотизм, посредством разучивания песни «Идет солдат по городу».

Метопредметные: учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; расширять кругозор и воображение учащихся, посредством знакомства с Сонатами №2 и №11.

Предметные: углублять представление учащихся о понятии «соната»; слушать и анализировать прослушанные музыкальные произведения; разучивать песню «Идет солдат по городу».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель.

Музыкальный репертуар:

1) Эпизоды Сонаты №2 С. Прокофьева, Сонаты №11 В. А. Моцарта;

2) Песня «Идет солдат по городу» В. Шаинский, М. Танич

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний.
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог
  6. Рефлексия

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.

Организационный момент (1 минута)

 

- Здравствуйте, ребята.

- Наш урок мы начнём с музыки. Прослушайте фрагмент музыкального произведения. Вам знакома эта музыка? Как называется произведение? Кто автор?

- Верно. Это «Лунная соната» Л. В. Бетховена.

- Что же такое соната?

Соната — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Состоит из 3 частей.

Дети заходят в класс и садятся на места.

- Да, это «Лунная соната» Л. Бетховена

Ответы детей.

Л. В. Бетховен «Лунная соната»

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог

3. Организация слушательской деятельности

(20 мин)

- Какой композитор изображён на экране?

- Это В. А. Моцарт - Австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. Сегодня на уроке мы прослушаем одну из известных сонат великого композитора: «Сонату №11». В этой сонате нет драматического содержания в ней преобладают лирические образы. В музыке 18 века благодаря своеобразным формулам ярко предстает эпоха галантных манер и форм общения, которым необходимо было следовать дамам и кавалерам. Рассмотрите внимательно картину «Концерт в парке», которая передает атмосферу того времени. Соната состоит из 3-х частей.

1 ч. Тема лирического песенно-танцевального характера, звучит мечтательно, светло, спокойно, тема эта несет в себе женское начало. Образ героини явно привлекателен, полон нежных чувств и юной непосредственности.

2 ч. Менуэт-танец. тема менуэта не вносит контраста.

3 ч. Рондо – ярко выраженный изобразительный характер. В основе развития в рондо лежит контраст. В нем воспроизводятся некоторые особенности турецкой музыки. В рондо присутствует форма с прибавлением рефрена. Когда Моцарт создавал эту музыку, в Западной Европе впервые услышали ранее не известную там турецкую музыку. В ней главную роль играли ударные инструменты, особенно большой барабан, который был изобретен на Востоке, получил распространение в Турции и поэтому долгие годы назывался турецким барабаном, шумные удары барабана Моцарт остроумно воспроизвел в финале своей сонаты.

Посмотрите на слайд, кто изображён на экране?

Это С. С. Прокофьев – русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. «Соната №2» — одно из самых непосредственных творений С. Прокофьева. Яркость, даже броскость образов, своеобразие и мастерство их воплощения обусловили особую привлекательность и популярность сочинения. Вторая соната представляет для нас особый интерес и потому, что в ней сконцентрировались лучшие черты раннего Прокофьева

Соната отличается ясной и четкой формой, последовательной логикой драматургического развития: ее содержание выражено с театральной конкретностью, лаконично, минимумом музыкальных средств. Свободно льющийся эмоциональный ток сочетается с продуманностью построения, резкими гранями разделов. Волевой динамизм и скерцозность естественно соседствуют с возвышенно светлой, проникновенной лирикой. Национальная характерность интонационного строя выражена вполне определенно. А ведь печать тех лет называла сонату «грубо антимузыкальной», «декадентской и какофонической», находила, что она представляет собой «вопиющую нелепость эквилибристических упражнений. Соната состоит из 4-х частей.  

Мы с вами прослушаем первую часть сонаты.

Первая часть — лирико-драматическая. Ее разнообразный тематический материал со строгой лаконичностью преимущественно лишь экспонируется, а не разрабатывается. Трехчастная тема главной партии устремлена, активна; это поступательное движение к вершине. Мелодическому взлету основной темы противопоставляется настойчиво повторяющееся на одном неизменном уровне упорное «вдалбливание», вызывающей торможение движения.

Сейчас я проверю, как вы усвоили материал и проведу викторину по прослушанным произведениям.

Ответы детей.

.

Фрагменты частей Сонаты № 11 Моцарта и Сонаты №2 Прокофьева (1 часть)

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4.

Организация исполнительской деятельности (10 мин):

- Ребята, вспомните, как называется 3 часть сонаты №11 Моцарта.

- Верно. А где в основном исполняют марш?

- Да, военный марш также был исполнен на параде великой победы 24 июня 1945 года. Какие военные песни вы знаете? О чем они?

- Сегодня мы разучим песню о солдате «Идет солдат по городу».

- Давайте проговорим с вами слова первого куплета. (выведены на слайд) 

  - Послушайте мелодию (разбирают мелодию) 

(Разучивание мелодии, текста первого куплета с припевом)

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Хормейстерский жест.

- Хорошо. Можете сеть на места!

- Турецкий марш

- На парадах и праздниках.

Ответы детей.

Песня «Идет солдат по городу».

П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера)

5.

Итог (2 мин)

- И так, прекрасно получилось. С какими произведением мы сегодня познакомились?

- Верно, сколько частей в этих сонатах?

- Хорошо, какие части сонат вам запомнились больше?

- Верно, какую песню мы начали разучивать на уроке?

-  С Сонатами №11 и №2 Моцарта и Прокофьева.

- В Сонате №11 – 3 части, в Сонате №2 – 4 части

Ответы детей.

- «Идет солдат по городу»

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

6.

Рефлексия (2 мин)

Отлично, ребята, я предлагаю вам по очереди по одному выразить впечатления от сегодняшнего урока одним словом, варианты вы можете видеть на слайде.

- Здорово, интересно, познавательно, увлекательно, скучно, запоминающееся и т.д.

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

 



Предварительный просмотр:

Дата: 06.04.2021

Школа № 148                                                                                            

Класс: 8                                                                                                

Студентка ЧПК № 1

40 группы

Канафина Аделина                                                            

Учитель музыки: Шариева Р. Ф

Тема урока музыки: «В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Шостаковича»

Цель: Формирование представлений о творчестве Д.Д. Шостаковича с помощью Симфонии №7.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование этических чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные: формирование умения осуществлять познавательную, практическую деятельность, освоение форм познавательной и личностной рефлексии, овладение способностью понимать и сохранять цели.

Предметные: формирование представлений о роли музыки в жизни человека, умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различного характера формирование основ музыкальной культуры.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, флеш-накопитель, ноты.

Музыкальный репертуар:

  1. Симфония №7 Д.Д.Шостаковича
  2. «Девушка по городу шагает босиком» В. Бутусов

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Рефлексия;
  5. Итог урока.

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин.)

1.

Организационный момент

Л (проявление эмоциональной отзывчивости);

П (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- Здравствуйте, ребята!

- На доске вы видите слова, которые, на первый взгляд, никак не связаны друг с другом, но попробуйте прочесть их и найти что-то общее.

- Верно, а как вы понимаете эти слова?

Дети приветствуют учителя, садятся за парты

-Родина, патриотизм

-Родная страна, любовь к отчизне

4 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

П (умение определять основные настроения и характера музыкальных произведений);

Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);

Л (развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения)

- Сегодня хочу с вами поговорить о произведении Д.Д.Шостаковича – советского пианиста, композитора, героя социалистического труда. Дмитрий Шостакович сочинил свою первую симфонию в 18 лет, и в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А еще через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. Это был невероятный успех.

В 18 лет Д. Шостакович окончил Ленинградскую консерваторию. В качестве дипломной работы была представлена Первая симфония

Эта симфония сразу же определила место Шостаковича в советской симфонической музыке, снискав ему славу одного из лучших и зрелых композиторов. Окружающих, профессоров и студентов, поражала необыкновенно яркая и разносторонняя одаренность Дмитрия: блестящая музыкальная память, умение прекрасно читать с листа. Он сочинил 15 симфоний, оперы, балеты, оратории и кантаты, а также музыку к кинофильмам

Жанр симфонии стал ведущим в творчестве Шостаковича. Им создано 15 симфоний, среди которых знаменитая Седьмая, посвященная Ленинграду и написанная в тяжёлом блокадном 1941 году. Композитор лично пережил все ужасы блокады. Сегодня мы прослушаем 7 симфонию Д.Д., ребята, кто-нибудь знает, как называют эту симфонию иначе?

- Все верно, 7 симфонию так же называют «Ленинградской», а все потому что музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории, грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу. Произведение писалось долго, трепетно. Так ещё в 1935 году Д.Д. начал свою работу над данным произведением, а закончил лишь в 1945 году.

На протяжении XX столетия дважды разыгрывались страшные трагедии — мировые войны. Трагические образы музыки Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека. И в то же время его произведения проникнуты верой в победу добра и справедливости. «Седьмая симфония — это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе», — писал Шостакович. Потрясающим фактом в судьбе Симфонии было то, что в августе 1942 г. ленинградцы нашли в себе силы исполнить её в осаждённом городе. В оркестре Радиокомитета осталось всего пятнадцать человек, а нужно было не менее ста! Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 августа, в тот самый день, когда по планам гитлеровского командования фашистские войска должны были победоносно войти в Ленинград, Симфонию сыграли в зале Филармонии.

Сегодня предлагаю вам прослушать данное произведение и описать чувства, которые оно вызвало.

- Вот мы и прослушали произведение, ребята, скажите, какие чувства, эмоции у вас вызвало это произведение?

- Предлагаю вам прослушать произведение ещё раз и подобрать несколько прилагательных, которые по-вашему мнению охарактеризовывают данное произведение.

- Мы с вами прослушали произведение Д.Д.Шостаковича, ребята, какие прилагательные вы подобрали под эту музыку? Услышав ее сразу, вы бы могли сказать, что эта музыка написана о войне?

- «Ленинградская» симфония  

Прослушивание произведения.

Ответы детей

- Тревогу, но больше гордость, решительность

Ответы детей

14 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

П (развитие слуха, интонации в голосе, внимания).

Л (эмоционально воспринимать песню).

- Ребята, вы знаете. Что музыка бывает … (когда ее исполняют на инструментах) и … С какой музыкой мы с вами уже столкнулись, а с какой – нет?

 

- Верно. Сейчас мы перейдем к вокальному жанру. Послушайте песню.

Учитель поёт

- Знакома ли она вам? Знаете ли вы, кто ее написал?

- Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам.

Учитель поет вместе с детьми

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Протяжность гласных;

- Нисходящее движение мелодии.

Ритмические;

- Протяжность одного звука.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест;

Помощь инструмента.


- У вас здорово получается.

-Инструментальная и вокальная. Мы прослушали инструментальную музыку.

Учащиеся поют

11 мин.

4.

Рефлексия

Л (способность усвоения теоретических знаний)

-  В каждой произведении, будь оно вокальное, инструментальное композитор пытается передать свои эмоции и чувства, они чаще всего отражают мир вокруг, поэтому сейчас предлагаю вам оценить свой эмоциональный настрой на уроке одной небольшой зарисовкой. Обратите внимание на то, что время ограничено и на выполнение данного задания у вас есть ровно 1 минута.

Дети оценивают свою деятельность на уроке.

2 мин.

5.

Итог урока

Л (способность усвоения теоретических знаний)
М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- Уже увидела у большинства их рисунки, мне нравится, что вы выражаете свое внутреннее состояние так, вы точно и четко показываете его.

- Сегодня на уроке мы с вами изучили новое для вас произведение, которое называется … Верно. Сейчас предлагаю вам ответить на несколько вопросов по теме урока, обратите внимание на экране.

- Вижу, что многие справились с вопросами, значит наша тема изучена, а урок уже подходит к концу. Урок окончен, до свидания.

Отвечают на вопросы по теме

- «Ленинградская» симфония

4 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 08.04.2021

Школа № 148                                                                                            

Класс: 8                                                                                                

Студентка ЧПК № 1

40 группы

Канафина Аделина                                                            

Учитель музыки: Шариева Р. Ф

Тема урока музыки: «Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке»

Цель: Формирование представлений о творчестве Д.Д. Шостаковича с помощью Симфонии №7.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование этических чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные: формирование умения осуществлять познавательную, практическую деятельность, освоение форм познавательной и личностной рефлексии, овладение способностью понимать и сохранять цели.

Предметные: формирование представлений о роли музыки в жизни человека, умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различного характера формирование основ музыкальной культуры.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, флеш-накопитель, ноты.

Музыкальный репертуар:

  1. Симфония №7 Д.Д.Шостаковича
  2. «Девушка по городу шагает босиком» В. Бутусов

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Рефлексия;
  5. Итог урока.

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин.)

1.

Организационный момент

Л (проявление эмоциональной отзывчивости);

П (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

- Здравствуйте, ребята!

- Как вы думаете, «шагнула» ли музыка вперёд за последнее столетие? В чём?

- Предположите, что происходит с современным театром? Какие нововведения, жанры появляются?

- Запишите тему урока.

Дети приветствуют учителя, садятся за парты

Ответы детей

4 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

П (умение определять основные настроения и характера музыкальных произведений);

Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);

Л (развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения)

- Ребята, подумайте. Какие составляющие есть у музыкального театра?

- Верно, музыка, действие, танец и слово. Относительно новыми жанрами музыкального театра являются мюзикл и рок-опера. Вспомните мюзиклы и рок-оперы, пройденные в 1 четверти. Давайте освежим память и посмотрим фрагмент из рок-оперы «Юнона и Авось».

- Так чем же отличаются современные постановки от классических?

- Разделитесь на 2 группы, сейчас мы устроим дебаты. 1 группа будет отстаивать классическую постановку, 2 группа – современную постановку.

- Вспомните, какой новый жанр возник в 20 веке?

- Да, мюзикл может быть разным и многоликим. Может быть драматичным и наоборот – комедийным. На слайде представлены композиторы, сочиняющие мюзиклы и по сей день. Далее представлены известные мюзиклы, которые пользуются популярностью во всем мире.

- Вам наверняка знакомо понятие «классика в современной обработке». Какие черты такой музыки вы можете выделить?

- Недавно в музыкальной среде стало широко использоваться понятие «классикал кроссовер». Это понятие вошло в список номинаций «Грэмми», ежегодно присуждаемой Национальной академией звукозаписи США. Широкое распространение среди любителей музыки получили Элтон Джон, Ванэсса Мэй. Сара Брайтан, «Металлика», «Скорпионс» и др.

- Часто музыкальные композиции стиля «классикал кроссовер» называют модерн классикой.

- Музыка, танец

- Мюзикл

- Например, симфония с добавлением электронных звучаний.

14 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

П (развитие слуха, интонации в голосе, внимания).

Л (эмоционально воспринимать песню).

- Сейчас мы перейдем к песне. Послушайте песню.

Учитель поёт

- Знакома ли она вам? Знаете ли вы, кто ее написал?

- Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам.

Учитель поет вместе с детьми

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Протяжность гласных;

- Нисходящее движение мелодии.

Ритмические;

- Протяжность одного звука.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест;

Помощь инструмента.


- У вас здорово получается.

Учащиеся поют

11 мин.

4.

Рефлексия

Л (способность усвоения теоретических знаний)

-  В каждой произведении, будь оно вокальное, инструментальное композитор пытается передать свои эмоции и чувства, они чаще всего отражают мир вокруг, поэтому сейчас предлагаю вам оценить свой эмоциональный настрой на уроке одной небольшой зарисовкой. Обратите внимание на то, что время ограничено и на выполнение данного задания у вас есть ровно 1 минута.

Дети оценивают свою деятельность на уроке.

2 мин.

5.

Итог урока

Л (способность усвоения теоретических знаний)
М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями… Верно. Сейчас предлагаю вам ответить на несколько вопросов по теме урока, обратите внимание на экране.

- Вижу, что многие справились с вопросами, значит наша тема изучена, а урок уже подходит к концу. Урок окончен, до свидания.

Отвечают на вопросы по теме

4 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха. Орган. Гомофония, полифония, фуга.

Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха.Орган: внешний вид, клавиатура, регистры. Понятия гомофония и полифогия. Форма полифонич...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Этоти конспекты и презентации были использованы мной во время прохождения преддипломной практики...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Конспекты уроков музыки на среднее звено школы...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Данные конспекты были использованны мной на преддипломной практике...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в среднем звене, разработанные мною на практике....

Конспекты уроков музыки для средней школы

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки для средней школы, разработанные мною на практике...