Образы камерной музыки
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Якина Анна Олеговна

Образы камерной музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazy_kamernoy_muzyki.docx18.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Образы камерной музыки»

Занятие построено с использованием технологии критического мышления

Цель: Сформировать у учащихся представление о музыкальном жанре –

ноктюрн на примерах музыкального наследия классической музыки

Задачи:

Образовательная:

-Активизировать и закрепить пройденный материал предыдущей темы,

используя прием верно неверно, опираясь на принципы ТРКМ.

-Способствовать формированию образов – представлений жанра камерной

музыки таких как: гармония, красота, предлагая большой выбор

характеристик.

- Продолжать знакомить учащихся с познавательно – творческими формами

работы, такими как «Кластер», где от учащихся требуется умение вычленять

части из общего и подводить мысль к единому целому.

-Продолжать работать над синквейном как одной из форм анализа слушания

произведения.

Развивающая:

- Способствовать развитию интонационного подхода к анализу

прослушиваемых музыкальных произведений.

-Помочь учащимся расширить знания музыкального словаря новыми

понятиями: камерная музыка, ноктюрн, квартет, кантилена.

- Продолжать развивать вокально-хоровые навыки учащихся во время

исполнения песен в камерной обстановке.

- Продолжать развивать умение у учащихся правильно определять ведущие

средства музыкальной выразительности в работе по слушанию музыкальных

произведений.

-Продолжать развивать у учащихся правильно проводить слуховой анализ

музыкальных произведений. Находить сходства и различия между ними.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к шедеврам мировой музыкальной культуре через

произведения классиков, таких как А.П.Бородин, Ф.Шопен и авторов

современных вокальных произведений для их исполнения в хоре.

- Продолжать воспитывать эстетический вкус у детей во время исполнения

песенного репертуара, способствовать желанию безбоязненно выступать

перед слушателями в любой аудитории.

Музыкальное приветствие «Музыка здравствуй».

Тема нашего занятия так и звучит «Образы камерной музыки». Слайд 1

Как вы думаете, в чем состоит цель нашего занятия?

Узнать что такое камерная музыка?

Чем она отличается от других музыкальных жанров?

Как вы думаете, что такое камера?

Правильно, вы назвали слова с разными лексическими значениями, а сейчас

заглянем в историю 19 века. С латинского языка камера переводится как

комната, палата.

В то время музыка звучала в гостиных, в салонах, музыкальных залах.

Обстановка предполагает довольно непринужденную атмосферу, когда

слушатели и исполнители находятся близко друг к другу, это откладывает

непосредственно отпечаток на музыку, которая отличается тонкостью,

доверительностью исполнения.

Возникает такое ощущение, что она написана специально для тебя

Первые камерные оркестры могли состоять из 3-4 инструментов

Как вы думаете, из каких именно инструментов состояли камерные

оркестры?

Флейта, скрипка, виола, клавесин, – такой состав называли квартетом. То

есть 4 участника – 4 инструмента – инструментальный квартет

Вспомните, кто из знаменитых литераторов подробно описал квартет?

Правильно И.А. Крылов в басне «Квартет»

Вспомните, получился ли у героев басни исполнить квартет?

А давайте проверим, действительно так уж трудно исполнить квартет?

мы с вами определим,

что необходимо, чтобы квартет зазвучал

1. Сплоченность

2. Согласованное звучание

3. Профессионализм

4. Камерность звучания

5. Мелодия – образ произведения

А сейчас я предлагаю вам послушать звучание настоящего квартета.

Струнный квартет №2 А.П.Бородин. Струнный квартет состоит и- 4 частей.

1 – умеренно – быстро, 2 – шутка, 3 – ноктюрн. К сожалению, мы сможем

сегодня прослушать только 3 часть – ноктюрн.

Перед вами стоит задача после прослушиваня самим дать определение

ноктюрна. А правильно понять музыкальное произведение вам помогут

задания.

Надо разделиться по желанию на 3 группы.

1 группа – передает свои чувства через ассоциации – представления -

цветовой гаммой. Какие цвета, по вашему мнению, передают характер

ноктюрна. Рисуем, используя технику рисования по « мокрому листу».

2 группа – выбирает образы – характеристики, которые передают внутренний

мир ноктюрна. На доске предоставлено большое количество характеристик.

На основе этого составляем кластер.

3 группа – определяет какие музыкальные инструменты звучат во время

исполнения произведения? Как развивается мелодия? Повторяется ли тема в

звучании инструментом или в основе лежит контраст?

Перед вами изображение различных инструментов. Надо оставить те,

которые вы услышали.

Слушание:

Проверка заданий.

Как вы думаете, какое время года хотел передать нам композитор, какое

время суток. Почему вы так думаете, обоснуйте свой выбор.

Ночной. Виолончель передает наступление вечера, а скрипка похожа на

ночного соловья, так кА эта птица поет ночью до раннего утра.

Почему рисунки получились светлыми, яркими, не ночными. Совершенно

верно, вы догадались, так как в это время в Петербурге мы можем наблюдать

белые ночи. Это произведение написано с большой любовью и посвящено

жене Екатерине Сергеевне.

Как вы думаете, только лишь инструментальная музыка может быть

камерной?

Правильно. Существует и вокальная музыка, которая может исполняться в

камерной обстановке.

Давайте мы с вами представим лето, мы на даче в кругу друзей, наблюдаем за

природой и исполняем песню. Мальчики партия – виолончелей, а девочки

партия – скрипок. Главное слушать друг друга и не нарушать камерность

звучания песни в сочетании с природой. Постараемся передать образ

камерной музыки.

Второй куплет песни «Вечерняя песнь»

Подведем итоги нашей работы. Составим синквейн. Что это такое?

Правильно – французское пятистишие.

Камерная музыка- это

-2 прилагательных, какая?

3 глагола, что делает?

Фраза из 4 слов.

Итог слово – символ.

Перечислите, что у вас получилось. Учитель работает у доски, составляет

кластер из ответов учащихся.

Дом, уют, красота, счастье, гармония, самовыражение.

Все – что мы перечислили относиться к камерной музыке?

Главная цель творчества народа показать красоту, величие, самобытность,

теплоту, доброту русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие: «Образы камерной музыки»

Занятие  построено с использованием технологии критического мышления.Цель: Сформировать у учащихся представление о музыкальном жанре – ноктюрн на примерах музыкального наследия классической...

104. Тема 25 Камерная музыка, музыка для театра и кино Уроки 46-47

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

конспект урока 6 класс по теме: "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена"

конспект урока 6 класса по программе Критской и Сергеевой...

Тест по музыке 6 класс "Образы камерной музыки"

Тест по музыке для 6 класса к учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой создан для проверки знаний учащихся по теме: Образы камерной музыки» В тесте 10 вопросов, 1 вариант ответа.  Материал подготов...

Урок музыки по теме "Камерная музыка"

Урок музыки по теме "Камерная музыка"...

урок в 6 классе "Космический пейзаж.Образы камерной и симфонической музыки".

На уроке учащиеся знакомились с музыкой  симфонической и электронной, в которой композиторы Ч. Айвз и Э. Артемьев каждый по своему,  представляли музыку космоса....

Тема урока: «Юмор в музыке» Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

В материале данного урока идёт раскрытие характерных особенностей и способов изображения юмора в музыке....