Главные вкладки

    Занятие: «Образы камерной музыки»
    план-конспект занятия (6 класс) по теме

    Плотникова Наталья Вячеславовна

     

    Занятие  построено с использованием технологии критического мышления.

    Цель: Сформировать у учащихся представление о музыкальном жанре – ноктюрн на примерах музыкального наследия классической музыки.

    Активизировать и закрепить материал, используя принципы ТРКМ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Презентация к уроку840.38 КБ
    Microsoft Office document icon obrazy_kamernoy_muzyki.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Образы камерной музыки

    Слайд 3

    XVIII век Camera – комната, палата(лат.)

    Слайд 5

    Квартет

    Слайд 6

    Иван Андрее вич Крылов Баснописец

    Слайд 8

    Сплоченность Согласованное звучание Профессионализм Мелодия – образ произведения

    Слайд 9

    Ноктюрн

    Слайд 11

    Вечерняя песня

    Слайд 12

    Камерная музыка 2 прилагательных 3 глагола Фраза из 4 слов Камерная музыка - …(вывод)

    Слайд 13

    Образы камерной музыки



    Предварительный просмотр:

                            Тема: «Образы камерной музыки»

    Занятие  построено с использованием технологии критического мышления

    Цель: Сформировать у учащихся представление о музыкальном жанре – ноктюрн на примерах музыкального наследия классической музыки

    Задачи:

    Образовательная:

    -Активизировать и закрепить пройденный материал предыдущей темы, используя прием верно неверно, опираясь на принципы ТРКМ.

    -Способствовать формированию образов – представлений жанра камерной музыки таких как: гармония, красота, предлагая большой выбор характеристик.

    - Продолжать знакомить учащихся с познавательно – творческими формами работы, такими как «Кластер», где от учащихся требуется умение вычленять части из общего и подводить мысль к единому целому.

    -Продолжать работать над синквейном как одной из форм анализа слушания произведения.

    Развивающая:

    - Способствовать развитию интонационного подхода к анализу прослушиваемых музыкальных произведений.

    -Помочь учащимся расширить знания музыкального словаря новыми понятиями: камерная музыка, ноктюрн, квартет, кантилена.

    - Продолжать развивать вокально-хоровые навыки учащихся во время исполнения песен в камерной обстановке.

    - Продолжать развивать умение у учащихся правильно определять ведущие средства музыкальной выразительности в работе по слушанию музыкальных произведений.

    -Продолжать развивать у учащихся правильно проводить слуховой анализ музыкальных произведений. Находить сходства и различия между ними.

    Воспитательные:

    -Воспитывать интерес к шедеврам мировой музыкальной культуре через произведения классиков, таких как  А.П.Бородин, Ф.Шопен и авторов современных вокальных произведений для  их исполнения в хоре.

    - Продолжать воспитывать эстетический вкус у детей во время исполнения песенного репертуара, способствовать желанию безбоязненно выступать перед слушателями в любой аудитории.

       Музыкальное приветствие «Музыка здравствуй».

    На предыдущих занятиях мы с вами начали знакомство с творчеством русского композитора Александра Порфирьевича Бородина.

    При помощи утверждений, верно, неверно, вы сможете проверить свои знания. Насколько хорошо вами был усвоен материал.

    - верно, ли что А. П. Бородин родился в Петербурге?

    - верно, ли что А. П. Бородин был только известным химиком?

    - верно, ли что А. П. Бородин играл только на одном музыкальном инструменте?

    - верно, ли что А. П. Бородин написал оперу «Князь Игорь»(А.Н.Корсаков, Александр Константинович Глазунов)

    - верно, ли что А. П. Бородин входил в музыкальный кружок, который назывался «Могучая сила»?

    - верно, ли что главной целью «Могучей Кучи» было возрождение западной музыки в России?

    - верно, ли что А. П. Бородин захоронен на территории Александро-Невской лавры?

    - верно, ли что А. П. Бородин писал музыку в разных музыкальных жанрах?

    В каких перечислите(Опера, симфоническая музыка, романсы, песни, камерная музыка)

    Вот с камерной музыкой, которую сочинил композитор, мы сегодня и познакомимся.

    Тема нашего занятия так и звучит «Образы камерной музыки». Слайд 1

    Как вы думаете, в чем состоит цель нашего занятия?

    Узнать что такое камерная музыка?

    Чем она отличается от других музыкальных жанров?

    Как вы думаете, что такое камера?

    Правильно, вы назвали слова с разными лексическими значениями, а сейчас заглянем в историю 19 века. С латинского языка камера переводится как комната, палата.

    В то время музыка звучала в гостиных, в салонах, музыкальных залах.

    Обстановка предполагает довольно непринужденную атмосферу, когда слушатели и исполнители находятся близко друг к другу, это откладывает непосредственно отпечаток на музыку, которая отличается тонкостью, доверительностью исполнения.

    Возникает такое ощущение, что она написана специально для тебя

    Первые камерные оркестры могли состоять из 3-4 инструментов

    Как вы думаете, из каких именно инструментов состояли камерные оркестры?

    Флейта, скрипка, виола, клавесин,  – такой состав называли квартетом. То есть 4 участника – 4 инструмента – инструментальный квартет

    Вспомните, кто из знаменитых литераторов подробно описал квартет?

    Правильно И.А. Крылов в басне «Квартет»

    Вспомните, получился ли у героев басни исполнить квартет?

    А давайте проверим, действительно так уж трудно исполнить квартет?

    У меня есть музыкальные инструменты. Подойдите 4 человека.

    Предлагаются следующие инструменты: фортепиано, маракасы, румба, треугольник.

    Вам предоставляется возможность договориться

    Обращение к классу. Пока наши друзья совещаются, мы с вами определим, что необходимо, чтобы квартет зазвучал

    1. Сплоченность
    2. Согласованное звучание
    3. Профессионализм
    4. Камерность звучания
    5. Мелодия – образ произведения

    Я предлагаю вам исполнить квартет под мелодию «Вечерняя песнь»

    Конечно, нашему квартету надо еще много работать над собой и исполнением, тогда получится образ камерной музыки.

    А сейчас я предлагаю вам послушать звучание настоящего квартета.

    Струнный квартет №2 А.П.Бородин. Струнный квартет состоит и- 4 частей.

    1 – умеренно – быстро, 2 – шутка, 3 – ноктюрн. К сожалению, мы сможем сегодня прослушать  только  3 часть – ноктюрн.

    Перед вами стоит задача после прослушивания самим дать определение ноктюрна. А правильно понять музыкальное произведение вам помогут задания.

    Надо разделиться по желанию на 3 группы.

    1 группа – передает свои чувства через ассоциации – представления  - цветовой гаммой. Какие цвета, по вашему мнению, передают характер ноктюрна. Рисуем, используя технику рисования по « мокрому листу».

    2 группа – выбирает образы – характеристики, которые передают внутренний мир ноктюрна. На доске предоставлено большое количество характеристик. На основе этого составляем кластер.

    3 группа – определяет какие музыкальные инструменты звучат во время исполнения произведения? Как развивается мелодия? Повторяется ли  тема в звучании инструментом или в основе лежит контраст?

    Перед вами изображение различных инструментов. Надо оставить те, которые вы услышали.

    Слушание:

    Проверка заданий.

    Как вы думаете, какое время года хотел передать нам композитор, какое время суток. Почему вы так думаете, обоснуйте свой выбор.

    Ночной. Виолончель передает наступление вечера, а скрипка похожа на ночного соловья, так кА эта птица поет ночью до раннего утра.

    Почему рисунки получились светлыми, яркими, не ночными. Совершенно верно, вы догадались, так как в это время в Петербурге мы можем наблюдать белые ночи. Это произведение написано с большой любовью и посвящено жене Екатерине Сергеевне.

    Как вы думаете, только лишь инструментальная музыка может быть камерной?

    Правильно. Существует и вокальная музыка, которая может исполняться в камерной обстановке.

    Давайте мы с вами представим лето, мы на даче в кругу друзей, наблюдаем за природой и исполняем песню. Мальчики партия – виолончелей, а девочки партия – скрипок. Главное слушать друг  друга и не нарушать камерность звучания песни в сочетании с природой. Постараемся передать образ камерной музыки.

    Второй куплет песни «Вечерняя песнь»

    Подведем итоги нашей работы. Составим синквейн. Что это такое?

    Правильно – французское пятистишие.

    Камерная музыка- это

    -2 прилагательных, какая?

    3 глагола, что делает?

    Фраза из 4 слов.

    Итог слово – символ.

    Перечислите, что у вас получилось. Учитель работает у доски, составляет кластер из ответов учащихся.

    Дом, уют, красота, счастье, гармония, самовыражение.

    Все – что мы перечислили относиться к камерной музыке?

    Главная цель творчества народа показать красоту, величие, самобытность, теплоту, доброту русского народа.

                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    104. Тема 25 Камерная музыка, музыка для театра и кино Уроки 46-47

    Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

    конспект урока 6 класс по теме: "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена"

    конспект урока 6 класса по программе Критской и Сергеевой...

    Тест по музыке 6 класс "Образы камерной музыки"

    Тест по музыке для 6 класса к учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой создан для проверки знаний учащихся по теме: Образы камерной музыки» В тесте 10 вопросов, 1 вариант ответа.  Материал подготов...

    Урок музыки по теме "Камерная музыка"

    Урок музыки по теме "Камерная музыка"...

    урок в 6 классе "Космический пейзаж.Образы камерной и симфонической музыки".

    На уроке учащиеся знакомились с музыкой  симфонической и электронной, в которой композиторы Ч. Айвз и Э. Артемьев каждый по своему,  представляли музыку космоса....

    Тема урока: «Юмор в музыке» Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

    В материале данного урока идёт раскрытие характерных особенностей и способов изображения юмора в музыке....

    Конспект занятия по музыке "Детские образы в музыке"

    Дидактическое обоснование:Музыка 3 класс, автор программы  Г.И. Сергеева, Е.Д. Критская, 2017 г.Тема урока: «Детские образы в музыке».Дидактическая цель: создать условия для овладения...