Урок "Князь Игорь" 7 класс
план-конспект занятия по музыке (7 класс)

Якина Анна Олеговна

Урок "Князь Игорь" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.02 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku_0_1.ppt433 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о жанре «балет», познакомить с творчеством Б. И. Тищенко.

Задачи урока:1) образовательные — знать понятия «балет», типы балетного танца, составляющие балета — пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио;

уметь — определять рольбалетмейстера и дирижера в балетном спектакле,

приводить примеры балетов, полные имена композиторов и балерин и танцовщиков.

  1. воспитательные — воспитание патриотизма.
  2. Развивающие — развивать вокально-хоровые навыки при работе над песнями «Журавлиная песня», «Моя Россия».

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Ход урока

  1. Музыкальное приветствие: - День добрый! День добрый! Слова эти мы повторим. День добрый! День добрый! - Всем друзьям говорим!
  2. Актуализация ЗУНов.

Проведем разминку.(презентация)

  • Назовите простые жанры (песня, танец, марш)
  • Вспомните сложные жанры (опера, балет, симфония, концерт)
  • Что мы называем душой музыки? (мелодия)
  • Что такое скорость исполнения музыкального произведения? (темп)
  • Назовите русских композиторов. (Бородин, Глинка, Чайковский, ..)

Следующий вид работы — Найди лишнее:

  • «Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Щелкунчик», «Иван Сусанин»
  • «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизнь за царя», «Щелкунчик».
  • Ритм, динамика, вальс, мелодия.
  • Труба, флейта, виолончель, гобой.
  • К. Сен-Санс, П. И. Чайковский, М. И. Глинка, А. П. Бородин.

3. В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А. С. Пушкина:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

 - Почему именно эти строки я взяла в качестве эпиграфа?

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Обратите внимания на изображения, которые лежат у вас на партах.

Предложите тему сегодняшнего урока.

3. Постановка темы урока, целей, задач самими учащимися.

Что мы должны узнать на уроке? С какой целью будем вспоминать и расширять наши знания о таком жанре, как «балет».

 - Узнали ли персонажей балета П. И. Чайковского?

Действительно, создатель русского классического балета — П. И. Чайковский.

Он автор трех балетов — каких?

Некоторые фрагменты из этих балетов давно уже стали самостоятельными концертными номерами.

Давайте посмотрим такой фрагмент и попробуем вспомнить, что такое балет.

Видеофрагмент. - Танец маленьких лебедей.

4. Изучение новой темы — расширение и углубление понятий.

На экране — несколько вариантов определений «балета».

Балет — от итальянского «танцевать»

Балет — сложный жанр.

Балет — музыкально-театральный жанр, который возник из простого жанра «танец».

Балет — музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы.

По тематике балеты бывают разные:

  • лирический,
  • эпические
  • драматические
  • лирико-драматические
  • эпико-драматические
  • балет-поэма
  • балет-сказка
  • опера-балет.

Попробуйте определить, к какому типу балета относится балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»? (балет-сказка)

с каким понятием мы не встречались на уроках? (опера-балет)

Любой балет не может обойтись без:

балетмейстера, дирижера

Типы танцев в балете: характерные, классические.

Танец маленьких лебедей — это какой танец? Почему?

Кроме того, в современном балете выделяют танцы — ритмопластический, современный.

На экране — виды танцев:

  • па-де-де
  • па-де-труа
  • гран-па
  • адажио

Соедините стрелкой нужное определение танца.

  • танец вдвоем
  • танец втроем
  • большой танец
  • медленный танец главных героев

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире:

  • Анна Павлова
  • Галина Уланова
  • Раиса Стручкова
  • Майя Плисецкая
  • Вацлав Нижинский
  • Михаил Барышников
  • Рудольф Нуреев.

Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что и мы — их потомки — можем найти ответы на волнующие нас вопросы. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве».

В связи с изучением какой темы мы вспоминали данное произведение?

Вспомним действующих лиц:

  • Князь Игорь
  • Ярославна — его жена
  • хан Кончак

Современную интерпретацию этой древнерусской повести предложил Борис Иванович Тищенко, сочинивший балет «Ярославна» («Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слово о полку Игореве») Названия балета не случайно. Образ Ярославны — по-своему собирателен. Это символ Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности.

(1939 — 2010)

В своих учебниках вы видите только год рождения, так как в декабре 2010 году после продолжительной болезни композитор скончался. Каким он был, давайте посмотрим видеофрагмент и отметим.

Видеофрагмент о жизни композитора Тищенко Б.И.

  • Балет «Ярославна» - одно из самых известных произведений композитора. Послушаем вступление и отметим, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления? Звучит вступление.
  • Какой инструмент солирует?
  • Приём скольжения звуков флейты роднит этот инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?
  • Голоса каких деревянных духовых инструментов присоединяются к звучанию малой флейты.
  • С каким символом древнерусской церковной музыки связано число голосов во вступлении — три?

После вступления звучит хор. «Стон Русской земли».

  • С какой целью Б. И.Тишенко вводит в балет хоровой коллектив?
  • Определим тип хора: женский, мужской, детский, смешанный.
  • Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли».

Давайте сравним мнение самого композитора о своем произведении.

Видеофрагмент.

Композитор Б. И. Тищенко сделал свою интерпретацию произведения, причем не совпадающую с мнением композитора А. П. Бородина. Вы согласны?

5. Вокально-хоровая работа.

Но все-таки какую красивую мелодию создал Бородин, исполняющуюся до сих пор.

Исполнение мелодии «Улетай на крыльях ветра».

 - Новая песня, над которой мы начали работать на прошлом уроке имеет некоторое сходство с лиричности и протяжности. Какие особенности исполнения вы заметили?

Про себя поем 1 куплет. Потом вслух

Вспомним мелодию припева.

  1. Обобщение темы, задач урока.

 - С каким композитором познакомились на уроке?

- Как называется произведение, которое он сочинил?

- Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко.

Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности.  Существует ли это образ в наше время. Актуален ли он?

Мы знаем, что Россия для каждого из нас — тоже мать.

И закончить урок мне хочется песней «Моя Россия».

Споем только 3 куплет.

  1. Домашнее задание. - интересное по вариантам. - только в тетради записать правильные ответы в кроссворде.
  2. Оценка деятельности учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разминка 1. П ростые жанры Песня, танец, марш 2. С ложные жанры Опера, балет, симфония, концерт.

Слайд 2

Разминка 3. Что такое душа музыки? Мелодия 4. Что такое скорость исполнения музыкального произведения? Темп

Слайд 3

Разминка 5.Назовите русских композиторов. А. П. Бородин, П. И. Чайковский, М. И. Глинка.

Слайд 4

Найди лишнее: «Руслан и Людмила» «Князь Игорь» «Щелкунчик» «Иван Сусанин»

Слайд 5

Найди лишнее: «Лебединое озеро» «Спящая красавица» «Жизнь за царя» «Щелкунчик».

Слайд 6

Найди лишнее: Ритм Динамика Вальс Мелодия.

Слайд 7

Найди лишнее: Труба Флейта Виолончель Гобой.

Слайд 8

Найди лишнее: К. Сен-Санс П. И. Чайковский М. И. Глинкка А. П. Бородин.

Слайд 9

Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. «Евгений Онегин» А. С. Пушкин

Слайд 10

Балет — от итальянского «танцевать» Балет — сложный жанр. Балет — музыкально-театральный жанр, который возник из простого жанра «танец». Балет — музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы. Балет — музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы.

Слайд 11

По тематике балеты бывают разные: Лирические, Эпические Драматические Лирико-драматические Эпико-драматические Балет-поэма Балет-сказка Опера-балет.

Слайд 12

Типы танца в балете Характерный Классический Ритмопластический Современный

Слайд 13

Виды танцев Па-де-де Па-де-труа Гран-па адажио танец вдвоем танец втроем большой танец медленный танец главных героев

Слайд 14

Анна Павлова Галина Уланова Раиса Стручкова Майя Плисецкая Вацлав Нижинский Михаил Барышников Рудольф Нуреев.

Слайд 15

«Слово о полку Игореве» Действующие лица: Князь Игорь Княгиня Ярославна Хан Кончак

Слайд 16

Борис Иванович Тищенко (1939 — 2010) Балет «Ярославна» («Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве»)

Слайд 17

Вступление Черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления?

Слайд 18

Вступление Какой инструмент солирует? Флейта-пикколо

Слайд 19

Хор «Стон Русской земли» Определим тип хора: женский, мужской, детский, смешанный. Мужской хор

Слайд 20

Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....