Урок - презентация. Волшебная палочка дирижёра.
презентация к уроку по музыке (5 класс)

«Дирижёр»

Твой взмах  руки, как  взмах  крыла.
Своею палочкой волшебной
Ты - чудодейство  волшебства
И сказки доброй, добрый гений.
   

«Щелкунчик«», «Золушка»,  «Кармен»,
Ах, как прекрасны эти звуки!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Так проникают глубоко,
Как  водопад в морские руки.


Как  в небе птица высоко
Летит, паря над облаками,
«Жизель», прекрасная «Ассоль»                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Душой и сердцем рядом с нами.

Оркестр гремит, оркестр могуч,
Но без тебя он глух  и робок,
Как  лист, озябший  на  ветру,
Так без тебя оркестр неловок.

Тебе Господь дал два крыла,
Дал дар немого красноречья.
Лишь жаль года, успеть бы всё,
Ведь жизнь - она так  быстротечна.

                                         Евгения Кириченко
        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_palochka_dirizhyora.docx1008.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Волшебная палочка дирижёра».

Урок – презентация.

Цель урока:

* познакомить  с историей  возникновения  дирижёрской палочки;

* познакомить с различными видами оркестров;

* показать особое значение роли дирижёра при исполнении музыкальных произведений.

Задачи урока.

Образовательная:

* познакомить с историей возникновения дирижерской палочки;

* показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в состав оркестров;

* познакомить со знаменитыми дирижёрами.

Развивающая:

* развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности.

Воспитательная:

* воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.

1 слайд.                                                                                                                                                              «Купола России»

музыка Никиты Богословского,                                                                                                                                 слова Алексея Фатьянова.

2 слайд.

Волшебная   палочка   дирижёра.

3 слайд.                                                                                                                                                           Стихотворение (загадка о ком это стихотворение?)                                                               Евгения Кириченко

«Дирижёр»

Твой взмах  руки, как  взмах  крыла.
Своею палочкой волшебной
Ты - чудодейство  волшебства
И сказки доброй, добрый гений.
   

«Щелкунчик«», «Золушка»,  «Кармен»,
Ах, как прекрасны эти звуки!                                                                                                                               Так проникают глубоко,
Как  водопад в морские руки.


Как  в небе птица высоко
Летит, паря над облаками,
«Жизель», прекрасная «Ассоль»                                                                                                                         Душой и сердцем рядом с нами.

Оркестр гремит, оркестр могуч,
Но без тебя он глух  и робок,
Как  лист, озябший  на  ветру,
Так без тебя оркестр неловок.

Тебе Господь дал два крыла,
Дал дар немого красноречья.
Лишь жаль года, успеть бы всё,
Ведь жизнь - она так  быстротечна.

4 слайд.

История  возникновения  дирижёрской палочки.

История  появления  дирижёрской  палочки  очень необычна и интересна. В  18  веке  в  опере  дирижёра   называли  «дровосеком»  потому, что  в  руках   у  него была  палка из дерева длинной 1 метр  80 см, называли ее «баттута». 

Баттутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким». Стук  баттуты очень  мешал  восприятию  музыки.

5 слайд.

В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижёром. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра, возникло «тихое  дирижирование» жестами рук.

6 слайд.

Чтобы  сделать  руки  дирижёра более заметными,  использовали  различные предметы.   Чаще  всего   использовали скрипичный   смычок   (показ смычка) или  нотные  листки,  свернутые    в рулон,  некоторые   использовали обыкновенную   ветку   с   дерева. Дирижёры  стояли  лицом к публике - показывать  ей   спину   считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку   для   дирижёра   впервые практически одновременно прибегли такие музыканты, как                                                                                                                                                               Игнáц Франц фон Мóзель (1812),                                                                                                                                            Карл Мария фон Вебер (1817),                                                                                                                              Людвиг Шпор (1817).

7 слайд.

Музыкантам   очень   неудобно   было   видеть   жесты дирижёра , который стоит к ним спиной. Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, немецкий композитор  

и  дирижёр  Рихард  Вагнер или  французский композитор Гектор Берлиоз.

8 слайд.

Дирижёр с французского – управлять, направлять, руководить.

Задачи дирижёра:

* заставить весь оркестр играть ритмично и слаженно;                                                                             * разучить произведение c исполнителем;                                                                                               * показывать вступление всем музыкантам;

* главная задача дирижёра – наиболее полно передать авторский  замысел.

9 слайд.

От  мастерства  дирижёра  зависит,  как  прозвучит произведение.                                                           Понравится оно слушателям или нет.  

Видео. Вступление к опере «Садко» - «Океан – море синее» Н.А. Римского Корсакова.

10 – 15 слайды.

Дирижёры России

Мстислав Леопольдович Ростропович – виолончелист – пианист.

Валерий  Абисалович Гергиев.

Владимир  Теодорович  Спиваков – скрипач.

Владимир  Давидович  Ашкенази – пианист.

Юрий  Абрамович  Башмет.- альтист.

Вероника  Борисовна  Дударова.

16 и 17 слайды.

Дирижёры мира.

Австрийский  дирижёр Карлос Клайбер. 

Американский  дирижёр Леонард Бернстайн – композитор.

18 слайд.

Виды оркестров.

19 слайд.

Военно - духовой  оркестр.

Русский царь Иван Грозный в 1547 году издал указ о  формировании военно-духового оркестра.

20 слайд.

Царь Петр I отличался особой любовью к духовым инструментам. В 1700 году Петр подписал Указ № 2319 о создании военно-оркестровой службы в молодой регулярной российской армии «Штатах кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям». С тех пор военные музыканты, поднимая боевой дух солдат, прошли «огни и воды». Тогда же были организованы первые российские полки – Семеновский и Преображенский. Кстати, сам Петр I был штатным старшим барабанщиком Преображенского полка.

Если военный оркестр выступает в парке, то дирижёр находится на традиционном месте – лицом к оркестру. А если на параде – идет впереди оркестрантов и держит в руках атрибут – тамбуршток. Дирижёр так и называется тамбурмажором.

21 слайд.

«У меня есть два русских врага: морозы и русская военная музыка»   Наполеон Бонапарт

В конце 19 века появилось выражение «Военный оркестр – это визитная карточка полка».

В 1909 году английский композитор Густав Холст написал первое произведение специально для военного духового оркестра.

22 слайд.

Джазовый  оркестр.

23 слайд.

24 слайд.

Оркестр русских народных инструментов.

Создателем  оркестра русских народных инструментов был Василий Васильевич Андреев, в 1888 году оркестр назывался «Кружок любителей игры на балалайке».  

25 слайд.

Симфонический оркестр.

26 слайд.

История симфонического оркестра восходит к  рубежу XVI –XVII веков. К концу XVIII века  сложился малый оркестр (около 30 струнных, 2 флейты, 2 гобоя, 2-3 валторны и литавры).  Для такого состава писали  Йозеф  Гайдн,  Вольфганг Амадей Моцарт.

27 слайд.

В XIX  веке   сложился  «классический»  состав оркестра.

28 слайд.

Видео.  

«Марш Радецкого» Иоганна Штрауса - старшего. Марш написан  в честь фельдмаршала графа Радецкого.

В этом видео дирижируют друг за другом три всемирно известных дирижёра:

1 австрийский дирижёр   Герберт фон Караян                                                                                                  2. израильский дирижёр и пианист Даниэль Баренбойм                                                                                   3. Японский дирижёр  Сэйдзи Одзава.

29 - 30  слайды.

Викторина по пройденному материалу.

Вопросы по теме: «Дирижёрская палочка».

1. Почему в 18 веке дирижёра называли «дровосеком»?                                                                                                      

2. Как ответ № 1, она называлась?

3. Её размеры?

4. Что значит «тихое дирижирование?  Когда оно возникло?

5. Какие предметы использовались, чтобы сделать руки дирижёра  более  заметными?

6. Кто первым применил дирижёрскую палочку?

7. Кто первым из композиторов дирижируя оркестром, повернулся к нему лицом?

8. В каком веке это произошло?

9. О ком идёт речь?

    Твой взмах  руки, как  взмах  крыла.
   Своею палочкой волшебной
   Ты - чудодейство  волшебства
   И сказки доброй, добрый гений...

10. Название оркестра?

11. Кто из русских царей в 1547 году издал указ о    

формировании военно-духового оркестра.

12. Кто из русских царей был штатным старшим барабанщиком Преображенского полка?

13. Кто сказал: «У меня есть два русских врага: морозы и русская военная музыка»?

14. В конце, какого века появилось высказывание «Военный оркестр – это визитная карточка полка».

15. Кем в 1909 году написало первое произведение специально для военного духового оркестра.

16. Если на параде  дирижёр – впереди оркестрантов и держит в руках атрибут тамбуршток, как его называют?

17. Кто был создателем  оркестра русских народных инструментов  в 1888 году оркестр, который назывался «Кружок любителей игры на балалайке»?

18. Кто сказал: «У меня есть два русских врага: морозы и русская военная музыка»?

19. В конце какого века появилось высказывание «Военный оркестр – это визитная карточка полка».

20. Кем в 1909 году написало первое произведение специально для военного духового оркестра.

21. Название оркестра?

22. Название оркестра?

Внимательно прочитайте названия инструментов, переписать те инструменты, которые не входят в состав данного оркестра…

23. Инструменты русского народного оркестра:

Гудок, скрипка, жалейка, фагот, гусли, балалайка, банджо.

24. Инструменты джазового оркестра:

 банджо, труба, гусли, балалайка, тромбон, кларнет, жалейка, контрабас.

25. Главная задача дирижёра?

 Ответы на вопросы викторины.

1. Потому, что  в  руках   у  него  была  палка  из дерева.

2. Баттута.

3. Длинна 1 метр 80 см.

4. Жестами  рук,  в 19 веке.

5. Использовали скрипичный смычок  или  нотные  листки,  свёрнутые в рулон,  некоторые  использовали ветку  дерева.

6. Игнáц фон Мóзель.

7. Рихард  Вагнер или Гектор Берлиоз.

8. В 19 веке.                        

9. О дирижёре.

10. Джазовом оркестр.

11. Царь Иван Грозный.

12. Царь Пётр I.

13. Наполеон Бонапарт.      

14. В конце 19 веке.

15. Английский композитор Густав Холст.

16. Тамбурмажором.

17. Василий Васильевич Андреев.

18. Наполеон Бонапарт.        

19. В конце 19 века.                      

20. Английский композитором Густавом Холстом.

21. Оркестр русских народных инструментов.

22. Симфонический оркестр.

23. Скрипка, фагот, банджо.

24. Гусли, балалайка, жалейка.

25. Наиболее полно передать авторский  замысел.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижёра"

Данная учебно-методическая разработка урока содержит подробный конспект урока и презентацию....

конспект урока . тема " Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока ( технологическая карта) тема: " Волшебная палочка дирижёра.  Знакомство с группами инструментов в оркестре, с ролью дирижера в оркестре....

урок музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижёра"

Данный материал полностью соответствует требованиям ФГОС...

Волшебная палочка дирижёра

Волшебная палочка дирижёра...

Презентация к уроку музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

История возникновения дирижерской палочки...

Урок музыки. "Волшебная палочка дирижера"

Традиционный урок с элементами игры....

Конспект урока музыки "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки "Волшебная палочка дирижера" 5 класс...