Технологическая карта урока музыки "Когда гремели пушки, музы не молчали"
учебно-методический материал по музыке (8 класс)

Власова Марина Григорьевна

Технологическая карта урока "Когда гремели пушки, музы не молчали" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_vlasova_m.g.docx30.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Власова Марина Григорьевна

Класс: 8

Предмет: музыка

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока: «Когда гремели пушки, музы не молчали…»

Цель урока: Познакомить обучающихся с симфонией № 7 Д.Д.Шостаковича и определить значение музыки в годы Великой Отечественной войны и в наши дни.

Задачи:

  1. формировать у обучающихся музыкально-образное мышление на примере произведений о Великой Отечественной войне;
  2. развивать навыки эмоционально-осознанного восприятия симфонической музыки;
  3. воспитывать патриотические качества личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

- умение определять средства музыкальной выразительности, пользоваться музыкальной терминологией;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни на основе восприятия и анализа музыкальных образов; 

- осознание роли музыки, силы ее воздействия на человека в процессе постижения таких высоких образцов музыкального искусства, как Седьмая симфонии Д.Д. Шостаковича; 

- умение выразительно исполнять песни;

- умение почувствовать воздействие музыкального произведения на собственное настроение.

- умение определить тему;

- умение сотрудничать со сверстниками при исследовании звучания музыкального произведения;

- умение выражать свои мысли и эмоциональные состояния после воздействия звучащей музыки;

- умение работать с разными источниками информации;

- умение осуществлять регулятивные действия самоконтроля, самонаблюдения и самооценки в процессе коммуникативной деятельности  в групповой работе;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

- повышение мотивации к учебному процессу;

 - умение осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;

- формирование представления о том, что искусство способно помогать человеку в преодолении жизненных трудностей;

- развитие личных качеств: воли, целеустремленности, дисциплинированности, трудолюбия и эмпатии;

- воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, народ и историю нашей страны.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, вокально-хоровая.

Используемые педагогические технологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная технологии.

Методы обучения: метод содержательного анализа музыкального произведения, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод погружения.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: 

  • делать самостоятельно выбор;
  • понимать значение знаний для человека и принимать его;
  • проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность;
  • иметь свою точку зрения;

Регулятивные:

  • организовывать свою деятельность;
  • принимать учебно-познавательную задачу;
  • планировать  свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами; 
  • отстаивать аргументированно свою точку зрения;

Познавательные:

  • анализировать объекты с целью выделения признаков;
  • осуществлять поиск учебной информации, анализировать её;
  • извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • строить логическую цепь рассуждений;
  •  создавать самостоятельно способы решения проблемы;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • отвечать на вопросы, задавать вопросы;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • осуществлять совместную деятельность в группе, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

Оборудование: синтезатор, ноутбук, проектор, ЦОР (авторская мультимедийная презентация), листы самооценки, кейс для работы  в группах.


Содержательная характеристика урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный этап

Создает благоприятный эмоциональный психологический  настрой на работу.

Настраиваются на работу, приветствуют гостей.

Р: настрой  себя на работу.

2

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Дает задание: посмотрите кадры документального фильма без звукового сопровождения и ответьте на вопросы (вопросы на слайде):

-Что делают люди в кадре?

-Какое у них настроение?

-Какая музыка могла  бы сопровождать эти кадры»?

Предлагает посмотреть этот же видеролик со звуком и ответить на вопрос:

- Совпали ли ваши музыкальные «ожидания» с реальным музыкальным сопровождением?

 -Как называется это музыкальное произведение?

-Назовите  композитора и автора слов?

Акцентирует внимание на информации об истории создания песни «Священная война»

24 июня в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Ещё один день был отведён на репетицию. 26 июня  группа Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР   впервые исполнила эту песню.

Смотрят видеоролик, формулирую ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Смотрят видеоролик  с музыкальным сопровождение.

Отвечают на вопрос, высказывают свои суждения.

Называют композитора и автора слов песни «Священная война» (композитор Александр Александров, автор слов  Василий Лебедев-Кумач)

Знакомятся с информацией, отвечают на вопросы и делают выводы.

Л: повышение мотивации к учебно-творческому процессу;

эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

К: осуществление  продуктивного сотрудничества  с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности.

3

Формулировка темы, постановка цели и задач урока

С позиции консультанта побуждает к определению темы  и учебных задач  урока (плана действий):

- Какова тема нашего урока?

Обобщает ответы детей и  предлагает  художественное название темы «Когда говорили пушки, музы не молчали…»

- Поставьте учебные задачи:

1. Познакомимся…

2. Проанализируем…

3. Определим…

Обсуждают и формулируют тему урока, предполагая, что разговор пойдет о музыке, написанной во время Великой Отечественной войны.

Формулирую учебные задачи урока (план действий):

  1. Познакомимся  с новым музыкальным произведением, созданным в годы Великой Отечественной войны.
  2. Проанализируем музыкальное произведение.
  3. Определим значение музыки в годы Великой Отечественной войны. 

Л: нахождение  связи между душевным состоянием человека и его самовыражением в музыке.

Р: принятие и сохранение задач учебной деятельности, осуществление планирования своей работы; участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением средства музыкальной выразительности; прогнозирование.

П: самостоятельно формулирование  учебных задач.

К: высказывание своей точки зрения, выбирая свою роль на уроке.

4

Открытие новых знаний

Цитирует высказывание В.В. Медушевского «В каждой интонации спрятан человек» и предлагает по мелодии определить образ человека.

Проигрывает и пропевает музыкальную тему.

Предлагает пропеть все вместе.

Задает вопрос:

-Какого человека вы видите в этой в музыкальной теме? Опишите его.

-Композитор написал 11 вариаций.

Задает вопросы:

- Что такое вариация?

-С помощью каких выразительных средств можно изменить мелодию? 

Обобщает ответы детей и дает точное определение музыкального термина «вариация» (Слайд)

 Предлагает поработать в группах и выполнить задание по инструкции.

Предлагает прослушать 2 фрагмент и продолжить работу в группах.

Предлагает прослушать 3 фрагмент и продолжить работу в группах.

 

Задает вопрос:

-Образ кого (чего)  создал композитор в этом эпизоде?

Сообщает исторические факты создания и премьеры произведения.

Предлагает посмотреть документальный фрагмент выступления Д.Шостаковича.

Акцентирует внимание, что «Эпизод нашествия» - это  1 часть симфонии.

Задает вопрос: Предположите, как закончится симфония?
Включает музыку финала симфонии.

Задает вопрос: Почему Д. Шостакович заканчивает именно так свою симфонию?

Обобщает ответы детей и делает вывод: Композитор, как и весь советский народ, верит в победу. И музыка помогает укреплять эту веру.

Знакомятся с высказыванием.

Анализируют партитуру .

Поют тему.

Дают характеристику человека.

Дают определение вариации.

Предполагают, какими средствами музыкальной выразительности можно изменить тему (инструментом, темпом, ладом и т.д.)

Слушают фрагмент и отвечают на вопрос.

Изучают инструкцию, распределяют роли, работаю в группах.

Продолжают работать в группах.

Продолжают работать в группах.

Слушают информацию и сопереживают.

Смотрят документальные кадры.

Высказывают свои предположения.

Слушаю финал симфонии.

Отвечают на вопрос.

Делают вывод.

Л: самостоятельный выбор, аргументированное отстаивание своей точки зрения.

Р: высказывание своей точки зрения; контроль; оценка

П: определение основной и второстепенной информации, извлечение необходимой; структурирование информации, проектирование; анализ информации с целью выделения главного, выбор критериев  для классификации объектов, извлечение  и преобразование информации из одной формы в другую, построение  речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: сотрудничество  в поиске информации, самостоятельное построение коммуникации в группе, распределение  «ролей»; презентация  своих достижений.

Вокально-хоровая деятельность

Предлагает прочитать текст песни «Музы не молчат…» и определить ее характер.

Предлагает прослушать исполнение песни и подпеть.

Предполагает исполнить всю песню.

Изучают текст песни и определяют характер.

Слушают и подпевают

Исполняют всю песню.

6

Рефлексия деятельности, итог урока

Организует работу по оценке общего результата урока. Побуждает к итоговой самооценке.

-Наша встреча подходит к завершению.

-Предлагаю Вам заполнить лист самооценки.

-Удалось Вас решит поставленные учебные задачи?

- Какие чувства, эмоции вы испытали во время урока??

Урок

 Какие чувства, эмоции я испытал во время урока

Учебные задачи

+/-

  1. Познакомимся  с новым музыкальным произведением
  2. Проанализируем музыкальное произведение.
  3. Определим значение музыки в годы Великой Отечественной войны.

Заполняют листы самооценки.

Желающие озвучивают свои результаты и свое эмоциональное состояние.

Л: Внутренняя позиция школьника по отношению к уроку.

К: выражение своих мыслей и чувств, обоснование своего мнения.

7

Домашнее задание

Предлагает разноуровневое домашнее задание.

1). Нарисовать образ войны;

2).Подобрать произведения музыки и других видов искусства, созданных в период Великой Отечественной войны;

3). Творческое задание: выступить с  музыкальным или литературным произведения, созданных в период Великой Отечественной войны.

Выбирают домашнее задание.

Л: повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Р: понимание важности выполнения домашних заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)

Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы...

Технологическая карта урока по теме "Кижи-музей народного зодчества.", 8 класс

Представляю Вашему вниманию презентацию и разработанный урок стратегического обучения чтению с элементами критического мышления для учащихся 8 класса.....

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Музеи Лондона"

Представляю вашему вниманию разработку урока - технологическую карту по теме "Музеи Лондона"...

Презентация к уроку музыки 1 класс "Музы не молчали"

Урок музыки в 1 классе на тему «Музы не молчали»Технологическая картаПредметмузыкаКласс  1Программа:Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Программа по музыке для общеобразовательных учреждений...

Технологическая карта урока – экскурсии в школьный краеведческий музей «Далёкое и близкое»

Класс: 6Тема урока: школьный краеведческий музей «Далёкое и близкое»Тип урока: урок открытия новых знаний...

Технологическая карта урока истории «Музей русской культуры XVIII века» 8 класс

Урок посвящен интересной, но сложной по фактической насыщенности теме культуры 18в. Форма урока - презентация "Музея" - ученических проектов....