Конспекты уроков музыки в средней школе
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Пятков Иван Александрович

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в среднем звене, разработанные мною на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5-9.docx30.28 КБ
Файл konspekt_5-10.docx28.32 КБ
Файл konspekt_5-9.docx28.79 КБ
Файл konspekt_5-10.docx28.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 26.09.23    

Учитель музыки: Безбородов М. О.

Школа № 116

Руководитель практики: Шелепова Д. А.

Класс: 5(9)

Преподаватель фортепиано: Фоменко И. В.

Студента 40 группы

Пяткова Ивана Александровича

Преподаватель вокала: Булатова А. С.

Преподаватель дирижирования: Седлецкая И. К.

Тема урока музыки: «Средства музыкальной выразительности»

            Цель: Формирование у обучающихся представления о средствах музыкальной выразительности через произведения отечественных композиторов.

            Задачи:

Образовательная: научить обучающихся определять средства музыкальной выразительности, познакомить с циклом «Времена года» П. И. Чайковского, с песнями В. Я. Шаинского.

Развивающая: развивать внимание, ладовое чувство, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения.

Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод (беседа, объяснение), наглядный метод (собственный показ), метод музыкального обобщения, метод наблюдения за музыкой.

Материалы, оборудование: компьютер, проектор, флешка, колонки, гитара, фортепиано, кубик для рефлексии, презентация.

Музыкальный репертуар: П. И. Чайковский – Времена года, сентябрь; Ф. Шопен «Ноктюрн №2»; Л. Бетховен «Лунная соната», часть 1; П. Мориа «Love is blue»,

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Челябинск, 2023

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

развивать внимание.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Иван Александрович и ближайшее время я буду вести у вас уроки музыки. Давайте поздороваемся музыкально.

Распевка «Здравствуйте, ребята»

- Присаживайтесь. Записываем число, сегодня 26 сентября. Сегодня Международный день борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия, День встречи со старыми друзьями, День рождения граммофона, народный праздник Корнилье (корнилов день).

Именины: Юлиан, Степан, Петр, Николай, Лукьян, Леонтий, Илья, Александр
Теперь, когда мы узнали о сегодняшних праздниках, можно приступить к уроку.

-Здравствуйте!

5 минут

Организация слушательской деятельности

научить обучающихся определять средства музыкальной выразительности, познакомить с циклом «Времена года» П. И. Чайковского,  развивать внимание, ладовое чувство, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её, совершенствовать эмоциональную сферу.

Записываем тему нашего занятия «Средства музыкальной выразительности». Ребята, вам знакомы какие-нибудь средства музыкальной выразительности? Тогда сегодня мы познакомимся с ними.

Мелодия. Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной. Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему.

Лад. Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.

Для примера послушаем Ноктюрн №2 Ф. Шопена. Действительно ли в его произведении слышится то самое ясное и светлое звучание?

Слушание «Ноктюрн №2»

Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти. Послушаем произведение Л. Бетховена «Лунная соната», 1 часть. Как вы думаете, какие чувства переполняли душу композитора при создании этого популярного шедевра классической музыки?

Слушание «Лунная соната, часть 1»

Отлично, а мы продолжаем знакомство с другими средствами музыкальной выразительности.

Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.

Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:

Стаккато - отрывисто, обозначается точкой над нотой.

Легато – связно, объединяет несколько нот линией.

(Собственный показ штрихов на гитаре)

Динамика. Для передачи образа важно соблюдать динамические указания. Динамика отображает громкость. Так, для жанра марш характерно громкое исполнение, для нежной и лиричной арии чересчур громкое исполнение будет излишним, поэтому лучше придерживаться тихого воспроизведения. Композиторы при помощи специальных знаков отображают изменения в динамике. Сейчас для вас я исполню произведение французского композитора П. Мориа «Love is Blue». Исполнять я буду с разной динамикой, а вы попробуйте понять, с какой динамикой я исполнял.

Слушание «Love is Blue»

Ну как? Поняли, как в музыке важна динамика? В музыке также важны темп и ритм. Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. Как средство музыкальной выразительности ещё используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.

Предлагаю вам прослушать фрагмент произведение П.И. Чайковского «Времена года, Сентябрь» и определить средства музыкальной выразительности.

Слушание «Времена года, сентябрь».

Давайте попробуем определить, какой же был темп, динамика, лад и штрихи произведения.

(Заполняем таблицу вместе)

А теперь немного передохнем и выполним с вами несколько физических упражнений.

Физ. минутка

-Нет

-Да! Действительно!

- Возможно, чувство безответной любви и страдания.

-Здесь пиано, а в первый раз было форте.

-Лад мажорный, динамика разная, и темп быстрый.

15 минут

Организация исполнительской деятельности

познакомить с песнями В. Я. Шаинского, развивать внимание, ладовое чувство, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание её  исполнять

Отлично размялись! А сейчас я попрошу вас сесть. Ребята, скажите, как вы думаете, что же нужно сделать, чтобы все в мире были чуть добрее?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам послушать одну популярную советскую песню, музыку для которой написал Владимир Яковлевич Шаинский.

Прослушивание песни «От улыбки»

Ну что, ребята? Вы согласны со словами этой песни? Почему именно от улыбки мир становится светлей?

Я предлагаю выучить эту песню, чтобы нести добро этой песни в мир. Для этого мы встанем и начнем разучивать мелодию припева.

Разучиваем слова и мелодию припева.

 Неплохо. Теперь выучим слова и мелодию первого куплета.

Попробуем соединить куплет и припев.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Скачки на октаву, квинту и кварту

- Дирижерский жест

Темповые:

- Быстрый темп при исполнении

- разучивание в медленном темпе

Дикционные:

- Частое проговаривание звука «Р»

- четкое проговаривание текста в медленном темпе

 Присаживайтесь. На следующих уроках мы продолжим учить эту песню.

- любить друг друга

- Потому что улыбка делает нас счастливыми!

15 минут

Итог урока

развивать внимание.

Итак, Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах. Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. А сейчас мы с вами проанализируем нашу проделанную работу за урок. Но сделаем это необычным способом. Будем перекидывать с вами кубик, на котором будут надписи, которые нужно закончить.

Рефлексия «Бросок кубика»

Наш урок подошел к концу. Домашним задание будет выучить текст 1 куплета и припева. Желаю вам хорошего дня! До свидания!

- До свидания!

5 минут



Предварительный просмотр:

Дата: 26.09.23    

Учитель музыки: Безбородов М. О.

Школа № 116

Руководитель практики: Шелепова Д. А.

Класс: 5(10)

Преподаватель фортепиано: Фоменко И. В.

Студента 40 группы

Пяткова Ивана Александровича

Преподаватель вокала: Булатова А. С.

Преподаватель дирижирования: Седлецкая И. К.

Тема урока музыки: «Музыкальные образы»

            Цель: Создание условий для формирования представления о понятии музыкальный образ и его развитии через музыкальные произведения Эдварда Грига.

            Задачи:

Образовательная: сформировать представления о музыкальных образах, ввести понятия инструментальной и вокальной музыки.

Развивающая: развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения.

Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод (беседа, объяснение), наглядный метод (собственный показ), метод музыкального обобщения, метод наблюдения за музыкой.

Материалы, оборудование: компьютер, проектор, флешка, колонки, гитара, презентация.

Музыкальный репертуар: Э. Григ – «В пещере горного короля», «Утро», «Танец Анитры», В. Шаинский – «От улыбки».

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Челябинск, 2023

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

совершенствовать эмоциональную сферу, воспитывать интерес и любовь к музыке.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Открываем тетради и вспоминаем пройденную тему. Скажите, что же такое средства музыкальной выразительности? С какими средствами музыкальной выразительности мы познакомились?

Супер! Сегодня мы познакомимся с не менее интересной темой. Это тема «Музыкальный образ». Запишем с вами тему в тетради.

-Здравствуйте! Это средства, с помощью которых музыка становится интересной и индивидуальной.

5 минут

Организация слушательской деятельности

сформировать представления о музыкальных образах, ввести понятия инструментальной и вокальной музыки, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения.

Ребята, как вы думаете, что же такое музыкальный образ?

Музыкальный образ – это мысли, чувства, переживания различных людей. Образ создает композитор под воздействием впечатлений посредством творческого воображения. Под этим понятием предполагают природные явления, события из жизни одного человека или целого народа.

Запишем с вами это определение в тетрадь.

И сегодня мы с вами познакомимся с различными музыкальными образами одного прекрасного норвежского композитора. Эдвард Григ – композитор, дирижер, пианист, общественный деятель. Писал свои мелодии в стиле музыкального романтизма. Автор более шестисот произведений, которые сегодня звучат саундтреками в художественном и мультипликационном кино.

Эдварда Грига часто называют певцом скандинавских легенд, и это полностью соответствует истине. Он любил свою Норвегию, сказочно прекрасную и величавую, с ее ослепительно-белыми горными вершинами и синими озерами, волшебным северным сиянием и бездонным небом. Он с детства впитал в себя своеобразную народную музыку, песни и танцы, увлекался древними легендами и сказаниями. В его музыке нашел отражение сказочный скандинавский фольклор, с троллями и гномами, живущими в своих пещерах.

Послушаем его произведение «Утро». Скажите, какие чувства вызывает эта утренняя музыка? Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают утреннее настроение?

Слушание – Э. Григ «Утро»

Итак, ребята, как вы характеризуете эту музыку? Какие же чувства она у вас вызвала?
Хорошо, а мы идем дальше. Познакомимся мы также с наиболее популярным произведением. Произведение «Танец Анитры» произвело большое впечатление на композитора. В этом произведении показан образ восточной женщины. Послушаем с вами это произведение и выберем картинку, которая больше подходит под образ Анитры. Свой выбор нужно будет обосновать.

Слушание «Танец Анитры»

Итак, ребята, какая же картинка подходит больше?

Кто-то считает, что подходит другая картинка? Почему?

Хорошо, у нас осталось последнее произведение на сегодня, наверняка вы с ним знакомы. Это произведение называется «В пещере горного короля». Послушаем его и подумаем, каков образ горного короля? Как его передал нам Эдвард Григ?

Слушание «В пещере горного короля»

Хорошо. Ответим на поставленные вопросы.

Ребята, сегодня меня радуют ваши ответы. Сейчас мы с вами встанем и немного разомнемся.

Физ. минутка

-Возможно, это образ, который передает музыка.

-Мне показалось, что эта музыка могла бы пробудить меня утром. Мне она очень понравилась.

-Мне больше понравилась картинка под номером 1, так как костюм больше похож на восточный.

-Мне показался горный король очень страшным и суровым.

15 минут

Организация исполнительской деятельности

развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять.

Отлично, присаживайтесь! Давайте подумаем и вспомним, с песнями какого композитора мы знакомились на протяжении прошлых уроков?

Конечно, это Владимир Шаинский. Давайте послушаем песню «От улыбки» и вспомним, как она поется.

Хорошо, сейчас все встанем и вспомним, как звучит припев данной песни.

Повторяем припев песни.

Отлично, сейчас споем припев под аккомпанемент гитары.

Неплохо, пора вспомнить 1 куплет песни.

Повторяем первый куплет.

Сейчас соединим первый куплет и припев под гитару.

Соединяем первый куплет и припев.

Итак, ребята, сейчас мы с вами выучим слова второго куплета и споем их.

Хорошо, попробуем исполнить первый и второй куплет вместе.

Исполняют первый и второй куплет.

Молодцы, присаживайтесь!

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Скачки на октаву, квинту и кварту

- Дирижерский жест

Темповые:

- Быстрый темп при исполнении

- разучивание в медленном темпе

Дикционные:

- Частое проговаривание звука «Р»

- четкое проговаривание текста в медленном темпе

 

-Не помню

15 минут

Итог урока

развивать внимание, совершенствовать эмоциональную сферу.

Сегодня мы познакомились с понятием «Музыкальный образ». Кто сможет сказать своими словами, что же это такое?

Хорошо, а какое произведение Эдварда Грига вам запомнилось больше? Почему?

Итак, теперь нам осталось оценить свою работу на уроке. Для этого обратим внимание на экран. Там изображен олимп успеха. Вам нужно определить, на какой ступени находитесь вы к концу нашего урока.

Рефлексия «Олимп успеха»

Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Желаю всем хорошего дня! До свидания! 

-Мне больше всего понравилось произведение «Утро». Очень добрая и спокойная музыка.

-До свидания!

5 минут



Предварительный просмотр:

Дата: 10.10.23    

Учитель музыки: Безбородов М. О.

Школа № 116

Руководитель практики: Шелепова Д. А.

Класс: 5(9)

Преподаватель фортепиано: Фоменко И. В.

Студента 40 группы

Пяткова Ивана Александровича

Преподаватель вокала: Булатова А. С.

Преподаватель дирижирования: Седлецкая И. К.

Тема урока музыки: «Вокальная музыка»

            Цель: Формирование представления о вокальной музыке через произведения С. В. Рахманинова

            Задачи:

Образовательная: ввести понятие вокальной музыки, сформировать представление о вокальных жанрах (песня, романс, вокализ).

Развивающая: способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, развивать внимание.

Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству отечественных композиторов, желание слушать вокальные произведения и исполнять их, совершенствовать эмоциональную сферу.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод (беседа, объяснение), наглядный метод (собственный показ), метод музыкального обобщения, метод сравнения.

Материалы, оборудование: компьютер, проектор, флешка, колонки, гитара, презентация.

Музыкальный репертуар: С. В. Рахманинов – «Вокализ», «Сирень», В. Шаинский – «Голубой вагон», «От улыбки»

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Челябинск, 2023

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

Развивать внимание.

Здравствуйте, ребята! Давайте сегодня поздороваемся музыкально!

Музыкальное приветствие

Супер! Открываем свои тетради и смотрим, какая же последняя тема была записана?

Да, именно. Помните, что такое музыкальный образ? Так вот, музыкальные образы передаются не только в инструментальной музыке, но и в вокальной музыке. Об этом мы сегодня и поговорим. Записываем тему нашего урока «Вокальная музыка».

-Здравствуйте!

-Музыкальный образ

-Это образ, который передает задумку композитора

5 минут

Организация слушательской деятельности

ввести понятие вокальной музыки, сформировать представление о вокальных жанрах (песня, романс, вокализ), воспитывать интерес к творчеству отечественных композиторов, желание слушать вокальные произведения, совершенствовать эмоциональную сферу.

Итак, подумайте, что же такое вокальная музыка?

Да, вокальная музыка - это музыка, в которой главная роль отводится голосу. Также вокальной музыкой считается использование голоса на равных правах с музыкальным инструментом или инструментами.

В вокальной музыке есть 3 основных стиля: академический – стиль, с помощью которого исполняются арии, романсы и вокализы; народный – самый многогранный стиль, ведь у каждого народа вокал несет индивидуальный характер; эстрадный – самый современный и близкий вам стиль.

Сегодня мы также познакомимся с некоторыми жанрами вокальной музыки. Начнем с песни. Что же такое песня? Зачем вообще человек поет? Как вы думаете?

Вокальная музыка - это музыка, в которой главная роль отводится голосу. Также вокальной музыкой считается использование голоса на равных правах с музыкальным инструментом или инструментами.

Послушаем песню из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка», которую написал Владимир Шаинский. Песня называется «Голубой вагон». Послушайте и скажите, о чем же поется в этой песне? Знакомы ли вы с этой песней?

Слушание песни «Голубой вагон».

Итак, о чем же поется в этой песне? Понравилась ли вам она?

Познакомимся со следующим жанром. Это вокализ. Знакомы с этим жанром?

Вокализ — это пение, в котором не используются слова, а только гласные или слоги. И тут мы обратимся к творчеству Сергея Васильевича Рахманинова.

Сергей Васильевич Рахманинов - потомственный русский дворянин, гениальный пианист и композитор, стал символом русской музыки во всем мире. После Октябрьской революции он эмигрировал в Америку и прожил там последнюю треть жизни, однако музыкальные сочинения Рахманинова были известны всему миру, не исключая и Советского Союза.

Сергей Васильевич Рахманинов написал гениальный вокализ, который является наиболее популярным в мире. Послушаем его и подумаем, какие же чувства испытал автор? А какие чувства он вызвал у вас?

Слушание В. Рахманинов – Вокализ

Ребята, ответим с вами на поставленные вопросы.

И на сегодня у нас остался последний жанр. Романс — небольшое стихотворное произведение, предназначенное для сольного пения с аккомпанементом. В отличие от песни, романс пишется исключительно на стихи поэтов. Мы послушаем романс, музыку для которого написал С. В. Рахманинов. Романс называется «Сирень». Послушаем его и подумаем, о чем же поется в этом романсе? Какое чувство испытывает персонаж этой песни? Какое место сирень играет в его жизни?

Слушание С. Рахманинов – «Сирень»

Итак, ребята, ответим на поставленные вопросы. Они представлены на экране.

Неплохо. А сейчас мы с вами встанем и немного разомнемся. Повторяем движения за мной.

Физ. минутка

-Это музыка, где обязательно нужно петь.

-Человек поёт, чтобы быть счастливым.

-Да, я знаком с этой песней.

- Нет, я не знаю, что такое вокализ.

-Мне показалось, что этот вокализ очень печальный…

-Этот романс о любви к природе

15 минут

Организация исполнительской деятельности

Воспитывать желание слушать вокальные произведения и исполнять их, совершенствовать эмоциональную сферу.

Замечательно, можно занять свои места. Сегодня мы с вами доучиваем песню «От улыбки».

Для начала попробуем вспомнить 1 и 2 куплеты песни.

Повторяем 1 и 2 куплеты песни.

Отлично, сейчас споем эти куплеты под аккомпанемент гитары.

Соединяем первый куплеты и припевы.

Сейчас мы с вами немного почистим мелодию. Сейчас будут петь только мальчики.

Поют только мальчики. По необходимости мелодию чистим.

Неплохо, а сейчас поют только девочки.

Поют только девочки. По необходимости мелодию чистим.

Хорошо, ребята, сейчас мы с вами доучим 3 куплет, а затем соединим песню полностью.

Разучивается 3 куплет. Далее соединяется песня полностью.

Присаживайтесь!

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Скачки на октаву, квинту и кварту

- Дирижерский жест

Темповые:

- Быстрый темп при исполнении

- разучивание в медленном темпе

Дикционные:

- Частое проговаривание звука «Р»

- четкое проговаривание текста в медленном темпе

15 минут

Итог урока

Способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, развивать внимание.

Ребята, сегодня мы познакомились с вокальной музыкой. Скажите, какое впечатление на вас оказала музыка С. В. Рахманинова? Хочу, чтобы вы поделились со мной этим ощущением.

Неплохо, нам осталось оценить свою работу на уроке. Для этого я раздам вам специальные листочки, где вы сможете оценить себя. Даю на это задание 2 минуты.

Рефлексия.

Ребята, я желаю вам хорошего дня! Вы сегодня большие молодцы! До свидания!

- Мне понравилась музыка С. В. Рахманинова.

-До свидания!

5 минут



Предварительный просмотр:

Дата: 17.10.23    

Учитель музыки: Безбородов М. О.

Школа № 116

Руководитель практики: Шелепова Д. А.

Класс: 5(10)

Преподаватель фортепиано: Фоменко И. В.

Студента 40 группы

Пяткова Ивана Александровича

Преподаватель вокала: Булатова А. С.

Преподаватель дирижирования: Седлецкая И. К.

Тема урока музыки: «Инструментальная музыка»

            Цель: Знакомство обучающихся с инструментальной музыки через лучшие музыкальные произведения П. Мориа.

            Задачи:

Образовательная: сформировать представление об инструментальной музыке, познакомить с творчеством французского композитора П. Мориа.

Развивающая: развивать внимание, способствовать развитию чувства ритма, тембрового слуха.

Воспитательная: Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству, воспитывать коллективизм, желание работать в команде

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод (беседа, объяснение), наглядный метод (собственный показ), метод музыкального обобщения, метод сравнения, интерактивный метод.

Материалы, оборудование: компьютер, проектор, флешка, колонки, гитара, презентация.

Музыкальный репертуар: П. Мориа – «Менуэт», «В мире животных»; В. Шаинский – «От улыбки».

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Челябинск, 2023

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

развивать внимание.

Здравствуйте, ребята! Давайте повернемся к соседу слева и пожелаем ему хорошего дня, а затем к соседу справа и также пожелаем ему хорошего дня!

Присаживайтесь!

На прошлом уроке мы познакомились с вокальной музыкой. Итак, с творчеством какого композитора мы знакомились?

Хорошо. Сегодня мы познакомимся с другим крупным ответвлением музыки. Записываем тему урока «Инструментальная музыка».

-Здравствуйте, хорошо!

- С творчеством Сергея Рахманинова

5 минут

Организация слушательской деятельности

сформировать представление об инструментальной музыке, познакомить с творчеством французского композитора П. Мориа, способствовать развитию тембрового слуха.

Ребята, кто-нибудь сможет рассказать, что же такое инструментальная музыка?

Инструментальная музыка — это музыкальные произведения, исполняемые без использования слов и вокала. В центре внимания стоит музыкальный инструмент и его звуковые возможности. Инструментальная музыка может быть написана для одного инструмента или для ансамбля.

Основное отличие инструментальной музыки от вокальной заключается в отсутствии слов и текста. Это позволяет слушателям сосредоточиться на мелодии, ритме, гармонии и звучании инструментов. Инструментальная музыка дает возможность улавливать эмоции и настроение, передаваемые только звуком.

Инструментальная музыка имеет множество жанров и направлений. От классической музыки до современных стилей, таких как джаз, рок, электронная и даже металлическая музыка. Каждый жанр имеет свои особенности и характерные инструменты.

Некоторые известные жанры инструментальной музыки включают в себя:

Классическая музыка: музыка, написанная композиторами в период с XVI по XX век. Одни из самых известных классических инструментов — фортепиано, скрипка и виолончель.

Джаз: этот стиль тесно связан с импровизацией и включает в себя такие инструменты как саксофон, труба, фортепиано и контрабас.

Романтическая музыка: музыкальное направление, акцентирующее внимание на эмоциях и настроении. Она раскрывает возможности оркестровых инструментов, таких как скрипка, флейта, гобой и другие.

Рок: зарождение этого жанра связывают с использованием электрической гитары и ударных инструментов. Рок-музыка часто имеет сильный ритм и энергетику.

Таким образом, инструментальная музыка предоставляет слушателям возможность наслаждаться звуками инструментов и глубже погрузиться в музыкальный мир без использования слов и вокала. Она охватывает различные жанры и стили, позволяя каждому найти что-то по вкусу.

Сегодня мы познакомимся с популярным французским композитором 20 века Полем Мориа. Об оркестре Поля Мориа знают многие, его музыка звучала с телеэкранов, в кинофильмах, на пластинках. Поль Мориа считал себя счастливым человеком, который занимался любимым делом, и, очевидно, обладал удивительной широтой души.

Первое произведение, которое мы послушаем, называется «В мире животных». Подумайте, может у вас в голове появится образ кого-нибудь конкретного животного при прослушивании?

Слушание «В мире животных»

Ну что, ребята? О каких животных вы подумали при прослушивании этого произведения?

Интересное мнение… А мы двигаемся дальше! Следующее произведение – «Менуэт». Кто знает, что такое менуэт?

Конечно, менуэт – это старинный французский танец. Послушайте и подумайте, какие инструменты присутствуют в оркестре Поля Мориа?

Слушание «Менуэт»

Итак, какие инструменты вы услышали?

Неплохо! В составе оркестра 28 музыкантов: 10 скрипок, 2 альта, 2 виолончели, флейта, 4 трубы, 3 тромбона, гитара, бас, ударные, перкуссия, синтезатор, фортепиано. Сам Поль Мориа играл на цифровом фортепиано, которое имитирует звук клавесина.

Хорошо, сейчас мы с вами встанем и проведем физическую разминку.

Физ. минутка

-Это музыка без слов.

-Я представил себе диких животных.

-Я услышал скрипку и фортепиано.

15 минут

Организация исполнительской деятельности

Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству, воспитывать коллективизм, желание работать в команде, способствовать развитию чувства ритма.

Присаживайтесь! Сегодня мы с вами добавим шумовые инструменты к песне «От улыбки». Но для начала мы её повторим.

Повторяем песню.

Хорошо, а сейчас мы с вами разделимся на 3 команды: 1 ряд поет 1 куплет, 2 ряд 2 куплет, а 3 ряд 3 куплет. Пробуем!

Поем по рядам.

Сейчас мы с вами выучим ритмические рисунки на музыкальных инструментах.

Учим ритмические рисунки.

Хорошо, сейчас пробуем концертный вариант песни. Для этого встанем красиво, улыбнемся и будем петь с энергией и позитивом!

Присаживайтесь, получилось неплохо!

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Скачки на октаву, квинту и кварту

- Дирижерский жест

Темповые:

- Быстрый темп при исполнении

- разучивание в медленном темпе

Дикционные:

- Частое проговаривание звука «Р»

- четкое проговаривание текста в медленном темпе

15 минут

Итог урока

развивать внимание.

Ребята, нам пора закрепить свои знания. Для этого мы с вами сыграем в интересную игру «Кто хочет стать миллионером». Внимание на экран!

Интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером».

Хорошо, вы смогли пройти игру! А сейчас нам пора оценить результаты вашей деятельности. Для этого попрошу ещё раз посмотреть на экран.

Рефлексия «Лайк, дизлайк, окей»

Ребята, наш урок подошёл к концу! До скорой встречи! До свидания!

- До свидания!

5 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха. Орган. Гомофония, полифония, фуга.

Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха.Орган: внешний вид, клавиатура, регистры. Понятия гомофония и полифогия. Форма полифонич...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Этоти конспекты и презентации были использованы мной во время прохождения преддипломной практики...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Конспекты уроков музыки на среднее звено школы...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Конспекты уроков музыки для 5,6,7,8 классов...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Данные конспекты были использованны мной на преддипломной практике...

Конспекты уроков музыки для средней школы

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки для средней школы, разработанные мною на практике...