Статья "Взаимосвязь музыки и литературы"
статья по музыке

Статья о взаимосвязи музыкального искусства и литературы, о взаимодействии этих двух направлений в рамках школьной программы по предмету "Музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_muzyki_i_literatury.docx17.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь музыки и литературы

Взаимосвязь музыки и литературы - одна из самых обширных, сложных и интересных тем в музыкальном искусстве. Границы этих видов искусства не являются замкнутыми. Литература находит своё продолжение и завершение в музыке и наоборот. Писатель-поэт помогает понять глубину и выразительность музыки, а музыкант-композитор способствует более яркому раскрытию образов поэзии и прозы.

Анализируя произведения на уроках музыки, мы приходим к  интересным выводам о взаимодействии поэтического слова и его воплощения в произведениях различных музыкальных жанров.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Среди жанров существующих как в музыке, так и в литературе можно выделить былину, балладу, элегию, романс, оду, гимн.

Понимание взаимопроникновения музыки и слова начинаются с малых лет через песни.

Именно  в песнях дано сочетание музыки и речи.  Это делает вокальные произведения наиболее понятными, доступными.

Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. В викторианскую эпоху метод механического запоминания (без понимания сути вопроса) считался наиболее эффективным. Пение же мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Действительно, пение может быть, в известной степени, развлечением. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова. 

Повтор важен и для заучивания песен наизусть. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений и учит грамотно строить свою речь.

Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика. На  своих занятиях я начинаю работать  над артикуляцией с самого начала изучения песни: сама четко произношу текст, а затем при повторении детьми обращаю их внимание на то, что все слова должны произноситься четко. На первых порах мы произносим текст даже утрированно, повторяя трудное слово несколько раз, проговаривая каждый звук, а в особенности окончания слов, которые нередко теряются при пении.

Для поющих  детей,  процесс рифмовки дает возможность развивать несколько иной навык, существенный для пения и для развития речи. Сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии! 

В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами. 

Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве. 

Существуют и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить и при работе с хором, и с классом на уроке музыки, а также при индивидуальной работе с детьми.

Почему музыка и литература не только живут рядом, но и даже нужны одна другой? 

Такой вопрос  я задаю на одном из уроков детям. И они, пользуясь своим немногочисленным музыкальным и литературным опытом пытаются ответить на этот вопрос.

Мы проводим параллель от творчества Пушкина к творчеству Римского-Корсакова и Глинки через замечательные сказочные образы «Руслана и Людмилы», «Сказки о царе Салтане», «Золотого петушка». А если прочесть автобиогафическую «Летопись всей жизни» Римского-Корсакова, то можно не только обратить внимание на  прекрасный литературный язык композитора, но и на яркие картины от впечатлений, описанных им в автобиографии. Вчитываясь в музыкальные повести Паустовского, мы открываем для себя красоту образов таких композиторов как Чайковский «Скрипучие половицы», Григ «Корзина с еловыми шишками», Моцарт «Старый повар».

С детьми постарше мы можем рассуждать на вечные темы любви и вражды, вчитываясь в  поэтические фрагменты великого творения Шекспира «Ромео и Джульетта» и вслушиваясь в музыкальные характеристики героев оперы Гуно, балета Прокофьева, увертюры-фантазии Чайковского, музыки к к.ф. Н. Рота, а также мюзикла «Вестсайдская история» Бернстайна.

Литература и музыка по-разному изображают мир,  дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

На первый  взгляд они очень далеки друг от друга.  Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не всегда можно предать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.  Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая   нам глубже чувствовать, становится чище и мудрее.

Взаимопрониконовение этих двух культурных пластов  дает нам более полное представление о жизни.

Николай Заболоцкий стихи

   БЕТХОВЕН 
  В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.

   И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.

    И сквозь покой пространства мирового
До самых звезд прошел девятый вал...
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

урок по музыке в 5 классе " Взаимосвязь музыки и литературы" ( Басня А. Крылова "Квартет")

Это необычный урок, составленый в стихах! Тема ракрывается с помощью стихотворных диалогов и музыкальной сценки! Опирается на содержание урока по музыке " Музыка в баснях"  на примере басни Крыло...

Урок музыки в 5 классе- "Взаимосвязь музыки и литературы"

Урок в музыки в пятом классе на  тему "Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре"....

Взаимосвязь музыки и литературы.

Урок музыки в 5 классе "Взаимосвязь музыки и литературы"....

Проект открытого урока "ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ"

Для формирования общепредметных умений и навыков учащихся таких как: умение слушать и слышать, анализировать произведение, знание основных жанров, выделять главное, самостоятельно работать в теч...