План-конспект учебного занятия Ожившая музыка чувашских легенд
методическая разработка по музыке (5 класс)

Фенглер Татьяна Геннадьевна

Технологическая карта составлена с учетом требований Ворлдскиллс.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект учебного занятия

Конкурсант

Фенглер Татьяна Геннадьевна

Дисциплина / МДК

ПМ. 02. Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях

Тема

Ожившая музыка чувашских легенд

Тип занятия

Урок комплексного применения знаний и умений в рамках углубления и расширения темы.

Вид занятия

Практическое занятие: Квест.

Цель занятия

Расширить познания обучающихся о чувашской народной и композиторской музыки на основе образного и интонационного развития мелодии

Задачи занятия

Образовательные

Сформировать устойчивый интерес к музыкальной культуре и традициям чувашского народа на примере

чувашской народной и композиторской музыки.

              Развивающие

Способствовать развитию эстетических взглядов, патриотических чувств личности, ориентированной на ценности отечественной национальной культуры.

Развить навыки: восприятия музыки, вокально-певческие навыки, навыки выразительного исполнения на музыкальных инструментах;

                  Воспитательные

Ввести учащихся в мир чувашской народной и композиторской музыки, а на основе этого привить любовь и к родной природе, людям, живущим на земле Чувашии, воспитать доброту и чувство взаимопомощи. Воспитать отзывчивость, ответственность в работе команды и коллектива;

Планируемые результаты занятия

1.Иметь представление об интонации в чувашкой народной и композиторской музыке.

2.Определять качества музыкальных образов, исходя из характеристики музыкально-выразительных средств.

3. Знать и уметь воспроизводить текст и интонацию чувашской народной песни.

4. Запомнить имена композиторов и названия произведений.

Формирование общих компетенций (над которыми идет работа на учебном занятии):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество 

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Формирование профессиональных компетенций (над которыми идет работа на учебном занятии

ПК 2.1. Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их

ПК 2.3. Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательной организации.

ПК2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся. 

ПК 2.6. Анализировать уроки музыки и внеурочные музыкальные мероприятия.

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом.

Используемые образовательные технологии

Арт-технологии, здоровье сберегающие, личностно-ориентированные,

информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии.

Материалы и оборудование

Экранно-звуковые: презентация по теме урока; аудио, видеофайлы.

Наглядные: Портреты Ф.М.Лукина, Ф. Васильева, чувашские музыкальные инструменты Шахлич и Парапан, предметы чувашского национального творчества (резьба по дереву, вышивки);

Технологические средства: компьютер, медиа аппаратура, Музыкальные инструменты: фортепиано, шумовые музыкальные инструменты

 

Этапы и ход учебного занятия

Этапы занятия

Время

мин

Содержание педагогического взаимодействия

Методические указания для каждого этапа занятия

Признаки решения дидактических задач этапов занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационно – мотивирующий этап

5 мин

Вход в класс под «Песню весеннего леса». Звучит музыкальное приветствие на чувашском языке.

- Сегодня у нас, ребята, новая встреча с музыкой. Ребята, вы, наверное, были внимательны и заметили, что песня прозвучала на чувашском языке. Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами поведем разговор на уроке? И сегодня на уроке мы будем говорить о той музыке, которая родилась, жила и утверждалась на нашей, на земле Чувашии. Кто из вас понял содержание этой песни?

С какой любовью чувашский народ прославляет красоту родного края! Мы с вами сейчас услышали одно из произведений нашего чувашского композитора Филиппа Мироновича Лукина, который написал много замечательных произведений и среди них - «Песня весеннего леса».

Осуществляет показ фрагмента презентации

Приветствуют учителя музыкальным приветствием.

Обучающиеся внимательно слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы:

-Прозвучала песня о пробуждающейся природе, о весеннем лесе, о величественном солнце, вдохновляющем жизнь.

Воспринимают содержание  презентации

Вид: Пение (исполнение приветствия), слушание

вступительное слово учителя, просмотр видео клипа

Формы: Фронтальная

Методы:

Моделирования художественно-творческого процесса

 Размышления о музыке

Соблюдают при пении певческую установку. Используют в процессе пения правильное певческое дыхание. Исполняют одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия

2.Процессуально-содержательный этап

33 мин

Среди 600 песен композитора Ф.М.Лукина существует ещё одна, с которой я хочу вас познакомить ближе. Сейчас я вам её исполню, а вы, ребята, внимательно слушайте и постарайтесь почувствовать содержание музыкального образа, который создала эта песня.

Исполняется песня «Жаворонок» муз Ф.М.Лукина. Исполнение песни учителем (под собственный аккомпанемент).

- Какой музыкальный образ создала эта песня?

Формирует установки на анализ песни. Способствует развитию воображения.

Оценивает работу учащихся на данном этапе. Дополняет и корректирует работу учащихся.

 Вопросы: о чем песня, какой у нее характер, какие выразительные средства использовал автор

 Осуществляет вокально-певческую работу над песней.   Учитель предлагает подготовить голосовой аппарат к пению, проводит распевание, используя музыкальный материал песни. (фразы, трудные для исполнения, фрагменты ритмически сложных организаций в музыке)

Обращает внимание на певческую установку.

Разучивает песню по фразам с показом движения мелодии и с помощью пластических движений, реагирует на возникающие трудности, предлагает пути их решения. Оценивает исполнение. Работа с синтезатором, показ учителем отдельных музыкальных фраз и повторение их вместе с детьми; включение приема «пластического интонирования»; проводит коррекцию ритма с использованием элементов боди-перкуссии исполнение куплета полностью с учетом исправленных недостатков.

Разучивание песни по фразам, работа над проблемными моментами (ритм, снятие окончаний, работа над звуками «р»).

– Итак, о чем эта  песня, какой у нее характер, как она связана с темой урока?

Как вы думаете, какой музыкальный инструмент смог бы изобразить пение жаворонка? Этот музыкальный инструмент исполнял пение жаворонка густым, резким, насыщенным звуком? Или же звучание этого музыкального инструмента было полетным, легким, грациозным?

- Правильно, и скрипка, и флейта могли бы изобразить пение жаворонка, его трели. Я хочу назвать ещё один инструмент - это свирель (показать инструмент). На чувашском языке - это шахлич.

Учитель погружает обучающихся в тему урока посредствам создания игровой ситуации, основанной на  содержании чувашской легенды о  Волшебной свирели. (Попадают в фантастический мир чувашской легенды, в которой, проходя определенные испытания, освобождают музыку от злых волшебных чар )

Неслучайно из глубины веков пришла к нам легенда… Когда-то давно жила на земле Чувашии Волшебная свирель. Люди любили её. Ласково называли Шахлич, что означает мелодичная свирель.  С первыми лучами солнца просыпалась Волшебная свирель в пении птиц, в жужжании пчел и в шелесте ветра такой мелодией,

которая дарила людям радость, доброту и нежность, была людям подспорьем и в работе и в отдыхе. Звенела она в монетах чувашских головных уборов «тухья», отдавала душу чувашским музыкальным инструментам, четко отбивала ритм чувашских танцев…

И был у Волшебной свирели верный друг- прекрасная птица жаворонок. Рано по утру он поднимался высоко в небо и будил своим завораживающим пением солнце и начинал этим новый день. При пении жаворонка оживала природа, просыпалось солнце, и обогревало землю. Блестели ярко на солнце чувашские украшения, радовали глаз чувашские вышивки и всюду звучал веселый детский смех. На земле Чувашии царили мир и покой!

Обучающим предлагается исполнить песню «Жаворонок» муз. Ф.М.Лукина, встать друг за другом, и имитировать своим движением хоровод, выполняя движения по кругу и  элементы боди-перкуссии ( показ учителем). Исполняется концертный вариант исполнения.

Далее, учитель играет роль  рассказчика, который постепенно раскрывает новую информацию.

 -Но вот неожиданно пришла беда!! Грозный царь Жестокости и зла Барабан решил погубить Волшебную свирель. Всюду раздавались его неистовые звуки, при которых застывали реки, с каждым его ударом опадала с деревьев листва. Перестало дарить земле свои лучи солнце. Люди стали злыми, постоянно ссорились. Чтобы заглушить прекрасные звуки Волшебной свирели, коварный барабан приберег музыку.

-Как вы думаете, могла бы эта музыка быть похожа на музыку жаворонки и свирели?

-А смог бы он выбрать такую музыку?

Звучит «Танец Эсреметя» муз. Ф. Васильева

( фрагмент из балета«Сарпиге»

С каждым днем сложнее стало жить. Всё чаще стали они вспоминать про Волшебную свирель.

Драматургия урока основывается на развитии сюжетной линии легенды (отправляемся на поиски Волшебной свирели), используя образную составляющую в содержании распевания и слушания музыкального произведения.

Постановка задачи – Послушать внимательно и ответить на вопросы:

Какие инструменты услышали? Какие партии солирующих инструментов в произведении?

Организация целостного восприятия произведения.

Организация анализа-размышления с  постановкой проблемных  вопросов. Обращение к другим видам искусства.

- Сечас мы попробуем создать 2 области музыкальных впечатлений.

1 группа будет участвовать в разборе-анализе произведения, отвечая на вопросы  дидактической игры , а 2 группа будет создавать  пластический  этюд.

Учитель  использует интерактивную игру «Средства музыкальной выразительности».  Какие инструменты услышали? Какие партии солирующих инструментов в произведении?

Каждая партия – фортепиано и оркестра что-то хотят донести до слушателя и что они могут обозначать?

Как это произведение начинается?

Остается образ одинаковым или он меняется?

Как заканчивается это произведение?

2 группа участвует в создании сценария пластического этюда, который будет исполняться во время повторного восприятия

Учитель организовывает работу, четко ставит задачи для повторного слушания.

2группа  Будет выполнять  запланированные движения пластического этюда, делегируя паре обучающихся сольное исполнение.

1 группа будет анализировать выступление, задем поделимся своими мнениями и пожеланиями.

Учитель совместно с обучающимися обобщает знания о произведении, выводит на рефлексию

Промежуточная рефлексия (эмоциональная)

«Комплимент»

Вернемся к нашей легенде:  Музыка барабана звучала  так громко, что не было уже слышно ни Волшебной свирели, ни пения Жаворонка. Последние силы покидали их, но они не пали духом. Услышали люди изможденный голос Волшебной свирели. Нелегко ей быть в заточении без людей. Ведь в людях её вдохновение, сила и дух. И обратился жаворонок к людям с просьбой: .  –«Найдите, Люди, такую песню, которая откроет ваши сердца добру, которую споете вместе!» обратилась к людям музыка,-«Только тогда смогу и я вернуться к вам!» - Скажите, ребята, а нет ли у нас с вами такой песни, которая могла бы поспорить со злом и жестокостью, которая бы разрушила злые чары царя Барабана?

Давайте поразмыслим, ребята: «Соответствует ли эта песня содержанию легенды?» (подойдет ли эта песня для  исполнения? В чем сила этой песни?)

  Учитель создает эмоциональный настрой на исполнение песни. Организовывает целенаправленное размышление постановкой вопросов о характере, образе песни и эмоциональном содержании.

В легенде такая песня нашлась. Люди пели её всё громче и громче, ведь всё больше людей её подхватывало. Люди пели её держась за руки. Песня стала настолько сильной, Песня стала настолько сильной, что рухнули оковы грозного Царя Барабана.  И он больше не строил свои коварные планы, которые вредили бы людям. И вновь запел жаворонок свои песни, навеянные теплом и любовью. Обогрело своми лучами чувашскую землю солнце. Ближе стали люди. Вновь протянули они руки друг другу, вновь зацвела черемуха.

Вот такую легенду передает чувашский народ из поколение в поколение.

Слушают и готовятся к разбору- анализу

Это песня о красоте родной природы

Ученики слушают. Вникают в содержание текста. Размышляют  над поставленными вопросами

Анализируют песню, раскрывают содержание, дают характеристику образу, выявляют наиболее яркие выразительные средства.

Повторяют музыкальные фразы и музыкально-ритмические движения

Разучивают движения бодиперкуссии под музыку

Ученики выразительно исполняют песню, выполняя ритмические движения.

Обобщают проделанную работу по знакомству и разучиванию песни.

.

Активно участвуют в беседе

Отвечают на вопросы.

Этот музыкальный инструмент мог быть скрипкой или флейтой.

Ученики слушают, погружаются  в содержание легенды. Размышляют  над поставленными вопросами

Выполняют движения хоровода и элементы чувашских танцев под пение «a cappella» учителя

Активно участвуют в беседе

Отвечают на вопросы.

-Конечно же, нет! Эта музыка должна звучать иначе! Она грубая, низкие звуки, пронзительный ритм. Полная противоположность музыки жаворонка и свирели - легкой, светлой и нежной.

-Эта музыка очень соответствует, она создает образ черных сил.

Настраиваются на восприятие музыкального произведения, формируется внутренняя мотивация на целенаправленную и результативную деятельность.

Слушают музыку и готовятся к разбору- анализу

Настраиваются на исполнение, формируется внутренняя мотивация на целенаправленную и результативную деятельность.

Участвуют в постановке плана пластического этюда. Делегируют полномочия исполнения творческой импровизации – пластический этюд в паре обучающихся.

Активно участвуют в беседе

Отвечают на вопросы.

Работают в группах 2 группа  выполняет  запланированные движения пластического этюда, делегируя паре обучающихся сольное исполнение.

Работают в группах по заданию. Представление результатов работы в группах.

Выполнение индивидуальной работы у доски.

Ответы на вопросы, высказывают мнения, формулируют  отношение к музыке, понимают процесс развития в музыке как ее основу изменений чувств и мыслей человека

Закрепляют эмоциональные и интеллектуальные впечатления,

Выполняют, рассуждают, делают выводы.

Делятся впечатлениями.

Показывают результат работы, анализируют результат.Обучающиеся благодарят друг друга за совместную работу по созданию концертного номера с элементами музыкально-ритмических движений и  бодиперкуссии с помощью аплодисментов. 

-Есть у нас такая песня!

Обучающиеся выбирают чувашскую народную песню «Çĕмĕрт çеçки çурăлать. 

Слушают и дополняют учителя

Обучающиеся исполняют знакомую чувашскую народную песню «Çĕмĕрт çеçки çурăлать», дополняя исполнение игрой на музыкальных инструментах (бубен, треугольник, шеркунок)

Вид: слушание музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений, игра на шумовых музыкальных инструментах.

Формы: Фронтальная, групповая

Методы:

Моделирования художественно-творческого процесса

Размышления о музыке

Метод эмоциональной драматургии

словесные, наглядые, дидактические – смарт доска

Практический с применением элементов арт-технологий (театр импровизаций, сценическая пластика)

Подбор эпитетов из словаря эстетических чувств и эмоций Содержательного анализа музыкальных

произведений

Имеют представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов. Умеют определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр

Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм.

Определяют жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.

Грамотно и выразительно исполняют песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

Знают о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.

Соблюдают при пении певческую установку. Используют в процессе пения правильное певческое дыхание.

Поют преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поют доступным по силе, не форсированным звуком.

Ясно выговаривают слова песни, поют гласные округленным звуком, отчетливо произносят согласные; используют средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.

Исполняют одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.

3.Рефлексивно-оценочный этап

7 мин

А сейчас давайте подведем итоги нашего урока

Ребята, на примере чувашской легенды мы с вами узнали о двух противоположных образов Свирели и Барабана- образы добра и зла. И эти образы не могут существовать вместе, и вот наступает момент, когда эти образы вступают в схватку, в борьбу. В музыкальном искусстве и в жизни побеждает добро.

А в качестве оценки своей работы на занятии предлагаю вам образовать две группы. (Рефлексия   учебной  деятельности (деятельная))

 1 группа «Рефлексивный экран»

Используется запись на доске

Перед вами 6  незаконченных фраз, которые нужно закончить. Каждый по очереди заканчивает фразу:

1. Сегодня я узнал...

2. Было интересно...

3. Было трудно...

4. Для меня было открытием то, что….

5. Больше всего мне понравилось…

6. Теперь я могу….

(Ребята друг за другом высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана)

2 группа Рефлексия (эмоциональная, деятельная, основанная на самоанализе деятельности)

«Цветок»

Мы будем составлять цветок с разноцветными лепестками, где цветом нужно отметить результаты своей деятельности:  

Темный цвет –  я не доволен своей работой,

Желтый цвет -  я старался, но не все получилось,

Красный цвет – я доволен своей работой.

 Для этого выбираем цветной лист из комплекта цветной бумаги, сгибаем его по вертикали и отрываем уголки, создавая форму лепестка. Собираем созданные лепестки в цветок. Показываем результаты работы по самоанализу деятельности.

Прошу показать результаты мне и 1 группе, и нашим зрителям.

Подходит к завершению наш урок. Я прощаюсь  с вами и

желаю, чтобы в вашей жизни всегда сопутствовала удача и доброта. Это значит нужно жить честно и красиво. Пусть этому вас научит музыка… Музыка чувашского народа.

Слушают и дополняют учителя.

Участвуют в процессе по группам

Заполняют своими выводами свободное пространство рефлексивного экрана. Отвечают на устные вопросы.

Составляют «цветок» результативности с помощью деятельности в условиях арт-технологии.

Прощаются с учителем. Выходят из класса под музыку

Вид: Рефлексия

Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы

Музыкального обобщения

 

Имеют представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.

Имеют слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной классики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого учебно-тренировочного занятия по вольной борьбе

Обучение технико-тактическим действиям в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости.1. Совершенствование сваливания сбиванием разноименного плеча сверху-снаружи и туловища сбоку.2. Сове...

План-конспект урока в 9 классе по чувашской литературе

Данный план-конспект на чувашском языке. Урок по чувашской литературе на тему Н.Ашмаринан "качи сави" калаве. К данному уроку имеется презентация. Ее можно найти на этом же сайте....

План-конспект проведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку

План-конспектпроведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку....

План-конспект проведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку №2

План-конспектпроведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку...

План-конспект проведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку №3

План-конспектпроведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку. Задачи занятия:1.     Повешение уровня быстроты, скоростно-силовых качеств, силы и общей выносливости.2....

План конспект открытого учебного занятия Технология проблемного обучения по дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия на тему «Определение логарифмов. Свойства логарифмов»

План конспект  открытого учебного занятияТехнология проблемного обучения по дисциплине  Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрияна тему «Определение логарифм...

План-конспект дистанционного учебного занятия по физической культуре. Тема занятия: " Совершенствование техники подачи мяча в волейболе"

План-конспект учебного занятия "Совершенствование техники подачи мяча в волейболе" для обучающихся 2 курса по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Цель занятия: Совершенст...