Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса
рабочая программа по музыке (5 класс)

Вячеслав Вадимович Чистиков

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса (Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_5klass.docx63.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени И.А. Флерова»

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 30.08.2020 №

директора МБОУ «Школа №3»

Рабочая программа

по музыке

(базовый уровень изучения предмета)

5 класс

основное общее образование

Составитель: Чистиков В. В.

Городской округ Балашиха

2020 – 2021 учебный год

         Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе:

ООП ООО (для 5-9 классов) МБОУ «Школа №3» на 2018-2023 г.г. с изменениями и дополнениями; Рабочей  программы по музыке Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской,        Т.С.Шмагиной. « Музыка. Искусство. 5-7 классы – М. Просвещение, 2016.

           Согласно учебному плану МБОУ «Школа № 3» на изучение музыки в 5  классе основной щколы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).

          Планируемые результаты изучения предмета «Музыка».

           Предметные результаты

              Обучающийся научится:    

  • воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки;
  • проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности;
  • понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства  художественной выразительности;
  • знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
  • рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;
  • применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры;
  • постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира;
  • расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
  • осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации собственного творческого потенциала.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки;
  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально – изобразительных жанров;
  • узнать имена композиторов, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
  • проявлять навыки вокально–хоровой деятельности: исполнять одноголосные произведения с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, петь а capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание.

Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
  • общению с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться :

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
  • Личностные результаты     

Обучающийся научится: 

  • - воспринимать музыкальную культуру как неотъемлемую часть его общей духовной культуры;
  • - раскрывать общие музыкальные способности, образное и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
  • - чувствовать направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • - расширять музыкальный  кругозор, воспитывать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  • - овладевать основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой;
  • - приобретать навыки самостоятельной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;
  • - сотрудничать в ходе реализации различных коллективных музыкально-творческих задач.

  2.Содержание учебного предмета.

Тема первого полугодия «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у обучающихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Тематическое планирование

№ раздела, темы

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Музыка и литература

17

Вокальная музыка.

5

Фольклор в музыке русских композиторов.

5

Всю жизнь мою несу родину в душе…

7

2

Музыка и изобразительное искусство

17

Что роднит музыку с изобразительным   искусством.

6

Музыкальная   живопись и живописная музыка.

11

Всего часов

34

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам

музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

   Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

   Инструментальное музицирование. Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).

   Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

   Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная, индивидуальная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки музыки, на которых осуществляется разработка и защита учебных проектов;  уроки-викторины, уроки-игры, уроки-конкурсы, уроки-концерты.

                                                                 «Рассмотрено»

На заседании МО

Учителей общеобразовательных предметов

Протокол № _______

                  от «       »_________2020 г.

_________________ Романенко С.Р.

                                                      «Согласовано»

                       Зам. директора по УВР

         ______________ Степанянц О.В.

              «      » ______________2020 г.

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 30.08.2020 №

директора МБОУ «Школа №3»

Календарно-тематическое планирование

 по музыке для 5 «А» класса

Учитель Чистиков В. В.

п/п

Дата

план

Дата

факт

Кол-во часов

Тема урока

07.09

1

Что роднит музыку с литературой

14.09

1

Вокальная музыка

21.09

1

Вокальная музыка

        28.09

1

Вокальная музыка

05.10

1

Фольклор в музыке русских композиторов

12.10

1

Фольклор в музыке русских композиторов

19.10

1

Жанры инструментальной и вокальной музыки

26.10

1

Вторая жизнь песни

09.11

1

Вторая жизнь песни

16.11

1

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

23.11

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

30.11

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

07.12

1

Первое путешествие в

музыкальный театр.

Опера.

14.12

1

Второе путешествие в музыкальный театр.

Балет.

21.12

1

Музыка в театре, в кино, на ТВ.

28.12

1

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

11.01

1

Мир композитора

18.01

1

Что роднит музыку с изобрази-

тельным искусством?

25.01

1

Небесное и земное в звуках и красках

01.02

1

Звать через прошлое к настоящему

08.02

1

Звать через прошлое к настоящему

15.02

1

Музыкальная

 живопись и живописная музыка

20.02

1

Музыкальная

 живопись и живописная музыка

01.03

1

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

15.03

1

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

22.03

1

Волшебная палочка дирижера

05.04

1

Образы борьбы и победы в искусстве

12.04

1

Застывшая музыка

19.04

1

Полифония в музыке и живописи

26.04

1

Музыка на мольберте

17.05

1

Импрессионизм в музыке и живописи

24.05

1

О подвигах, о доблести, о славе…

25.05

1

В каждой мимолетности вижу я миры…

31.05

1

Мир композитора.

С веком наравне.

Приложение 2

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 30.08.2020 №

директора МБОУ «Школа №3»

Календарно-тематическое планирование

 по музыке для 5 «Б» класса

Учитель Чистиков В. В.

п/п

Дата

план

Дата

факт

Кол-во часов

Тема урока

07.09

1

Что роднит музыку с литературой

14.09

1

Вокальная музыка

21.09

1

Вокальная музыка

28.09

1

Вокальная музыка

05.10

1

Фольклор в музыке русских композиторов

12.10

1

Фольклор в музыке русских композиторов

19.10

1

Жанры инструментальной и вокальной музыки

26.10

1

Вторая жизнь песни

09.11

1

Вторая жизнь песни

16.11

1

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

23.11

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

30.11

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

07.12

1

Первое путешествие в

музыкальный театр.

Опера.

14.12

1

Второе путешествие в музыкальный театр.

Балет.

21.12

1

Музыка в театре, в кино, на ТВ.

28.12

1

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

11.01

1

Мир композитора

18.01

1

Что роднит музыку с изобрази-

тельным искусством?

25.01

1

Небесное и земное в звуках и красках

01.02

1

Звать через прошлое к настоящему

08.02

1

Звать через прошлое к настоящему

15.02

1

Музыкальная

 живопись и живописная музыка

20.02

1

Музыкальная

 живопись и живописная музыка

01.03

1

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

15.03

1

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

22.03

1

Волшебная палочка дирижера

05.04

1

Образы борьбы и победы в искусстве

12.04

1

Застывшая музыка

19.04

1

Полифония в музыке и живописи

26.04

1

Музыка на мольберте

17.05

1

Импрессионизм в музыке и живописи

24.05

1

О подвигах, о доблести, о славе…

25.05

1

В каждой мимолетности вижу я миры…

31.05

1

Мир композитора.

С веком наравне.

Приложение 3

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 30.08.2020 №

директора МБОУ «Школа №3»

Календарно-тематическое планирование

 по музыке для 5 «В» класса

Учитель Чистиков В. В.

п/п

Дата

план

Дата

факт

Кол-во часов

Тема урока

02.09

1

Что роднит музыку с литературой

09.09

1

Вокальная музыка

        16.09

1

Вокальная музыка

23.09

1

Вокальная музыка

30.09

1

Фольклор в музыке русских композиторов

07.10

1

Фольклор в музыке русских композиторов

14.10

1

Жанры инструментальной и вокальной музыки

21.10

1

Вторая жизнь песни

28.10

1

Вторая жизнь песни

11.11

1

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

18.11

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

25.11

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

02.12

1

Первое путешествие в

музыкальный театр.

Опера.

09.12

1

Второе путешествие в музыкальный театр.

Балет.

16.12

1

Музыка в театре, в кино, на ТВ.

23.12

1

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

        13.01

1

Мир композитора

20.01

1

Что роднит музыку с изобрази-

тельным искусством?

27.01

1

Небесное и земное в звуках и красках

03.02

1

Звать через прошлое к настоящему

10.02

1

Звать через прошлое к настоящему

17.02

1

Музыкальная

 живопись и живописная музыка

24.02

1

Музыкальная

 живопись и живописная музыка

03.03

1

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

10.03

1

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

17.03

1

Волшебная палочка дирижера

24.03

1

Образы борьбы и победы в искусстве

07.04

1

Застывшая музыка

14.04

1

Полифония в музыке и живописи

21.04

1

Музыка на мольберте

28.04

1

Импрессионизм в музыке и живописи

05.05

1

О подвигах, о доблести, о славе…

12.05

1

В каждой мимолетности вижу я миры…

19.05

1

Мир композитора.

С веком наравне.

Приложение 4

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 30.08.2020 №

директора МБОУ «Школа №3»

Календарно-тематическое планирование

 по музыке для 5 «Г» класса

Учитель Чистиков В. В.

п/п

Дата

план

Дата

факт

Кол-во часов

Тема урока

02.09

1

Что роднит музыку с литературой

09.09

1

Вокальная музыка

16.09

1

Вокальная музыка

23.09

1

Вокальная музыка

30.09

1

Фольклор в музыке русских композиторов

07.10

1

Фольклор в музыке русских композиторов

14.10

1

Жанры инструментальной и вокальной музыки

21.10

1

Вторая жизнь песни

28.10

1

Вторая жизнь песни

11.11

1

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

18.11

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

25.11

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

02.12

1

Первое путешествие в

музыкальный театр.

Опера.

09.12

1

Второе путешествие в музыкальный театр.

Балет.

16.12

1

Музыка в театре, в кино, на ТВ.

23.12

1

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

13.01

1

Мир композитора

20.01

1

Что роднит музыку с изобрази-

тельным искусством?

27.01

1

Небесное и земное в звуках и красках

03.02

1

Звать через прошлое к настоящему

10.02

1

Звать через прошлое к настоящему

17.02

1

Музыкальная

 живопись и живописная музыка

24.02

1

Музыкальная

 живопись и живописная музыка

03.03

1

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

10.03

1

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

17.03

1

Волшебная палочка дирижера

24.03

1

Образы борьбы и победы в искусстве

07.04

1

Застывшая музыка

14.04

1

Полифония в музыке и живописи

21.04

1

Музыка на мольберте

28.04

1

Импрессионизм в музыке и живописи

05.05

1

О подвигах, о доблести, о славе…

12.05

1

В каждой мимолетности вижу я миры…

19.05

1

Мир композитора.

С веком наравне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Музыка 5 класс"

Рабочая программа по "Музыке" разработана в соответствии с требованиями федерального госудорственного образовательного стандарта (ФГОСТ) нового поколения среднего общего образования....

Рабочая программа по предмету музыка 1 класс (ФГОС НОО)

Представлена рабочая программа составленная  на основе  программы по музыке «К вершинам музыкального искусства», авторы: М.С.Красильникова,О.Н.Яшмолкина,О.И.Нехаева.Москва:Яхонт,2011.Смоленс...

Рабочая программа по предмету музыка 2 класс (ФГОС НОО)

Рабочая программа разработана на основе программы по музыке «К вершинам музыкального искусства», авторы: М.С.Красильникова,О.Н.Яшмолкина,О.И.Нехаева.Москва:Яхонт,2011.Смоленск: Ассоциация XXI век 2011...

Рабочая программа по предмету музыка 3 класс (ФГОС НОО)

РабочаяПримерной программы по музыке программа Музыка Начальная школа авт.:Е.Д. Критская Москва «Просвещение» 2009 год  (указать примерную программу или авторскую программу/программы, издательств...

Рабочая программа по предмету музыка 4 класс (ФГОС НОО)

Программа разработана на основепримерной программы по музыке программа Музыка Начальная школа авт.:Е.Д. Критская Москва «Просвещение» 2009 год  (указать примерную программу или авторскую программ...

Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класс

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по авторской программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критс...

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...