Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС
учебно-методический материал по музыке

Учебно-методический материалы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Система оценивания на уроках музыки  в рамках реализации ФГОС

За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений          и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

         В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность.

        В своей работе на уроках музыки мы используем качественную оценку и традиционную количественную.

        Качественной оценкой мы оцениваем эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности. Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для оценочного суждения педагога большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке;

  • знакомство с дополнительной литературой о музыке;
  • слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
  • выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях;

Таким образом, с учетом выше изложенного можно выделить следующие критерии качественной оценки:

  • готовность ученика  к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;
  • углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;
  • творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.

Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибальная система, с её помощью измеряется процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт.

При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, утверждённые на кафедре и гимназии, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.

При определении качества знаний учащихся по музыке  объектами контроля и оценивания являются  4 вида учебной музыкальной деятельности:

  1.  Слушание музыки.
  2. Освоение и систематизация знаний.
  3. Вокально-хоровая работа.
  4. Творческая деятельность.

1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать  словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.

2. Освоение и систематизация знаний В музыке, как и в  предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности  проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.

 3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за  вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.

Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно,   изложение материала.

Критерии оценки текущего и итогового  контроля по предмету «Музыка»

(с учетом видов деятельности и программных требований)

  1. Слушание музыки

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Музыкальная эмоциональность, активность, участие  в диалоге

При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес

Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Суждения о музыке односложны.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя

Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

выпол-нены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами

Восприятие музыкального образа на уровне переживания.  Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Высказанное суждение обосновано.

 

Узнавание музыкального произведения,

(музыкальная викторина – устная или письменная)

Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание  автора или названия  произведения, музыкального жанра произведения

80-60%  правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора  музыкального произведения, музыкального жанра

100-90%  правильных ответов на музыкальной викторине.

Правильное и полное определение названия, автора  музыкального произведения, музыкального жанра

  1. Освоение  и систематизация знаний о музыке

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Знание музыкальной литературы

Учащийся  слабо знает основной материал.  На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя

Учащийся знает основной материал и отвечает  с 1-2  наводящими вопросами  

Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы

Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

Задание выполнено   менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы

Задание выполнено   на 60-70%, допущены незначительные ошибки

Задание выполнено   на 90-100% без ошибок, влияющих  на качество

  1. Выполнение домашнего задания

Критерии

«3»

«4»

«5»

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась

При выполнении работы использовалась дополни-тельная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе

 

  1. Исполнение вокального репертуара

Параметры

Критерии  певческого развития

«3»

«4»

«5»

Исполнение вокального номера

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону

интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера

художественное исполнение вокального номера

Участие во внеклассных мероприятиях и концертах

художественное исполнение вокального номера на концерте

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет  качество усвоения  учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

На уроках мы используем разные формы контроля:

наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.

Критерии оценки контроля  по предмету «Музыка»

Оценка «5» ставится:

  • не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;
  • не менее 8 правильных ответов в тесте;
  • художественное исполнение вокального номера;

Оценка «4» ставится:

  • 80-60%  правильных ответов на музыкальной викторине;
  • 5-7 правильных ответов в тесте;
  • интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;

Оценка «3» ставится:

  • не более 50%  правильных ответов на музыкальной викторине;
  • не более 4 правильных ответов в тесте;
  • не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.

Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно  могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной    учебный курс, только тогда они смогут   самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.

Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск  и выбор  вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы,  композиторское воплощение   и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.

         Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Наша система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Мы продолжаем искать новые подходы и критерии   оценивания на уроке музыки, которые помогут нам и учащимся выйти на новый уровень.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Музыка»

Отметка в баллах

Показатели оценки результатов учебной деятельности

1

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

2

Различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Различение основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

3

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования по памяти (по слуху), без использования нотной записи. Фрагментарное воспроизведение музыкального материала, предусмотренного учебной программой

4

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, состояния, выраженного в музыке.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования по памяти (по слуху), без использования нотной записи. Воспроизведение по памяти основной части музыкального материала, предусмотренного программой

5

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение  использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение  целесообразности их  использования.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования частично на основе нотной записи. Осмысленное  использование в собственной исполнительской деятельности средств музыкальной выразительности

6

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Наблюдение за развитием музыки, выявление и объяснение изменений темпа, динамики, тембра, регистра, лада; выявление контрастов и повторов, определение формы музыкального произведения.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

7

Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание  исполнительского плана

8

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение  результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

Создание исполнительского плана, предусматривающего использование широкого спектра исполнительских средств, в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования. Использование различных способов развития музыкальной мысли в процессе сочинения и импровизации

9

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде целостного образа – словесной модели, звуковой картины, пластического этюда и т. д.

Создание исполнительского плана и самостоятельное его воплощение в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования. Реализация достаточно сложного замысла в процессе  сочинения и импровизации

10

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде словесной модели, звуковой картины, пластического этюда, соответствующих музыкальному образу.

Создание исполнительского плана в соответствии с композиторским замыслом и его самостоятельное воплощение с помощью соответствующих характеру и стилю музыкального произведения средств в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования.

Свободная импровизация. Реализация сложного замысла с помощью широкого спектра выразительных средств в процессе сочинения

При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.

Количество баллов за выполнение задания снижается на 10 и 50 процентов, если в нём соответственно допущена несущественная и существенная ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления системы оценивания образовательных результатов в период реализации ФГОС

Работа содержит презентацию по теме"Современные средства оценивания по русскому языку в процессе изучения темы"Правописание гласных в корне слова".Раздел "Орфография"5класс...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

Современное оценивание результатов учащихся в рамках реализации ФГОС

Современное оценивание результатов учащихся в рамках реализации ФГОС...

Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений  и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных ...

Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Система оценивания на уроках искусства....

Система оценивания образовательных результатов в рамках обновленных ФГОС по биологии

Система оценивания образовательных результатов в рамках обновленных ФГОС по биологии...

Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС...